Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

критический случай. Практически такого соче­ тания почти не может быть: знаки отклонении будут обязательно разные. Это сочетание от­ клонений взято, чтобы показать, как важно не только не выходить из пределов допусков, но и стремиться смонтировать подкрановые рель­ сы не с предельным значением допусков, а с наименьшими возможными. Измерять пролет подкрановых рельсов надо тщательно, чтобы погрешность измерения была минимальной. Лучших результатов достигают в том случае, когда монтаж подкрановых рельсов поручают монтажникам, которые монтируют мостовой кран: они хорошо понимают значение точно­ сти укладки рельсов и выполняют такую ук­ ладку более тщательно.

Независимо от исполнителей подкрановые пути должны быть сданы для монтажа мосто­ вого крана. Сдачу оформляют соответствую­ щим актом, к которому прикладывают мон­ тажный формуляр подкрановых путей (испол­ нительную схему) с проектными и фактиче­ скими размерами в плане и по высоте, как это требуется согласно приведенным в табл. 4 данным.

Чтобы результаты измерений были ближе к действительным размерам, а значения от­ клонений были минимальные, расстояния между подкрановыми рельсами измеряют стальной рулеткой с постоянным натяжением, равным 12 кГ. Чтобы усилия были равномер­ ны, используют динамометр, включаемый в в рулетку, или на концы рулетки закрепляют грузы весом по 12 кг. В результаты измерений следует вносить поправку на вытяжку рулет­ ки, приводящую к погрешности измерений, ко­ торая должна быть известна и нанесена на

25

бирку, прикрепленную к рулетке. Величину поправки определяют по формуле

LAI

п = ------ мм,

где L — результат измерений;

/ — номинальная длина рулетки; Д/— погрешность рулетки на полной

длине.

Как определить поправку, можно рассмотреть

на

примере. Задано L = 20 006 мм, I—25 м,

Д/ =

5 мм.

 

20 006-5

 

ММ.

 

25 000

После внесения поправки действительный результат измерения составит

LK— L п — 20 006 — 4 = 20 002 мм.

Взаимное превышение подкрановых рель­ сов в одном поперечном сечении здания и раз­ ность отметок на соседних колоннах определя­ ют нивелировкой. Остальные измерения, при­ веденные в табл. 4, делают стальной измери­ тельной рулеткой с погрешностью 0,5 мм. При пользовании складным стальным метром по­ грешность составляет, при условии исправно­ сти последнего, 1 мм.

Если подкрановые рельсы не соединяются сваркой, при приемке подкрановых путей сле­ дует обратить внимание на тщательность вы­ полненных стыков рельсов. Здесь та!кже жела­ тельно, чтобы отклонения имели меньшее зна­ чение и ни в коем случае не выходили за пре­ делы допусков, приведенных в табл. 3.

На законченных монтажом подкрановых путях должны быть установлены тупики, а пу­

26


ти должны быть заземлены, как это преду­ смотрено проектом. При совмещенном веде­ нии работ по монтажу стальных конструкций

икрана для работ по монтажу крана не обя­ зательна готовность всех путей. Чтобы монти­ ровать кран, достаточен участок подкрановых путей длиной, равной трехкратной длине базы крана (база—расстояние между крайними ко­ лесами). По'концам этого участка следует установить временные тупики.

Пролет подкрановых путей можно изме­ рить другим способом, который в 2—3 раза менее трудоемок, чем измерение рулеткой. Этот способ измерения заключается в исполь­ зовании теодолита и рейки, которыми визиру­ ют в плоскостях, параллельных осям рельсов,

иизмеряют расстояние (базисы) между ося­ ми рельсов в местах установки инструмента и визирных целей. Вычислив отклонение рель­ сов от прямой на каждой паре колонн в про­

лете, находят расстояния между осями рель­ сов по формуле

/ = 6l + A z=A _ D + yi + z/2i

гДе by и Ь2 — базисы,

измеренные

в

местах

установки

инструмента и

ви­

зирных целей,в м\

 

базиса­

L — расстояние

 

между

 

ми в м\

 

от

инструмента

до

D — расстояние

определяемого пролета в м;

У\иуг— отклонение

рельсов

от

прямых

по первому и второму

рядам

колонн

(принимаемое со

зна­

ком «—», если

они направлены

внутрь

пролета,

и

со

зна-

27


ком «Ц-» при противоположном направлении).

Погрешность при таком способе изменения расстояния между подкрановыми рельсами'со­ ставляет 3—5 мм, т. е. равна погрешности при измерении рулеткой.

Выбор монтажного механизма предусмат­ ривает расчленение монтируемого крана на монтажные ‘блоки — элементы, которыми кран будет подниматься и устанавливаться на под­ крановые балки, и определение монтажного механизма для этого подъема. При определе­ нии монтажного блока учитывают грузоподъ­ емность механизмов, которые могут быть ис­ пользованы для подъема. Мостовой кран не­ большой грузоподъемности может быть рас­ членен на такие монтажные блоки: Две про­ дольные балки, две концевые балки, крановая тележка, кабина крановщика. Однако возмо­ жен и блок, состоящий из всего моста с крано­ вой тележкой. Вторым блоком в этом случае будет кабина крановщика.

