Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поднятую раму тележки устанавливают на вымостки из шпал. Механизмы передвиже­ ния тележки начинают собирать с установки ходовых колес. Предварительно проверяют правильность посадки ведомых шестерен, ко­ торые поступают на монтаж сопряженными с осями: шестерни должны быть напрессованы строго по проекту: смещение в любую сторо­ ну приводит к нарушению зацепления с шес­ терней электродвигателя. Кроме того, прове­ ряют расточку отверстий ходовых колес, а посадочные места в буксах пришабривают по наружным кольцам подшипников. Затем уста­ навливают буксы 3, (рис. 68), на которых под

упоры 11 рамы

устанавливают

пружины 10,

и заводят оси 2

с подшипниками

4. При за­

крытии букс устанавливают фетровое уплот­ нение 1, упорное 5 и лабиринтовое уплотне­ ние 6. Подогнав шпонки 8, сажают колесо 9, которое закрепляют гайкой 7. Отклонение от проектного расстояния между парными коле­ сами допускается в пределах 5 мм. При боль­ ших отклонениях колеса не вписываются в га­ бариты подтележечных рельсов. Заканчивают сборку механизмов движения установкой электродвигателей 11 (рис. 69), правильность положения которых проверяют по зацеплению ведущей и ведомой 12 шестерен. Для этого проверяют боковой зазор в зацеплении и пят­ но касания зубьев: зазор определяют измере­ нием свинцовой проволоки, раздавленной в

зацеплении, пятно

касания — непосредствен­

ным измерением.

 

 

 

До установки на место укрупняют узел ка­

натных барабанов.

Для

этого к

барабанам

прикрепляют венечные

шестерни.

Затем на

валу 6 по шейкам пришабривают подшипники и устанавливают их на раме 1. Барабаны ус-

208


I

12

to

 

о

Рис. 69. Общий вид грейферной тележки

танавливают в такой последовательности, на шпонку сажают часть бара-бана 8 с шестер­ ней 4, затем подвижно барабан 7 с венцозой шестерней 5, а после этого на шпонку сажают вторую часть барабана 8 с его венцовой шес­ терней. Собранный узел барабанов устанав­ ливают в подшипники, крышки которых за­ крывают после окончательной проверки чис­ тоты и установления зазоров.

После установки барабанов устанавлива­ ют узлы промежуточных шестерен 3 и 9, соб­ ранных предварительно с валами, если они поступили раздельно. Заканчивают сборку тележки установкой электродвигателей 2 и 10, на свободных концах которых сажают тор­ мозные диски и затем собирают тормоза.

Опробование и сдача. Опробование пере­ гружателей выполняют аналогично опробова­ нию мостовых кранов, поэтому ниже рассмат­ риваются только особенности опробования пе­ регружателей.

Грейферную тележку опробуют в течение трех рабочих смен: в первую смену проверя­ ют механизмы подъема и замыкания грейфе­ ра; в течение второй смены проверяют движе­ ние тележки на самой малой скорости; третью смену отводят движению тележки по подтележечным путям на второй и третьей скоростях но 4 ч на каждой. Во время опробования вы­ полняют все проверки, рассмотренные выше при описании опробования мостовых кранов.

Опробование движения моста крана пере­ гружателя начинают движением каждой опо­ ры раздельно на 1 м в каждую сторону. За­ тем проверяют состояние опорных плит и шар­ нира гибкой опоры и при необходимости за­ меняют или добавляют смазку. Конечные ны-

210


ключатели забега опор кра,на проверяют при нормально допустимом забеге 3 м, если в за­ водской инструкции нет других указаний Каждую опору передвигают в каждую сторо­ ну до отключения конечным выключателем до 8 раз. Аварийный забег опор на 4 м проверя­ ют по одному разу в каждую сторону. Для этого после отключения механизма движения по достижении нормального забега последний включают и проверяют, как срабатывает ко­ нечный выключатель при достижении 4-мет­ рового забега. Заканчивают опробование дви­ жения крана неоднократным проездом по всей свободной длине путей.

Во время движения моста проверяют сра­ батывание механизмов противоугонных захва­ тов, делая это при остановках крана. Как и каждого мостового крана, заканчивают мон­ таж перегружателей статическим и динамиче­ ским испытанием, проводимым с участием ин­ спектора Госгортехнадзора. Разрешение Гос­ гортехнадзора заносят в шнуровую крановую книгу и кран-перегружатель сдают для посто­ янной эксплуатации.

111. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Такелажные работы. Технология работ по подъему мостовых кранов должна обеспечи­ вать их безопасное выполнение. Травматизм возникает там, где нарушают нормальный тех­ нологический процесс и допускают приемы ра­ бот, которые не обеспечивают безопасность работающих. При выполнении такелажных ра­ бот руководствуются правилами техники без­

211

опасности (СНиП 111-Л. 11 -70), правилами уст­

ройства и безопасности эксплуатации

грузо-

подъемных кранов

Госгортехнадзора

СССР

и ведомственными

инструкциями по

этому

вопросу.

 

18 лет

По этим правилам рабочие моложе

к такелажным работам не допускаются. Таке­ лажники один раз в два года 'подвергаются медицинскому освидетельствованию; они, так же, как и все рабочие, обучаются безопасным методам ведения работ.

Бригада, начинающая подъем крана, должна быть детально ознакомлена со спо­ собами его выполнения. Рабочий до начала порученной ему работы обязан проверить ис­ правность механизмов и такелажной оснаст­ ки, которыми он пользуется. Например, ма­ шинист электролебедки должен убедиться в надежности ее крепления к якорю, в правиль­ ности подхода к барабану лебедки каната, проверить исправность тормозов. Такелажную оснастку и монтажное оборудование периоди­ чески подвергают осмотру. Краны, монтажные тележки, тали, электролебедки и другие мон­ тажные механизмы осматривают один раз в год. Такие осмотры проводят с участием инс­ пекции Госгортехнадзора. Стропы, траверсы, захваты и т. д. осматривают, два раза в год. В процессе работы грузозахватные прис­ пособления и работающие стропы осматри­ вают периодически и не реже одного раза в 10 дней.

Крепить полиспасты к конструкциям зда­ ний и сооружений для подъема деталей кра­ нов можно только в том случае, если это пре­ дусмотрено проектом. Зоны подъема ограж­ дают предупредительными знаками или вы­ ставляют охрану в местах возможного прохода

212


людей. Находиться людям в месте подъема груза запрещается. При -подъеме нельзя на­ ходиться под поднимаемым грузом, а также на этом грузе. Во время подъема нельзя исп­ равлять такелажную оснастку и строповку. Во время планового или вынужденного перерыва при подъеме груз не оставляют на весу без надзора. Если такая необходимость возника­ ет, принимают меры по обеспечению безопас­ ности: ходовую нитку грузового полиспаста соединяют с первой ниткой постановкой сжи­ мов, принимая количество сжимов по диамет­ ру каната; у лебедок и в местах прохода лю­ дей ставят дежурных.

Во время подъема крана команду маши­ нистам лебедок и крановщикам подает одно лицо. Желательно, чтобы эта команда воспри­ нимались непосредственно; команду через вспомогательных рабочих или по телефону пе­ редают в исключительных случаях, когда ина­ че поступить нельзя. Для передачи команды желательно пользоваться мегафонами, усили­ вающими звуки, которые могут быть громче шума строительной площадки.

Подъем кранов удобно выполнять в ноч­ ное время: тишина на площадке, отсутствие посторонних людей. Поднимать краны ночью можно при наличии достаточного освещения, которое не должно слепить работающих.

Подъем может быть закончен только пос­ ле того, как поднимаемая деталь надежно ус­ тановлена на свое посадочное место.

Стальные канаты должны иметь паспорт или быть подвергнуты испытанию на разрыв. При строповке деталей надо применять преи­ мущественно мягкие канаты, конструкции 61х6±1. Стальные канаты хранят смазанны­

213

ми. Разматывать канаты с катушек ладо так, чтобы не образовывались 'заломы. Для этого канат вытягивают с катушки, вращающейся по оси. Если кадушку с канатом положить на землю и разматывать канат, снимая с катуш­ ки витки, образуются заломы, которые могут быть причиной обрыва проволок. Чтобы раз­ мотать канат с бухты, последнюю перекаты­ вают по земле.

