Файл: Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ются планирование, учет, анализ и регулирование. Каж дая из этих функций в процессе дальнейшего разделения
испециализации управленческого труда может быть разделена на более мелкие элементы (например, в пла нировании выделяется прогнозирование) или, наоборот, при более общем подходе к управлению некоторые из них могут быть объединены (например, нередко функции учета и анализа рассматриваются как функция контро ля). Однако их сущность при этом не изменяется.
Планирование обеспечивает разработку направлений
ипараметров развития управляемого объекта пс дости жению поставленной цели. «Планирование выступает
функцией, посредством которой в идеальной форме реа лизуется цель, стоящая перед системой» 25. Основными его элементами, или подфункциями, если можно так сказать, выступают прогнозирование, моделирование, программирование и доведение плана до конкретных ис полнителей.
Посредством прогнозирования определяются состоя ние и поведение управляемого объекта в различных си туациях на пути движения к намеченной цели. «Будучи элементом функции управления, прогнозирование при звано стать важным инструментом для выработки пра вильной программы, плана действий, обеспечивающих достижение наиболее целесообразных с точки зрения общественного прогресса результатов. Отсюда неразрыв ная связь его и планирования как важнейших элементов функции управления» 26.
Моделирование позволяет создать • модель будущей системы, ее поведение в разных ситуациях. Программи рование обеспечивает перевод управляемой системы в новое состояние с помощью соответствующих алгорит мов движения. Все элементы планирования, имеющие разную и сложную структуру, взаимосвязь как между собой, так и с другими функциями, методы осуществле ния своих действий, в органической совокупности обес печивают единый научный процесс планирования.
25 А. С. |
П е т р о в . Основы организации управления |
промыш |
ленным производством, стр. 16. |
и пер |
|
26 Д. М. |
Г в и ш и а н и . Наука управления: проблемы |
спективы организационного управления. В кн.: Актуальные пробле мы управления. М., «Знание», 1972, стр. 51.
22
После того как управляемая система начала действо вать по разработанной программе, объективной необхо димостью обеспечения ее жизнедеятельности становится учет процессов фактического движения (развития) этой системы, анализ отклонений от заданной программы и в необходимых случаях регулирования ее движения. Эта потребность вытекает из того, что в системе, особенно такой большой, как общественное производство, непре рывно совершаются различные по роду, направлению и силе действия процессы, под влиянием которых первона чально установленные связи между элементами системы постоянно изменяются, и если ими не управлять с по мощью этих функций, то не только отдельные процессы, но и система в целом может отклониться от заданных параметров в нежелательном направлении и не достичь поставленной цели. Планирование не может предусмот реть буквально все процессы, которые будут совершать ся в реальной действительности, их взаимосвязи и ре зультаты взаимодействия между собой и внешней сре дой.
Учет обеспечивает постоянный сбор, классификацию и обобщение необходимой информации, достоверно и полно отражающей фактические процессы движения управляемого объекта по специально разработанной методологии. Учет является важнейшим и основным по ставщиком фактической информации и в информацион ной подсистеме занимает большое место. Он тесно свя зан с контролем, который, помимо отмеченной ранее формы существования (как выражение двух функций — учета и анализа), выполняет также важную вспомога тельную подфункцию во всех функциях управления. Суть его заключается в выявлении и устранении возникающих ошибок (как произвольных, так и непроизвольных) в действиях функций планирования, учета, анализа и ре гулирования. Например, с помощью контрольной функ ции обеспечивается достоверность отражаемой учетом информации о состоянии и движении средств предприя тия в процессе производства.
Анализ обеспечивает количественную и качественную оценку происходящих изменений в процессах управляе мого объекта относительно заданных программой пара метров его развития путем исследования глубинных при чинно-следственных связей и взаимодействий, прояв-
23
ляющпхся часто в виде отклонений от программы (норм, плана, заданий, графиков и т. п.). «Получать информа цию — это еще не значит знать. Знание, понимание со вершаемых процессов достигается путем анализа полу ченной информации... Этот скачок от получения инфор мации до уяснения ее достигается с помощью анализа полученных данных» 27.
