Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ты, связанные с наличием системы электрических машин (одной машины переменного тока и двух или трех, включая возбудитель, машин постоянного тока), значительные габариты и вес преобра зовательного агрегата.
Следует, однако, отметить, что развитие полупроводниковой техники в настоящее время позволяет существенно изменить систему Г — Д и заменить в ней электромашинный преобразова тель, управляемым вентильным преобразователем, который пред назначен для питания двигателя постоянного тока. В качестве вентилей-преобразователей используются тиратроны, ртутные вентили с периодическим зажиганием, а также полупроводнико вые вентили — диоды и тиристоры.
Регулирование скорости электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением может быть осуществлено также изменением тока возбуждения (изменением магнитного потока). Этот способ широко применяется на практике вследствие его простоты, экономичности, плавности регулирования.
При изменении магнитного потока механические характерис тики располагаются выше естественной характеристики (рис. 3,4). Это достигается изменением величины сопротивления регули ровочного реостата, включенного последовательно с обмоткой возбуждения.
Рис. 3-4. Скоростные характеристики электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения при из менении тока возбуждения двигателя
Следует заметить, что магнитный поток двигателя можно из менять только в сторону уменьшения, так как обмотка возбужде ния рассчитана по нагреву на определенный номинальный ток возбуждения.
72
Скоростные и механические характеристики двигателей с не зависимым возбуждением, как известно, определяются положе нием в системе координат двух точек: скорости идеального хо лостого хода и тока короткого замыкания (или соответственно пускового момента) соответствующих неподвижному состоянию двигателя (л = 0).
С уменьшением магнитного потока скорость идеального хо лостого хода двигателя увеличивается. При скорости, равной
нулю уравнение скоростной характеристики имеет вид: |
|
U — l.r, |
(3,7) |
п = |
|
К^Ф |
|
При этом ток якоря соответствует току короткого замыкания:
/, = /, = — • |
(3,8) |
г, |
|
При U = const и /, = const, все скоростные |
характеристики |
двигателя при этом условии сходятся в одной точке на горизон-
тальной оси токов. При токе якоря / я = 0 скорость п = п0 |
U |
==— ; |
|
|
л.е^ |
при уменьшении потока происходит возрастание скорости. Механические характеристики двигателя при этом не пересе
каются в одной точке на горизонтальной оси моментов. Это обус ловлено тем, что по мере уменьшения магнитного потока проис ходит соответственно уменьшение и момента двигателя при ко ротком замыкании, который зависит от потока.
Пределы регулирования при использовании рассматриваемого способа колеблются от 2 : 1 до 5 : 1. Недостатком данного метода регулирования является возможность изменения скорости только вверх от номинальной.
Регулирование скорости вращения двигателя путем шунтиро вания якоря сопротивлением находит применение главным обра зом в электроприводах сравнительно малой мощности и на прак тике встречается сравнительно редко. При этом методе регули рования на ряду с шунтированием якоря последовательно с ним также включается сопротивление.
Регулировочные механические характеристики в этом случае оказываются линейными. Скорость идеального холостого хода здесь меньше, чем при регулировании сопротивлением в цепи якоря. Жесткость регулировочных характеристик и скорость
73
идеального холостого хода при этом определяется соотношением последовательного и шунтирующего якорь сопротивления.
Метод регулирования скорости шунтированием якоря сопро тивлением для электроприводов с длительным режимом работы оказывается не экономичным и применяется в основном для регулирования скорости и получения предварительной понижен ной скорости для более точной остановки рабочей маслины или механизма.
+ о-
Рис. 3-5. Принципиальная схема им пульсного регулирования скорости элек тродвигателя постоянного тока неза висимого возбуждения
—©■
В последнее время для регулирования скорости вращения двигателей постоянного тока небольшой мощности применяется импульсное регулирование скорости. Сущность этого метода регулирования заключается в периодическом кратковременном включении и отключении от источника обмотки якоря или об мотки возбуждения двигателя независимого возбуждения. Вклю чение и отключение обмотки производятся с такой частотой, чтобы двигатель при этом работал со средней скоростью, равной заданной.
