Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Ре ш е н и е :
1.Среднее значение тормозного момента при электрическом тор
можении:
Мт= аМа = 1,5 • Ми = 1,5 • 72,8 *£ 109 нм.
2. Время торможения системы электропривода:
CDjр |
п |
140-98 |
сек. |
375 (Мт + |
Мс) |
= 2,84 |
|
375(10 4- 28) |
|
Глава И
МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Понятие о механических характеристиках электрических двигателей и исполнительных механизмов
Механической характеристикой электродвигателя называется зависимость скорости вращения от момента, развиваемого двига телем на валу п = q>(М). У большинства типов электродвигате лей с увеличением нагрузки на валу скорость вращения уменьшает ся. Однако, степень изменения скорости с изменением момента для различных типов электродвигателей оказывается различной (рис. 2,1). Она характеризуется жесткостью механической харак теристики под которой понимается отношение приращения мо мента электродвигателя AM к соответствующему приращению его скорости
а = AM |
( , ) |
||
|
Ап |
2 1 |
|
|
|
||
Жесткость иногда выражается так же в процентах: |
|
||
«% |
АМ% |
(2,2) |
|
Ап% ■ |
|||
|
|
Как видно из рис. 2,1 одному и тому же приращению момента в за висимости от типа механической характеристики двигателя соот ветствуют различные приращения скорости.
Величина обратная жесткости определяет мягкость механи ческой характеристики:
1 Ап
(2,3)
= ДМ '
21
В зависимости от характера изменения скорости при измене нии момента различают три основные группы механических ха рактеристик:
1. Абсолютно жесткая механическая характеристика при ко торой скорость вращения остается постоянной при изменении момента на валу (зависимость 1 рис. 2,1). Подобную характе ристику имеют синхронные электродвигатели (Ап = 0, а = оо;
Р—0).
2.Жесткая механическая характеристика, которая отличается
сравнительно небольшим изменением скорости вращения с изме нением момента на валу в рабочем диапазоне нагрузок (зависи мость 2). Подобную характеристику имеют электродвигатели постоянного тока параллельного возбуждения и асинхронные электродвигатели в пределах рабочей части характеристики
(а = 40 10; р =0,025 4- 0,1).
3. Мягкая механическая характеристика, характеризующаяся значительным изменением скорости вращения в диапазоне номи нальных нагрузок (зависимость 3). Подобную характеристику имеют электродвигатели постоянного тока последовательного
возбуждения (а 10; Р
Рис. 2-1. Механические характе ристики электрических двигателей
Отметим, что жесткость механической характеристики элек тродвигателя последовательного возбуждения не является вели чиной постоянной и с изменением нагрузки меняется. Механи ческие характеристики электродвигателей смешанного возбужде ния в зависимости от их характера могут быть жесткими и мяг кими.
22
Жесткость механических характеристик электродвигателей может быть изменена в результате применения специальных схем включения, например, путем введения в цепь якоря (или ротора) добавочного сопротивления. ГХри отсутствии добавочных сопро тивлений в цепи якоря (ротора) механические характеристики электродвигателя называются естественными (гд = 0). При на личии в цепи якоря (ротора) электродвигателя добавочных сопро тивлений, при изменении напряжения, подводимого к двигателю, или его возбуждения имеют место искусственные механические характеристики двигателя.
П р и м е р : Вычислить жесткость механической характерис
тики, если изменению |
нагрузки на валу электродвигателя |
АМ = 30% соответствует |
изменение числа оборотов Ап1 = 3%. |
Ре ш е н и е :
1.Жесткость механической характеристики:
АМ °/ |
30% |
«1 |
- з % |
ЛлГ/„ |
(В данном случае при уменьшении числа оборотов с увеличением нагрузки на валу двигателя жесткость имеет отрицательное значе ние. Положительное значение жесткости соответствует механи ческим характеристикам, у которых с возрастанием нагрузки чис ло оборотов возрастает).
Любая исполнительная машина (исполнительный механизм) так же характеризуется механической характеристикой, под ко торой понимается зависимость скорости вращения от момента сопротивления на ее валу (и = (р (Мс). Несмотря на большое раз нообразие исполнительных машин и механизмов они условно мо гут быть разделены на следующие три основные группы (рис. 2,2).
1. Механические характеристики не зависящие от скорости вращения (зависимость 1 рис. 2,2), то есть имеют постоянный момент сопротивления. К этой группе относятся механизмы мостовых кранов различного рода лебедок, механизмы подач металлорежущих станков и т. д.
2. Параболические механические характеристики (зависи мость 2), нелинейно возрастающая, у которых момент сопро тивления зависит от квадрата скорости. Подобными характерис тики обладают вентиляторы, центробежные насосы и компрес соры, дымососы и т. д.
23
п
|
Рис. 2-2. Механические |
Рис. 2-3. Механические |
|
характеристики испол |
характеристики элек |
|
нительных машин |
тродвигателя 1 и испол |
|
|
нительной машины 2 |
3. |
Спадающие механические характеристики (зависимость |
для которых уменьшение скорости происходит по нелинейному закону. В частном случае статистический момент может изме няться обратно пропорционально скорости. Подобной механи ческой характеристикой обладают некоторые металлорежущие станки (токарные, фрезерные и т. д.).
