Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Инерциальными? Ясно, что нет. Существуют и систе мы, движущиеся по отношению друг к другу с уско рением. Но такие системы могут и должны отличать ся от первых. В инерциальных системах действуют только истинные силы. В системах неинерциальных возникают фиктивные силы. Одной из таких является, например, центробежная сила, которая появляется во вращающихся системах. Поэтому инерциальную си стему можно отличить от системы неинерциальной при помощи внутреннего критерия (наличие или отсутствие фиктивных сил). Но отличить одну инер циальную систему от другой инерциальной системы на основе такого внутреннего критерия невозможно. В этом и состоит по существу принцип относительно сти Галилея — Ньютона. Итак, скорость системы фи зических эффектов не вызывает, а поэтому и не может рассматриваться как нечто фундаментальное.
В электромагнетизме дело обстоит иным образом. В теории электромагнитных колебаний и связанной с этой теорией оптике существенное значение имеет физическая постоянная, мировая константа — скорость света. Как совместить это с принципом относительно сти ньютоновской механики? Если скорость света, как и любая скорость, только относительна, то ее измере ния в различных системах дадут различные резуль таты. Однако скорость света может быть только оди наковой во всех инерциальных системах отсчета Именно в этом и заключается фундаментальный ха рактер этой величины.
Из двух противоположных утверждений следуют два противоположных ответа на вопрос: едина физика или нет? Если едина, то необходимо включить какимто образом в принцип относительности и фундамен тальную величину —скорость света. Если не едина, то принцип относительности касается только механиче ских явлений, и «неравноправие» между механикой и
181
электромагнетизмом нужно признать само собой ра зумеющимся. Факты, казалось бы, говорили в пользу второго ответа на вопрос. Но физика как наука, как система «говорила» в пользу первого ответа. Единый физический мир предполагает и единую физику как науку.
Так, логика самого физического знания «предпо лагала» определенный путь для исторического разви тия физики. Но осуществление этого пути требовало углубления в логику проблемы. Действительно, каким образом инерциальные системы, неразличимые, экви валентные с механической точки зрения, могут ока заться вдруг различными, неэквивалентными с оптиче ской точки зрения? Почему опыты с оптическими явле ниями позволили бы различать то, что при помощи механических опытов принципиально неразличимо? Можно высказать такое логическое предположение.
Оптическое различение систем связано с тем, что скорость света, к которой так или иначе апеллируют все опыты со световыми явлениями, в различных инерциальных системах (предположительно) не явля ется одинаковой, как того требуют единство физики и принцип относительности. А что служит основанием для утверждения невозможности одинаковой скоро сти света во всех инерциальных системах? Прежде все го предположение об универсальном характере вре мени. Отсюда естественным образом вытекает задача пересмотра представления об универсальном характе ре времени. Решение этой задачи и определило гене ральное развитие физики в период разработки клас сической электродинамики от Максвелла до Лоренца.
Таким образом, логическая особенность физиче ских знаний, будучи сама порождением и идеализиро ванным снимком исторического пути их развития, как бы определила развитие физических знаний в буду щем.
182
Но физику развивают отдельные ученые. Не все исследователи шли в данном генеральном направле нии, и не все из тех, кто шел, двигались одновременно и в равной степени успешно. Однако значительная часть физических исследований в конце XIX и начале XX в. шла 'в направлении объединения различных ча стей физики на основе более общих и фундаменталь ных принципов.
Существенную роль сыграли труды выдающегося русского физика А. Г. Столетова. Разработав наибо лее точный метод определения отношения электромаг нитных и электростатических единиц, Столетов дока зал теснейшую связь между «ими, что теоретически ‘Предполагал Дж. К- Максвелл.
Исключительно важный результат на пути углуб ления единства физики удалось получить знаменито му русскому физику П. Н. Лебедеву. Из теории Макс велла следовал вывод о наличии светового давления, что доказать экспериментально сам основоположник теории считал безнадежной затеей. Однако Лебедев
в1900 г. сумел осуществить тончайший эксперимент, доказавший наличие такого давления и позволивший измерить его величину. Эксперимент показал, что свет обладает массой — фундаментальной механической характеристикой, с чем до этого опыта никак не хоте ли соглашаться многие выдающиеся ученые. Извест но, что после демонстрации Лебедевым своих опытов
вПариже английский физик Томсон в беседе с К- А. Тимирязевым сказал: «Я 'всю жизнь воевал с Макс-' веллом, не признавая его светового давления, и вот
перед опытами Лебедева пришлось сдаться» Это обстоятельство не могло не способствовать дальней шему укреплению единства физики как науки.1
1 Цит. по: X. А.. Агабабов. История физики. Методическ пособие для учителей и студентов-заочников, стр. 160.
