Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Момент электродвигателя изменяется и становится тормозным:
F __U
— М = КФ1 = КФ —— g — — (2,26)
х\
Вгенераторном режиме двигатель работает с отдачей энергии
всеть.
Так как в этом режиме момент имеет отрицательное значение, а направление скорости вращения осталось прежним, то механи ческие характеристики в генераторном режиме с отдачей энергии в сеть располагаются во II квадранте и будут являться продолже нием механических характеристик двигательного режима, распо ложенных в I квадранте (рис. 2,4). Уравнение механической ха рактеристики двигателя в этом случае примет вид:
U | |
|
M s |
(2,27) |
|
к^ф ^ |
Х |
к ф 1 |
||
|
На рис. 2.7 представлены механические характеристики электро двигателя постоянного тока параллельного возбуждения в дви гательном и генераторном режиме с отдачей энергии в сеть, из которых видно, что при заданном добавочном сопротивлении в цепи якоря наклон механических характеристик в генераторном и двигательном режимах одинаков.
Подобный режим работы возможен в приводе механизма подъема мостового крана, когда двигатель включен на спуск,
Рис, 2-7. Механические характеристики электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения в двигательном и генераторном рекуперативном режиме
34
а груз имеет такой вес, что электродвигатель может развить чис ло оборотов, превышающее число оборотов идеального холосто го хода.
Тормозной режим противовключения возникает в том случае, когда двигатель включается на одно направление вращения, а статический момент, создаваемый нагрузкой, превышает момент двигателя и направлен в противоположную сторону (например, при подъеме большого груза мостовым краном), что заставляет его вращаться в противоположном направлении. Это приведет не к подъему, а к спуску груза. Под действием значительного статического момента сопротивления скорость двигателя сни жается, становится равной нулю, направление вращения двига
теля |
изменяется, |
электродвижущая сила изменяет свой знак. |
Ток |
в тормозном |
режиме противовключения электродвигателя |
определится выражением: |
|
|
U + Е |
(2,28) |
|
г |
||
|
Характеристики электродвигателя в режиме противовключе ния располагаются в системе координат в IV квадранте, так как скорость двигателя в сравнении с двигательным режимом имеет отрицательное значение. Тормозные характеристики являются естественным продолжением двигательного режима.
Для ограничения тока якоря в этом режиме в якорную цель двигателя вводится дополнительное сопротивление гд. При этом мощность, подводимая к двигателю из сети Рэ = UI и мощность, развиваемая движущимися элементами механизма Ры = Е1, пре образуются в электрическую и расходуются на нагрев в допол нительном сопротивлении гд и в обмотке якоря:
Рэ + Ры = 12 (г + г,). |
(2,29) |
Этот режим часто применяется для быстрого торможения и из менения направления вращения — реверса двигателя. Изменение направления вращения двигателя постоянного тока осуществляет ся путем изменения полярности напряжения на зажимах якоря или обмотки возбуждения двигателя. Наибольшее применение получил способ изменения направления вращения двигателя из менением полярности на зажимах обмотки якоря, изменение по лярности обмотки возбуждения не получило широкого приме нения вследствие значительного времени торможения в этом слу-
35
п
Рис. 2-8. Механические характеристики электродвигателя постоянного тока па раллельного возбуждения в двигатель ном режиме и в режиме противовключения
чае по сравнению с временем торможения при переключении об мотки якоря из-за значительной электромагнитной постоянной времени обмотки возбуждения, определяемой ее индуктивностью.
В рассматриваемом случае характеристики электродвигателя располагаются во втором квадранте (+ и; — М). Здесь двигатель продолжает вращаться по инерции в том же направлении, а мо мент направлен против направления движения.
На рис. 2,8 показаны механические характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения в режиме противовключения.
Динамическое торможение возникает при отключении якоря двигателя от сети и замыкании его на сопротивление (или на коротко). Обмотка возбуждения при этом включена в сеть. Схема включения двигателя постоянного тока при динамическом тор можении показана на рис. 2,9. Поскольку в режиме динамическо го торможения двигатель продолжает вращаться по инерции в прежнем направлении в этом случае двигатель будет работать как генератор.
При этом ток якоря изменит свое направление и будет опре
деляться в соответствии с выражением: |
|
||
— Е _ |
—КсФг] |
(2,30) |
|
Гм + Гд ~ |
Г, + Гд |
||
|
36
Рис. 2-9. Схема включения элек тродвигателя по стоянного тока параллельного возбуждения при динамическом торможении
Момент изменит свой знак и станет тормозным, вместо двига тельного:
— м т= : к<Р1я = к ф г, + Гд |
|
— Мт= ККеФ2— 7 — • |
(2,32) |
Г Я “Г Гд |
|
Механические характеристики электродвигателя в режиме ди намического торможения располагаются во II квадранте, выходят из начала координат и представляются в виде прямых линий (рис. 2,10), При этом с увеличением величины добавочного сопро тивления механические характеристики в тормозном режиме смещаются по часовой стрелке относительно начала координат.
