Файл: Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
іщ іх — экономических, а также естествеипотехппчсскнх, организационных, социально-психологических), прису щих объекту управления —1социалистическому произ водству, и направленной на осуществление требовании этих законов; осуществляемой системой управления, включающей органы социалистического государства, об щественные организации и каждого трудящегося, объ единяемых и руководимых Коммунистической партией; соответствующей законам, присущим самому процессу управления, общим для разных видов управления и спе цифическим для процессов управления в социалистиче скойформации, и, наконец, законам, возникающим при синтезе общих и специфических признаков; приобретаю щей характер искусства, творчества» 14.
А. С. Петров считает, что «...в совокупности конкрет ные формы организационного процесса — руководство, планирование и регулирование — и составляют управ
ление общественным производством» 15. «Известно, |
что |
управление предприятием, ■— пишет он в другой |
рабо |
те, — представляет собой процесс, посредством которого субъект управления (управляющая система) обеспечи вает целенаправленное поведение управляемою объ екта» !ІІ.
О. А. Дейнеко рассматривает управление как много значное понятие, которое, «применяется везде, где нуж но выразить определенное воздействие па объект в целях сохранения его устойчивости (организации) либо перевода системы из одного состояния в другое. В связи с этим понятие «управление» применяется для характе ристики управляющего (организующего) воздействия з условиях различных форм движения материн»17. В рабо
те исследуется управление общественными |
процессами. |
||
«С кибернетических позиций управление —1это |
вы |
||
дача командной информации на основании решений, по- |
|||
14 |
Г. X. По п о в . Пррблемы теории управления. М., «Экономика», |
||
1970, стр. 89. |
|
произ |
|
15 |
А. С. П е т р о в . Экономические основы управления |
||
водством. М., «Мысль», I960, стр. 25—26. |
М., «Знание», |
||
10 |
А. С. П е т р о в . Управление предприятием. |
||
1972, стр. 21. |
|
|
|
17 |
О. А. Д е й н е к о . Методологические проблемы науки управле |
||
ния производством. М., «Наука», 1971, стр. 26. |
|
|
9 ,
лученных путем переработки поступающей информа ции» 1S.
Еще многие авторы, рассматривая те пли иные стороны многогранного процесса управления обществен ным производством, выясняют его сущность, дополняют или уточняют его определение. Основные отличия в определениях управления как в широком, так и узком смысле слова вытекают главным образом из различного подхода к раскрытию содержания этого понятия: фило софского, социально-экономического, организационно экономического или кибернетического.
Наибольшие различия содержатся в определениях организационно-экономического аспекта, данных С. Ее Каменицером и А. С. Петровым.
По мнению С. Е. Каменнцера, хозяйственное руко водство представляет собой такой же составной элемент
системы производства, как процессы основного |
произ |
водства и процессы обслуживающих хозяйств |
(ремонт |
средств труда, производство и подача энергии |
и др.). |
Но вряд ли можно с этим согласиться, так как |
послед |
ние не могут осуществляться без постановки перед ними
цели и без организации |
мер по достижению этой цели, |
|
т. е. без хозяйственного |
руководства. Оно организует |
и |
управляет как процессами основного производства, |
так |
а процессами обслуживания этого производства. Трудно также согласиться и с положением С. Е. Каменнцера о
том, что в хозяйственном руководстве управление и пла
нирование |
рассматриваются как |
составные |
равнознач |
||||||
ные элементы. Управление как «целенаправленная |
|
дея |
|||||||
тельность» ие может функционировать |
без |
планирова |
|||||||
ния, т. |
е. |
без |
постановки |
цели, |
без |
разработки |
|||
программы достижения этой цели. |
|
|
|
акаде |
|||||
Именно поэтому мы разделяем точку зрения |
|||||||||
мика А. М. Румянцева и других авто'ров, которые |
рас |
||||||||
сматривают планирование как |
функциональную |
часть |
|||||||
управления. «Улучшение управления |
нашей |
экономи |
|||||||
кой,— пишет |
А. М. |
Румянцев,— органично |
слито с |
||||||
совершенствованием планирования |
(согласования) |
|
раз |
||||||
вития всего народного хозяйства. |
Одно без другого |
не- |
может существовать. .Вместе с тем управление народным хозяйством шире планирования, ибо оно охватывает не
18 С. А. Д у м л е р . Управление производством и кибернетика. «Машиностроение», 1969, стр. 16.
10
только вопросы самого планирования, но п |
проблемы, |
|
связанные с выполнением плана и |
другими |
функция |
ми» 1э. И еще: «...управление шире |
планирования, так |
как включает, кроме того, весь механизм организации выполнения планов и регулирования всего обществен ного процесса производства» 1920. М. 3. Бор, рассматривая положение К. Маркса о планомерности как необходи мом условии совместных комбинированных процессов труда, подчеркнул, что «эта планомерность реализуется через управление комбинированным процессом труда»21. О. В. Козлова отмечает, что «в практике часто разделя ют понятия «планирование» и «управление», но по су ществу планирование — одна из форм управления, имен но его начальная стадия»22. Убедительно доказывает А. С. Петров, что «в диалектическом единстве планиро вание раскрывается как функция управления»2324.
