ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
отечественный типа Н-110 и фирмы «Брюль и К/ьер» типа 2304, 2305. Эти приборы позволяют записывать частотные спектры шума, а также изменение уровней звукового давления или уровней гром кости звука во времени. Наиболее совершенным из указанных при боров является самописец типа 2305, имеющий 15 скоростей пера, 12 скоростей бумаги, 10 скоростей вращения приводного вала, соединяющего его с другими приборами, 7 диапазонов шкалы. В сочетании с вращающимся столиком типа 3921 (на котором уста навливается испытуемая машина массой до 100 кг) он дает воз можность записывать полярную диаграмму уровня звукового давления или уровня громкости звука источника.
12-3. УСТАНОВКА И РЕЖИМ РАБОТЫ ИСПЫТУЕМОЙ МАШИНЫ
Способ установки машины при акустических испытаниях может оказать влияние на результаты измерений.
При жестком креплении машины к фундаменту возможны искажения по трем причинам:
а) в результате передачи посторонних вибраций к испытуемой машине ее шум может возрасти;
б) вибрация машины, передаваясь на фундаментную плиту,, может превратить последнюю в источник шума и помех;
в) масса фундамента, присоединенная к массе корпуса ма шины, может существенно изменить характер колебаний корпуса и тем самым исказить спектр и уровень громкости шума, излучае мого машиной.
Поэтому испытуемая машина изолируется от фундамента по средством амортизаторов либо упруго подвешивается. Исключе ние допустимо только в тех случаях, когда проверкой установлено, что для машин данного типа иная установка не искажает резуль татов измерения шумовых характеристик.
Амортизаторы или упругую подвеску необходимо выбирать из условия, чтобы частота собственных колебаний машины была ниже частоты возбуждающих сил не менее чем в 2 раза.
Шум, создаваемый электрической машиной, в известной мере зависит от режима ее работы, поэтому измерение шума желательно производить в номинальном режиме. Однако в тех случаях, когда испытуемую машину для создания номинального режима работы приходится сочленять со вспомогательной нагрузочной или при водной машиной, возникают серьезные трудности, связанные с необ ходимостью устранения искажений, вносимых этой машиной в ре зультате измерений шума. Такие искажения (за счет шумовых и вибрационных помех, звукоотражения, влияния присоединен ной массы и т. д.) могут быть настолько значительными, что пре небрегать ими нельзя, а учесть и внести соответствующие поправки
в большинстве |
случаев |
невозможно. |
|
|
Вместе с тем известно, что из всех параметров, определяющих |
||
рабочий режим |
машины, |
наибольшее влияние на шумовые ха- |
|
6 |
8 9 4 |
|
1ѲѲ |
|
|
|
рактеристики имеет обычно скорость вращения. От нее сильно зависят вентиляционные и механические составляющие шума. Поэтому скорость вращения при акустических испытаниях машин должна быть номинальной. Что касается величины нагрузки, то она влияет практически лишь на магнитный шум. В большинстве случаев это влияние не превышает 2—4 дб, искажения же за счет влияния нагрузочной машины могут быть значительнее. Поэтому ГОСТ 11929—66 предписывает производить измерение шума в ре жиме номинальной нагрузки для электромашинных преобразова телей, а также других машин, нагрузка которых может быть создана без механического соединения их со вспомогательной ма шиной или механизмом (тормозом, вентилятором и т. д.). В син хронных машинах электрическую нагрузку можно имитировать в режиме компенсатора (перевозбужденного двигателя). Для асин хронных электродвигателей и двигателей постоянного тока изба виться от помех, создаваемых нагрузочным устройством, чрезвы чайно трудно. Если этого и удается иногда достичь применением малошумных нагрузочных устройств (размещаемых за пределами испытательного помещения и соединяемых с машиной посредством специального валопровода сложной конструкции) и особо тщатель ным сочленением, то для контрольных испытаний такая методика неприемлема. Ею можно пользоваться лишь для некоторых иссле довательских работ и, быть может, в отдельных случаях для ти повых испытаний.
