Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2-1

Скоростъ

 

 

 

Тип

 

Истомин к

Тип машины

 

 

 

вращения

подшипника

вибрации шума

 

 

 

 

 

 

До 1000 об!мин

Крупные электро-

Скольже-

Магнитные

Посторон-

(рис.

2-1, а)

двигатели

постоя н-

ния

силы

ний венти­

 

 

ного и

переменного

 

 

 

лятор; ще­

 

 

тока

 

 

 

 

 

точный

 

 

 

 

 

 

 

 

аппарат

1500 об!мин

Электрические ма-

Скольже-

Магнитные

Встроенный

 

 

ШИНЫ

постоянного

НИЯ

силы;

вентилятор

(рис.

2-1, б)

и переменного тока

(1)

небаланс

 

 

 

средней

и

малой

Качения

Подшипни­

 

 

 

мощности

 

(2)

ки; магнит­

 

 

 

 

 

 

 

ные силы;

 

 

 

 

 

 

 

небаланс

 

3000

об/мин

Электрические ма-

Скольже-

Небаланс;

Встроен-

(рис.

2-1, в)

шины

постоянного

НИЯ

магнитные

ный венти-

 

 

и переменного тока

(1)

силы

лятор

 

 

средней

и

малой

Качения

Подшипни­

 

 

 

мощности

 

(2)

ки;

неба­

 

 

 

 

 

 

 

ланс;

маг­

 

 

 

 

 

 

 

нитные

 

 

 

 

 

 

 

силы

 

3000 об/мин

Крупные

турбоге-

Скольже-

Небаланс;

Магнитные

(рис.

2-1, г)

нераторы

100—

ния

магнитные силы, встро­

 

 

500 мет

 

 

 

силы

енные вен­

 

 

 

 

 

 

 

 

тиляторы,

1500—

Высокочастотные

Скольже-

Магнитные

щетки

Магнитные

3000 об/мин

индукторные генера­

ния;

силы

силы

(рис.

2-1, д)

торы

 

 

качения

 

 

 

в. Аэродинамические силы« Интенсивность этого источника шума зависит от того, насколько хорошо с точки зрения аэроди­ намики и акустики сконструированы вентилятор и вентиляцион­ ные каналы машины. Здесь имеется также в виду удачный выбор конструктивных форм и геометрических размеров отдельных эле­ ментов вентиляционных путей, по которым проходит охлаждаю­ щий воздух, и допустимые скорости воздуха на отдельных участ­ ках вентиляционной цепи.

Особое внимание здесь уделяется также конструированию тонкостенных воздуховодов, которые могут явиться интенсив-

14


ными излучателями шума. Хорошо выполненная в аэродинамиче­ ском отношении электрическая машина не содержит в спектре шума дискретных составляющих.

г. Механическая несбалансированность роторов. Этот источник возбуждает ощутимые вибрации особенно в быстроходных ма­ шинах со скоростями вращения 3000 об/мин и выше.

Уменьшение небаланса ротора достигается динамическим урав­ новешиванием ротора на балансировочном станке или, в особых

случаях, в собранной машине.

Чрезвычайно важным является

а)

5)

Рис. 2-1. Типовые спектры вибра­ ции электрических машин, указан­ ных в табл. 2-1

процесс изготовления ротора, при котором была бы достигнута максимальная монолитность вращающихся обмоток. Особое зна­ чение при проектировании машины здесь занимает расчет крити­ ческих скоростей вращения ротора, который должен указать гео­ метрию ступеней вала, обеспечивающую достаточное удаление ра­ бочей скорости от критической.

д. Трение щеток о коллектор или контактные кольца. Воз­ буждаемый этим источником шум является преимущественно вы­ сокочастотным, особенно проявляется в крупных машинах по­ стоянного тока с большим щеточным аппаратом.

