Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ются продольные пульсации магнитного потока, что вызывает уменьшение колебаний напряжения на зажимах машины и умень­ шение магнитной вибрации. Однако надо помнить, что чрезмер­ ное увеличение числа пазов увеличивает расход пазовой изоля­ ции, вследствие чего увеличивается стоимость машины. Кроме того, из-за относительного увеличения толщины изоляции в пазу может увеличиваться длина машины.

При выборе числа пазов якоря должны быть соблюдены сле­ дующие требования.

1. Число пазов на полюс ZI2p на основании данных практики должно соответствовать значениям, указанным ниже:

Диаметр якоря, мм

<500

<1000

>1000

Z /2 p ...................................

7—10

10—16

12—22

Здесь большие значения Z/2p соответствуют меньшим числам полюсов для данного диаметра якоря.

2.Число пазов якоря должно удовлетворять условиям сим­ метрии обмотки.

3.При якорях с диаметром больше 1000 мм, сердечники которых собираются из сегментов, число пазов должно быть выб­ рано с учетом того, чтобы

размеры

сегментов

и

число

а)

5)

 

пазов в каждом сегменте поз­

 

 

 

 

воляли

произвести

сборку сер­

 

 

 

дечника. Кроме того, число

 

 

— о

сегментов по окружности

якоря

 

С

должно быть таким,

при

кото­

 

ром

снижается

возможность

 

 

 

возникновения подшипниковых

Рис. 6-4. Варианты выполнения по­

токов.

 

 

 

 

 

люсных наконечников:

а — остроко­

Выбор числа а — bp!tl не

нечные,

б — закругленные

имеет существенного

значения,

 

 

 

так как

эффективное значение этого числа может измениться при

работе

машины

под

нагрузкой.

Объясняется

это тем, что поле

реакции якоря может вызвать насыщение зубцов и краев

полюсного

башмака (рис. 6-4, а). Для того чтобы уменьшить вероятность насыщения краев полюсных башмаков, следует делать их закруг­ ленными, как показано на рис. 6-4, б.

6-3. СОБСТВЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ЯРМА

У машины постоянного тока частоты собственных колебаний ярма будут ниже, чем у статора синхронной или асинхронной машины при равных высотах спинки статора и ярма. Объясняется это тем, что главные полюсы являются сосредоточенными мас­ сами, прикрепленными к ярму.

Детальное исследование частот собственных колебаний машин постоянного тока показывает, что понижение частоты, рассчи-

89



 

 

 

Таблица 6-2

Характер

7. ф q"p

Z = q"p

колебания

От ради­

rtij +

тр

m-s +

2тр

альных

 

 

 

 

сил

 

 

 

 

От изгиба­

т/ +

kmp

т/ +

2kmp

ющих

 

 

 

 

моментов

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е. Индекс

/ у массы ярма;

р —у

полюса.

 

 

 

 

тайной по формуле (3-44), происходит за счет поправки на вели­ чину массы, принятой в расчете. При этом формула для расчета податливости остается без изменения. Величина указанной массы зависит от отношения числа пазов в якоре Z к числу пар полюсов р.

Здесь надо различать два случая:

а) Z не является числом кратным р (Z =f= q"p), а следовательно, порядок колебаний г отличается от числа кратного р\

б) Z является числом, кратным р (Z = q"p), и порядок коле­ баний г также кратен р.

Величина колеблющейся массы т, приведенной к 1 см2 сред­ ней цилиндрической поверхности ярма, для указанных случаев приведена в табл. 6-2.

Коэффициент k определяется из следующей зависимости:

(6-14)

'/+ * /

где hp — радиальная высота полюса, hj — высота ярма, Ір — ак­

сиальная длина полюса, /;- — аксиальная длина ярма.

 

Пример 1. Произведем расчет магнитной вибрации двигателя постоянного

тока мощностью 20 кет (1600 обімин,

2р = 4), имеющего следующие данные:

=

индукция в воздушном зазоре Вй =

5700 гс;1количество пазов в якоре Z =

42; ширина пазового деления tl — 1,72 см; ширина полюсного башмака Ьр =

=

12,9

см; коэффициент Картера kc =

1,23; длина полюса по оси машины If =

=

14,5

см; длина ярма по оси машины /у = 22 см; средний радиус ярма Rj =

=

20 см; радиус якоря Ra = 11,5 см; толщина ярма hj = 2 см; удельная масса

ярма тj == 3,5- ІО"5 кгс-сек21см; удельная масса полюсов тр =

4- ІО"6 кгС'сек?/см.

Р е ш е н и е .

1. Частота

возбуждающих

магнитных сил

/ =

42-1600

1120 гц, со

 

 

 

 

60

=

2 л -1120 = 7030

1/се/с.

2. Вид колебаний,

вызываемых возбуждающими силами:

 

2Р

42

10,5;

_

12,9

7,5.

 

 

 

4

 

1,72

 

 

 

 

 

 

 

90


При таких соотношениях от радиальных сил возникают колебания с числом волн по окружности ярма г — 2 Т(см. табл. 6-1).

