Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
§ 8. Механическая и угловая характеристики синхронного двигателя
Синхронные электродвигатели достаточно широко использу ются в электроприводах большой и средней мощности, для приво да исполнительных механизмов, которые требуют постоянной скорости вращения. К числу подобных механизмов относятся насосы, вентиляторы, экскаустеры, холодильные машины и т. д.
Синхронные электродвигатели имеют абсолютно жесткую механическую характеристику, обеспечивающую неизменное чис ло оборотов, независимо от величины нагрузки на валу.
Скорость вращения ротора синхронного двигателя строго рав на синхронной скорости вращающегося магнитного поля:
Отличительной особенностью синхронных электродвигателей является относительно небольшая чувствительность к изменению
Рис. 2-26. Схема асинхронного пуска синхронного электродвигателя
58
питающего напряжения. При этом момент, развиваемый синхрон ным двигателем пропорционален напряжению в первой степени, в то время, как момент асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения. Синхронный электродвигатель может ра ботать с высоким коэффициентом мощности и даже при опере жающем токе, что позволяет улучшать коэффициент мощности системы. На рис. 2,26 показана принципиальная схема включения синхронного двигателя от полного напряжения сети. Пуск син хронных двигателей затруднителен вследствие того, что эти дви гатели не имеют пускового момента. Для обеспечения возмож ности пуска в настоящее время при изготовлении двигателей кроме нормальной рабочей обмотки создается пусковая обмотка. Для этого в пазы полюсных наконечников ротора закладываются стержни, соединенные между собой по торцам кольцами. Наличие указанной клетки позволяет осуществлять непосредственный пуск синхронного двигателя от напряжения питающей сети, по добно пуску асинхронного двигателя.
Асинхронный пуск синхронного двигателя осуществляется в две стадии. Вначале обмотка статора двигателя включается в трехфазную сеть при замкнутой на сопротивление его обмотке возбуждения (I положение) во избежание появления значитель ной э. д. с., опасной для изоляции обмотки возбуждения. При достижении скорости вращения близкой к синхронной (и= 0,95 пх), т. н. подсинхронной скорости, обмотка возбуждения синхронного двигателя включается в цепь возбуждения, при этом обмотка возбуждения питается постоянным током и двигатель втягивает ся в синхронизм (2 положение). При асинхронном пуске в пуско вом периоде синхронный электродвигатель обладает характерис тиками асинхронного двигателя. В зависимости от величины активного сопротивления короткозамкнутой клетки пусковые характеристики двигателя в области подсинхронной скорости могут быть жесткими и мягкими.
С увеличением активного сопротивления пусковой клетки пусковой момент двигателя увеличивается, а момент, развивае мый двигателем при подсинхронной скорости, уменьшается и наоборот.
Пусковой момент двигателя должен быть по величине таким, чтобы он обеспечивал трогание механизма с места, а входной момент — вхождение двигателя в синхронизм, для этого необхо димо, чтобы М%х > Мс. Указанными условиями руководствуются при выборе величины активного сопротивления короткозамкнутой пусковой клетки.
59
Рис. 2-27. Пусковые характерис тики синхронного электродвига теля при асинхронном пуске
На рис. 2,27 показана пусковая характеристика синхронного двигателя при асинхронном пуске. На этой характеристике пока заны начальный пусковой Мп и входной М„ моменты синхрон ного двигателя.
П, 1 rtg^const
Генераторный двигательный решим решим
Рис. 2-28. Механическая ха рактеристика синхронного электродвигателя
-М |
7 |
+м |
Одной из важных характеристик синхронного двигателя яв ляется механическая характеристика (рис. 2,28). Скорость враще ния ротора синхронного двигателя зависит только от частоты питающего напряжения и числа пар полюсов и не зависит от нагрузки. Механическая характеристика синхронного двигателя является абсолютной жесткой и представляется в виде прямой, параллельной оси абсцисс в системе координат л, М. Однако при некотором (максимальном) значении момента нагрузки на валу синхронный двигатель не способен развить необходимый момент и выпадает из синхронизма. Области устойчивой работы синхронного двигателя видны из его угловой характеристики, под которой понимается зависимость электромагнитного момента
60
синхронной машины М от угла в (рис. 2,29) между напряжением и э. д. с.
Рис. 2-30. Векторная диаграмма напряжений син хронного электродвигателя
Рис. 2-29. Угловая характеристика синхронного электродвигателя
Установим связь между углом нагрузки и моментом двигателя, что обеспечивает уравнение угловой характеристики, которое мо жет быть получено из векторной диаграммы синхронного двига теля, представленной для неявнополюсной машины на рис. 2,30.
Пренебрегая электрическими потерями в обмотке статора, считая г = 0, подводимая к синхронному двигателю мощность может быть принята равной электромагнитной мощности:
Р — mlU cos <р, |
(2,52) |
где I и U — фазный ток и напряжение статора. т — число фаз обмотки статора.
При этом векторная диаграмма синхронного двигателя упрос тится и может быть приведена к виду рис. 2,31.