12-4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При измерении шумовых характеристик на расстоянии 1 м от наружного контура выбор точек измерения производится в соот
ветствии с п. 4.4.3 ГОСТ |
11929—66. При контрольных испы |
|||
таниях измеряются только |
уровни |
громкости звука в выбран |
||
ных |
точках. Полученные |
данные |
обрабатываются |
в следую |
щем |
порядке: |
|
|
измеренным |
1. |
Если разность между уровнем громкости звука, |
при работающей испытуемой машины, и уровнем громкости помех составляет 6—9 дб, то поправка, учитывающая влияние помех, будет 1 дб\ если эта разность составляет 4—5 дб, то поправка будет 2 дб.
Эта поправка вычитается из уровня громкости звука, измерен ного при работающей испытуемой машине. При разности более 9 дб поправка не вносится.
2. Производится усреднение уровней громкости звука, изме ренных в нескольких точках вокруг машины. Если усредняемые уровни отличаются друг от друга менее чем на 5 дб, то за средний уровень принимается их среднее арифметическое значение. Если они различаются более чем на 5 дб, усреднение производится по
170
следующей формуле
LM = 10 lg ( І Ю0-1^ ) - 10 lg л, дб,
где LAi — уровень громкости шума в і-й точке измерения на рас
стоянии 1 м от |
корпуса; п — количество точек измерения. |
При типовых |
испытаниях дополнительно измеряются уровни |
звукового давления в октавных полосах в точке с максимальным уровнем звука.
Обработка результатов измерений производится в следующем порядке:
вносятся поправки, учитывающие влияние помех; определяются уровни звуковой мощности в каждой октавной
полосе согласно ГОСТ 11929—66; определяются показатели направленности излучения для каж
дой точки измерения согласно ГОСТ 11929—66.
\
П Р И Л О Ж Е Н И Я
|
|
|
|
|
|
|
|
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1 |
|
||||
|
Средний уровень громкости наиболее часто встречающихся |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
звуков и шумов |
|
|
|
|
|
||
|
|
Наименование источников шума и места их |
|
|
Уровенъ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
измерения |
|
|
|
громкости, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дб |
|
|
|
Порог болевого ощущения |
|
|
|
|
130 |
|
|
|||||
|
Авиационный мотор на расстоянии 5 м |
