Файл: Сидоров, Н. Е. Технический прогресс и снижение энергоемкости продукции черной металлургии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
составил 2708 тыс. т. Имеются все основания полагать, что в перспективе дефицит этого топлива возрастет.
В связи с образовавшимся дефицитом коксовой ме лочи в нашей стране с конца 50-х годов стали широко применяться ее заменители в агломерационном произ водстве (антрацитовый штыб, каменные угли, шлам).
И хотя в отдельных опытах применение заменителей коксовой мелочи в пределах 40—50% не оказало отри
цательного |
влияния |
на показатели |
агломерационного |
||
|
|
|
|
Т а б л ица 34 |
|
БАЛАНС КОКСОВОЙ МЕЛОЧИ ПО УССР ЗА 1970 г. |
|
||||
|
|
Статьи баланса |
тыс. пг |
% |
|
На |
Ресурсы |
|
1423,0 |
49,2 |
|
коксохимических заводах |
|||||
На |
металлургических заводах |
1469,7 |
50,8 |
||
|
|
И т о г о |
2892,7 |
100,0 |
|
|
Расход |
|
|
|
|
На предприятиях черной металлур- |
2471,2 |
|
|||
гии УССР |
других минис |
85,5 |
|||
На |
предприятиях |
|
|
||
терств и |
ведомств, |
расположенных |
38,4 |
1,3 |
|
|
на территории УССР |
||||
|
за пределами УССР |
.383,1 |
13,2 |
||
|
|
И т о г о |
2892,7 |
100,0 |
процесса [7, 131], в целом такая замена является неже лательной: во-первых, наличие летучих веществ в углях
ишламе при длительном их использовании в аглошихте «забивает» лопатки роторов эксгаустеров, в связи с чем производительность последних, а, следовательно, и агло машин снижается; во-вторых, применение нескольких видов твердого топлива в аглошихте требует дробления
искладирования его по видам, а затем тщательного перемешивания и усреднения полученной смеси топлива. Практически таких условий ни на одной из действующих аглофабрик нет. Поэтому в нынешних условиях зачастую
всоставе аглошихт попеременно участвуют или 100% коксовой мелочи, или 100% ее заменителей, в то время
как |
(что вытекает из результатов исследования |
А. Г. |
Глобина) допускаемая доля заменителей коксовой |
74
мелочи в аглошихте должна составлять не более 20% [47].
Решение проблемы устранения дефицита коксовой мелочи может быть осуществлено, помимо применения
еезаменителей, двумя путями:
1)организацией производства кокса из слабококсующихся, малозольных и с низким содержанием серы углей с последующим дроблением продуктов коксования. Такой путь принят, например, во Франции, где в каче стве агломерационного топлива применяют полукокс, получаемый посредством коксования низкосортных углей в кипящем слое. Применение этого топлива в аглошихте обеспечило увеличение производительности агломашин
на 20% [57].
Произведенные нами расчеты также показали эконо мическую целесообразность такого пути [177];
2) осуществлением мер по уменьшению общей ее по требности, в частности применением нагретого воздуха в агломерационном процессе.
Первые опыты по применению нагретого воздуха в аглопроцессе были проведены в 1929 г. под руководством А. М. Парфенова в Ленинградском институте «Механобр».
В этих опытах для подогрева воздуха были использо ваны рекуператоры, так что содержание кислорода в про сасываемом через аглошихту воздухе оставалось не изменным. При помощи нагрева дутья до 600—700° С удалось уменьшить удельный расход твердого топлива
ваглошихте на 30%. Несмотря на положительный эф фект, полученный в исследованиях, его авторы не дали рекомендации о внедрении нового режима агломерации
всвязи со сложностью конструкции их устройств для нагрева воздуха с подачей его под высоким давлением, требующей коренного переоборудования агломерацион ных машин.
Начиная с 50-х годов опыты по применению нагрето го воздуха в аглопроцессе получили широкое распро странение как в нашей стране, так и за рубежом.
Характерно, что во всех последующих опытах выдер живались два условия: во-первых, подача нагретого воздуха осуществлялась не по всей площади спекания шихты, а лишь в первой трети или половине ее [149, 164, 166, 218] и, во-вторых, сохранялась конструкция
7 5
действующих агломашин, что диктовалось необходи мостью минимальных капиталовложений на реализацию новой технологии спекания аглошихт.
При применении в агломерационном процессе на гретого воздуха использовались два способа повышения его температуры: первый — в рекуператорах или каупе рах и второй — под расположенным над спекаемой ших той сводом, где происходит смешение нагреваемого воздуха с продуктами горения газового топлива.
Преимуществами первого способа нагрева воздуха является возможность точного регулирования степени нагрева и содержания кислорода в дутье.
Г. А. Соколовым и др. [178] при спекании железных руд Атасуйской группы (Каражальское и Соколовское месторождения), являющихся основной базой Караган динского металлургического завода, путем нагрева воз духа до 800° С получено снижение удельного расхода твердого топлива на 15—20% и увеличение производи тельности аглоустановки на 10—15%.