Определив монтажный блок, можно вы­ брать монтажный механизм для такелажных работ.

Например, приняв за монтажный блок мост с крановой тележкрй, нельзя использо­ вать для такелажа передвижной кран, так как ширина моста крана в сборе больше расстоя­ ния, необходимого для того, чтобы половина моста могла разместиться в промежутке меж­ ду грузовым блоком кранового полиспаста и его стрелой. Наличие у кранов типа МКГ гуськов также не позволяет поднимать со­ бранный мост крана, а гуськи больших раз­ меров не имеют достаточной грузоподъемно­ сти.

28

Для выбора монтажного механизма надо прежде всего использовать наличные собст­ венные механизмы, а также механизмы, кото­ рые могут быть арендованы у смежных мон­ тажных организаций или доставлены на стро­ ительство, если имеется такая возможность.

Для монтажа могут быть использованы: передвижные гусеничные, автомобильные или железнодорожные краны достаточной грузо­ подъемности, башенные краны, мачтово-стпе- ловые или козловые краны; монтажные балки, установленные на конструкциях зданий с по­ лиспастами и электролебедками; монтажные мачты также с полиспастами и электролебед­ ками.

Почти 50% общих трудовых затрат на мон­ таж крана расходуется на оснастку, установ­ ку и демонтаж мачты. По этой причине в по­

следнее время

почти отказались от

монтаж­

ных мачт для

монтажа кранов и

применяют

их только в тех

случаях, если

другие, более

экономичные решения

исключены полностью.

Если производительность труда при монта­

же мостового

крана

мачтой

принять за 100,

то п.ри использовании других

механизмов она

составляет (для

средневзвешенного

крана):

кранов (всех названных выше) . . . • .183

монтажных б а л о к ............................•

. . 162

Таким образом, при монтаже следует отда­ вать предпочтение кранам и в том числе пере­ движным (гусеничным и автомобильным), ко­ торые не требуют для работы устройства спе­ циальных путей. Железнодорожные краны следует использовать в том случае, если же­ лезнодорожные пути уже уложены для дру­

гих целей и их эксплуатация не требует спе­ циальных затрат.

29



При выборе монтажного механизма сле­ дует также учитывать следующее обстоятель­ ство. Гусеничный, автомобильный или желез­ нодорожный краны для монтажа мостового крана должны быть доставлены на монтаж­ ную площадку и оставаться там на все время такелажных работ. Коэффициент использова­ ния таких кранов на монтаже всякого обору­ дования и в том числе мостовых кранов невы­ сок. Если такелажные работыбудут выпол­ няться при помощи механизмов, которыми монтируют стальные конструкции здания (ба­ шенные, козловые и другие краны), то эксплу­ атация этих механизмов, принадлежащих дру­ гой организации, будет оплачиваться только за часы, затраченные на подъем элементов мостового крана. Коэффициент использования этих кранов на монтаже зданий также невы­ сок. Поэтому попутное использование кранов для монтажа оборудования будет выгоднее тому, кто пользуется краном, и тому, кто сда­ ет его на условия аренды для временной эксплуатации в периоды между выполнением своих работ.

Если указанные краны использовать нель­ зя, детали мостовых кранов поднимают и ус­ танавливают на подкрановые балки полиспа­ стами и электролебедками. Полиспасты под­ вешивают к монтажным балкам, установлен­ ным на стальных конструкциях зданий и со­ оружений. Для установки монтажных балок используют колонны и фермы зданий и другие конструкции зданий и сооружений. Все ис­ пользуемые конструкции должны быть прове­ рены расчетом на дополнительную монтажную нагрузку. Можно предварительно договорить­ ся с проектной организацией о специальных

30

конструкциях в здании, которые могут быть использованы для установки мсьнтажных ба­ лок и не потребуют специального усиления, а будут на это рассчитаны при проектировании. Независимо от этого до начала монтажа надо получить подтверждение, что конструкции полностью закончены монтажом и могут быть нагружены монтажной нагрузкой.

Это следует учитывать при выборе наибо­ лее экономичного проекта производства работ. При этом надо рассмотреть основные воп­ росы:

наличие на строительстве конкретных мон­ тажных механизмов;

стоимость затрат на рабочую силу, опреде­ ленную по нормативным справочникам;

стоимость эксплуатации монтажных меха­ низмов;

накладные расходы, установленные пла­ ном.

Стоимость эксплуатации монтажных меха­ низмов определяют с учетом продолжительно­ сти их на работах (табл. 5). Если нельзя воспользоваться данными этой таблицы, ра­ счет стоимости машино-смен эксплуатации механизмов ведут с учетом всех затрат и в том числе затрат на доставку механизмов на строительство из другого территориального пункта, ремонт, связанный с переброской ме­ ханизма, монтаж и демонтаж, устройство пу­ тей и дорог для переброски и работы механиз­ мов и т. д.

Организацию монтажной площадки для монтажа мостовых кранов не решают отдель­ но от организации монтажной площадки для монтажа технологического оборудования объ- °кта в целом. Поэтому вопросы сооружения

31