Продолжительность импульса работы определяется выраже нием:
ПРа |
(3,9) |
|
*и + *п ’ |
где: fH— продолжительность |
работы; |
tn— продолжительность паузы.
В данном случае график изменения скорости во времени имеет пилообразный характер. Скорость двигателя при заданном значе нии ПРИ, очевидно, будет равна среднему значению скорости, равному полусумме максимальной и минимальной скоростей вращения при данной продолжительности импульса.
На рис. 3,5 представлена принципиальная схема импульсного метода регулирования скорости вращения двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Здесь с помощью контактора К периодически подключается к источнику питания и отключается
74
от него обмотка якоря двигателя, в то время как обмотка воз буждения двигателя подключена к сети постоянно.
Работа двигателя проходит следующим образом. При вклю ченном контакторе К двигатель ускоряет свое вращение. В зави симости от ПРЯзависит и величина скорости, которую развивает двигатель При отключенном контакторе К двигатель замедляет свой ход. Из рис. 3,6 видно, что ПРЯ= 1 соответствует длитель ной работе двигателя на естественной характеристике. При ПРЯ— 0 двигатель отключен и находится в неподвижном состоя нии (характеристика совпадает с вертикальной осью системы координат). Регулировочные характеристики заключены между естественной характеристикой и осью ординат.
Рис. 3-6. Механические характе ристики электродвигателя по стоянного тока независимого возбуждения при импульсном ре гулировании скорости
При данном способе регулирования характеристики по мере уменьшения ПРЯповорачиваются относительно точки идеального холостого хода по часовой стрелке и занимают положение между предельными характеристиками. В данном случае регулирование может быть плавным при значительном диапазоне изменения скорости вниз от номинальной скорости.
В данной схеме для импульсного регулирования используется контактор. Наиболее перспективными элементами в этом случае являются полупроводниковые приборы, например, тиристоры.
Импульсное регулирование находит применение во многих областях техники в различного рода следящих и вспомогатель ных устройствах.
75
§ 3. Регулирование скорости вращения электродвигателя последовательного возбуждения
Регулирование скорости вращения двигателей последователь ного возбуждения может быть осуществлено изменением сопро тивления в цепи якоря. Подобное регулирование осуществляется путем включения последовательно с якорем регулировочного реостата, который одновременно может выполнять и функции пускового реостата, так как этот реостат рассчитан на длитель ную работу.
При введении добавочного сопротивления в цепь якоря дви гателя уменьшается жесткость механической характеристики, поэтому регулировочные характеристики оказываются более мягкими по сравнению с естественной механической характе ристикой.
Диапазон регулирования двигателя при этом способе опреде ляется нагрузкой и в среднем составляет (2,5 -т- 3): 1.
Включение сопротивления последовательно с якорем двига теля вызывает возрастание потерь энергии, которые увеличи ваются с уменьшением скорости. Несмотря на это данный спо соб регулирования находит широкое применение при электрифи кации подъемно-транспортных механизмов из-за его значитель ной простоты.
Регулирование скорости изменением магнитного потока осу ществляется по схеме с усилением и по схеме с ослаблением магнитного потока.
Применительно к двигателям последовательного возбуждения регулирование скорости изменением магнитного потока несколь ко сложнее, чем двигателей независимого возбуждения вследствие того, что обмотка возбуждения включена последовательно с яко рем. Поэтому здесь приходится включать сопротивление парал лельно обмотке якоря или параллельно обмотке возбуждения.
При регулировании скорости по схеме с усилением магнитного потока параллельно обмотке якоря включается сопротивление (рис. 3,7а), т. е. осуществляется шунтирование обмотки якоря.
В соответствии с первым законом Кирхгофа для схемы рис. 3,7а сумма токов, протекающих в цепи якоря и в цепи шунтрирующего
сопротивления гш равна |
току, протекающему по |
обмотке воз |
буждения двигателя: |
|
|
/ = |
/„ = / , + 1Ш. |
(3,10) |
При заданном токе якоря в данном случае в зависимости от величины гшможно получить различные токи возбуждения. При
76
+ V -
Рис. 3-7. Схема регулировании скорости вращения электродви гателя постоянного тока последовательного возбуждения из менением магнитного потока
а) схема с усилением магнитного потока, б) схема с ослабле нием магнитного потока
этом ток обмотки возбуждения оказывается больше, чем ток, протекающий по обмотке при отсутствии шунтирующего сопро тивления и заданном токе якоря, что обеспечивает возрастание магнитного потока двигателя, что позволяет получить понижен ные скорости, например, при подъеме небольших грузов в меха низмах подъема мостовых кранов или при спуске тяжелых гру зов в тормозных режимах.
