ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Так, например, если два вектора в полярных координатах равны, Лх —
— 25 £40° и Л 2 = 10 /4 0 °, то их отношение
|
|
Ах .. |
25 [4І ! |
2,5 (ЗСР. |
|
|
|
К ~ |
10111° |
||
|
|
|
|
||
|
Рассмотрим пример компенсации статического Небаланса при одноплоскост |
||||
ной балансировке. |
|
|
|
|
|
|
При исходном пуске вибрация каждой из опор А х = 60 мкм /.20°. При пуске |
||||
с пробным грузом тпр = |
1,2 кгс / |
70° вибрации опор оказались равными Л2 = |
|||
= |
75 /.80°. Строим на диаграмме (рис. 8-12) А х н Â 2 и находим, что Л2 — At = |
||||
= |
69 /1130°. |
груз |
|
|
|
|
Уравновешивающий |
|
|
|
|
|
‘ур = тпр- А2 А1 |
! [70° |
60 |20° + 180° |
||
|
69! 130° |
||||
|
|
||||
|
= |
1,2(70^.0,87 |70^= |
1,04(140°, |
т. е. пробный груз надо умножить на 0,87 и повернуть на угол ф = 70° по направ
лению вращения. |
чувствительность |
|
|
||
Балансировочная |
|
|
|||
k = |
■ |
69 (130° |
= 57- |
|60°. |
|
1,2(702 |
|||||
|
‘пр |
|
|
Если перед началом балансировки была бы принята система разметки ротора против вращения, а неподвижной шкалы отсчета фазы — по вращению, то изме ренные векторы вибрации оказались бы равными своим зеркальным отражениям
относительно оси 0.—180°: А г = 60 /.340°, Л 2 = 75 /280°.
Весь расчетный треугольник оказался бы в четвертом квадранте. Пробный груз был бы тпр = 1,2 /290°.
Надо иметь в виду, что весь цикл уравновешивания в связи с неизбежными погрешностями при измерениях вибрации, уста новке грузов, а также наличии в некоторых случаях нелинейных соотношений между небалансом и вибрацией требует нескольких пусков.
Рассмотрим случай двухплоскостной балансировки при сме шанном небалансе.
Вибрация опор l u l l равны:
Ах= Â! + Â";
(8-48)
Än = Ä ' - Ä \
где А ’ — вибрация от статического небаланса; А " — вибрация от динамического небаланса.
Решаем уравнение (8-48) на векторной диаграмме (рис. 8-13):
л> __ А\ 4- А ц
А--------2---- ’
(8-49)
А" |
А\ — Ли |
|
2 |
||
|
128
Вибрации А' и А" в практике называют симметричными и кососимметричными составляющими вибрации опор.
Статическая и динамическая составляющие небаланса уравно вешиваются раздельно: первая — по симметричным, вторая — по кососимметричным составляющим вибрации опор.
Расчет уравновешивающих систем грузов производится по тем же формулам (8-45) и (8-47), но в них вместо вибрации опор, под ставляют соответствующие составляющие этих вибраций.
При уравновешивании статической составляющей небаланса: ■тпр — вектор пробного груза, входящего в статическую систему;
Л1 = А Ц А іЬ л'2 = А і + А іі , |
„ (8-50) |
k' — балансировочная чувствительность к статической составляю
щей небаланса; тпр — вектор пробного груза, входящего в дина мическую систему:
Аі. — - л‘ 2 ~-іП ; А ,= |
(8-51) |
5 И . Г. Шубов |
129 |
k " — балансировочная чувствительность к динамической состав ляющей небаланса.
Для обоих случаев А и — вектор вибрации опоры I при пер вом пуске ; А 1и — то же для опоры //; Л 2І — вектор вибрации
опоры I при втором пуске с пробным грузом; Л 2П— то же Для опоры II.
Рассмотрим динамическую двухплоскостную балансировку ротора синхрон ного генератора мощностью 800 кет при скорости вращения 1500 об/мин.
Балансировку будем производить по вертикальным вибрациям, которые равны: для опоры I = 80 і_ 110°; для опоры II Лхп = 20 /_ 170°. По диаграмме рис. 8-14 находим полусумму Л; = 46 ^122° и полуразность А'[= 36^/96°.
Рис. 8-14. Векторное определение величины остаточной неурав новешенности ротора
Балансировку начинаем с уравновешивания статического небаланса. Устанавливаем в каждой из плоскостей исправления по одному грузу оди
накового веса и под одним и тем же углом к нулевому радиусу. Вес и угол уста новки пробной системы грузов выбраны произвольно — по 1 кгс на угол 200°.
При втором пуске вертикальные вибрации оказались следующими:
Лаі = 76|7Щ; Л2В = 3 4 |0 .
Выделяем симметричную составляющую вибрации А2 и определяем по диа грамме вектор
|
|
АЛі »= Л2 — А[ = 5 3 [357°. |
|
|
Определяем |
уравновешивающие грузы: |
|
||
‘ур ■ |
г‘пр" |
= 1,0 |
46 [122° + 180° |
= 0,87 |145. |
53 |357° |
|
|||
|
|
|
|
Уравновешивающий груз меньше пробного, так как приращение ДЛ[ больше
исходной вибрации Л4, и повернут на угол ф = —55°, т. е. против вращения ротора.
130
Сняв пробную систем^ грузов и установив расчетную уравновешивающую, производим третий пуск машины. Измеренные вибрации:
ЛЗІ = 30|90°; Л3п = 44|?803-
Полусумма этих вибраций будет составлять всего 7 мкм (Л3 = 7 ,/303°). Балансировочная чувствительность ротора k по результатам трех пусков
составляет в среднем 56 /.160°.