|
|
116—120 |
|
||||||||
|
Шум в поезде метро во время движения |
|
|
85—90 |
|
|
|||||||
|
Автобус |
на расстоянии |
5 м |
|
|
|
|
85—88 |
|
|
|||
|
Трамвай |
на расстоянии |
10—20 л« |
|
|
|
80—85 |
|
|
||||
|
Троллейбус на расстоянии 5 м |
|
|
|
|
77 |
|
|
|||||
|
Улица с интенсивным движением и трамваем |
|
|
75—80 |
|
|
|||||||
|
Тихая улица (без транспорта) |
|
|
|
|
30—35 |
|
|
|||||
|
Удары молота по стали, клепальная машина на |
110—113 |
|
||||||||||
|
расстоянии 2—4 л< |
|
|
|
|
|
90—92 |
|
|
||||
|
Цехи электромеханические, автомобильные |
|
|
|
|
||||||||
|
Библиотеки |
на расстоянии 0,5 л« |
|
|
|
25—30 |
|
|
|||||
|
Тиканье |
часов |
|
|
|
30 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
|||
|
Соотношения между уровнями вибраций и звуковых давлений, |
|
|||||||||||
|
|
выраженных в децибелах и |
значениями этих величин, |
|
|
||||||||
|
|
|
.выраженных в абсолютных единицах |
|
|
|
|||||||
дб |
Звуковое |
Скорость, |
Ускоре |
дб |
Звуковое |
|
Скорость, |
Ускоре |
|||||
давление, |
см/сек |
|
ние, |
давление, |
|
см/сек |
ние, |
|
|||||
|
дин/см2 |
|
|
см!сек2 |
|
дин/см2 |
|
|
|
см/сек2 |
|||
0 |
2,00 |
ю -4 |
5,00 |
ІО'6 |
3,00- і о - 2 |
13 |
8,93 IO“4 |
2,23 |
ІО"6 |
1,34 |
і о - 1 |
||
1 |
2,24 |
ІО“4 |
5,61 |
ІО"6 |
3,37- і о - 2 |
14 |
1,00- і о - |
3 |
2,51 |
10_6 |
1,50 |
ю -1 |
|
2 |
2,52 |
ІО"4 |
6,30- ІО’ 6 |
3,78- і о - 2 |
15 |
1,12- і о - |
3 |
2,81 |
і о - * |
1,69 |
ю -1 |
||
3 |
2,83 |
ІО“4 |
7,07- ІО-6 |
4,24- і о - 2 |
16 |
1,26- і о - 3 |
3,16 |
ІО"6 |
1,89 |
ІО“1 |
|||
4 |
3,17 |
ІО'4 |
7,93 ІО-6 4,76- ІО“2 |
17 |
1,42- і о - |
3 |
3,54 |
10_6 |
2,12 |
ю -1 |
|||
5 |
3,56 |
ІО"4 |
8,89 |
ІО-6 |
5,33' 1 0 '2 |
18 |
1,59- і о - |
3 |
3,96 |
ІО'6 |
2,38 |
ІО'1 |
|
6 |
3,99 |
і о - 4 |
9,98 10-« 5,98- 10 -2 |
19 |
1,78- і о - 3 |
4,46 |
ІО-6 |
2,67 |
ю -1 |
||||
7 |
5,02 |
ІО-4 |
1,12 ІО-6 6,72- 10 -2 |
20 |
2,00- і о - |
3 |
5,00 |
ІО'6 |
3,00 |
ІО’ 1 |
|||
8 |
5,02 |
10“ 4 |
1,26 ІО-6 7,54- ІО-2 |
21 |
2,24- і о - |
3 |
5,61 |
ІО"6 |
3,37 |
ІО"1 |
|||
9 |
5,64 |
ІО-4 |
1,41 |
ІО-6 |
8,45- ІО-2 |
22 |
2,52- і о - 3 |
6,30 |
ІО'6 |
3,78 |
ІО'1 |
||
10 |
6,32 |
10"4 |
1,58 |
10-° |
9,49- ІО-2 |
23 |
2,83- і о - 3 |
7,07 |
ІО'6 |
4,24 |
ю -1 |
||
11 |
