ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
В электрической цепи э.д.с. е действует на соединенные по следовательно индуктивность L, электрическое сопротивление гЕ и емкость С. В механической поступательной системе движущая сила Рмдействует на массу т, прикрепленную к поступательному упругому элементу А,м, с потерями на трение гм, пропорциональ ными скорости. В механической крутильной системе движущий крутящий момент т() действует на маховик с моментом инерции J, соединенный с вращательным упругим элементом Яѳ, с потерями на трение гѳ, пропорциональными скорости.
Уравнения равновесия сил, моментов и э. д. с. для всех трех систем могут быть записаны в следующем виде:
Для электрической цепи (рис. 3-2, б).
|
L $ F + rEi + ± |
= EeW |
|||
или |
|
|
dq_ |
|
|
|
I |
|
|
||
|
- \ ~ ГЕ |
dt + ± |
= Ееі<**. |
||
|
dP |
||||
В этих уравнениях |
j |
di |
I |
э. д. с. |
|
L lt |
|||||
|
dp |
|
(3-1)
(3-2)
самоиндукции;
dq
—rEi = — rE~£f — падение напряжения на электрическом сопро
тивлении; — |
— э. д. с. электрической емкости; |
— э, д. с., |
|||||
приложенная |
к цепи. |
поступательной |
системы (рис. |
3-2, |
а) |
||
Для механической |
|||||||
|
|
d?y |
|
|
|
(3-3) |
|
|
|
dP |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
В этом уравнении |
— |
---- сила инерции; — гм-^ ----- сила тре |
|||||
ния; — Y-----сила |
упругости; |
PMe'at — приложенная к системе |
|||||
сила. |
|
|
|
|
|
б) |
|
Для механической крутильной системы (рис. 3-2, |
|
||||||
|
|
|
|
+ І |
= |
|
(3-4) |
D |
|
|
7^2(Р |
— момент сил инерции |
вращаю- |
||
В этом уравнении — J |
|||||||
щегося маховика; |
— ге dw---- момент сил трения; — |
ш— момент |
сил упругости; Л4ѳе/Ш< — внешний момент, приложенный к си стеме.
Решения уравнений (3-2)—(3-4) имеют вид: электрическая цепь
Ееіа1 |
1 |
(3-5) |
|
rE+ jvL — |
|||
|
|||
|
соС |
|
20
механическая поступательная |
система |
|
|
|
|
Ри*ш- |
|
(3-6) |
|
гм + |
jam ■ |
|
|
|
|
|
|
||
механическая крутильная система |
|
|
||
_ |
Мѳе'аІ |
|
Щ |
(3-7) |
Ф |
|
|
гѳ |
|
гѳ + |
jaJ ■ |
соЯѳ |
|
|
|
|
Здесь полные комплексные сопротивления (импедансы) равны:
гЕ— ГЕ+ |
faL |
» |
(3-8) |
z„ = rH+ |
/<om |
J M; |
(3-9) |
г0 = гв + ,Ы |
Jh . |
(3-10) |
Единицы измерений сопротивления механических колебатель ных систем принято называть механическими омами, имеющими размерность для механической поступательной системы кгс-секісм, а для механической крутильной системы кгс-см-сек/рад.
При определенной частоте со = ю0 мнимые составляющие ком плексных сопротивлений обращаются в нуль. Такая частота на зывается резонансной частотой. При этой частоте ток в электри ческой цепи і и скорости поступательных у или вращательных <р перемещений в механических системах имеют максимальное зна чение. Кроме того, ток и напряжение, скорость и сила, угловая скорость и крутящий момент совпадают по фазам.
