Файл: Щербина, Л. П. Коммутируемые сети связи [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Входящим рельефом сети связи по отношению к какому-либо КЦ называется совокупность коэффициентов, приписываемых каж­ дой ветви и определяющих минимальную длину пути к этому КЦ.

Пусть задана сеть связи, структура которой представлена на рис. 5.2. Требуется сформировать входящий рельеф этой сети отно­ сительно КЦ7 . Принято считать, что сеть связи снабжена входящим рельефом относительно КЦд если каждая из ее ветвей отмечена следую­ щим образом:

■— все ветви, входящие

вКЦд— коэффициентом 1 ;

все ветви, смежные

светвями, обозначенными 1, — коэффициентом 2 ;

все ветви, смежные

светвями, обозначенными

2 , — коэффициентом

3,

 

я т. д.

 

 

 

 

ви

По поводу любой вет­

 

можно

сказать,

что

 

она

имеет

по

отношению

 

к КЦ* высоту,

равную

/г,

 

если она отмечена коэф­

 

фициентом п на входящем

 

рельефе относительно это­

 

го КЦ.

 

 

 

 

 

На рис. 5.4а нанесен

 

входящий рельеф, харак­

 

теризующий

ориентацию

 

сети связи к КЦ. Анало­

 

гично йожет быть сфор­

 

мирован входящий рельеф

 

к любому КЦ рассматри­

Рис. 5.4.

ваемой сети. Совокупность

 

входящих рельефов, сформированных относительно всех КЦ сети связи, называется полным рельефом этой сети.

Входящие рельефы остаются без изменения при нормальном функционировании сети связи, т. е. при поддержании заданной ве­ личины нормирующего параметра ри и структуры сети. При изме­ нении ситуации на сети, ведущем к нарушению ее нормального функционирования, происходит переформирование рельефа. ' '

Пусть, например, в рассматриваемой сети вышла из строя ветвь « 57. Реакцией на это со стороны оперативных СУС будет перефор- ^ мирование входящих рельефов. На рис. 5.46 приведен в качестве примера результат такого переформирования входящего рельефа относительно КЦ7 . При восстановлении прежней структуры восста­ навливается и входящий рельеф.

5 Зак. 836

65


Алгоритм поиска путей установления соединений от КЦ; по тре­ бованиям, поступающим на этот КЦ, определяется исходящим рельефом.

Исходящим рельефом какого-либо КЦ называется совокупность коэффициентов, которые приписываются каждой ветви, исходящей от этого КЦ, и определяют минимальную длину пути для каждого из направлений связи, использующих эту ветвь.

Считают, что КЦ снабжен исходящим рельефом, если каждой исходящей.из него ветви поставлены в соответствие'коэффициенты, численно равные количеству ветвей кратчайшего пути в каждом направлении связи, проходящем через данную ветвь. Так, для сети связи, структура которой изображена на рис. 5.4а, исходящий рельеф КЦз в направлении 3—7 характеризуется коэффициентами: на ветви созб— 1, на ветви cosi — 3 и на ветви созг — 5.

Совокупность всех коэффициентов по ветвям и направлениям

связи называется

полным рельефом данного КЦ. Пример полного

рельефа КЦз (для структуры сети по рис. 5.4а)

представлен в таб­

лице 5.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.3

 

 

 

 

Направление к КЦ

 

 

 

Ветвь

1

2

4

5

6

7

8

9

 

 

 

Высоты исходящего рельефа КЦ 3

 

 

Ш31

1

2

2

2

3

3

з <

4

ш32

2

1

3

3

2

4

4

3

“36

2

3

2

1

2

2

3

2

Распределение ветвей по путям в различных направлениях связи определяется высотами ветвей в этих направлениях. Ветвь, имею­ щая минимальный вес, относится к пути первого выбора, и с нее начинается процесс установления соединения в требуемом направ­ лении связи; ветвь с большим весом относится к пути второго выбора, и т. д.

Для рассматриваемого примера при установлении соединений в направлении 3—7 (см. таблицу 5.3) путь первого выбора начи­ нается ветвью мз5, путь второго выбора — ветвью созх и путь третьего выбора — ветвью созг.

При изменении структуры сети связи оперативные СУС реаги­ руют на это переформированием рельефов каждого КЦ. Пусть, как и в предыдущем примере, на рассматриваемой сети связи повреж­ дена ветвь й>57 и структура этой сети примет вид рис. 5.46. Новое

66


состояние полного рельефа КДз после переформирования показано в таблице 5.4.

Таблица 5.4

 

 

 

 

Направление к КЦ

 

 

 

Ветвь

1

2

4

5

6

7

8

9

 

 

 

Высоты исходящего рельефа КЦ3

 

 

“ 31

1

2

2

2

3

3

3

4

“33

2

1

3

3

2

4

4

3

“95

2

3

2

1

2

з *

3

2

Как видно из таблиц 5.3 и 5.4, вес (*) ветви Ш35 после перефор­ мирования изменился. Это может привести к изменению последова­ тельности выбора путей установления соединений.

Статистические СУС осуществляют контроль за соответствием ПРН (рельефа) ситуации на сети связи и за переформированием рельефа в случае изменения этой ситуации чаще всего по значению нормирующего параметра ри. При этом величина параметра ра определяется как отношение числа требований, получивших отказ

вобслуживании на данном пути за определенный промежуток вре­ мени, к общему числу требований, поступивших на этот же путь за тот же промежуток времени.