?83
Наиболее значительный результат в данном на правлении развития физических знаний был получен А. Эйнштейном в его специальной .теории относитель ности. Теория относительности представляет собой утверждение полнейшей справедливости принципа от носительности по отношению к электромагнитным яв лениям, по отношению к свету прежде всего. На пути к этому открытию находился не один А. Эйнштейн. Выдающиеся физики своего времени — Лоренц, Мин ковский, Пуанкаре и другие —также внесли свой вклад в создание этой теории. Но Эйнштейну здесь принадлежит особое место, и оно связано не в послед нюю очередь с взглядами Эйнштейна на развитие фи зических знаний.
А. Эйнштейн более чем его современники придер живался точки зрения единства физических знаний. Отвечая на вопрос, в чем должна состоять конечная цель физики, он писал: «Законченная система теоре тической физики составляется из концепций и фунда ментальных законов, на которых, как предполагается, эти концепции основаны: все следствия выводятся из этих концепций дедуктивным путем. Эти следствия должны соответствовать нашему индивидуальному опыту...
Структура системы является результатом логиче ских обоснований; в следствиях этой теории должны присутствовать все эмпирические данные с их взаим ной связью. В возможности подобных следствий за ключена конечная ценность и оправдание всей систе мы, и в особенности концепций и фундаментальных принципов, лежащих в ее основе. Эти фундаменталь ные концепции и постулаты, которые уже нельзя све сти к меньшему числу более общих, составляют суще ственную часть теории, которая не может быть логи чески обоснована. Основная задача всех теорий — сделать такие неприводимые элементы наиболее про-
отыми по содержанию и свести их к минимальному числу, не отказываясь, однако, от адекватного пред ставления любого эмпирического содержания (курсив мой. — В. С .)»1. Но задача есть еще только задача. «... Можем ли мы надеяться найти правильный путь? Более того, не существует ли этот правильный путь только в нашем воображении? Можем ли мы надеять ся, что наш опыт ведет нас в нужном направлении, когда существуют теории (такие, как классическая механика), которые в значительной мере оценивают наш опыт, не раскрывая существа дела?» — спраши вал Эйнштейн. «Я отвечаю без колебаний, что, на мой взгляд, — читаем мы далее, —такой правильный путь существует, и мы можем его найти. Более того, опыт убеждает нас, что в природе реализуются простейшие, формулируемые математически идеи. Я убежден, что мы можем-открыть с помощью чисто математических построений концепции и связывающие их законы, ко торые дадут нам ключ к пониманию законов при роды» 21.
Не будем выяснять сейчас все «за» и «против» в этом оптимистически волнующем высказывании вели кого физика. Обратим внимание только на два об стоятельства, важных в данном случае для нас: а) представление о развитии физики в направлении от крытия все меньшего числа более общих законов, единых для все больших областей физических явле ний; б) представление о классической механике -как об образце физической теории.
Именно эти два обстоятельства и стали руково
дящими в деятельности А. Эйнштейна и |
привели |
|
его |
к созданию специальной теории относительности |
|
1 A. Einstein. Essays in Science. — “Philosophical |
Library”, |
|
1934, |
p. 14. |
|
2 |
Там же. |
|
185
(а затем и к созданию общей теории относитель ности). Поэтому можно с полным правом утверж дать, что теория относительности Эйнштейна явля ется логическим продолжением классической меха
ники, той ее основы, которая нашла |
свое |
отражение - |
||||||
в |
принципе |
относительности |
Галилея — Ньютона. |
|||||
Эту сторону дела очень хорошо |
подчеркнул |
Г. Бон |
||||||
ди: |
«На |
революционном |
характере |
этой |
теории |
|||
(специальной |
теории относительности. — В. |
С.) по |
||||||
стоянно |
делается ударение, |
однако часто |
упускают |
из виду, что содержащееся в ней подтверждение применимости ньютоновских идей не только к меха нике, но и к электромагнетизму есть просто под тверждение ньютоновского принципа релятивизма для всей физики. Таким образом, эта теория в не котором смысле глубоко консервативна; принципы, которые, как было установлено, имеют силу., в меха нике, утверждаются как справедливые для всей фи зики (курсив мой. — В. С.)» ’.
Совершенно очевидно, что историческое как бы закодировано в логическом. Но вот здесь конкрет но и встает главный вопрос, сформулированный ра нее: насколько же далеко «вперед» может прости раться историческое, заключенное в логическом, т. е. каковы пределы его возможного прогноза? Ясно, что речь идет не о количественной оценке этих пре делов, а о принципиальном, качественном их пони мании.
Понятие квантов пришло в физику ранее, чем возникла специальная теория относительности, но если последняя является обобщением классической механики, то квантовые представления в этом смыс-1
1 Дж. Вебер. Общая теория относительности и гравитацион ные волны, стр. 240 (дополнение Г. Бонди «Гравитационные волны»)
186
fie принципиально отличаются от представлений классических.
