ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ются продольные пульсации магнитного потока, что вызывает уменьшение колебаний напряжения на зажимах машины и умень шение магнитной вибрации. Однако надо помнить, что чрезмер ное увеличение числа пазов увеличивает расход пазовой изоля ции, вследствие чего увеличивается стоимость машины. Кроме того, из-за относительного увеличения толщины изоляции в пазу может увеличиваться длина машины.
При выборе числа пазов якоря должны быть соблюдены сле дующие требования.
1. Число пазов на полюс ZI2p на основании данных практики должно соответствовать значениям, указанным ниже:
Диаметр якоря, мм |
<500 |
<1000 |
>1000 |
Z /2 p ................................... |
7—10 |
10—16 |
12—22 |
Здесь большие значения Z/2p соответствуют меньшим числам полюсов для данного диаметра якоря.
2.Число пазов якоря должно удовлетворять условиям сим метрии обмотки.
3.При якорях с диаметром больше 1000 мм, сердечники которых собираются из сегментов, число пазов должно быть выб рано с учетом того, чтобы
размеры |
сегментов |
и |
число |
а) |
5) |
|
||
пазов в каждом сегменте поз |
|
|||||||
|
|
|
||||||
воляли |
произвести |
сборку сер |
|
|
|
|||
дечника. Кроме того, число |
|
|
— о |
|||||
сегментов по окружности |
якоря |
|
С |
|||||
должно быть таким, |
при |
кото |
|
|||||
ром |
снижается |
возможность |
|
|
|
|||
возникновения подшипниковых |
Рис. 6-4. Варианты выполнения по |
|||||||
токов. |
|
|
|
|
|
люсных наконечников: |
а — остроко |
|
Выбор числа а — bp!tl не |
нечные, |
б — закругленные |
||||||
имеет существенного |
значения, |
|
|
|
||||
так как |
эффективное значение этого числа может измениться при |
|||||||
работе |
машины |
под |
нагрузкой. |
Объясняется |
это тем, что поле |
|||
реакции якоря может вызвать насыщение зубцов и краев |
полюсного |
башмака (рис. 6-4, а). Для того чтобы уменьшить вероятность насыщения краев полюсных башмаков, следует делать их закруг ленными, как показано на рис. 6-4, б.
6-3. СОБСТВЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ЯРМА
У машины постоянного тока частоты собственных колебаний ярма будут ниже, чем у статора синхронной или асинхронной машины при равных высотах спинки статора и ярма. Объясняется это тем, что главные полюсы являются сосредоточенными мас сами, прикрепленными к ярму.
Детальное исследование частот собственных колебаний машин постоянного тока показывает, что понижение частоты, рассчи-
89
|
|
|
Таблица 6-2 |
|
Характер |
7. ф q"p |
Z = q"p |
||
колебания |
||||
От ради |
rtij + |
тр |
m-s + |
2тр |
альных |
|
|
|
|
сил |
|
|
|
|
От изгиба |
т/ + |
kmp |
т/ + |
2kmp |
ющих |
|
|
|
|
моментов |
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е. Индекс |
/ у массы ярма; |
р —у |
||
полюса. |
|
|
|
|
тайной по формуле (3-44), происходит за счет поправки на вели чину массы, принятой в расчете. При этом формула для расчета податливости остается без изменения. Величина указанной массы зависит от отношения числа пазов в якоре Z к числу пар полюсов р.
Здесь надо различать два случая:
а) Z не является числом кратным р (Z =f= q"p), а следовательно, порядок колебаний г отличается от числа кратного р\
б) Z является числом, кратным р (Z = q"p), и порядок коле баний г также кратен р.
Величина колеблющейся массы т, приведенной к 1 см2 сред ней цилиндрической поверхности ярма, для указанных случаев приведена в табл. 6-2.
Коэффициент k определяется из следующей зависимости:
(6-14)
'/+ * /
где hp — радиальная высота полюса, hj — высота ярма, Ір — ак
сиальная длина полюса, /;- — аксиальная длина ярма. |
|||
|
Пример 1. Произведем расчет магнитной вибрации двигателя постоянного |
||
тока мощностью 20 кет (1600 обімин, |
2р = 4), имеющего следующие данные: |
||
= |
индукция в воздушном зазоре Вй = |
5700 гс;1количество пазов в якоре Z = |
|
42; ширина пазового деления tl — 1,72 см; ширина полюсного башмака Ьр = |
|||
= |
12,9 |
см; коэффициент Картера kc = |
1,23; длина полюса по оси машины If = |
= |
14,5 |
см; длина ярма по оси машины /у = 22 см; средний радиус ярма Rj = |
|
= |
20 см; радиус якоря Ra = 11,5 см; толщина ярма hj = 2 см; удельная масса |
ярма тj == 3,5- ІО"5 кгс-сек21см; удельная масса полюсов тр = |
4- ІО"6 кгС'сек?/см. |
|||||||
Р е ш е н и е . |
1. Частота |
возбуждающих |
магнитных сил |
|||||
/ = |
42-1600 |
1120 гц, со |
|
|
|
|
||
60 |
= |
2 л -1120 = 7030 |
1/се/с. |
|||||
2. Вид колебаний, |
вызываемых возбуждающими силами: |
|||||||
|
2Р |
42 |
10,5; |
_ |
12,9 |
7,5. |
|
|
|
|
4 |
|
1,72 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
90
При таких соотношениях от радиальных сил возникают колебания с числом волн по окружности ярма г — 2 Т(см. табл. 6-1).
