Файл: Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ются планирование, учет, анализ и регулирование. Каж­ дая из этих функций в процессе дальнейшего разделения

испециализации управленческого труда может быть разделена на более мелкие элементы (например, в пла­ нировании выделяется прогнозирование) или, наоборот, при более общем подходе к управлению некоторые из них могут быть объединены (например, нередко функции учета и анализа рассматриваются как функция контро­ ля). Однако их сущность при этом не изменяется.

Планирование обеспечивает разработку направлений

ипараметров развития управляемого объекта пс дости­ жению поставленной цели. «Планирование выступает

функцией, посредством которой в идеальной форме реа­ лизуется цель, стоящая перед системой» 25. Основными его элементами, или подфункциями, если можно так сказать, выступают прогнозирование, моделирование, программирование и доведение плана до конкретных ис­ полнителей.

Посредством прогнозирования определяются состоя­ ние и поведение управляемого объекта в различных си­ туациях на пути движения к намеченной цели. «Будучи элементом функции управления, прогнозирование при­ звано стать важным инструментом для выработки пра­ вильной программы, плана действий, обеспечивающих достижение наиболее целесообразных с точки зрения общественного прогресса результатов. Отсюда неразрыв­ ная связь его и планирования как важнейших элементов функции управления» 26.

Моделирование позволяет создать • модель будущей системы, ее поведение в разных ситуациях. Программи­ рование обеспечивает перевод управляемой системы в новое состояние с помощью соответствующих алгорит­ мов движения. Все элементы планирования, имеющие разную и сложную структуру, взаимосвязь как между собой, так и с другими функциями, методы осуществле­ ния своих действий, в органической совокупности обес­ печивают единый научный процесс планирования.

25 А. С.

П е т р о в . Основы организации управления

промыш­

ленным производством, стр. 16.

и пер­

26 Д. М.

Г в и ш и а н и . Наука управления: проблемы

спективы организационного управления. В кн.: Актуальные пробле­ мы управления. М., «Знание», 1972, стр. 51.

22


После того как управляемая система начала действо­ вать по разработанной программе, объективной необхо­ димостью обеспечения ее жизнедеятельности становится учет процессов фактического движения (развития) этой системы, анализ отклонений от заданной программы и в необходимых случаях регулирования ее движения. Эта потребность вытекает из того, что в системе, особенно такой большой, как общественное производство, непре­ рывно совершаются различные по роду, направлению и силе действия процессы, под влиянием которых первона­ чально установленные связи между элементами системы постоянно изменяются, и если ими не управлять с по­ мощью этих функций, то не только отдельные процессы, но и система в целом может отклониться от заданных параметров в нежелательном направлении и не достичь поставленной цели. Планирование не может предусмот­ реть буквально все процессы, которые будут совершать­ ся в реальной действительности, их взаимосвязи и ре­ зультаты взаимодействия между собой и внешней сре­ дой.

Учет обеспечивает постоянный сбор, классификацию и обобщение необходимой информации, достоверно и полно отражающей фактические процессы движения управляемого объекта по специально разработанной методологии. Учет является важнейшим и основным по­ ставщиком фактической информации и в информацион­ ной подсистеме занимает большое место. Он тесно свя­ зан с контролем, который, помимо отмеченной ранее формы существования (как выражение двух функций — учета и анализа), выполняет также важную вспомога­ тельную подфункцию во всех функциях управления. Суть его заключается в выявлении и устранении возникающих ошибок (как произвольных, так и непроизвольных) в действиях функций планирования, учета, анализа и ре­ гулирования. Например, с помощью контрольной функ­ ции обеспечивается достоверность отражаемой учетом информации о состоянии и движении средств предприя­ тия в процессе производства.

Анализ обеспечивает количественную и качественную оценку происходящих изменений в процессах управляе­ мого объекта относительно заданных программой пара­ метров его развития путем исследования глубинных при­ чинно-следственных связей и взаимодействий, прояв-

23

ляющпхся часто в виде отклонений от программы (норм, плана, заданий, графиков и т. п.). «Получать информа­ цию — это еще не значит знать. Знание, понимание со­ вершаемых процессов достигается путем анализа полу­ ченной информации... Этот скачок от получения инфор­ мации до уяснения ее достигается с помощью анализа полученных данных» 27.