Рассмотренные механические характеристики охватывают только часть производственных механизмов, характеристики которых наиболее часто встречаются на практике. В ряде слу чаев приходится иметь дело с исполнительными механизмами, имеющими значительно более сложные механические характе ристики.
Электрические двигатели в производственных условиях могут приводить в движение различные исполнительные машины. В ус тановившемся режиме вращающий момент, развиваемый элек трическим двигателем, оказывается равным статическому мо менту сопротивления, создаваемому рабочей исполнительной машиной.
При этом в результате изменения статического момента соп ротивления механизма автоматически происходит изменение и ве личины вращающего момента электродвигателя.
В переходном режиме работы электропривода в процессе из менения статического момента сопротивления установившийся режим работы устанавливается только через определенный про межуток времени, когда наступает равновесие момента, разви ваемого двигателем и момента статического сопротивления ис полнительного механизма (рис. 2,3).
24
Рис. 2-4. Координатная система для механи ческих характеристик приводного электродви гателя и исполнительного механизма при ра боте в различных режимах
При рассмотрении совместной работы электродвигателя и исполнительной рабочей машины их характеристики изображают ся в единой координатной системе. На рис. 2,4 показаны направ ления скорости вращения приводного электродвигателя и испол нительного механизма и направление моментов двигателя и ста тического момента сопротивления механизма в различных режи мах работы.
I и Ш квадранты соответствуют двигательному режиму и тор мозящему моменту статического сопротивления. II и IV квад ранты соответствуют тормозному режиму двигателя, движущему моменту статического сопротивления механизма.
§ 2. Механические характеристики электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения
Уравнение механической характеристики электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения может быть полу чено исходя из схемы включения в сеть этого двигателя (рис. 2,5). В установившемся режиме приложенное к зажимам двигателя напряжение ю в соответствии со вторым законом Кирхгофа
25
уравновешивается противоэлектродвижущей силой Е, наведен ной в якоре двигателя, и падением напряжения в якорной цепи 1яг в соответствии с уравнением:
U = Е + 1яг, |
(2,4) |
|
где г — сопротивление в цепи |
якоря, |
(включающее в себя соп |
ротивление обмотки |
якоря |
гя и дополнительное соп |
ротивление гп, если оно имеется); 1Я— ток якоря.
В свою очередь противоэлектродвижущая сила Е представле
на в виде выражения: |
|
|
|
|
Е = а д |
, [в] |
(2,5) |
„ |
Np |
|
|
где л, = ——— машинная постоянная; |
|
||
|
а 60 |
проводов |
обмотки якоря; |
|
здесь N — число |
а— число пар параллельных ветвей обмотки якоря;
р— число пар полюсов;
Ф — магнитный поток, веек; п — скорость вращения, об/мин-,
Иногда удобнее выражать электродвижущую силу Е через угло вую скорость двигателя to, тогда выражение (2,5) может быть за писано в несколько другом виде:
|
Е = КФсо, [в] |
(2,6) |
где |
пп |
рад/сек-, |
со = — — угловая скорость вращения двигателя, |
К= J L . £. — постоянная;
а2л
Ф— магнитный поток, вб.
Подставляя значение Е (э. д. с.) в выражение 2,4,получим:
U = КяФп+ I,i. |
(2,7) |
Отсюда получаем уравнение скоростной характеристики:
U — hr
(2,8)
” К^Ф
Это уравнение можно записать в другом виде:
U 1,г
(2,9)
11 ~
26
Если скорость электродвигателя записана через со, то уравнение скорости будет иметь вид:
со = С/— 1«г |
(2, 10) |
КФ |
' |
I
Рис. 2-5. Схема включения электродвигателя постоянного тока параллельного возбуж дения в сеть
h
Соответственно уравнение (2,9) приводится к виду:
U 1Яг
(2,11)
~к ф ~ ~ К ф '
Уравнение электромагнитного момента электродвигателя имеет вид:
Мэ = КФ1%, [нм] |
(2, 12) |
где К — машинная постоянная.
Подставляя в уравнение (2,9) значение тока из (2,12),получим уравнение механической характеристики электродвигателя пос тоянного тока с параллельным возбуждением:
U |
гМ3 |
(2,13) |
|
п = К^Ф |
К,КФ2 ' |
||
|
или соответственно:
U гМу
(2,14)
° ~ КФ (КФ)2 '
Вводя обозначение С = КФ уравнение механической характерис тики электродвигателя постоянного тока параллельного возбуж дения приводим к виду:
(2,15)
Из последнего уравнения видно,, что если пренебрегал» влиянием реакции якоря, считая магнитный поток неизменным, скорость вращения электродвигателя находится в линейной зависимости от электромагнитного момента двигателя. При указанных допу щениях выражение (2,13) является уравнением прямой в системе координат л и М3 (рис. 2,6).
При Мэ = 0 уравнение механической характеристики, соот ветствующее скорости идеального холостого хода, имеет вид:
U
(2,16)
Как видно из рис. 2,6 скорость идеального холостого хода не зависит от сопротивления якорной цепи, поскольку при этом ток якоря I, = 0.
П
Рис. 2-6. Механические характеристики электродви гателя постоянного тока параллельного возбуждения
28