Интенсивность указанных выше источников шума и вибраций различных электрических машин приведена в табл. 2-1; в ней показано, в какой очередности по степени интенсивности прояв­

15

ляются те или иные источники в воздушном шуме и вибрации, а на рис. 2-1 показаны типовые спектры вибрации корпуса этих машин. Как видно, по мере увеличения скорости вращения воз­ растают вибрации, возбуждаемые небалансом.

По производимому электрическими машинами общему уровню громкости шума на расстоянии 1 м от корпуса их можно подразделить следующим образом:

Крупные электродвигатели постоянного и переменного

90—105 дб

тока с принудительной вентиляцией.......................

Крупные двухполюсные турбогенераторы с водород­

90—95 дб

ным охлаждением ......................................................

Электрические машины постоянного и переменного то­

 

ка (двигатели, генераторы, преобразователи мощ­

70—95 дб

ностью до 1000 кет) ..................................................

Гидрогенераторы..............................................................

85—95 дб

2-2. РАЗДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ШУМА И ВИБРАЦИИ

При экспериментальном исследовании шума и вибрации, созда­ ваемых различными источниками, возникает задача об их разде­ лении. Для этого применяется метод, сущность которого состоит в том, что поочередно исключают или максимально ослабляют все основные источники шума машины, кроме одного исследуе-- мого источника.

Производится это следующим образом:

а. Исключение источника магнитного происхождения произ­ водится максимально возможным снижением потока возбуждения либо полным отключением тока возбуждения.

б. Выделение вибрации, возбуждаемой подшипниками качения, может быть произведено при испытании машины на подшипни­ ках скольжения. В этом случае магнитный поток в машине должен быть полностью снят либо уменьшен до такой величины, при ко-' торой уровень вибрации, возбуждаемой подшипниками скольже­ ния, будет выше магнитной вибрации.

в. Исключение аэродинамического шума, возбуждаемого вен­ тилятором, производится путем отключения вентилятора в маши­ нах с посторонней вентиляцией либо снятием вентилятора с вала в машинах с самовентиляцией. Шум, производимый самим рото­ ром, может быть уменьшен закрытием окон, через которые под­ водится и отводится охлаждающий воздух.

г. Исследование вибрации, создаваемой небалансом ротора, производится на частоте вращения ротора. В машинах перемен­ ного тока эта частота иногда может иметь также магнитную со­ ставляющую. Поэтому необходимо путем регулирования потока возбуждения убедиться, что в этой вибрации нет магнитной со­ ставляющей.

При исследовании небаланса в ряде случаев чрезвычайно важно установить возможность возникновения теплового неба-

16


ланса, что устанавливается нагревом ротора до рабочих тем­ ператур.

д. Щеточный шум можно полностью исключить поднятием щеток. Однако такое испытание осуществить чрезвычайно сложно, так как через щетки подводится питание к электрической машине. Поэтому возможно частично исключить щеточный шум, оставив минимальное количество щеток, необходимое для питания ма­ шины на холостом ходу.

Для разделения источников шума в электрической машине наряду с методом последовательного исключения источников при­ меняется метод спектрального анализа шума. Этот метод основан на том, что некоторые частотные составляющие спектра шума могут быть связаны с теми или иными источниками, характери­ зующимися определенными частотами. Наиболее четко выражены магнитные составляющие шума, частоты которых хорошо известны. Что касается механических и аэродинамических составляющих, то лишь некоторые из них легко определяются. Наряду с ними существует ряд других частот, расчет которых затруднителен. Поэтому метод спектрального анализа сам по себе не всегда поз­ воляет выяснить и количественно оценить все источники шума.

Наиболее четкую картину можно получить сочетанием обоих изложенных методов.

Исследование указанных выше источников может произво­ диться как по вибрациям, так и по шуму. Наиболее подробное ис­ следование магнитных сил, подшипников качения и небаланса обычно производится по вибрациям на корпусе, а аэродинамиче­ ских сил и трения щеток — по воздушному шуму.