Работа СУС обеспечивается следующим образом. Контрольные устройства СУС следят за прохождением требований, поступающих на каждый путь установления соединений, за определенные норми­ рованные промежутки времени. Занятие путей установления соеди­ нений при обслуживании поступающих требований осуществляется

впоследовательности, определяемой состоянием исходящего рель-: ефа данного КЦ в требуемом направлении. Отношение требований; получивших отказ на каждом пути, к общему числу поступивших на данный путь требований сравнивается в конце каждого норми­ рованного промежутка времени с параметром этого пути ри■При превышении величины полученного отношения значения ри сверх допустимого вес ветви, определяющий путь установления соедине­ ния, увеличивается и становится больше веса ветви, определявшей ранее путь последующего (после данной) выбора. Таким образом,

последовательность выбора путей изменяется. — Аналогично осуществляется изменение последовательности'поис­

ка путей установления соединений и в обратном порядке. При этом случайные кратковременные изменения параметров не приводят: к переформированию рельефа. Такая инерционность в работшста-

5*

67:


тистических СУС определяется тем, что анализ ситуации ведется по средним за нормированный промежуток времени значениям, а команда на переформирование рельефа вырабатывается лишь при превышении этих средних значений какой-то установленной критической величины.

§ 5.3. Принципы построения СУС

Принципы построения СУС во многом определяют их структуру

ифункциональный состав [2].

Внастоящее время могут рассматриваться следующие основные способы построения СУС:

централизованный;

зоновый;

межзоновый;

децентрализованный.

Монеты.

-- инсрормациопные

управления

Рис. 5.5.

Построение централизованных СУС предусматривает наличие центрального органа управления сетью связи (ЦОУС) и местных исполнительных органов (МИО), которые располагаются, как пра­ вило, совместно с КЦ и осуществляют как долговременную, так и оперативную коммутацию. Вариант построения централизованной СУС представлен на рис. 5.5.

ЦОУС выполняет следующие основные функции:

хранение плана распределения нагрузки управляемой сети связи; /

осуществление сбора и обработки информации о состоянии

элементов сети;

оценка загруженности участков сети;

выявление отклонений параметров потоков требований от нормированных (первоначальных) значений;

определение возможностей перераспределения нагрузки с целью повышения пропускной способности сети связи или отдель­

ных ее участков;

изменения в плане распределения нагрузки;

формирование команд для МИО, реализующих перераспре­

деление нагрузки по элементам сети.

МИО выполняют следующие основные функции:

осуществление контроля за прохождением потоков требова­ ний (или состоянием элементов контролируемого участка сети);

—■передача на ЦОУС результатов контроля, осуществляемого по пункту 1;

принятие команд от ЦОУС;

воздействие на объекты управления СУС (кроссы, програм­

мы СУНС, силы и средства, осуществляющие строительство маги­ стралей связи).

Эффективность управления сетью связи во многом зависит от рационального распределения функций между человеком и техни­ ческими средствами управления. Сочета­ ние «человек—машина» в системах управ­ ления сетью остается независимым от степени автоматизации процесса управ­ ления. Речь может идти лишь о перерас­ пределении функций управления между человеком и техническими средствами.

На первых этапах построения СУС на че- ловека-оператора возлагается выполне­ ние большинства логических операций и принятие решений. ЦОУС в этом случае может быть представлен как командный пункт сети связи, в котором оператор (группа) операторов по информации о со­ стоянии на сети принимает решения, фор­ мирует и подает команды на МИО для их выполнения. Техническое обеспечение ЦОУС может состоять из следующих эле­ ментов (рис. 5.6):

аппаратура связи, включающая коммутационное устройство (КУ), оконечные устройства, входящие в состав рабочего места оператора (РМО);

устройства или приспособления с ПРИ;

устройство отображения состояния элементов сети (УОС);

устройства или приспособления со справочными материала­ ми (С).

Устройства и приспособления в' этом случае могут быть пред­ ставлены в виде различных табло и планшетов с полуавтематическим и ручным вводом информации, ПРИ — в виде таблиц (см., на­ пример, таблицу 5.4).

МИО представляет собой (рис. 5.7) рабочее место оператора с аппаратурой связи, устройствами контроля (УК) за состоянием элементов определенного участка сети или качеством обслуживания источников нагрузки по направлениям. При разделении МИО по

69


объектам воздействия в распоряжении операторов имеются сред­ ства воздействия (СВ), соответствующие конкретному объекту воз­ действия.

С увеличением степени автоматизации СУС роль оператора на ЦОУС сводится к контролю за работой автоматизированной систе­

 

 

мы управления (АСУ). При этом в

 

 

аварийных случаях остается воз­

 

 

можность вмешательства оператора

 

 

в процессе управления сетью. Аппа­

 

 

ратурный комплекс

ЦОУС может

 

 

иметь различную комплектацию. На

 

 

рис. 5.8 приведен вариант его по­

 

 

строения. В приведенном варианте

 

 

ЦОУС содержит:

 

ПС *

ЦОУС

— автоматическое

коммутацион­

 

 

ное устройство (АКУ), представляю­

Рис.

5.7.

щее собой концентратор, в который

 

 

включены каналы управления, с од­

ной стороны, а кодовые приемопередатчики (КПП) и оконечные устройства связи РМО — с другой;

ПС к MUO

Рис. 5.8.

— распределитель очередности (РО), устанавливающий опреде­ ленный порядок взаимодействия ЦОУС и МИО; .

— анализатор принимаемой от МИО информации (АПИ);

70