Анализ позволяет вовремя увидеть тенденции разви­ тия отдельных нежелательных или прогрессивных явле­ ний и показать варианты решении, создающих преграды для первых и благоприятные условия для развития вто­ рых. С его помощью вскрываются неиспользованные или дополнительно возникающие в новых ситуациях внутрен­ ние резервы, использование которых позволяет либо уско­ рить развитие управляемой системы, либо перевести ее на более эффективный режим функционирования. Анализ является основой для выработки управленческих реше­ ний. Посредством его готовятся варианты решений, выте­ кающие из исследования происходящих изменений в управляемой системе. Кроме этого, анализ используется также для повышения эффективности действия функции планирования, в частности для объективной и полной оценки исходной базы планирования, выявления тенден­ ций развития управляемых систем, прогнозирования их предстоящего развития.

Регулирование обеспечивает выработку и принятие оптимальных решений, а также реализацию их исполне­ ния на базе результатов анализа.

Выработка и принятие упраленческого решения яв­ ляется не менее сложным звеном в технологии управле­ ния. Здесь, кроме вариантных решений, вытекающих из результатов анализа процессов управляемого объекта, необходимо учесть директивные указания, информацию

о достижениях науки и передовой практики,

правовые

отношения, а в ряде случаев и

последствия

политико­

воспитательного характера .

принимаемых

решений.

«Только люди, работающие в

определенных

функцио­

нальных подразделениях, могут объединить

такую раз­

ностороннюю и пока прямо несводимую информацию,

27 С. Е. К а м е и к ц е р. Экономический анализ в системе хоз ственного руководства. Тезисы докладов Второго всесоюзного на­ учно-технического совещания «Организация и методы экономического анализа в промышленности». Пленарное заседание. М., 1969, стр. 19—20.

24


учесть ее негативные п позитивные стороны для подго­ тавливаемого решения» 2а.

Сложным элементом функции регулирования явля­ ется также процесс реализации принятых решений, где большую роль играют поведенческие аспекты управле­ ния. «При управлении организационной системой, —' пи­ шет И. М. Макаров, — может не возникать необходи­ мость в изменении принятых планов или решений, а результат функционирования системы при этом может существенно изменяться в зависимости от характера исполнения решения...» «...обычно с реализацией реше­ ний связывают только оперативный контроль его испол­ нения. Хотя это большой и важный этап в процессе реа­ лизации решений, но учет влияния поведенческих аспектов на исполнение решений и всеобъемлющего ха­ рактера такого процесса, пронизывающего все структур­ ные уровни системы, приводит к ряду дополнительных проблем...» 829

Принятое решение может быть выполнено либо путем организации условий, обеспечивающих устранение воз­ мущающего фактора, либо путем передачи решения в планирующий элемент системы для корректировки про­ граммы действия управляемого объекта. Регулирующая функция вступает в действие в-следующих случаях. Вопервых, когда возмущающие факторы, вскрытые анали­ зом, вызывают отрицательные отклонения, выходящие за пределы нормальных допусков, н грозят вывести управ­ ляемую систему за рамки ее программы развития. Регу­ лирующий элемент принимает решение и обеспечивает устранение возмущающих факторов. Во-вторых, когда возмущающие факторы уже вызвали значительные от­ рицательные отклонения объекта от программы, их устранить в рамках регулирования уже невозможно. В этих случаях требуется уточнение самой программы с помощью функции планирования. В-третьих, когда вскрытые анализом дополнительные резервы улучшения развития управляемого объекта целесообразно немед-

28 О. В. К оз л о Dir, С. А. Л е н с к а я . За дальнейшее совер­ шенствование системы управления экономикой. М., «Мысль», 1971, стр. 87.

29 И. М. М а к а р о в. Системные исследования и их связь с процессом автоматизации организационной сферы деятельности че­ ловека. Тезисы докладов 1 Всесоюзной конференции по исследова­ нию операций. Минск, 1972, стр. 21.

25

леипо ввести в действие и на этой основе перевести управляемую систему на более эффективную программу развития. Здесь также исполнение принятого решения производится совместно с функцией планирования.

Таким образом, четыре основные функции управле­ ния тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности действий образуют процесс управления, выражают его сущность. Они присущи всем управляющим системам об­ щественного производства па разных уровнях его управ­ ления. Взаимосвязь основных функций между собой и с управляемой подсистемой отражена в схеме 1.