Анализ позволяет вовремя увидеть тенденции разви тия отдельных нежелательных или прогрессивных явле ний и показать варианты решении, создающих преграды для первых и благоприятные условия для развития вто рых. С его помощью вскрываются неиспользованные или дополнительно возникающие в новых ситуациях внутрен ние резервы, использование которых позволяет либо уско рить развитие управляемой системы, либо перевести ее на более эффективный режим функционирования. Анализ является основой для выработки управленческих реше ний. Посредством его готовятся варианты решений, выте кающие из исследования происходящих изменений в управляемой системе. Кроме этого, анализ используется также для повышения эффективности действия функции планирования, в частности для объективной и полной оценки исходной базы планирования, выявления тенден ций развития управляемых систем, прогнозирования их предстоящего развития.
Регулирование обеспечивает выработку и принятие оптимальных решений, а также реализацию их исполне ния на базе результатов анализа.
Выработка и принятие упраленческого решения яв ляется не менее сложным звеном в технологии управле ния. Здесь, кроме вариантных решений, вытекающих из результатов анализа процессов управляемого объекта, необходимо учесть директивные указания, информацию
о достижениях науки и передовой практики, |
правовые |
|
отношения, а в ряде случаев и |
последствия |
политико |
воспитательного характера . |
принимаемых |
решений. |
«Только люди, работающие в |
определенных |
функцио |
нальных подразделениях, могут объединить |
такую раз |
ностороннюю и пока прямо несводимую информацию,
27 С. Е. К а м е и к ц е р. Экономический анализ в системе хоз ственного руководства. Тезисы докладов Второго всесоюзного на учно-технического совещания «Организация и методы экономического анализа в промышленности». Пленарное заседание. М., 1969, стр. 19—20.
24
учесть ее негативные п позитивные стороны для подго тавливаемого решения» 2а.
Сложным элементом функции регулирования явля ется также процесс реализации принятых решений, где большую роль играют поведенческие аспекты управле ния. «При управлении организационной системой, —' пи шет И. М. Макаров, — может не возникать необходи мость в изменении принятых планов или решений, а результат функционирования системы при этом может существенно изменяться в зависимости от характера исполнения решения...» «...обычно с реализацией реше ний связывают только оперативный контроль его испол нения. Хотя это большой и важный этап в процессе реа лизации решений, но учет влияния поведенческих аспектов на исполнение решений и всеобъемлющего ха рактера такого процесса, пронизывающего все структур ные уровни системы, приводит к ряду дополнительных проблем...» 829
Принятое решение может быть выполнено либо путем организации условий, обеспечивающих устранение воз мущающего фактора, либо путем передачи решения в планирующий элемент системы для корректировки про граммы действия управляемого объекта. Регулирующая функция вступает в действие в-следующих случаях. Вопервых, когда возмущающие факторы, вскрытые анали зом, вызывают отрицательные отклонения, выходящие за пределы нормальных допусков, н грозят вывести управ ляемую систему за рамки ее программы развития. Регу лирующий элемент принимает решение и обеспечивает устранение возмущающих факторов. Во-вторых, когда возмущающие факторы уже вызвали значительные от рицательные отклонения объекта от программы, их устранить в рамках регулирования уже невозможно. В этих случаях требуется уточнение самой программы с помощью функции планирования. В-третьих, когда вскрытые анализом дополнительные резервы улучшения развития управляемого объекта целесообразно немед-
28 О. В. К оз л о Dir, С. А. Л е н с к а я . За дальнейшее совер шенствование системы управления экономикой. М., «Мысль», 1971, стр. 87.
29 И. М. М а к а р о в. Системные исследования и их связь с процессом автоматизации организационной сферы деятельности че ловека. Тезисы докладов 1 Всесоюзной конференции по исследова нию операций. Минск, 1972, стр. 21.
25
леипо ввести в действие и на этой основе перевести управляемую систему на более эффективную программу развития. Здесь также исполнение принятого решения производится совместно с функцией планирования.
Таким образом, четыре основные функции управле ния тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности действий образуют процесс управления, выражают его сущность. Они присущи всем управляющим системам об щественного производства па разных уровнях его управ ления. Взаимосвязь основных функций между собой и с управляемой подсистемой отражена в схеме 1.
