Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Краткая монтажная характеристика мос товых кранов среднего режима работы грузо подъемностью 80—320 Т приведена в табл. 1.
Рис. 2. Мостовой электрический кран грузоподъем ностью от 80 до 320 Т (вид с торца)
Основными характеристиками мостового крана являются: пролет, грузоподъемность, -скорость рабочих движений и режим работы. Пролетом крана называют расстояние между вертикальными осями подкрановых рельсов. В настоящее время ведется подготовка к изго товлению крана пролетом 55 м. Грузоподъем ностью крана называют вес груза, поднимае мый грузозахватным приспособлением подъ емного механизма. В современных кранах об щего назначения применяют большие скорости (в м/мин): подъем груза 25—30, движения крановой тележки 35—50, движения моста 100—120. Режимом работы крана называют
Ю
условия его эксплуатации, определяемые ко эффициентом использования грузоподъемно сти, количеством включений в определенное время и их продолжительностью и другими условиями. Режимы бывают: легкий (Л), Средний (С), тяжелый (Т), весьма тяжелый (ВТ) и весьма тяжелый непрерывного дейст вия (ВТН).
Т а б л и ц а 1
Краткая монтажная характеристика кранов
Вес крана в т при грузоподъемности в т
П ролет в и |
80/20 |
100/20 |
125/20 |
160/32 |
200/32 |
320/22 |
|
||||||
9,5—10 |
85 |
85 |
95 |
120 |
145 |
210 |
12,5—13 |
90 |
' 95 |
105 |
135 |
160 |
225 |
15,5—16 |
95 |
105 |
115 |
145 |
170 |
240 |
18,5—19 |
100 |
115 |
125 |
170 |
180 |
250 |
21,5—22 |
110 |
125 |
135 |
180 |
190 |
265 |
24,5—25 |
120 |
135 |
145 |
190 |
205 |
280 |
27,5—28 |
130 |
140 |
155 |
200 |
220 |
295 |
30,5—31 |
140 |
155 |
165 |
210 |
235 |
315 |
33,5—34 |
150 |
165 |
175 |
225 |
250 |
335 |
то м числе |
те- |
42 |
44 |
65 |
|
110 |
Влежка |
38 |
|
||||
П р и м е ч а н и е . |
Пролеты, обозначенные70 |
целыми |
цифрами, относятся к кранам грузоподъемностью 80/20, 100/20, 125/20 и 160/32 Г. Остальные краны имеют про леты с дробными числами.
Рассмотренные мостовые краны относятся к большой группе кранов общего назначения. Такие краны изготовляют грузоподъемностью 3,2—320 Г; из общего количества изготовляе мых кранов общего назначения 98% кранов имеют грузоподъемность до 50 Т (по данным ВНИИПТМаша1). Особенностью кранов об
1 ВНИИПТМаш — Всесоюзный яаучно-иоследователь- ский институт подъемно-транспортного машиноетрое-
11
щего назначения является то, что их рабочими органами являются один или два грузовых крюка, подвешенных на полиспастах. Эти краны используют в промышленности как монтажные (электростанции, прокатные цехи) и там, где для транспортных или технологиче ских операций нет необходимости в рабочих органах специальной конструкции. Краны с такими рабочими органами называют специ альными; они также составляют большую группу машин, используемых во многих от раслях промышленности, в цехах, в которых ими совершают операции, связанные е техно логическим процессом. Грузоподъемность та ких кранов достигает 630 Т (разливочный кран).
Таким образом, по назначению мостовые электрические краны подразделяют па краны общего назначения и специальные. Краны можно классифицировать по другим призна кам: используемые для монтажа технологиче ского оборудования в зданиях, в которых их устанавливают, независимо от технологическо го назначения и не используемые для этих целей. К первой группе относятся краны общего назначения, однако могут быть ис пользованы и специальные краны. Монтируют эти краны одновременно с каркасом здания, чтобы ко времени готовности здания кран был введен в действие для монтажа оборудования в этом здании. Краны второй группы монти руют одновременно со всем оборудованием.
Техническая документация. Для монтажа мостового крана надо иметь техническую до кументацию, состоящую из проекта монтируе мого агрегата и проекта производства работ.