Из прямоугольного треугольника ОБД имеем: ОД = U cos q>, а из прямоугольного треугольника ОСД следует, что ОД =
— Е cos (<р— 0). Приравнивая правые части выражений для ОД, получим:
U cos (р = Е cos ((р— 0). |
(2,53) |
||
Однако: |
|
|
|
. m |
АБ |
U sin в |
(2,54) |
cos (<р — 0) |
= — |
= - j -— . |
61
В результате выражение для электромагнитной мощности при водится к виду:
Р = mUE sin в . |
(2,55) |
х* |
|
Отсюда электромагнитный момент синхронного электродвига теля:
Р |
mUE sin в . |
(2,56) |
0)1 |
ш1*с |
|
Следует заметить, что в случае явнополюсной машины появ ляется еще дополнительный реактивный момент.
Таким образом электромагнитная мощность и электромагнит ный момент синхронного двигателя являются функцией угла в и изменяются по синусоидальному закону. Максимальное значе ние мощности и момента будут иметь место при sin в = 1, т. е. когда в = 90 :
т |
UE |
(2,57) |
|
(00 |
хе |
||
|
В результате угловая характеристика синхронного двигателя представляется зависимостью:
М — Мм sin 0. |
(2,58) |
Из зависимости (2,58) следует, что при возрастании нагрузки на валу электродвигателя будет происходить увеличение угла сдвига фаз между напряжением и э. д. с. При этом будет возрас тать момент, развиваемый двигателем. Устойчивый режим рабо ты находится в пределах 0 < в < 90 . Если статический момент нагрузки на валу станет равным или большим Мм (угол в ^ 90), двигатель выпадает из синхронизма и останавливается.
Номинальному моменту нагрузки двигателя# соответствует угол, примерно равный вя = 20 -т- 30 ; ( sin0Н= 0,35 ч- 0,5).
Поэтому перегрузочная способность синхронного двигателя нахо дится в пределах:
Мм |
sin 90 ^ |
. |
(2,59) |
Мн |
sin вв ~ |
|
|
|
|
62
Тормозные режимы синхронных электродвигателей могут быть получены в режимах противовключения и динамического тормо жения.
Рис. 2-31. Упрощенная векторная диаграмма напряжений синхрон ного электродвигателя (при Г = 0)
Режим противовключения практически не применяется, так как в этом случае усложняется схема и увеличивается количество необходимой электрической аппаратуры из-за необходимости отключения двигателя при достижении скорости, равной нулю. Вместе с тем режим противовключения сопровождается значи тельными толчками тока, в системе питания превосходящими пусковой ток двигателя. Поэтому основным способом торможе ния синхронных двигателей является динамическое торможение.
При этом способе торможения обмотка статора двигателя от ключается от сети и замыкается на сопротивление, а обмотка ротора питается постоянным током, как и при работе в двигатель ном режиме. Взаимодействие магнитного потока ротора с током в обмотках статора и создает тормозной момент двигателя.
Механические характеристики синхронного двигателя в ре жиме динамического торможения аналогичны характеристикам асинхронного двигателя в этом режиме.
Питание обмотки ротора постоянным током может осущест вляться как от возбудителя, связанного с валом двигателя, так и от самостоятельного источника постоянного тока. Поэтому интенсивность торможения будет больше при питании от отдель ного источника постоянного тока, так как в этом случае ток воз буждения не зависит от скорости вращения двигателя и остается неизменным. Интенсивность торможения так же зависит от вели чины сопротивления статорной цепи двигателя.
63
Глава 111
РЕГУ ЛИ РО ВА Н И Е С КО РО СТИ ВРАЩ ЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
§ 1. Общие вопросы регулирования
Имеется большое число исполнительных механизмов, для которых по условию технологического процесса требуется регу лирование скорости их вращения.
Регулирование скорости вращения рабочей машины в боль шинстве практических случаев осуществляется регулированием скорости вращения соответствующего приводного электродвига теля, может быть периодическим и непрерывным, плавным и ступенчатым.
Применение регулируемого электропривода наряду с обеспе чением требований технологического производственного процесса в ряде случаев позволяет упростить кинематическую схему сис темы привод — исполнительный механизм, например, устранить коробку передач и т. д.
Изменение скорости вращения исполнительного механизма может быть обеспечено изменением скорости вращения привод ного электродвигателя и изменением передаточного числа систе мы передачи при сохранении скорости вращения приводного электродвигателя неизменной.
В первом случае изменение скорости вращения достигается путем ручного или автоматического воздействия на электродвига тель с помощью релейно-контакторной и другой аппаратуры. Этот способ вследствие ряда преимуществ (высокая экономич ность, плавность регулирования,, легкость осуществления авто матизации) в настоящее время нашел широкое применение при регулировании скорости многих производственных механизмов.
Второй способ получил сравнительно небольшое применение. Этот способ регулирования кроме изменения передаточного числа с помощью коробок скоростей в настоящее время осуществляется также с помощью электромагнитных муфт скольжения.
В ряде случаев, например, в приводах станков, оказывается целесообразным применять комбинированное регулирование с ис пользованием указанных двух способов.
Регулирование скорости в общем случае характеризуется ря дом показателей. Важным показателем является диапазон изме нения скорости, который определяется как отношение наиболь-
64