3. Удельная радиальная сила, приведенная к среднему радиусу ярма по формуле (6-9):

 

p, = 2 ( w

)

2' (1-2 3 -1 )'4'bl0' 2' i

r

= 1 '4' 10' 2 кгс'смН

 

 

 

fp (а ) = 4,1 • ІО-2

(рис.

6-3).

4.

Механический

импеданс ярма

при

г = 2.

 

а.

Податливость

_

12-20*

5

_

, .

. . .

,

 

.

 

^

 

2 ,М 0 #.23 ’

36

 

1, 6

- 0

см/кгс.

б. Масса при Z — q"p (табл. 6-2)

m = 3,5-10-5 + 2.4.10-6 = 11,5.10_6 кгс-сек2/см.

в. Механический импеданс

1

гр = 7030-11,5-ІО-®. Z3 - = 0,79 кгс-сек/см. 7030-1,6-ІО“2

5. Уровень

вибраций

 

1,}

ю--

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 1,26ІО*2 см/сек,

 

 

 

 

/■2-0,79

 

 

 

 

 

Z. =

 

g

 

 

 

 

Пример 2. Определим уровень201

магнитной вибрации двигателя из примера 1

при а = 7,0 и 7,3.

возникают колебания с числом волн г = 2 от изгибающих

1. При а =

7,0

моментов, а при а =

7,3 — колебания

с теми же числами волн возбуждаются

радиальными силами

и изгибающими

моментами.

 

2. Удельные возбуждающие силы:

 

 

а) при а =

7,0 согласно рис.

6-3 и формуле (6-10)

 

(

 

^7ПП

 

2

 

 

 

0,167кгс-см;

 

 

- ^ щ - )

-0,23-12,9-4,3-ІО*2 =

эквивалентная радиальная

сила

по (6-13)

 

 

 

 

Рэкв =

 

2-0

167

1,67. ІО*2 кгс/см2-

 

 

 

 

 

 

=

б) при а — 7,3, согласно рис.

6-3 и формуле (6-10), изгибающий момент

^

=

( w

) 2-°-23-12-9'2>2' 10' 2 =

,085 кгс!см>

эквивалентная

радиальная

 

сила

 

 

 

 

 

 

Рэкв =

 

2 9,985- =

0,85 • 10*2 кгс/см2-,

радиальная сила в

соответствии

 

с (6-9)

 

 

(

К7 о \ 2

 

 

 

11 *

1,2• ІО*2 кгс/см2.

 

-5 QÖQ-)

0,23-3,5- ІО*2— gjj- =

3. Механический импеданс при действии радиальных сил гр = 0,79 кгс-сек/см При действии изгибающих моментов

т = 3,5-ІО*6 + 2-0,9-4-ІО*5 = 10,7-ІО*5 кгс-секЧсм,

91


k = 0,9 согласно формуле (6-14);

 

 

 

 

 

 

 

 

гы =

7030

10,7 10_6 —

 

| 0-г

=

°>69 кгс-сек/см.

4.

Уровень

 

вибрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

при а =

7,0

от изгибающих моментов

 

 

 

 

 

 

 

 

уы =

1,67-ІО'2

 

,

 

см сек\

,

 

 

 

 

---------- =

1,72-10 2

 

 

 

 

 

 

 

0,69 2

 

 

 

 

 

 

 

б)

при а =

7,3

от изгибающих моментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ум =

Q

~

0,88- ІО-2

см/сек\

от радиальных

сил

 

 

1 2 -ІО-2

 

1-07

 

10' 2

 

 

 

 

 

 

Ур =

 

 

 

 

 

 

 

 

' o ’yg.^-g

=

СЛ1/Се,С-

Результирующая

вибрация

 

 

 

 

 

у =

/(0 ,8 8 • 10-2)2 + (і,07. ю-2)2 =

і )4. іо-2 см/сеКт

Как видно из примера, величина а здесь практически не влияет на уровень вибрации.

6-4. ПРЯМОЙ ПАЗ ПО ДЛИНЕ ЯКОРЯ, ЭКСЦЕНТРИЧЕСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ЗАЗОР ПОД ПОЛЮСОМ

Эксцентрический воздушный зазор или зазор, увеличиваю­ щийся начиная от середины полюса к его краям, создается спе­ циальным профилем полюсного баш­ мака. Такой профиль обычно характе­ ризуется условным эксцентриситетом, представляющим собой отношение мак­ симального зазора под краем башмака 6шах к минимальному зазору под его

серединой бш1п (рис. 6-5). Эксцентрический воздушный зазор

в машинах постоянного тока создается для ослабления действия знакопере­ менных сил, вызывающих вибрацию и

Рис. 6-6. Магнитное поле под полюсом при эксцентрическом зазоре

шум, и ослабления поля реакции якоря. При этом основным усло­ вием расчета машины должно быть равенство проводимостей эксцентрического воздушного зазора и оптимального для данной машины равномерного воздушного зазора.

В противном случае уменьшение магнитного шума было бы достигнуто за счет использования активных материалов машины. Эффективность эксцентрического зазора увеличивается по мере увеличения отношения bp/ t v

92