К проекту агрегата относятся: чертежи, по
12
которым изготовлен и должен монтироваться кран; общие виды моста, крановой тележки и кабины крановщика; общий вид крана на пес те его установки (поперечный разрез здания или сооружения); документ (паспорт) заводаизготовителя, удостоверяющий соответствие изготовленного крана требованиям ГОСТ 7131—64. «Краны мостовые. Технические требо вания» и правила Госгортехнадзора. Паспорт должен содержать данные о результатах ис пытаний, измерений и проверок, проведенных при изготовлении крана, и заводскую инструк цию на монтаж и эксплуатацию крана. Доку
ментацию монтажники получают |
от заказчи |
ка — организации, поручившей |
[монтажные |
работы. |
|
Проект производства работ состоит из гра фической части; перечня механизмов, инстру ментов и материалов, необходимых для вы
полнения |
работ; графиков производства |
работ, поставки оборудования и движения ра |
|
бочей силы; |
пояснительной записки. |
Графическая часть проекта содержит схе мы выполнения такелажных работ по подъему и установке на подкрановые балки подлежа щего монтажу крана или группы кранов; схе мы проверок, связанные с приданием монтиру емому крану правильной геометрической фор мы, а также правильного расположения его узлов и механизмов; чертежи приспособлений, специального инструмента и подмостей, под лежащих изготовлению для данной работы, или ссылки на нормали инвентарных приспо соблений, имеющихся у организации; графики производства работ, поставки оборудования и Движения рабочей силы.
Графики составляют с учетом работ, веду-
13
ЩИХ'СЯ .на объекте. Отправными моментами в них являются сроки сдачи объекта и, в том числе, подкрановых путей для монтажа крана, а также подготовки монтажной площадки (очистка территории от строительного мусора, лесов и т. д.). На работы 'большого объема, такие как монтаж литейных кранов большой грузоподъемности, составляют локальные се тевые графики, увязанные с сетевыми графи ками всего объекта. При определении трудо емкости работ руководствуются выработкой, достигнутой организацией на монтаже кранов аналогичной конструкции, внося поправки на предусмотренные в проекте прогрессивные ме тоды производства работ.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику подлежащего монтажу крана. В характеристике указываются особенности крана, встречающиеся монтажникам впервые, последовательность сборки, требования к смежным организациям и указание о меро приятиях, обеспечивающих безопасное веде ние монтажных работ.
В качестве проекта производства работ может быть использован типовой проект или типовая технологическая карта. Эти докумен ты должны быть привязаны к местным усло виям, т. е. переработаны с учетом монтажных механизмов, которые имеются в наличии, и других условий. Если исполнители предстоя щего монтажа знакомы с работами по преды дущему опыту монтажа подобных кранов, можно ограничиться разработкой технологи ческой записки. Такая записка содержит не обходимые данные для монтажа крана, но не содержит графических материалов.
На большом строящемся заводе монтиру
14
ют в течение года большое количество мосто вых |Кранов, достигающее иногда нескольких сотен. Поэтому независимо от того, какая до кументация выдается исполнителям, им следу ет передать локальный график монтажа кра на, увязанный с общим сетевым графиком по всем объектам завода, в которых должны быть смонтированы мостовые краны, хотя бы на ближайшее время.
Проект производства работ изготовляет монтажная организация. Если объем этой до кументации велик или сложен и не может быть выполнен монтажной организацией, по следняя привлекает для этой работы проект ную организацию на договорных началах.
Опыт показывает, что наиболее успешно разрабатывают проект производства монтаж ных работ в том случае, когда для участия в разработке привлекают непосредственных ис полнителей, а проектные организации для из готовления проекта направляют на место ра боты выездные бригады проектировщиков. Та кое привлечение производственников полезно еще и потому, что при их участии в проекти ровании производства монтажных работ объем проектной документации бывает значи тельно меньше, чем в тех случаях, когда про ектировщики выполняют эту работу самостоя тельно.
В результате монтажа составляют испол нительную документацию, которую представ ляют одновременно со сдачей мостового крана в эксплуатацию. Такая документация содер жит: установочный чертеж крана со всеми санкционированными изменениями, которые были в процессе монтажа; исполнительную схему подкрановых путей и акт приемки их
15
для монтажа крана; схемы проверок во время монтажа: правильности геометрической фор мы моста крана и крановой тележки, если ее
собирали на месте из отдельных элементов, положения крановых колес и колеи крановой тележки; величины строительного подъема кранового моста по каждой ферме отдельно; документ о взвешивании или обмере груза для статического и динамического испытаний кра на грузом. В схемах проверок указывают спо собы измерений и точность использованных для проверки инструментов.
Одновременно с предъявлением мостового крана для проведения статического и динами ческого испытаний нагрузкой инспекции Гос гортехнадзора предъявляют крановую книгу, которую составляет владелец крана. В обязан ность монтажной организации составление крановой книги не входит.
Условия поставки кранов и их приемка.
