Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ния «самодвижения» знания. Выше было отмечено, что первым шагом в исследовании самодвижения знаний является представление их как единства противо положностей. Когда же эти противоположности выяв лены и определены, можно осуществить следующий шаг: объяснить возникновение «скачков», возникно вение «перерывов постепенности». Это означает, что объяснить качественные изменения, происходящие в развитии знаний, можно только на основе представ ления знаний как единства противоположностей.
Опыт и теория, сохраняя качественную опреде ленность в пределах знания как их единства, облада ют известной относительной самостоятельностью. Это выражается как в том, что они несводимы друг к дру гу, так и в том, что могут изменяться в определенных пределах независимо друг от друга, следствием чего и является, как мы видели, возникновение «разры вов» между опытом и теорией.
Поскольку определенная теория всегда опирается на определенную опытную основу, постольку к «раз рыву» опыта и теории может вести только такое видо изменение теории, которое требует новых опытных данных либо уточнения имеющихся опытных данных. В то же время, поскольку содержание любого опыта раскрывается в соответствующей теории, «разрыв» может быть порожден в случае, если имеется опыт, который не может быть объяснен в рамках существу ющей теории. Снятие противоречия опыта и теории внутри физического знания происходит путем уста новления нового единства теории и опыта, т. е. един ства, опирающегося как на новые руководящие идеи в теории, так и на новый опытный материал.
Ликвидация противоречия между теорией и опы том не означает прекращение их развития. Наступив шее равновесие их относительно, хотя оно соответст вует новому, более высокому уровню развития зна-
198
Ний. Следовательно, развитие знаний ot старых К новым может быть объяснено только на основе диа лектики количественных и качественных изменений теории и опыта. Как видно, общие черты развития знаний, выявленные при исследовании развития фи зических знаний, могут быть с достаточной полнотой описаны лишь с помощью законов диалектики.
Однако необходимым требованием в достижении этой достаточной полноты является обязательное об ращение ко всем законам материалистической диа лектики. И такое требование, очевидно, будет спра ведливым по отношению к описанию любого процес са развития, т. е. по отношению к пониманию разви тия вообще. Именно в этом случае точка зрения на развитие знаний становится жизненной и прямо про тивоположной «мертвой», «бедной» и «сухой» метафи зической концепции их развития.
Проведенный разбор показывает, что подход к развитию физических знаний с точки зрения законов диалектики как законов развития позволяет более конкретно подойти к раскрытию одной из многих сто рон органической связи философии и естествознания. Раскрытие такой связи, проявляющейся, в частности, в диалектическом характере развития научных зна ний, должно содействовать развитию самой диалек тики как науки. Именно поэтому В. И. Ленин считал исследование диалектики развития отдельных наук «чрезвычайно благодарной» задачей1.
Выполнение этого завета В. И. Ленина является для советской философской науки одной из важней ших задач, решение которой укрепит еще более пози ции диалектического материализма в борьбе с совре менными происками буржуазной философии и анти коммунизмом.
1 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 298.