Общим для классических теорий является утвер ждение о возможности описывать все явления физического мира, задавая точное значение основ ных параметров системы (импульса, координаты в пространстве, энергии, момента времени), поскольку положение системы непрерывно изменяется со' вре
менем. Правда, |
в дорелятивистской |
физике и в фи |
|
зике релятивистской представления |
о |
пространстве |
|
и времени в |
значительной степени |
отличаются |
друг от друга. В ньютоновской физике время носит абсолютный характер для всей Вселенной, и прост ранство поэтому представляет собой совершенно определенную фиксированную область, где все наб людатели рассматривают события в одни и те же моменты времени. В релятивистской механике, нап ротив, ни время, ни пространство абсолютного характера не имеют. Абсолютен только четырехмер ный континуум пространство-время, в котором наб людатели в зависимости от относительного движе ния своих инерциальных систем отсчета находят свое время и свое пространство.
Однако, несмотря на это существенное различие во взглядах на пространство и время, как реляти вистская, так и дорелятивистская физика в равной мере исходят из предположения о том, что все фи зические явления вне зависимости от их характера и природы могут быть вполне определенно и одноз
начно описаны в рамках трехмерного |
пространства |
|||
и времени. «Утверждая, |
что каждый |
наблюдатель |
||
может |
однозначно локализовать |
события в прост |
||
ранстве |
и во времени, |
придавая |
пространственный |
характер длительности и рассматривая любые ре альные предсказания, диктуемые самим характером пространства-времени, теория относительности сох
187
раняет в силе вплоть до самых детальных следст вий генеральные идеи прежней физики. Поэтому можно сказать, что, несмотря на такой новый, поч ти революционный характер эйнштейновских кон цепций, теория относительности в определенном ; смысле явилась венцом именно классической физи ки (курсив мой. — В. С.)» К
Совершенно иное положение складывается в квантовой механике. Оказывается, что переход от опи сания состояния системы в предыдущий период вре мени к описанию ее в последующий период не носит непрерывного и однозначного характера. Последую щее состояние системы лишь вероятным образом связано с предыдущим21. И эта замена динамичес ких закономерностей вероятностными самым тесным образом связана с невозможностью применения при описании явлений микромира обычных представле ний о пространстве и времени, общих дорелятивистской и релятивистской механикам 3.
Следовательно, качественно специальная теория относительности вне зависимости от времени ее по явления ближе механике Ньютона, нежели кванто вая механика. Поэтому логический анализ ньютонов ской механики в значительно большей степени пре допределяет развитие физики по пути ее релятиви стского обобщения, нежели по пути выработки квантово-механических представлений. В этом от ношении и общая теория относительности ближе к классическим представлениям, хотя возникает зна чительно позже обнаружения квантовых явлений.
Ведь |
с точки зрения поиска более |
общих законов |
|
для |
физических |
явлений общая теория относитель- |
|
1 Л. де Бройль. |
Революция в физике, стр. |
84. |
|
2 См. В. С. Готт. Философия и физика. |
М., 1969, стр. 15. |
||
3 См. Л. де Бройль. Революция в физике, |
стр. 79—82. |
188
Мости отличается от специальной только тем, ЧТО
. она обобщает результаты этой теории, значимые для всех инерциальных физически эквивалентных систем в случае ускоренного движения, т. е. тем, что нахо дит теорию, «справедливую в более общем случае» '.
Говоря иначе, развитие физических знаний по пу ти от классической механики к специальной теории относительности, а от нее к общей теории относи тельности соответствовало в значительно большей мере важнейшим принципам классической механики, нежели развитие знаний по пути создания кванто вой теории. Поэтому развитие знаний в направле нии к теории относительности в значительной мере, как это было показано выше, происходило теорети чески, путем логического включения некоторых но вых фактов (отрицательный результат опыта Майкельсона, эквивалентность гравитационной и инерт ной массы для всех тел и других) в существующие представления с обязательным, естественным пере смотром некоторых из этих представлений, но толь ко в той мере, в какой это было необходимо для объяснения новых фактов.
Квантовые же представления вошли в физику вопреки стремлениям физиков (в том числе самого М. Планка) придерживаться классических представ лений, а пересмотр физических теорий на базе этих представлений привел к самому решительному отка зу отвсех прежних представлений, к возникновению «безумных» теорий.
Известно, что во время одного из своих посеще ний Нью-Йорка В. Паули согласился прочитать пе
ред физиками лекцию о некоторых новых |
идеях в |
|||
квантовой |
механике. Среди |
слушателей |
оказался |
|
Н. Бор. |
После |
получасовой |
лекции развернулись1 |
|
1 Л. де Бройль. |
Революция в физике, стр. 79. |
|
189