Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой разборки происходит резкое искажение геометрии резьбы, не­ устранимое последующей прогонкой.

Для

быстрого ослаб­

ления болтовых и дру­

гих соединений, пора­

женных коррозией, сле­

дует

применять

химиче­

ские

растворители. За

рубежом,

например,

применяется

 

химиче­

ское

средство

Ferecx *,

состав

которого

облада­

ет сильным

растворяю­

щим свойством. Обра­

ботка

 

заржавевшего

болтового

соединения

производится

 

несколь­

кими

 

каплями

состава.

После

 

такой

обработки

усилия, необходимые

на Рис.

2.6. Основные

параметры резьбы

отвинчивание,

не отли­

 

шпилек колес:

/ — новая; 2 — до прогонки; 3 — после прогонки.

чаются от номинальных,

 

 

 

искажение геометрии резьбы фактически отсутствует.

Повысить надежность винтовых соединений при ремонте ма­

шин можно за

счет

широкого

применения

антикоррозийных по­

крытий крепежных деталей, исключающих их коррозию в процес­ се эксплуатации, я специального инструмента, обеспечивающего постоянство затяжки 'винтовых соединений. Особое внимание должно быть обращено на ■применение клеев и различного)рода синтетических вставок для стабилизации их затяжки.

Полученный фактический материал убедительно доказал вы­ сокую эффективность этого приема. В результате .применения приклеивания периодичность крепления шпилек фланцев полуосей увеличивается в 5 раз, а таек стремянок рессор—в 3 раза.

В заключение необходимо отметить, что широко практикуемая на ремонтных предприятиях операция по прогонке резьбы не вос­ станавливает полностью ее геометрии. В результате частота от­ винчивания ,крепежных соединений возрастает, что приводит к увеличению затрат на последующую подтяжку их в процессе экс­ плуатации. Если сложить затраты ремонтного производства на прогонку резьбы и дополнительные затраты автохозяйства на ликвидацию возросшей частоты отвинчивания восстановленных таким путем крепежных соединений, то окажется экономически оправданным не восстановление крепежных деталей, а их засмеян новыми. Эта мера резко повысит надежность отремонтироваганных автомобилей.

Экспресс-информация. Гаражи и гаражное оборудование № 10, М., 1965.

96


Быстрое обнаружение и выявление мест отказов может осуще­ ствляться либо специально встроенной в машину контрольно-

испытательной аппаратурой, либо на специально оборудованных постах диагностики.

Контрольно-испытательная аппаратура позволяет, как прави­ ло, быстро обнаружить уже свершившийся отказ. Для этого она должна быть надежной и давать однозначные показания, так как для установления рабочего режима обычно требуются качествен­ ные, а не количественные данные. Контрольно-испытательная ап­ паратура должна быть простой в эксплуатации, предназначаться для минимума различных многоцелевых применении и удобно располагаться перед водителем, чтобы ее можно было лето использовать при работе машины.

Оборудование постов диагностики должно позволять определе­

ние не только технического состояния автомобиля, его

узлов

и агрегатов, но и прогнозировать их работоспособность

за” счет

определения интенсивности изменения тех или иных параметров. По опыту автохозяйств общего пользования Латвийской ССР введение принудительной диагностики технического состояния автомобилей сократило объем технического обслуживания по дви­ гателю на 30—40%, коробке передач и сцеплению на 26%. Одно-, временно с этим в автохозяйствах было сокращено выполнение работ, подчас вредных для технического состояния автомобиля (вскрытие двигателя, съем ступиц и т. д.). Для централизованного обслуживания автохозяйств в г. Елгава, например, открыта одна из первых станций диагностики автомобилей.

Следует отметить, что с увеличением парка автомобилей про­ блема .периодического технического осмотра основных агрегатов машины становится все более важной для обеспечения безопасно­ сти движения и -предупреждения возникновения дорожных про­ исшествий.

В США, Англии, Франции, ФРГ, Бельгии и других капитали­ стических странах с развитым транспортом технический контроль автомобилей осуществляется на специальных станциях. Наиболее широко развита сеть этих станций в США, где технический конт­ роль впервые стал применяться 40 лет назад. В штате НьюДжерси, например, построена 41 станция с 61 осмотровой линией и с пропускной способностью 3,5 млн. автомобилей в год. В ФРГ существует 50 проверочных станций ,с 60 проверочными линиями.

Объективный технический контроль автомобиля требует соот­ ветствующего 'Оборудования, которое позволяло бы быстро уста­ новить техническое состояние агрегата или системы без их раз­ борки.

За рубежам широкое распространение получили тормозные стенды с наездными плитами типа «Вивер», электронные прибо­ ры для определения проверки балансировки колес непосредствен­ но на автомобиле, шумомеры, стенды для проверки электрообору­ дования, специальные приборы для контроля установки колес

7 З а к а з Ms 6 5 7 .

