Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1-4. Схема кинематической связи электродвигателя

сисполнительным механизмом а) реальная схема б) эквивалентная схема

момент системы при наличии только вращающихся звеньев рас­ считывается по формуле:

 

GD2m = GDI + (1,1 -г

 

GD2

0,30)

 

1,3) GDI + - j i 1.

где

GDI — маховой момент ротора (якоря) двигателя;

 

(1,1 -г- 1,3) GD} — маховой

момент

передаточного звена;

 

GD„ — маховой

момент

исполнительного

меха­

 

низма;

 

 

 

 

i — передаточное число между двигателем и

 

исполнительным механизмом.

 

При наличии в системе электропривода элементов вращаю­ щихся или движущихся поступательно (подъемники, конвейеры и т. д.) маховой момент определяется из равенства запаса кине­ тической энергии.

В качестве примера на рис. 1,3 приведена кинематическая схе­ ма подъемного механизма, в которой имеются вращающиеся и поступательно движущиеся элементы.

Исходя из равенства запаса кинетической энергии для рас­ сматриваемой реальной и эквивалентной схем, имеем:

СОо

а)Т

+ А

со2 t m v2

а _

А Й + Л а

~ 2 + ~ 2~

 

 

 

При приведении к валу двигателя обе части равенства следует разделить на COq

• , • / " Л 2

, •

( °>г{ ,

т»2

Jnp — Jo + Ji[ — \

+ J 2

\ — ) + —-3- ,

V“>°)

 

\<»o/

®o

где: v — линейная скорость двигателя массы т.

(1,31)

(1,31)

(1,32)

16


Заменив моменты инерции соответствующими маховыми мо­ ментами, получим:

CD^ = CDl

C D l/оУЛ2

CDl(coЛ 2

nuS_

4д

4д

0)

0)

(1,33)

оз1

или

 

 

CD\

mv

 

 

CDI

CD2 + ^ +

(1,34)

 

 

+

 

 

if

 

COo

 

где i = x-!i2 — общее передаточное число редуктора.

П р и м е р . Требуется определить приведенный маховой мо­ мент подъемного механизма, если известны следующие данные: скорость вращения электродвигателя и = 720 об/мин; вес посту­ пательно движущихся частей Gn = 98100 н; суммарное переда­ точное число редуктора между двигателем и подъемным меха­ низмом ip = НО; диаметр барабана d0 = 0,5 м; маховой момент ротора двигателя GDI = 27 нм2; маховой момент муфты и тормозного шкива CD2 — 10 нм2.

Ре ш е н и е :

1.Маховой момент электродвигателя и частей механизма, нахо­

дящихся на одном валу с двигателем:

CD2 = CD2 + CD2» + CD2ta = 27 +"10 + 0,2 • 27 = 42,4 н • Л2

(маховой момент редуктора принят равным CD^a = 0,2CD2). 2. Приведенный к валу двигателя маховой момент подъемного механизма с учетом поступательно движущихся частей:

 

GDI = CD2 + CD2» + C D ^ + 4 д ^ г =

 

 

98100 • 102 • 302 =

42,4 + 2,16

45 нм2,

= 42,4 + 4 3,142 • 7202 • 602

 

 

где: ш =

Tin

3,14-720

. , , pad

скорость враще-

— = —---------

= 75,36^-r— угловая

 

30

30

 

 

 

 

ния двигателя.

 

 

 

v =

п£п

3,14-0,5-720 . . .

 

г~ = --------------- «10

м/мин — скорость поступа-

 

тельно-движущихся час^й!

 

 

 

 

 

' 1j .

17

 

 

 

 

<•

О -


§ 5. Время разгона при пуске и время замедления при торможении электропривода

Переходные процессы в системе электропривода происходят не мгновенно. Продолжительность пуска и торможения привода зависит от целого ряда факторов в том числе от статического момента сопротивления исполнительного механизма, приведен­ ного махового момента и т. д.