2-3. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Самое эффективное снижение шума и вибрации может быть достигнуто при их подавлении в источнике. В связи с этим малошумность электрической машины должна обеспечиваться на ста­ дии ее проектирования и изготовления. Что касается машин с по­ вышенным шумом, которые находятся в эксплуатации, то в боль­

шинстве случаев трудно какими-либо

мерами снизить их шум.

В крайних случаях можно лишь в

какой-то мере локализо­

вать их шум при помощи экранов.

 

Во вновь проектируемых машинах должен быть намечен ком­ плекс конструктивных и технологических мер, обеспечивающих снижение шума и вибрации. При этом надо иметь в виду, что в связи с отсутствием надежных методов расчета нет уверенности, что осуществление всех намеченных мер приведет к желаемому снижению шума. В ряде случаев эта задача остается еще трудно осуществимой.

Поэтому требования, предъявляемые к электрооборудованию по снижению шума и вибрации, должны быть строго аргументи­

рованы, в противном случае затраты на

создание оборудования

н ....... ■

............ ?

17


будут не оправданы. Так, например, надо иметь в виду, что мало­ шумная машина, устанавливаемая в шумном помещении, не ока­ зывает влияния на окружающий шум.

Существующие допустимые уровни громкости шума оборудова­ ния в основном продиктованы не столько санитарно-гигиениче­ скими нормами, сколько техническими возможностями создания

этого оборудования.

Чаще всего эти уровни отражают технический уровень проек­ тирования и производства.

Глава третья

РАСЧЕТ ВИБРАЦИИ И ИЗЛУЧАЕМОГО ШУМА

3-1. МЕТОД РАСЧЕТА ВИБРАЦИИ

Вибрация отдельных элементов конструкции электрической машины может быть рассчитана методом электромеханической аналогии.

Рис. 3-1. Элементы электрических цепей и механических систем

Сущность этого метода заключается в том, что любые колеба­ тельные системы могут быть заменены эквивалентными электри­ ческими цепями.

В качестве основы для построения аналогии между механи­ ческими и электрическими системами используются дифферен­ циальные уравнения, которые описывают колебательные процессы, происходящие в указанных системах.

18

Основными элементами, из которых состоят электрические и механические колебательные системы, являются:

а) для электрической цепи — электрическое сопротивление гЕ, индуктивность L и емкость С;

б) для механических систем: поступательной — механическое сопротивление (трение) гм, масса т и податливость поступатель­ ного упругого элемента (пружины) Хм; крутильной — механиче­ ское сопротивление (трение) гѳ, момент инерции вращающейся массы J , податливость вращательного упругого элемента А,0.

На рис. 3-1 схематически изображены все элементы этих трех систем.

Из решения дифференциальных уравнений механических и электрических систем следует, что подобно тому как масса, по­ датливость и трение в механической системе определяют движение тел, так индуктивность, емкость и сопротивление определяют ток в электрической цепи. Рассмотрим основные колебательные си­ стемы и их электрические аналоги.

3-2. ОДНОМАССОВАЯ КОЛЕБАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Одномассовые поступательная и крутильная механические си­ стемы и их электрический аналог показаны на рис. 3-2.

К колебаниям поступательной системы могут быть приведены:

а) вибрация амортизированной электрической машины на фун­ даменте бесконечной массы и жесткости, возбуждаемая остаточным небалансом ротора;

Рис. 3-2. Колебательные системы, к которым приводятся: а — амортизированная машина, возбуждаемая небалансом; сердечник статора, возбуждаемый электро­ магнитными силами; 6 — крутильные колебания ротора при внезапном корот­ ком замыкании; в — электрический аналог

б) вибрация сердечника статора, возбуждаемая электромаг­ нитными силами.

К колебаниям крутильной системы приводятся крутильные колебания ротора электрической машины, сочлененного с ротором, имеющим бесконечный момент инерции. Крутильные колебания возбуждаются при внезапном коротком замыкании статорной об­ мотки.

19