Регулирование в данном случае плавное с достаточно широким диапазоном изменения скорости. Пределы регулирования ско рости зависят от соотношения сопротивлений гши гд и от сте пени насыщения магнитной системы двигателя и составляют величины порядка (4 н- 5) : 1.
Несмотря на кратковременную работу двигателя при понижен ной скорости подобное регулирование не может считаться эконо мичным вследствие значительных потерь энергии в сопротивле ниях. Характеристики двигателя последовательного возбуждения при регулировании шунтированием якоря приведены на рис. 3,8.
Регулирование скорости по схеме с ослаблением магнитного потока осуществляется включением параллельно обмотке воз буждения шунтрирующего сопротивления (рис. 3,76) или изме-
77
нением числа витков обмотки возбуждения, участвующих в созда нии намагничивающей силы.
Для данной схемы регулирования справедливо следующее выражение, записанное на основании первого закона Кирхгофа:
/ = |
(3,11) |
Из выражения (3,11) видно, что при заданном токе якоря ток обмотки возбуждения оказывается меньшим по сравнению с то ком, протекающим по обмотке, при отсутствии шунтрирующего сопротивления и том же токе якоря. Это означает, что магнитный поток двигателя при этом уменьшается, а скорость его вращения увеличивается по сравнению с номинальным ее значением. Здесь имеет место регулирование скорости вверх от основной.
Ю
Рис. 3-8. Механические характеристики элек тродвигателя постоян ного тока последова тельного возбуждения при включении сопро тивления параллельно
обмотке якоря |
(шунти |
|||
|
рование якоря) |
|
||
а) |
гд = |
const; |
гш= |
var. |
б) |
гш= |
const; |
гд = |
var. |
78
Шунтирование обмотки возбуждения позволяет регулировать скорость в пределах 2 : 1 и ниже.
Данный способ регулирования является экономичным, так" как потери энергии в сопротивлении составляют только часть потерь энергии в обмотке возбуждения, поскольку эта обмотка включена последовательно с якорем и рассчитана на номинальный ток дви гателя, ее сопротивление мало, поэтому и шунтирующее сопро тивление невелико.
Данный способ регулирования применяется в приводах элек трифицированного транспорта, металлургии и др. отраслях на родного хозяйства.
Двигатель последовательного возбуждения допускает так же регулирование скорости вращения изменением подводимого нап ряжения. Для этой цели используется отдельный генератор пос тоянного тока. Наибольшее применение на практике получила схема последовательно-параллельного включения двигателей пос ледовательного возбуждения. При этом обычно используются два двигателя, включаемые последовательно друг с другом в сеть, в результате чего к каждому двигателю будет приложена поло вина напряжения питающей сети. При переключении на парал лельную работу каждый двигатель оказывается включенным на полное напряжение сети. При использовании данного способа можно получить только две ступени регулирования. Путем вклю чения последовательно с двигателем дополнительных сопротив лений можно получить промежуточные ступени регулирования. С помощью последовательно включенных с двигателем добавоч ных сопротивлений можно получить семейство регулировочных характеристик.
Необходимо отметить, что рассмотренный способ регулиро вания двигателя последовательного возбуждения является эко номичным.
§ 4. Регулирование скорости вращения электродвигателей переменного тока
Широкое применение во всех отраслях народного хозяйства
внастоящее время нашли двигатели переменного тока (асин хронные и синхронные электродвигатели). Эти двигатели просты
визготовлении, характеризуются невысокой стоимостью, на дежны в эксплуатации, экономичны.
По технико-экономическим показателям наиболее выгодно применение асинхронных двигателей с короткозамкнутым рото
79