Рис. 2-10. Механические ха рактеристики электродви гателя постоянного тока параллельного возбужде ния при динамическом тор
можении.
Из рис. 2,10 и уравнения (2,32) видно, что по мере уменьшения скорости вращения электродвигателя для поддержания постоян-
37
ства тормозного момента необходимо уменьшать величину доба вочного сопротивления гд в цепи якоря.
Динамическое торможение в настоящее время находит широ кое применение для плавной остановки соответствующей испол нительной машины.
§4. Механические характеристики электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Электродвигатели постоянного тока последовательного воз буждения имеют обмотку возбуждения, которая включается последовательно с обмоткой якоря (рис. 2,11), поэтому магнит ный поток здесь в большой степени зависит от нагрузки. Ско ростная характеристика двигателя последовательного возбужде ния может быть получена из уравнения электрического равно весия напряжений, для рассматриваемой схемы по второму за кону Кирхгофа.
Рис. 2-11. Схема включения элек тродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Уравнение скоростной характеристики имеет такой же вид, как и соответствующая характеристика электродвигателя парал лельного возбуждения:
и = |
С - M r , + гв) |
(2,33) |
|
а; ф |
|
При работе в пределах участка кривой намагничивания, считая, что магнитный поток пропорционален току якоря Ф = /, выра жение для моментной характеристики может быть записано в виде:
М = КФ1Я= C ll |
(2,34) |
3.8
С учетом (2,34), выражение (2,33) может быть в другой форме:
= U — h (и + г„) |
Л ___г, + гв |
(2,35) |
||
си |
си |
с |
||
|
Подставляя в уравнение (2,35) значение тока из уравнения (2,34), получим выражение для механической характеристики двигателя последовательного возбуждения:
и = |
г я + |
г „ |
(2,36) |
С |
|
||
|
|
|
Анализ последнего выражения показывает, что механическая характеристика электродвигателя постоянного тока последова тельного возбуждения представляет собой гиперболу, ветвь ко торой асимптотически приближается к оси ординат при возраста нии скорости вращения (рис. 2,12) вследствие чего происходит резкое изменение скорости двигателя при изменении момента нагрузки в области малых нагрузок.
Рис. 2-12. Естественная меха ническая характеристика элек тродвигателя постоянного то ка последовательного возбуж дения
При отсутствии нагрузки на валу двигатель идет в разнос, поэтому электродвигатели последовательного возбуждения ис пользуются главным образом в том случае, когда отсутствует возможность его работы вхолостую, без нагрузки.
Механические характеристики рассматриваемых электродви гателей благоприятны для использования этих двигателей в ка честве привода электрифицированных механизмов подъемно-
39
транспортных машин (мостовые краны различный электрифици рованный транспорт и т. д.).
Построение характеристик двигателей постоянного тока после довательного возбуждения производятся обычно графо-аналити ческим способом.
Искусственные характеристики строятся обычно по каталож ным данным, в которых приводится и естественная в виде универ сальной характеристики для серии двигателей данного типа.
В отличие от двигателей постоянного тока параллельного воз буждения для двигателей последовательного возбуждения воз можны два тормозных режима: режим торможения противовключения и режим динамического торможения. Что касается рекуперативного торможения, то для двигателей последователь ного возбуждения оно не осуществимо, так как противоэлектродвижущая сила всегда меньше приложенного к двигателю нап ряжения.
Режим противовключения возникает при изменении полярности обмотки якоря двигателя, при сохранении направления тока в об мотке возбуждения неизменным. При этом поскольку э. д. с. и напряжение в режиме противовключения направлены согласно, то ток якоря, определяемый выражением:
1. |
U + Е |
(2,37) |
||
г, + |
гв ’ |
|||
|
|
будет достигать значительно большей величины, чем номиналь ное значение. Для ограничения тока якоря и момента двигателя в режиме противовключения последовательно с якорем включает ся дополнительное сопротивление.
Механические характеристики в режиме противовключения
при |
изменении полярности на обмотке якоря приведены на |
рис. |
2,13. |
Подобный режим торможения применяется главным образом для механизмов передвижения кранов, а также механизмов пово рота. Для механизмов подъема этот режим торможения не при меняется. Для этого используются другие способы торможения.
Динамическое торможение возникает в том случае, когда дви гатель, отключенный от сети вместе с обмоткой возбуждения замыкается на дополнительное сопротивление. Ток в обмотке возбуждения при этом должен сохранять свое направление, что является необходимым условием для самовозбуждения. При данном сопротивлении цепи якоря машина самовозбуждается
40