Строительными нормами и правилами (СНиП II 1-Г. 10.6-66) в главе «Технологическое обору дование. Общие правила производства и при емки монтажных работ» установлено, что до начала монтажа технологического оборудо вания в сооружаемых производственных цехах следует смонтировать эксплуатационное подъ емно-транспортное оборудование — мостовые краны, которые предусмотрены проектом про изводства работ для использования при мон таже технологического оборудования. Для удовлетворения этих требований нормы пре дусматривают первоочередную поставку мос товых кранов. Нормы не устанавливают вре
мени опережения поставки кранов; |
видимо |
оно в каждом случае определяется |
проектом |
производства работ по всему сооружению.
1C
Мостовые краны общего назначения грузо-. подъемностью до 50 Т доставляют на монтаж ную площадку следующими элементами: две пролетные балки; две концевые балки с коле сами; крановая тележка со всеми механизма ми в сборе; площадки с установленными меха низмами, кроме плавающего вала, соединяю щего редуктор с приводным ходовым колесом и устанавливаемого при монтаже; перильные ограждения концевых балок и переходной мостик; блоки, канаты, крепежные и прочие мелкие детали.
Передовые .машиностроительные предпри ятия поставляют краны, внутренние поверхно сти механизмов которых предохранены от атмосферной коррозии маслами длительного действия и опломбированы, с указанием о за прещении вскрывать при монтаже до истече ния гарантийного срока. Например, при сбор ке внутренние поверхности редукторов покрывают маслом — консервируют. Приме няемые для консервации до последнего време ни масла обеспечивали предохранение от кор розии на короткие сроки. Поэтому при монта же перед вводом машин в эксплуатацию кон сервирующую смазку удаляли и заменяли маслом, с которым машину вводили в эксплу атацию. Для такой операции машины разби рали. Современные масла К-17, К-17н,
НГ-203 и др. или обычные масла с ингибитор ными присадками1 предохраняют механизмы от коррозии благодаря тому, что они длитель ное время не окисляются. Это позволяет не Разбирать эти механизмы для ревнзин^— *.
~ |
I |
г -V, |
'Присадки, предохраняющие обычные масла цт р<зло-
ження (окисления). |
( 1 |
, |
Мостовые краны грузоподъемностью более 50 Г и специальные краны поставляют от дельными узлами, учитывая возможность перевозки железнодорожным транспортом. Некоторые предприятия перевозят негаба ритные грузы на автомобильном транспорте, водой на баржах и лихтерах. Краност,роительные предприятия этим опытом еще не вос пользовались.
Поставщик должен проверить качество из готовления и надежность сборки всех меха низмов моста и тележки. Для этого предвари тельно проверяют каждую цепь механизмов вручную проворачиванием за тормозную муфту; механизм должен легко вращаться. Окончательно механизмы проверяют обкат кой от электродвигателей вхолостую в обе стороны. Режим и длительность обкатки дол жны обеспечивать выполнение требования на дежности работы крана. Редукторы, установ ленные на кране, по техническим условиям на изготовление должны быть обкатаны не толь ко вхолостую, но и под нагрузкой. Режим и длительность обкатки должны обеспечить приработку всех трущихся и сцепляющихся поверхностей (подшипников и зубчатых за цеплений), чтобы при монтаже и вводе в
эксплуатацию не возникала необходимость в дополнительных работах по пригонке и при работке этих поверхностей.
Независимо от грузоподъемности во время изготовления мосты и крановые тележки дол жны быть проверены на стенде (заводском) или на параллельных рельсах, касательных к обищй горизонтальной плоскости. Во время такой проверки мост и тележка должны опи раться всеми колесами (без груза) на рельсы
18
Стальные конструкции и механизмы крана должны быть поставлены на строительную площадку покрытыми антикоррозионным грун том под окраску. Окончательно окрашивают кран на месте установки после монтажа, ру ководствуясь эстетическими соображениями общего вида внутреннего интерьера цеха и «Указаниями по рациональной цветовой от делке поверхностей производственных поме щений и технологического оборудования про мышленных предприятий» (СН 181—61). За рубежные фирмы поставляют крапы окрашен ными, а на случай повреждения окраски при перевозке поставляют банку с краской для подкраски.
^ В ближайшее время мостовые краны обще го назначения будут поставляться краностро ительными заводами со смонтированными электропроводками и электрооборудованием «а каждом отгрузочном крановом узле: на мосту, тележке и в кабине.
, Стальные конструкции и оборудование принимают для монтажа в пределах монтаж ной зоны, установленной соответствующим Ценником нц монтаж кранового оборудования. Подача в эту зону в обязанности монтажни ков не входит.
Монтажники должны проверить, чтобы пролетные балки кранового моста и другие Длинномерные элементы были погружены на транспортные средства и доставлены на мон тажную площадку так, чтобы для установки Ца подкрановые балки эти элементы не при ходилось развертывать на 180°. Для этого необходимо знать путь следования крана от заводского склада оборудования до места Монтажа или ознакомиться с этим путем и
19