7,10 |
ІО-4 |
1,77- ІО-6 1,06 10-1 |
24 3,17іо- 3 |
7,93 |
ІО-6 |
4,76 |
ІО"1 |
|||||
12 |
7,96 |
ІО '4 |
1,99- 10-* |
1,19 10-1 |
25 |
3,56іо- 3 |
8,89 |
ІО'6 |
5,33 |
ю -1 |
172
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение прилож. 2 |
|||
дб |
Звуковое |
Скорость, |
Ускоре |
дб |
Звуковое |
Скорость, |
Ускоре |
|||
давление, |
см]сек* |
ние, |
давление, |
см/сек |
ние, |
|
||||
|
дин/см* |
|
|
см/сек2 |
|
дин/см3 |
|
см/сек2 |
||
26 |
3,99 |
IO’ 3 |
9,98 |
10- 6 |
5,98-ІО’ 1 |
76 |
1,26 |
3,16ІО '2 |
1,89 |
ІО2 |
27 |
4,48 |
ІО '3 |
1,12 |
ІО-4 |
6,72ІО"1 |
77 |
1,42 |
3,54-ІО '2 |
2,12 |
ІО2 |
28 |
5,02 |
10-8 |
1,26 |
ІО"4 |
7,54-ІО’ 1 |
78 |
1,59 |
3,97-ІО’ 2 |
2,38 |
ІО2 |
29 |
5,64 |
10-8 |
1,41 |
ІО-4 |
8,45-ІО’ 1 |
79 |
1,78 |
4,46-ІО '2 |
2,67 |
ІО2 |
30 |
6,32 |
10-8 |
1,58 |
ІО-4 |
9,49-ІО"1 |
80 |
2,00 |
5,00-10-2 |
3,00 |
ІО2 |
31 |
7,10 |
ІО '3 |
1,77 |
ІО-4 |
1,06 |
81 |
2,24 |
5,61-IO" 2 |
3,37 |
ІО2 |
32 |
7,96 |
ІО '3 |
1,99 |
10~4 |
1,19 |
82 |
2,52 |
6,30-10~2 3,78 ІО2 |
||
33 |
8,93 |
ІО"3 |
2,23 |
ІО'4 |
1,34 |
83 |
2,83 |
7,07-10"2 4,24 ІО2 |
||
34 |
1,00 |
ІО"3 |
2,51 |
ІО-4 |
1,50 |
84 |
3,17 |
7,93-ІО"2 4,76 ІО2 |
||
35 |
1,12 |
ІО’ 3 |
2,81 |
ІО '4 |
1,69 |
85 |
3,56 |
8,89-ІО '2 |
5,33 |
ІО2 |
36 |
1,26 |
10-3 |
3,16 |
ІО-4 |
1,89 |
86 |
3,99 |
9,98-ІО '2 |
5,98 |
ІО2 |
37 |
1,42 |
10-3 |
3,54 |
ІО '4 |
2,12 |
87 |
4,18 |
1,12-ІО '1 |
6,72 |
ІО2 |
38 |
1,59 |
10-3 |
3,97 |
ІО-4 |
2,38 |
88 |
5,02 |
1,26-ІО '1 |
7,54 |
ІО2 |
39 |
1,78 |
10-3 |
4,46 |
ІО '4 |
2,67 |
89 |
5,64 |
1,41-ІО-1 8,45 ІО2 |
||
40 |
2,00 |
10-3 |
5,00 |
ІО-4 |
3,00 |
90 |
6,32 |
1,58-ІО '1 |
9,49 |
ІО2 |
41 |
2,24 |
ІО"2 |
5,61 |
ІО-4 |
3,37 |
91 |
7,10 |
1,77-ІО '1 |
1,06 |
ІО3 |
42 |
2,52 |
10~2 |
6,30 |
ІО-4 |
3,78 |
92 |
7,96 |
1,99•10- 1 |
1,19 |
ІО3 |
43 |
2,83 |
ІО '2 |
7,07 |
ІО'4 |
4,24 |
93 |
8,93 |
2,23-ІО '1 |
1,34 |
ІО3 |
44 |
3,17 |
ІО’ 2 |
7,93 |
ІО-4 |
4,76 |
94 |
1,00-10 |
2,51-ІО’ 1 |
1,50 |
ІО3 |
45 |
3,56 |
ІО’ 2 |
8,89 |
ІО-4 |
5,33 |
95 |
1,12-10 |
2,81 ■ІО’ 1 |
1,69 |
ІО3 |
46 |
3,99 |
ІО"2 |
9,98 |
ІО-4 |
5,98 |
96 |
1,26-10 |
3,16-ІО '1 |
1,89 |
ІО3 |
47 |
4,48 |
ІО '2 |
1,12 |
10-3 |
6,72 |
97 |
1,42-10 |
3,54-ІО"1 2,12 ІО3 |
||
48 |
5,02 |
ІО '2 |
1,26 |
10-3 |