Рис. 1-5. Зависимость вращающего момента и ско­ рости вращения электродвигателя при пуске от вре­ мени

Продолжительность переходных процессов, особенно в элек­ троприводах, работающих с частыми пусками и остановками, оказывает существенное влияние на производительность и рас­ ход электроэнергии, потребляемой электроприводом.

Время переходных процессов электропривода может быть определено из уравнения движения:

CD2

dn

(1,35)

М Мс

dt '

375

 

Для этого последнее выражение может быть записано в следую­ щем виде:

CD2 dn

(1,36)

375 М Мс ‘

Интегрируя правую и левую части выражения (1,36) в преде­ лах от п2 до пи можно рассчитать время, необходимое для изме­ нения скорости в заданном интервале:

f

CD2

dn

(1.37)

J

375

М — Мс '

 

Формула (1,37) позволяет определить время переходного про­ цесса по изменению момента двигателя и статического момента нагрузки от скорости.

Для точного определения указанного времени необходимо также знать изменение махового момента. Однако для большин­ ства исполнительных механизмов маховой момент остается не­ изменным.

Если принять, что М = const; Мс — const; CD1 = const, то последнее выражение после интегрирования приобретет следую­ щий вид: С В 2 п

(1-38>

При приближенных расчетах можно считать, что в интервал времени ti _2 момент двигателя остается неизменным и равным:

З^ср.п

(1,39)

где а — коэффициент,

принимается равным 1,4 ч- 1,6;

Мя — номинальный

момент двигателя.

В результате выражение (1,38) приводится к виду:

 

CD2

п2 — « 1

*w _ 375

(1,40)

аМв Ме '

В выражении (1,40) CD2 представляет собой уже приведенный к валу двигателя маховой момент системы. На рис. 1,5 в качестве примера показан характер изменения вращающего момента и скорости вращения двигателя при реостатном пуске. При пере­ ключении ступеней реостата, как это следует из рисунка, возни­ кают толчки тока, сопровождающиеся изменением момента дви­

гателя от

пикового момента М 2 до

переключающего М2, воз­

никающего при

переключении.

осуществляется в холостую

Если

пуск

электродвигателя

(Мс = 0),

то время пуска рассчитывается по формуле:

 

 

CD2

п0

(1,41)

 

 

*° = "375" аМя

 

 

19



где: f0 — время пуска двигателя вхолостую;

п0 — скорость вращения двигателя при холостом ходе.

П р и м е р . Требуется определить время разгона электропривода, для которого известно: приведенный маховой момент системы GDn2p = 140 н • м2\ момент статического сопротивления Мс = = 20 н • м; номинальная мощность электродвигателя Ра = 7,5 кет; номинальное число оборотов двигателя = 980 об/мин.

Ре ш е н и е :

1.Номинальный момент электродвигателя:

Мя = 9550 — = 9550

= 72,8 нм,

«и

980

2. Средний момент электродвигателя, развиваемый в процессе разгона (принимаем а = 1,5):

Мс„.п = хМИ= 1,5 • 72,8 ^ 109 нм ,

3. Время разгона электропривода:

 

GDjn»

 

140 • 980

сек.

tp 375 Щ

Мс)

= 4,1

375 (109 — 20)

 

Уравнение движения электропривода позволяет также опре­ делить и время торможения привода. При отключении электро­ двигателя от сети будет происходить торможение системы вслед­ ствие наличия статического момента сопротивления в результате самоторможения. Если принять, что М„ = const, М = 0, а ско­ рость вращения электродвигателя за время торможения привода до полной остановки /т изменится от скорости вращения двига­ теля в момент его отключения от сети п до 0, то уравнение дви­ жения электропривода будет иметь вид:

М„

GD2 dn

(1,42)

375 dt '

 

dn

Считая угловое замедление

 

системы — = const, заменяя его

и

 

dt

через —, время торможения привода при отсутствии искусствен­ ного электрического или механического торможения, т. е. при

свободном выбеге:

п

 

GD2

 

** ~ 375

~М.'

(1,43)

П р и м е р : Требуется определить время торможения привода по данным предыдущего примера.

20