97


•и .фар, портативные лаборатории для экспресс-анализа выпускных

газов и качества масла перед

его сменой, стенды для проверки

работы двигателя и показаний спидометра и т. д.

 

 

Наличие этого оборудования позволяет проверочным станциям

ФРГ. например, проводить испытания лепково.го автомобиля

за

10,

а грузового — за

15 ошн.

о такой диагностике, которая

на

.

Таким образом,

речь идет

базе современной аппаратуры позволяла бы точно определять тех­ ническое состояние узлов, агрегатов и машины без их разборки, устанавливать объем проводимых работ но техническому обслу­ живанию и ремонту и гарантировать безотказную работу машины в течение требуемого времени.

Это возможно осуществить практически только тогда, когда агрегаты автомобилей будут приспособлены к контролю их тех­

нического состояния, а для определения

технического

состояния

их будут использованы современные

электронные

приборы

и электронно-вычислительные машины.

 

 

'В Америке и Канаде, например, действует 50 станции техниче­ ского обслуживания автомобилей, оснащенных современным электронным оборудованием. За 1 ч автомобиль подвергается 100 испытаниям. Для этого используется 20 различных сложных электронных устройств, данные от которых поступают на ЭВМ. После испытаний владелец получает информацию о техническом состоянии автомобиля. Одновременно с этим ему сообщается предполагаемая стоимость ремонтов в соответствии с утвержден­ ными тарифами. Кроме этого, он уведомляется о том, какие узлы и механизмы следует ремонтировать немедленно, а какие еще мо­ гут безопасно эксплуатироваться в течение определенного времени.

Станции технического обслуживания выдают гарантию после осмотра и ремонта сроком на 90 дней или от 3 до 4 тыс. миль пробега.

<К 1975 г. предполагается создать в США 15 тыс. новых стан­ ций технического обслуживания, способных определять техниче­ ское состояние автомобилей без их разборки. На оборудование этих станций ассигновано 2 млрд, долларов.

■Создание и использование надежных автомобилей, которые бы требовали минимальных трудовых и материальных затрат в экс­ плуатации, даст большой зоиномичасюий эффект. Расчеты показы­ вают, что если снизить трудоемкость технического обслуживания и ремонта грузового автомобиля с 16 чел.-ч/.ЮОО км пробега до 8, то удастся высвободить до 200 тьге. рабочих на каждые 1 млн. грузовых автомобилей.

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИОНИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ МАШИН

Изучение свойств биологичеких систем с целью использования аналогов из живой я растительной природы для повышения эф­ фективности и надежности технических устройств—круг вопро­ сов, которым занимается бионика.

98


Миллионы лет эволюции сделали живые организмы чрезвычай­ но надежными системами, состоящими из огромного числа надеж­ ных элементов. Способность к обучению, цри1шасабливаемость (адаптация) к сложной и изменяющейся обстановке, самоусовер­ шенствование и самовосстановление —источники удивительной, феноменальной надежности и эффективности живых организмов, т Нас, механиков, не могут не удивлять интересные свойства

.рецепторных (приемных) систем животных: высокая чувствитель­ ность, помехоустойчивость, избирательность, надежность и ком­ пактность. Если бы часть этих свойств удалось использовать в машинах, то многие проблемы, связанные с определением техни­ ческого состояния их, были бы решены.

Многие .насекомые обладают микроминиатюрными, весьма чувствительными органами, которые воспринимают малые изме­ нения перемещений, температуры, запаха, звука и инфракрасного излучения. Так, например, рецепторные органы, расположенные на ножках кузнечика, воспринимают смещения, равные размеру атома водорода. Некоторые рыбы реагируют на пахучие вещест­

ва с концетрацией 10~14

мг/см3, т. е. эти плотности пока недоступ­

ны непосредственному

измерению.

Змеи воспринимают

инфракрасное излучение, они способны

определить

температурный

градиент в тысячных долях градуса

и прекрасно

ориентируются

в темноте.

Сова имеет такие органы слуха, которые напоминают принцип работы пассивного ультразвукового локатора, а сам слуховой аппарат имеет устройство, сходное с остронаправленной антенной, которая имеет весьма высокую чувствительность и разрешающую способность.

Навигационные способности птиц, рыб, морских животных остаются одной из самых интересных и пока еще загадочных осо­ бенностей биологических систем. Способности эти признаются феноменальными, принимая во внимание надежность их реализа­ ций в сложных условиях.

Познание методов решения задач надежного и эффективного проявления .в биологических системах, переведенных на язык ин­ женерных решений, может дать исключительно большие резуль­ таты для развития многих отраслей техники и решения проблем надежности в целом.

В настоящее время особо остро встал вопрос обеспечения на­

дежности

системы «человек — машина». Задача состоит

в

созда­

нии своеобразного симбиоза человека и машины, т.

е.

такой

кооперации человека и машины,

когда машина должна надежно

выполнять

заданные функции, а

человек — оценивать результаты

работы и

безошибочно принимать новые оптимальные

решения.

7*