00
Рис. 8-15. Векторное определение величины остаточной неуравновешенности ротора
Следовательно, остаточный статический небаланс невелик и можно перехо дить к уравновешиванию динамической составляющей небаланса.
Вибрации опор при третьем пуске являются исходными для уравновешива ния динамической составляющей небаланса; обозначим их поэтому
 ii = |
30 |9(Р „ л .„ = |
44 |280°- |
Определяем полуразность |
этих векторов |
= 37 /.96° (рис. 8-15). |
Устанашіиваем на ротор пробную динамическую систему грузов, углы уста новки которых отличаются на 180°:
т„р / = 2,5 |350э; тпр ц = 2,5 |170°.
При пуске с этими грузами измерены вибрации:
Ä2i = 66 |155°; |
АгИ = |
75 |349°- |
|
Определяем их полуразность Л 2 |
и приращение А а — |
= 65 /.193°. |
|
Рассчитываем уравновешивающую пару |
грузов: |
|
131
д л я |
п л оск ости |
/ |
|
|
|
|
37 I 96° - f |
180° |
1,42J 83°. |
|
тур I = 2,5 I 350° • |
|
||
|
|
65 1193° |
|
|
для |
плоскости |
// |
|
|
Щур ti= 1,42 I 263°.
При пуске ротора с рассчитанной парой грузов, поставленной после снятия пробной, вибрация опор значительно снизилась.
Балансировочная чувствительность ротора k составляет в среднем 23 /. 198°.
Небаланс, оставшийся в роторе после балансировки, назы вается остаточным.
Допускаемая остаточная неуравновешенность (рис. 8-16, а), и нормы вибрации (рис. 8-16, б) зависят от назначения машины и
Рис. 8-16. Нормы вибрации для машин с жесткими роторами
класса точности. По [17] нормы вибрации для машин с жесткими роторами весом от 3 до 1000 кгс не должны превышать уровней, указанных на рис. 8-16, б. Здесь прямая 1 соответствует вибра ции машин общепромышленного применения; прямая 2 — вибра ции машин с повышенными требованиями по спокойствию хода (например, электродвигатели для шлифовальных станков); пря мая 3 — вибрации машин с особо жесткими требованиями по уровню вибрации. Что касается жестких роторов весом более 1000 кгс, а также гибких роторов, то допустимые уровни их вибра ции устанавливаются обычно внутризаводскими нормалями, а в особых случаях оговариваются заказчиком электрооборудо вания.
По ГОСТ 16921—71 в качестве нормируемого параметра вибра ции, создаваемой электрической машиной, принимают наиболь шие из эффективных значений вибрационные скорости.
Для машин общего и специального применения весом от 0,25 до 2000 кгс указанным ГОСТ устанавливаются восемь классов: 0,28; 0,45; 0,7; 1,1; 1,8; 2,8; 4,5; 7,0. Индексы классов соответствуют максимально допустимой для данного класса вибрационной ско рости, т. е., например, классу вибрации 0,28 соответствует ско рость 0,28 мм/сек, классу 0,45 — скорость 0,45 мм/сек и т. д.
132
В технически обоснованных случаях по согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем допускается предъяв ление более жестких требований, чем для класса 0,28.
Класс вибрации для машин отдельных типов выбирают кон структор и заказчик с учетом конкретных данных по машине.
Ниже приводятся рекомендуемые классы вибрации для машин различного назначения в зависимости от высоты оси вращения.
Высота оси вращения, мм |
. . .. 80 |
80—132 |
132—225 |
225 |
||
Классы вибрации для машин: |
|
|
|
|
||
общепромышленного |
на- |
1,1 |
1,8 |
2,8 |
4,5 |
|
значения ....................... |
||||||
с повышенными требования- |
0,7 |
|
|
|
||
ми по вибрации . . . . |
1,1 |
1,8 |
2,8 |
|||
с жесткими требованиями |
0,45 |
0,7 |
1,1 |
1,8 |
||
по вибрации |
............... |
8-6. Т Е П Л О В О Й Н Е Б А Л А Н С
Тепловой небаланс роторов вызывается неравномерным нагре вом или охлаждением активной зоны ротора и встречается в турбо генераторах с воздушным и непосредственным водяным охлажде нием. Тепловая несимметрия ротора, возникающая особенно при работе машины под нагрузкой, приводит к тепловому изгибу вала, в результате чего значительно увеличивается небаланс ротора.
При этом возрастание вибраций обычно происходит с постоян ной времени нагрева ротора.
Несимметричный нагрев роторов турбогенераторов может воз никнуть по следующим причинам:
а) витковое замыкание в обмотке ротора; б) неравномерная толщина пазовой изоляции обмотки ротора,
вследствие чего перепады температур в различных пазах будут отличаться друг от друга;
в) неравномерное распределение охлаждающей воды по от дельным параллельным ветвям ротора при водяном охлаждении.
Допустим, что одна из вышеуказанных причин может вызвать тепловую несимметрию бочки ротора турбогенератора, в резуль тате которой одна сторона бочки ротора будет иметь температуру выше, чем диаметрально противоположная сторона на вели чину АТ. Причем для упрощения расчетов предположим, что тем пература по сечению ротора меняется по линейному закону.
При таком допущении бочка ротора искривится по дуге окруж
ности с радиусом кривизны р |
(рис. |
8-17): |
Р = |
0,8d |
(8-52) |
акТ ’ |
где d — диаметр бочки ротора; а — коэффициент теплового ли нейного расширения (для стали а = 0,000012 мм!(мм-град).
5 |
8 9 4 |
133 |
|
|