Схема 1. Структура управляющей подсистемы и ее взаимосвязь с управляемой подсистемой

Связь учета с планированием показана пунктирной стрелкой, так как она носит больше методологический характер. Показанная нами здесь последовательность функций, хотя в основном и соответствует логической последовательности управленческой деятельности, в оп­ ределенной степени условна. В ряде случаев некоторые из этих функций или их элементы могут меняться места­ ми или использоваться для более полного решения сво­ их задач. Например, перспективному планированию предшествует анализ состояния управляемого объекта, отдельные элементы регулирования, в частности, этапы принятия решений имеют место в функции планирова­ ния, когда принимается оптимальный вариант плана.

Выработка и принятие управленческих решений вы­ деляются некоторыми авторами наряду с регулировани­ ем в самостоятельную функцию или инструмент управ­ ления для осуществления всех функций. Нисколько не

26


умаляя роли и сложности этих заключительных звеньев технологии управления, на наш взгляд, они в основном полно выражаются функцией регулирования,. которая, кроме того, включает и элемент по реализации принятых решений. Точку зрения, согласно которой принятие %,решений рассматривается как инструмент осуществления всех функций, видимо, можно объяснить как попытку упорядочить весь процесс управления в условиях нали­ чия в литературе множества разнокачественных функций управления, взяв за исходный момент главную продук­ цию управления — принятие оптимальных решений.

Многие авторы к функциям управления относят ор­ ганизацию. На наш взгляд, это. самостоятельная отрасль человеческой деятельности в сфере хозяйственного ру­ ководства, которая направлена на создание как управ­ ляемой, так и управляющей систем. Перед организацией ставится определенная цель, разрабатывается програм­ ма достижения этой цели, учитываются, анализируются и регулируются процессы по выполнению этой програм­ мы. Получается, с одной стороны, что организация сама выступает как управляемая система, которая нуждается в управлении, а с другой, она является необходимой предпосылкой или средством образования новых систем управления. В. И. Терещенко, например, считает, что ор­ ганизацию .можно рассматривать с разных сторон, в том числе и как «организацию управления», и как «управле­ ние организацией».

Активизация, стимулирование, . распорядительство, называемые рядом авторов функциями управления, на наш взгляд, относятся больше к методам управления морального, экономического и административного ха­ рактера, которые при правильном сочетании способст­ вуют повышению эффективности труда работников как в управляемой, так и в управляющей системах. Другие понятия, относимые в некоторых работах к функциям управления, в основном являются элементами информа­ ционной системы (например, «сбор информации», «пере­ дача информации», «обработка информации» и т. п.) или отдельными элементами функций планирования и регу­ лирования.

Обращает на себя внимание и тот факт, что отдель­ ные авторы нередко вкладывают неодинаковый смысл в одни и те же по названиям функции. Например, в специ-

27

альноіі работе А. С. Петрова, где глубоко рассматрива­ ются методологические проблемы организации управле­ ния промышленным производством, функция учета пред­ ставлена как «...необходимость учета итогов действия управляемой системы» ' для разработки последующей программы, что эта функция дискретная и «она осущест­ вляется лишь по итогам действия управленческого цик­ ла, когда завершается выполнение программы пли же конкретной задачи». Вместе с тем «контрольный элемент в составе управляющей системы представляет подсисте­ му сбора II переработки первичной информации, идущей непосредственно от объекта управления». И здесь же контрольный элемент «по своей сущности является ана­ литическим», «получив информацию о наличии в управ­ ляемой системе тех или иных отклонений (непонятно, откуда контрольный элемент получил ее. — В. С.), ана­ лизирует его характер и определяет его причину. В свя­ зи с этим в контрольной системе должна быть аналитиче­ ская подсистема, перерабатывающая информацию об отклонениях объекта управления от заданной програм­ мы» 30.

Многие авторы чаще ограничиваются перечислением функций управления или слишком общим их раскрыти­ ем, что затрудняет выяснение сути этих функций.

Глубокое и комплексное развитие всех функций управляющей подсистемы, совершенствование механиз­ ма реализации их действий являются одним из важных направлений развития системы управления обществен­ ным производством на разных его уровнях и повышения эффективности ее функционирования.

Развитие функций управления и их механизма пред­ ставляет собой процесс одновременного и взаимосвязан­ ного развития их сущности и содержания. Второе, как ранее отмечалось, определяется конкретными процесса­ ми управляемого объекта. Поэтому необходимой пред­ посылкой совершенствования механизма функциониро­ вания управляющей системы является исследование со­ держания управляемого объекта, в данном случае управляемых процессов общественного производства.

I

30

А. С. П е т р о в .

Основы организации управления промы

ленным производством, стр.

18, 83, 81, 82.