3. Удельная радиальная сила, приведенная к среднему радиусу ярма по формуле (6-9):
|
p, = 2 ( w |
) |
2' (1-2 3 -1 )'4'bl0' 2' i |
r |
= 1 '4' 10' 2 кгс'смН |
|||
|
|
|
fp (а ) = 4,1 • ІО-2 |
(рис. |
6-3). |
|||
4. |
Механический |
импеданс ярма |
при |
г = 2. |
|
|||
а. |
Податливость |
_ |
12-20* |
5 |
_ |
, . |
. . . |
, |
|
. |
|||||||
|
^ |
|
2 ,М 0 #.23 ’ |
36 |
|
1, 6 |
- 0 |
см/кгс. |
б. Масса при Z — q"p (табл. 6-2)
m = 3,5-10-5 + 2.4.10-6 = 11,5.10_6 кгс-сек2/см.
в. Механический импеданс
1
гр = 7030-11,5-ІО-®. Z3 - = 0,79 кгс-сек/см. 7030-1,6-ІО“2
5. Уровень |
вибраций |
|
1,} |
ю-- |
|
|
|||
|
|
|
У |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
= 1,26ІО*2 см/сек, |
|||
|
|
|
|
/■2-0,79 |
|
|
|||
|
|
|
Z. = |
|
g |
|
|
|
|
Пример 2. Определим уровень201 |
магнитной вибрации двигателя из примера 1 |
||||||||
при а = 7,0 и 7,3. |
возникают колебания с числом волн г = 2 от изгибающих |
||||||||
1. При а = |
7,0 |
||||||||
моментов, а при а = |
7,3 — колебания |
с теми же числами волн возбуждаются |
|||||||
радиальными силами |
и изгибающими |
моментами. |
|
||||||
2. Удельные возбуждающие силы: |
|
|
|||||||
а) при а = |
7,0 согласно рис. |
6-3 и формуле (6-10) |
|||||||
|
( |
|
^7ПП |
|
2 |
|
|
|
0,167кгс-см; |
|
|
- ^ щ - ) |
-0,23-12,9-4,3-ІО*2 = |
||||||
эквивалентная радиальная |
сила |
по (6-13) |
|
||||||
|
|
|
Рэкв = |
|
2-0 |
167 |
1,67. ІО*2 кгс/см2- |
||
|
|
|
|
|
|
= |
|||
б) при а — 7,3, согласно рис. |
6-3 и формуле (6-10), изгибающий момент |
||||||||
^ |
= |
( w |
) 2-°-23-12-9'2>2' 10' 2 = |
,085 кгс!см> |
|||||
эквивалентная |
радиальная |
|
сила |
|
|
|
|||
|
|
|
Рэкв = |
|
2 9,985- = |
0,85 • 10*2 кгс/см2-, |
|||
радиальная сила в |
соответствии |
|
с (6-9) |
|
|||||
|
( |
К7 о \ 2 |
|
|
|
11 * |
1,2• ІО*2 кгс/см2. |
||
|
-5 QÖQ-) |
0,23-3,5- ІО*2— gjj- = |
3. Механический импеданс при действии радиальных сил гр = 0,79 кгс-сек/см При действии изгибающих моментов
т = 3,5-ІО*6 + 2-0,9-4-ІО*5 = 10,7-ІО*5 кгс-секЧсм,
91
k = 0,9 согласно формуле (6-14); |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
гы = |
7030 |
10,7 10_6 — |
|
| 0-г |
= |
°>69 кгс-сек/см. |
||||||
4. |
Уровень |
|
вибрации: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
а) |
при а = |
7,0 |
от изгибающих моментов |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
уы = |
1,67-ІО'2 |
|
, |
|
см сек\ |
, |
|||
|
|
|
|
---------- = |
1,72-10 2 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
0,69-У 2 |
|
|
|
|
|
|
|
б) |
при а = |
7,3 |
от изгибающих моментов |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Ум = |
Q |
~ |
0,88- ІО-2 |
см/сек\ |
|||||
от радиальных |
сил |
|
|
1 2 -ІО-2 |
|
1-07 |
|
10' 2 |
|
|
|||
|
|
|
|
Ур = |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
' o ’yg.^-g |
= |
• |
СЛ1/Се,С- |
||||||
Результирующая |
вибрация |
|
|
|
|
||||||||
|
у = |
/(0 ,8 8 • 10-2)2 + (і,07. ю-2)2 = |
і )4. іо-2 см/сеКт |
Как видно из примера, величина а здесь практически не влияет на уровень вибрации.
6-4. ПРЯМОЙ ПАЗ ПО ДЛИНЕ ЯКОРЯ, ЭКСЦЕНТРИЧЕСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ЗАЗОР ПОД ПОЛЮСОМ
Эксцентрический воздушный зазор или зазор, увеличиваю щийся начиная от середины полюса к его краям, создается спе циальным профилем полюсного баш мака. Такой профиль обычно характе ризуется условным эксцентриситетом, представляющим собой отношение мак симального зазора под краем башмака 6шах к минимальному зазору под его
серединой бш1п (рис. 6-5). Эксцентрический воздушный зазор
в машинах постоянного тока создается для ослабления действия знакопере менных сил, вызывающих вибрацию и
Рис. 6-6. Магнитное поле под полюсом при эксцентрическом зазоре
шум, и ослабления поля реакции якоря. При этом основным усло вием расчета машины должно быть равенство проводимостей эксцентрического воздушного зазора и оптимального для данной машины равномерного воздушного зазора.
В противном случае уменьшение магнитного шума было бы достигнуто за счет использования активных материалов машины. Эффективность эксцентрического зазора увеличивается по мере увеличения отношения bp/ t v
92