А. В. Ростембергский и др. [152], нагревая воздух до 1000° С, достигли снижения расхода твердого топли ва на 40—60% и увеличения удельной производитель ности агломерационной установки с 1,7 до 2,5 т/м2 (на
47%).
Исследованием, проведенным сотрудниками Магнито горского металлургического комбината совместно с со трудниками Института черной металлургии им. А. А. Бай кова АН СССР [198], установлено, что, применив в агло процессе нагретый до 725° С воздух, м^жно не только уменьшить удельный расход топлива на 30% и повысить восстановимость агломерата до 50% (против 45% при обычной технологии), но и на 35—40% снизить содер жание серы в агломерате.
На агломерационной фабрике (в составе четырех агломашин общей площадью спекания 132 м2) метал лургического завода акционерного общества «Рейхлингше унд Штальверке» (ФРГ) в 1957—1958 гг. сооружены установки типа кауперов для нагрева воздуха, просасы ваемого через аглошихту на участке протяженностью 6 л от зажигательного горна.
Результаты от применения на этой аглофабрике на гретого до 840° С воздуха характеризуются следующими показателями:
76
экономия твердого топлива — 25% общего его рас хода:
расход доменного газа на нагрев |
воздуха — 81 лг3/т |
агломерата; |
ккал/т агломе |
общая экономия тепла — 91 тыс. |
|
рата; |
|
увеличение производительности аглолент — 8,3%.
К недостаткам этого способа нагрева дутья относится сравнительно высокая стоимость нагревательных уст ройств и относительно невысокий тепловой КПД устано вок (для кауперов 70—75%, для рекуператоров — менее 50%). Сюда же можно отнести и необходимость нали чия дополнительной производственной площади для нагревательных устройств, что в условиях ряда дей ствующих аглофабрик делает применение этого способа нагрева воздуха невозможным.
Второй способ нагрева воздуха дешевле и проще по сравнению с первым. Однако при его применении, вопервых, значительно (до 15—16% абс) снижается содер жание кислорода в дутье (а это может привести к умень шению производительности аглолент) и, во-вторых,весь ма ограничена степень нагрева дутья (как правило, 300—500°С). При этом способе затруднено точное регу лирование степени нагрева воздуха.
Наиболее широкое применение в практике нашел способ нагрева воздуха над сводом, над спекаемой ших той, т. е. способ применения комбинированного топлива в аглопроцессе. Он позволяет сэкономить 10—20% дефи цитной коксовой мелочи при общем снижении расхода тепла в аглопроцессе на 5—15% и улучшить металлурги ческие свойства агломерата.
На аглолентах № 1 и № 2 Енакиевского металлурги
ческого завода [169] применение нагретого |
до 240— |
250° С воздуха позволило сэкономить 9,5% |
твердого |
топлива в аглошихте. С учетом дополнительного расхода на тонну агломерата 12,5 м3 смеси коксового и домен
ного |
газов |
(соответственно 30 и 70%) для нагрева воз |
||
духа |
общая |
экономия |
тепла составила |
20 300 ккал/т, |
а затраты |
на топливо, |
отнесенные на |
1 т агломерата, |
снизились на 1,8 коп.
Экономия тепла при применении нагретого воздуха указанным способом становится возможной благодаря повышению полноты сгорания газообразного топлива над
77
слоем шихты (85—90%) по сравнению с твердым в самой шихте (65—75%) [216]. Экономия тепла обусловлена и тем, что в обычных условиях спекания агломерата дефицит тепла в верхних горизонтах шихты компенси руется избытком углерода во всей шихте; при комбини рованном нагреве такая необходимость отпадает.
При проведении исследований на Енакиевском метал лургическом заводе производительность аглолент, не смотря на уменьшение содержания в дутье кислорода до 17,2%, практически не изменилась. Этому способство вало увеличение выхода годного агломерата на 4,9% благодаря повышению температуры в верхней части спе каемого слоя шихты и устранению «термического удара», которому в обычных условиях подвергается верхний слой агломерата, полученного непосредственно за зажигатель ным горном, на участке, равном ’/з длины аглоленты.
По этой причине улучшился и ситовый состав агло мерата. Так, в пробах, отобранных из бункеров домен ного цеха, содержание фракции +10 мм в опытном агло мерате оказалось выше на 6,2%, а содержание мелочи (—5 мм) — меньше на 4,3% по сравнению с агломера том, полученным при обычной технологии. Это благо приятно сказалось и на результатах доменной плавки.
Последнее убедительно |
показано в работе Е. П. Ярхо |
и др. [207], из которой |
следует, что благодаря улучше |
нию ситового состава агломерата и повышению его восстановимости за счет применения в аглопроцессе на гретого воздуха производительность доменных печей уве личилась на 0,8—3,1%, а удельный расход кокса в до менных печах снизился на 0,5—2,1%.