Резонансная частота в указанных случаях равна: электрическая цепь
|
|
2nVLC' |
(3-11) |
|
|
|
|
механическая |
поступательная система |
||
|
f — |
* |
(3-12) |
|
0 |
2лѴтХм |
’ |
механическая |
вращательная система |
||
|
р |
1 |
(3-13) |
|
10 |
2nlЛ/Хѳ ‘ |
На рис. 3-3 показан другой пример одномассовых колебатель ных систем и их электрического аналога. Указанные схемы соот-
21
ветствуют амортизированной машине, установленной на вибри рующем фундаменте (рис. 3-3, а), и ротору генератора, приводи мого во вращение двигателем дизеля (рис. 3-3, б). В этом случае
токи і и скорости перемещений у равны:
Рис. 3-3. Колебательные системы, к которым приводятся: а — амортизированная машина на вибрирующем фундаменте; б — крутильные колебания ротора, воз буждаемые дизелем; в — электрический аналог
а. |
Для электрической цепи: |
|
|
ток, |
проходящий через индуктивность L и сопротивление гЕ, |
||
|
е |
|
(3-14) |
|
ГЕ + jaL |
’ |
|
|
|
суммарный ток
,e(rE + J<oL+ /иС) _
гі — |
j |
’ |
(3-15) |
(^ |
+/fflL) jaC |
|
|
ток, проходящий через емкость С,
і2= |
— г’з = ejdtC. |
(3-16) |
б. Для механической поступательной системы: |
|
|
линейная скорость массы т |
|
|
= |
— ; |
(3-17) |
|
Гы+ 1(от |
|
линейная скорость в точке приложения силы ры
• |
Р« { г» + Іат + Ж |
(3-18) |
У1 — |
j |
(гм + jam) -J-T -
/соЛм
скорость г/2, т. е. разность между линейными скоростями двух концов пружины:
У2 = Уі — у3-р м і&К- |
(3-19) |
||
в. Для механической крутильной системы: |
|
||
угловая скорость маховика с моментом инерции J: |
|
||
• __ |
т$ . |
(3-20) |
|
^ 3 ~ |
гѳ + jaJ ’ |
||
|
22
суммарная угловая скорость в точке приложения момента
д _ т ѳ ( 'ѳ + i°>J + д )
Фі = |
(3-21) |
|
(re+ iwJ) ~ ] ^ |
угловая скорость ф2, т. е. разность угловых скоростей на двух
концах пружины ^0: |
|
Фа = Фі — Фз = теІ<°Ѵ |
(3-22) |
3-3. ДВУХМАССОВАЯ КОЛЕБАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
На рис. 3-4—3-6 показаны двухмассовые колебательные си стемы и их электрические аналоги, к которым приводятся:
а) |
машина массой mlt установленная на двойной каскад амор |
|
тизаторов, из которых первый имеет податливость |
и второй — |
Рис. 3-4. Машина, установленная на двойной каскад амортизаторов, и ее электри ческий аналог
Рис. 3-5. Амортизированная машина с динамическим поглотителем колебаний и электрический аналог
Я2, с промежуточной массой т 2 (рис. 3-4). Машина возбуждается
силами р 0\ |
|
|
б) |
машина массой т и установленная на амортизаторы по |
|
датливостью |
с динамическим поглотителем колебаний ( т 2, Я,2) |
|
(рис. |
3-5). Машина возбуждается силами р 0; |
23
в) пакет железа статора массойm-L и податливостью A,lf упругоподвешенный в корпусе массой т 2 и податливостью Х2, на пружинах податливостью К3 (рис. 3-6) . Пакет возбуждается радиальными магнитными силами р 0
Рис. 3-6. Статор е упругой подвеской пакета железа в корпусе и электрический аналог
Электрические и механические импедансы отдельных участ ков эквивалентных систем равны:
а. Для рис. 3-4. Электрическая цепь:
гЕ1 = /о>£ х;
|
|
ZE2 — ГE l |
+ |
j(üCi; |
|
(3-23) |
|||
|
|
ZE3 |
— |
ZE2 |
+ |
+ |
~ jä c l |
' |
|
Механическая |
система: |
|
|
|
|
||||
|
1 = |
/wni; |
|
|
|
|
|||
|
zm2 = |
rMi + |
|
; |
|
(3-24) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гм3 = |
ru2+ |
|
|
. |
|
|||
б. Для рис. 3-5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электрическая |
цепь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гЕ1 = /соД + — |
- + гЕ1\ |
|
||||||
|
ZE2 |
|
ГЕ2 |
|
/й)С, ’ |
|
(3-25) |
||
|
|
|
|
|
|||||
|
Z£3 |
= |
/(0L 3. |
|
|
|
|
||
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
Механическая |
система: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г„і = |
|
|
|
jшЯ.1 + г мі‘. |
|
|||
|
! — ГМ2 + /шХ2 |
|
|
(3-26) |
|||||
|
|
|
|
zm3 = І®щ-
24
в. Для рис. 3-6. |
|
|
|
|
Электрическая |
цепь: |
|
|
|
|
гЕ1 = /иІ і + |
■— |
+ гЕІ; |
|
|
Ze2* |
гЕз + —L -; |
(3.27) |
|
|
2£3 = / coL 2 4 — ^ 4 л£2. |
|||
Механическая |
система: |
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
zHi = |
/ ö m i 4 - - ^ + ^ i ; |
||
|
ZM2 = |
гмз + |
; |
(3-28) |
|
ZM3 = |
jam2 4 - |
4 - г м2- |
Токи и колебательные скорости для всех трех примеров имеют одинаковые решения и равны:
для электрических цепей:
; _ |
е(гЕг + гяз) . |
|
- |
Не |
’ * |
; |
егЯ з . |
|
h - |
НЕ ' |
|
; |
eZEi |
|
h |
Не ’ |
|
для механических систем:
Уо _ Ро (гмаи гмз) .У
І1ы
_ Рогмз .
У1 — / / »
Л _ РогМ2
У2 — и 9 и м
где
(3-29)
(3-30)
(3-31)
(3-32)
(3-33)
(3-34)
Н е = г Я2г ЯЗ 4 " ZE2ZE1 4 " ZE3ZE1> |
(3-35) |
Н М~ Zm2Zm3 4 - ZM2ZMl 4 " Zm3Zm1- |
(3-36) |
Значения zE и zM в зависимостях (3-29)—(3-36) принимаются соответственно для каждой системы.
Рассмотренные колебательные системы охватывают наиболее часто встречающиеся случаи расчета вибрации элементов кон-
25