Однако с точкой зрения А. С. Петрова о взаимосвязи понятий «управление» и «хозяйственное руководство» нельзя согласиться. Здесь А. С. Петров включает в управление общественным производством и хозяйствен ное руководство. Хозяйственное руководство он рас сматривает также параллельно с планированием и ре гулированием 2І.
На наш взгляд, понятие «хозяйственное руководст во» шире понятия «управление производством». Кроме управления производством, хозяйственное руководство включает и организацию производства и экономические
рычаги (хозрасчет, |
ценообразование, кредитование и |
др.). |
управление общественным про |
Таким образом, |
изводством на разных его уровнях в наиболее общей и сжатой форме представляет собой процесс активного
19 А. М. Р у м я н ц е в . Экономические науки и проблемы управ ления народным хозяйством. «Вестник Академии наук СССР», 1966,
№ 2, стр. 11. |
|
|
Проблемы современной науки |
об обще |
|
20 А. М. Р у м я н ц е в . |
|||||
ства М., «Наука», |
1969, стр. 278. |
хозяйства |
|||
21 М. 3. |
Бор. |
Основы |
планирования народного |
||
СССР. М., «Экономика», 1971, стр. 5. |
|
||||
22 О. В. |
К о з л о в а , |
И. |
Н. К у з н е ц о в . Научные основы |
управления производством, стр. 15.
23 А. С. П е т р о в . Основы организации управления промышлен ным производством. М., «Экономика», 1969, стр. 12.
24 А. С. П е т р о в . Экономические основы управления произ водством, стр. 25—26.
11
воздействия управляющего органа на .развитие произ водства как управляемый объект с целью обеспечения его эффективного функционирования.
2. СОСТАВ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Наиболее полно сущность управления раскрывается в его функциях, являющихся результатом процесса раз деления и специализации управленческого труда.
В раскрытии сущности управления через его функ ции еще более расходятся мнения, чем в определении по нятия «управление» (см. табл. 1).
Данные табл. 1 показывают, что даже в таком дале ко неполном перечне работ, в котором рассматриваются функции управления, сущность управления выражается в 3—15 и более функциях. Одни авторы считают, что для нормального функционирования системы управле ния достаточно иметь три функции: планирование, учет и анализ или планирование, учет и регулирование, дру гие, наоборот, сущность управления рассматривают очень широко. И. Н. Кузнецов, например, перечисляет 13 функций, но заметил, что этим их перечень не исчер пывается, есть еще и другие.
Общим недостатком многих точек зрения на клас сификацию функции управления, на наш взгляд, явля ется включение в функции управляющей системы, кото рые выражают сущность управления, разнородных эле ментов, которые нередко сами являются объектами управления. Например, техническая подготовка произ водства, материально-техническое снабжение, сбыт про дукции и др. Управление процессами этих функций не возможно без специальной управленческой деятельно сти, т. е. без самого управления. Здесь характерно смешение функций объекта и субъекта управления, сущ ности и содержания системы управления.
Для других точек зрения, когда в сущность управле ния не включаются функции управляемых объектов, ха рактерно следующее. Во-первых, здесь присутствует сме шение функций управления с методами, принципами и средствами управления, например стимулирование, ак тивизация, информационное обеспечение. Во-вторых, чрезмерное дробление и объединение управленческой деятельности, которое нередко приводит к дублированию ее в разных функциях. Например, планирование, регу-
12
лированйе, координация, прогнозирование, корректиро вание, выработка целей, выработка и принятие управ ленческих решений, распорядительство, диспетчирова ние, статистика, анализ, учет. В-третьих, в понятие отдельных функций вкладывается разный смысл. На пример, в регулирование, контроль, учет и другие функции.
Таким образом, в специальной литературе приводят ся самые различные функции, относящиеся к объекту я субъекту управления. Для выяснения сущности управле ния общественным производством необходимо прежде всего разделить их на управляемые и управляющие. Первые относятся к функциям управляемого объекта, вторые — к функциям управляющей подсистемы. Функции управляющей подсистемы в свою очередь в со вокупности выражают, с одной стороны, сущность управления, а с другой — его содержание.
3. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИЙ. МЕСТО М- РОЛЬ УЧЕТА И АНАЛИЗА
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
«Функция управления», на наш взгляд, это отдель ные специализированные действия субъекта управления, которые в совокупности обеспечивают целенаправленное развитие объекта управления. Являясь относительно самостоятельными, функции управления как целена правленные управленческие действия в органической со вокупности образуют процесс, управления, выражают его сущность, делают его универсальным для разных ви дов производственной и общественной деятельности лю дей. Содержание же функций управления определяется конкретными процессами управляемого объекта, что де лает их по этому признаку неодинаковым в разных управляющих системах. Управление в целом тоже по своему содержанию является конкретным и пригодным для определенных объектов управления. Это вытекает из диалектического единства и взаимосвязи сферы про изводства и сферы управления.
Таким образом, при исследовании управления раз личаются две его органически взаимосвязанные стороны: сущность управления, для которой характерна общность, универсальность управленческой деятельности, выте-
13