На Качканарском горнообогатительном комбинате [196, 199] вместо части коксовой мелочи в аглошихте (10%) подавался сжигаемый над слоем шихты (на уча стке '/з длины ленты от горна) мазут. В этих опытах общий расход топлива уменьшился на 5%, а производи тельность агломашин возросла на 7%.
Технология производства агломерата с использова нием комбинированного топлива применяется в США [133], Японии [154, 155] и других странах, в том числе и на аглолентах большой мощности — площадью спека ния 125— 130 м2.
Существует множество установок для применения комбинированного топлива в аглопроцессе. В нашей стране широкое распространение получили газогорелоч-
78
ные устройства, разработанные «Механобрчерметом» и ЮГОКом. Применение таких устройств, например, на Новотульском металлургическом заводе позволило со кратить расход коксовой мелочи на 13% и уменьшить содержание закиси железа в агломерате с 18—25 до 9—12%, что повышает его восстановимость.
На аглофабрике завода «Запорожсталь» вместо газогорелочных устройств применяют усиленные зажигатель ные горны. В результате температура зажигания шихты повысилась с 1170—1190° С до 1200—1220°, а интен сивность зажигания увеличилась с 7500 до 9000— 9300 ккал/м2; выход возврата сократился с 36—38% до 30—32%, производительность агломашин' возросла на 2,5—3%; расход твердого топлива уменьшился на 14% [74, 75].
Заслуживает внимания применение трехзонных зажи гательных горнов на агломашинах аглофабрик № 2 и № 3 Магнитогорского металлургического комбината. Установленные на девяти аглолентах комбината трех зонные горны с 15—18 горелками каждый и площадью зажигания по 15,7 м2. Применение таких горнов позво лило на 7з сократить выход мелочи в агломерате и уменьшить расход коксовой мелочи с 57 до 38 кг/г агло мерата. Дополнительный расход коксового газа, вызван ный установкой горелок на 7з длины аглолент, состав ляет всего 3,8 м31г агломерата. При стоимости одного горна 14 тыс. руб. годовой экономический эффект на комбинате от внедрения каждого трехзонного горна со ставляет около 170 тыс. руб.
Ранее отмечалось, что применение в аглопроцессе нагретого воздуха и комбинированного топлива позво ляет повысить прочность агломерата и увеличить его восстановимость [39, 141, 142, 162, 208]. В опытах, про веденных Е. Ф. Вегманом [39], установлено, что приме нение нагретого до 1100° С воздуха (с подачей его в хво стовую часть агломашин в течение 3—5 мин) на 10 % увеличивает выход агломерата и на 7з снижает содер жание в нем мелочи.
В работах А. Н. Похвиснева и др. [141, 142] показа но, что комбинированный нагрев шихты является эф фективным средством борьбы со стекловидностью струк туры агломерата и внутренними напряжениями в нем. Упорядочение строения кристаллической решетки, по их
79
мнению, может привести к улучшению восстановимости агломерата в 1,5—2 раза.
На одной агломашине НКДОКа площадью спекания 135 м2 (из них 60 м2— площадь, предназначенная для охлаждения агломерата) проведены промышленные ис пытания разработанного в ДонНИИЧМ способа сниже ния скорости охлаждения агломерата сразу же после его спекания. Для этого были установлены газогорелочные устройства по всей длине участка спекания шихты, в результате чего температура над слоем спеченного пирога снизилась с 1080 до 580° С [162].
Устранение термического «удара» в этом случае привело к увеличению восстановимости агломерата с 41,8 до 47,8% и снижению содержания мелочи в агломерате (5—0 мм), образующейся после 10-кратного сбрасыва ния аглоспека с высоты 2 ж, с 28 до 19%.
В связи с неизбежным уменьшением концентрации кислорода в дутье применение подогретого под слоем агломашин воздуха вызывает уменьшение скорости горе ния топлива в аглошихте и, как результат этого, сниже ние производительности аглолент [170]. Этим можно объяснить факт снижения производительности аглолент на 5—8% при замене 40—50% твердого топлива газо образным на агломерационной фабрике завода Дунай Вашмю (Венгрия), хотя и-здесь'было достигнуто сни жение удельного расхода топлива на 10% и улучшение качества агломерата [153].
Одним из средств сохранения или даже увеличения производительности аглолент при применении нагретого воздуха является ввод в нагретую газовоздушную смесь кислорода.
Роль кислорода как интенсификатора агломерацион ного процесса видна из результатов многих исследова
ний, в частности об |
этом |
указывалось в |
работе |
А. М. Парфенова [132]. |
|
Гороблагодатской |
агло |
В опытах, поставленных на |
фабрике в 1951 г., производились спекания магнетитовой железной руды в чаше диаметром 2324 мм с рабочей высотой 320 мм. Вес разовой пробы шихты составлял
1,5 г.
Продолжительность подачи кислорода с момента за жигания шихты составляла около 3 мин. Расход кисло рода для спекания 1 тспекаемой шихты устанавливался
80