7,54 |
98 |
1,59-10 |
3,97-ІО"1 2,38 ІО3 |
||
49 |
5,64 |
ІО '2 |
1,41 |
10-3 |
8,45 |
99 |
1,78-10 |
4,46ІО '1 |
2,67 |
ІО3 |
50 |
6,32 |
ІО’ 2 |
1,58 |
10-3 |
9,49 |
100 |
2,00-10 |
5,00ІО’ 1 |
3,00 |
ІО3 |
51 |
7,10 |
ІО"2 |
1,77 |
ІО '3 |
1,06-10 |
101 |
2,24-10 |
5,61ІО '1 |
3,37 |
ІО3 |
52 |
7,96 |
ІО’ 2 |
1,99 |
ІО"3 |
1,19-10 |
102 |
2,52-10 |
6,30-ІО '1 |
3,78 |
ІО3 |
53 |
8,93 |
ІО"2 |
2,23 |
ІО*3 |
1,34-10 |
103 |
2,83-10 |
7,07-ІО”1 4,24 ІО3 |
||
54 |
1,00 |
ю -1 |
2,51 |
ІО '3 |
1,50-10 |
104 |
3,17-10 |
7,93-ІО“1 4,76 ІО3 |
||
55 |
1,12 |
ю - 1 |
2,81 |
ІО '3 |
1,69-10 |
105 |
3,56-10 |
8,89-ІО’ 1 |
5,33 |
ІО3 |
56 |
1,26 |
і о - 1 |
3,16 |
ІО’ 3 |
1,89-10 |
106 |
3,99-10 |
9,98-ІО’ 1 |
5,98 |
ІО3 |
57 |
1,42 |
ІО"1 |
3,54 |
ІО '3 |
2,12-10 |
107 |
4,48-10 |
1,12 |
6,72 |
ІО3 |
58 |
1,59 |
ІО-1 |
3,97 |
ІО"3 |
2,38-10 |
108 |
5,02-10 |
1,26 |
7,54 |
ІО3 |
59 |
1,78 |
ІО-1 |
4,46 |
ІО’ 3 |
2,67-10 |
109 |
5,64-10 |
1,41 |
8,45 |
ІО3 |
60 |
2,00 |
ІО-1 |
5,00 |
ІО’ 3 |
3,00-10 |
ПО |
6,32-10 |
1,58 |
9,49 |
ІО3 |
61 |
2,24 |
ІО '1 |
5,61 |
ІО"3 |
3,37-10 |
111 |
7,10-10 |
1,77 |
1,06 |
ІО4 |
62 |
2,52 |
ІО"1 |
6,30 |
ІО’ 3 |
3,78-10 |
112 |
7,96-10 |
1,99 |
1,19 |
ІО4 |
63 |
2,83 |
ІО-1 |
7,07 |
ІО '3 |
4,24-10 |
113 |
8,93-10 |
2,23 |
1,34 |
ІО4 |
64 |
3,17 |
ІО-1 |
7,93 |
ІО"3 |
4,76-10 |
114 1,00ІО2 |
2,51 |
1,50 |
ІО4 |
|
65 |
3,56 |
ІО-1 |
8,89 |
ІО '3 |
5,33-10 |
115 1,12-ІО2 |
2,81 |
1,69 |
ІО4 |
|
66 |
3,99 |
ІО-1 |
9,98 |
ІО’ 3 |
5,98-10 |
116 1,26-ІО2 |
3,16 |
1,89 |
ІО4 |
|
67 |
4,48 |
ІО-1 |
1,12 |
ІО-3 |
6,72-10 |
117 1,42-ІО2 |
3,54 |
2,12 |
ІО4 |
|
68 |
5,02 |
ІО-1 |
1,26 |
ІО '8 |
7,54-10 |
118 1,59ІО2 |
3,97 |
2,38 |
ІО4 |
|
69 |
5,64 |
ІО-1 |
1,41 |
ІО '3 |
8,45-10 |
119 1,78-ІО2 |
4,46 |
2,67 |
ІО4 |
|
70 |
6,32 |
ІО-1 |
1,58 |
ІО’ 3 |
9,49-10 |
120 2,00ІО2 |
5,00 |
3,00 |
ІО4 |
|
71 |
7,10 |
ІО-1 |
1,77 |
ІО '2 |
1,06-ІО2 |
121 |
2,24ІО2 |
5,61 |
3,37 |
ІО4 |
72 |
7,96 |
ІО"1 |
1,99 |
ІО"2 |
1,19-ІО3 |
122 2,52ІО2 |
6,30 |
3,78 |
ІО4 |
|
73 |
8,93 |
ІО-1 |
2,23 |
10-2 |
1,3410а |
123 2,83-ІО2 |
7,07 |
4,24 |
ІО4 |
|
74 |
1,00 |
2,51 |
10-2 |
1,50-ІО2 |
124 3,17-ІО2 |
7,93 |
4,76 |
ІО4 |
||
75 |
1,12 |
2,81 |
10-2 |
1,69ІО2 |
125 |
3,56-ІО2 |
8,89 |
5,33 |
ІО4 |
173