Схема 1. Структура управляющей подсистемы и ее взаимосвязь с управляемой подсистемой
Связь учета с планированием показана пунктирной стрелкой, так как она носит больше методологический характер. Показанная нами здесь последовательность функций, хотя в основном и соответствует логической последовательности управленческой деятельности, в оп ределенной степени условна. В ряде случаев некоторые из этих функций или их элементы могут меняться места ми или использоваться для более полного решения сво их задач. Например, перспективному планированию предшествует анализ состояния управляемого объекта, отдельные элементы регулирования, в частности, этапы принятия решений имеют место в функции планирова ния, когда принимается оптимальный вариант плана.
Выработка и принятие управленческих решений вы деляются некоторыми авторами наряду с регулировани ем в самостоятельную функцию или инструмент управ ления для осуществления всех функций. Нисколько не
26
умаляя роли и сложности этих заключительных звеньев технологии управления, на наш взгляд, они в основном полно выражаются функцией регулирования,. которая, кроме того, включает и элемент по реализации принятых решений. Точку зрения, согласно которой принятие %,решений рассматривается как инструмент осуществления всех функций, видимо, можно объяснить как попытку упорядочить весь процесс управления в условиях нали чия в литературе множества разнокачественных функций управления, взяв за исходный момент главную продук цию управления — принятие оптимальных решений.
Многие авторы к функциям управления относят ор ганизацию. На наш взгляд, это. самостоятельная отрасль человеческой деятельности в сфере хозяйственного ру ководства, которая направлена на создание как управ ляемой, так и управляющей систем. Перед организацией ставится определенная цель, разрабатывается програм ма достижения этой цели, учитываются, анализируются и регулируются процессы по выполнению этой програм мы. Получается, с одной стороны, что организация сама выступает как управляемая система, которая нуждается в управлении, а с другой, она является необходимой предпосылкой или средством образования новых систем управления. В. И. Терещенко, например, считает, что ор ганизацию .можно рассматривать с разных сторон, в том числе и как «организацию управления», и как «управле ние организацией».
Активизация, стимулирование, . распорядительство, называемые рядом авторов функциями управления, на наш взгляд, относятся больше к методам управления морального, экономического и административного ха рактера, которые при правильном сочетании способст вуют повышению эффективности труда работников как в управляемой, так и в управляющей системах. Другие понятия, относимые в некоторых работах к функциям управления, в основном являются элементами информа ционной системы (например, «сбор информации», «пере дача информации», «обработка информации» и т. п.) или отдельными элементами функций планирования и регу лирования.
Обращает на себя внимание и тот факт, что отдель ные авторы нередко вкладывают неодинаковый смысл в одни и те же по названиям функции. Например, в специ-
27
альноіі работе А. С. Петрова, где глубоко рассматрива ются методологические проблемы организации управле ния промышленным производством, функция учета пред ставлена как «...необходимость учета итогов действия управляемой системы» ' для разработки последующей программы, что эта функция дискретная и «она осущест вляется лишь по итогам действия управленческого цик ла, когда завершается выполнение программы пли же конкретной задачи». Вместе с тем «контрольный элемент в составе управляющей системы представляет подсисте му сбора II переработки первичной информации, идущей непосредственно от объекта управления». И здесь же контрольный элемент «по своей сущности является ана литическим», «получив информацию о наличии в управ ляемой системе тех или иных отклонений (непонятно, откуда контрольный элемент получил ее. — В. С.), ана лизирует его характер и определяет его причину. В свя зи с этим в контрольной системе должна быть аналитиче ская подсистема, перерабатывающая информацию об отклонениях объекта управления от заданной програм мы» 30.
Многие авторы чаще ограничиваются перечислением функций управления или слишком общим их раскрыти ем, что затрудняет выяснение сути этих функций.
Глубокое и комплексное развитие всех функций управляющей подсистемы, совершенствование механиз ма реализации их действий являются одним из важных направлений развития системы управления обществен ным производством на разных его уровнях и повышения эффективности ее функционирования.
Развитие функций управления и их механизма пред ставляет собой процесс одновременного и взаимосвязан ного развития их сущности и содержания. Второе, как ранее отмечалось, определяется конкретными процесса ми управляемого объекта. Поэтому необходимой пред посылкой совершенствования механизма функциониро вания управляющей системы является исследование со держания управляемого объекта, в данном случае управляемых процессов общественного производства.
I
30 |
А. С. П е т р о в . |
Основы организации управления промы |
ленным производством, стр. |
18, 83, 81, 82. |