Для подъемных механизмов и полиспастов не применяют сращенных канатов, не пользу­ ются канатами, имеющими больше 10% обры­ вов проволок на одном шаге свивки (расстоя­ ние, на котором, пряди каната делают пол­ ный оборот вокруг оси). Нельзя пользоваться канатами, имеющими поверхностный износ, ржавчину и потертости, достигающие 40% первоначального диаметра проволок. Следует избегать сопрокосновения стропов и канатов с проводами сварочных аппаратов и конструкцями, находящимися под током: возможен пережог проволок и целых прядей, который не будет замечен и явится причиной обрыва каната во .время подъема груза.

Поднимают детали крана в два приема: сначала груз приподнимают на небольшое расстояние от земли, осматривают весь таке­ лаж и, продержав груз на весу 10—(15 мин, продолжают подъем до установки детали на место.

Монтажные лебедки содержат в исправ­ ном состоянии и подвергают испытанию гру­ зом, превышающим номинальную грузоподъ­ емность на 10%. Вращающиеся детали лебе­ док должны быть закрыты, а машинист дол­ жен быть одет в комбинизон или другую одежду без свисающих концов. Лебедка

214


должна быть надежно закреплена к якорю и направлена в сторону сбегающей нитки по­ лиспаста так, чтобы канат подходил снизу ба­ рабана, а расстояние до первого отводного блока было не менее 20 длин барабана. При меньшем расстоянии до отводного блока на лебедке должно быть установлено приспособ­ ление для укладки каната на барабан.

На монтажных блоках должно быть клей­ мо, указывающее грузоподъемность. Один раз в год блоки подвергают испытанию на проч­ ность статической нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность на 25%. Ис­ пытание продолжают в течение 10 мин. Перед каждым ответственным подъемом и если бло­ ками длительное время не пользовались, их подвергают ревизии. Для этого блоки пол­ ностью разбирают, проверяют сохранность всех деталей, чистоту смазочных отверстий и снова собирают, заполняя рабочей смазкой.

Монтажные пояса при изготовленнии ис­ пытывают на статическую и динамическую нагрузку (по ГОСТ 5718—67). Кроме того, отдельно испытывают цепи поясов (только на статическую нагрузку). На статическую на­ грузку испытывают 100% изготовленных ноя-

сов

и цепей, а на динамическую — только

0,3%

поясов, по не менее трех штук от партии.

Статическую нагрузку для испытания поясов принимают в размере 300 кГ в течение 5 мин; сначала испытывают пояс, а затем кольца для крепления карабинов. Поясные цепи ис­ пытывают грузом 700 кГ также в течение

5 мин. Пояса подвергают динамической нагруз­ ке усилием 85 кГ. Аналогичной нагрузкой ис­ пытывают кольца. Подвешенный за пояс груз бросают на высоту цепи. Пояса, подвергнутые

215

динамическому испытанию, из поставки ис­ ключают. Выдержавшими испытание считают пояса, которые в результате испытания не имеют деформаций. Периодичеокое испытание поясов на статическую нагрузку производят один раз в год.

Монтаж механизмов. Поручив бригаде ра­ боту, необходимо указать на безопасные спо­ собы ее выполнения. При работе в несколь­ ких плоскостях по вертикали принимают ме­ ры, обеспечивающие безопасность: устанавли­ вают предохранительные сетки, настилы или работу организуют посменно. Рабочих на мес­ тах обеспечивают предохранительными кас­ ками.

Производство работ должно быть органи­ зовано так, чтобы были исключены случаи травматизма, связанные с действующими аг­ регатами и транспортом работающих цехов. Площадку, на которой возводят новые агрега­ ты, отделяют от действующей части цеха временными перегородками.

Монтажную площадку содержат в чисто­ те и порядке, так как захламленность рабо­ чего места может быть причиной травматиз­ ма. Подмости и люльки применяют инвентар­ ные; новые подмости должны быть испыта­ ны на прочность статической нагрузкой.

Ходить монтажникам по 'действующей ча­ сти цеха можно только в необходимых слу­ чаях. Для подъема на подкрановые балки в действующей части цеха устроены удобные лестницы. Поэтому рабочие, поднимающиеся для работы на кранах, предпочитают пользо­ ваться этими лестницами и проходить в строя­ щуюся часть цеха по подкрановым балкам. Простое запрещение не делать этого оказы­ вается малоэффективным. Поэтому для рабо­

216