Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
мическая промышленность (50%), легкая промышлен ность (55%).
В целях концентрации материально-технических ре сурсов на строительстве наиболее важных народнохозяй ственных объектов, определяющих темпы и пропорции в развитии народного хозяйства, в СССР текущим пяти летии планом предусмотрено направление капитальных вложений в первую очередь на техническое перевооруже ние производства, совершенствование технологических процессов и проведение других мероприятий, позволяю щих увеличить прирост мощностей и выпуск продукции без крупных капитальных затрат. В этом от ношении накоплен заслуживающий внимания конкрет ный опыт. Так, в августе 1972 г. ЦК КПСС рассмотрел и одобрил опыт Свердловской партийной организации по увеличению выпуска продукции за счет реконструкции действующих предприятий с минимальными капитальны ми вложениями. В Свердловской области реконструиру ются десятки предприятий и сотни цехов. По предвари тельным подсчетам, экономия капитальных вложений за пятилетку составит в этой области несколько сот миллио нов рублей. Это обеспечивается комплексностью решения задач реконструкции, осуществлением ее на базе совре менного научно-технического прогресса, повышением ско рости работы машин и механизмов, комплексной механи зацией и автоматизацией цехов и участков, интенсифика цией технологических процессов. Так, например, па Крас ноуральском медеплавильном комбинате мощность цеха двойного суперфосфата в результате реконструкции воз росла в 1,7 раза по сравнению с проектной. Удельные ка питальные затраты составили лишь 2,6 руб. на 1 т про дукции, что в 18 раз меньше затрат на строительство но вого цеха такой же мощности. На Новотрубном заводе в Первоуральске удачно решена сложная техническая за дача повышения мощности уникального трубопрокатного стана «30-102». Выпуск труб на нем увеличился на 31%. Удельные вложения на реконструкцию этого стана были в 2,5 раза ниже по сравнению с удельными вложениями на строительство нового стана. В результате перевоору жения донецкого завода «Донбасскабель» отдача его ос новных фондов возросла на 30%, а производство продук ции увеличилось в 9 раз.
Во многих случаях реконструкция предприятий свя зана с проведением комплекса строительно-монтажных
3-171 |
33 |
работ, которые преимущественно выполняются хозяйст венным способом. Однако подрядные строительные ми нистерства и подчиненные им строительно-монтажные организации еще уделяют недостаточно внимания изуче нию практики применения хозяйственного и подрядно го способов на строительно-монтажных работах по ре конструкции, модернизации и капитальному ремонту. Со вершенно не разработай вопрос экономической эффектив ности применения хозяйственного и подрядного способов на указанных работах с учетом специфики строительно монтажных работ в условиях действующего предприятия, а также рассредоточенности работ по большому числу объектов, а в ряде случаев и в небольших объемах.
Реконструкция действующих предприятий на совре менном этапе — этот путь интенсивного расширенного воспроизводства основных фондов — начинает занимать заметное место и в социалистической экономической ин теграции, являясь новой формой сотрудничества стран— членов СЭВ. Сфера сотрудничества в этой области долж на приобрести крупные масштабы и охватить проектиро вание, изготовление оборудования, строительно-монтаж ные работы с разделением труда между сотрудничающи ми странами на основе специализации и кооперирования, а также включать предоставление необходимых креди тов через международный инвестиционный банк или на двусторонней основе.
В начале 1973 г. на XIII заседании Межправительст венной комиссии по экономическому и научно-техниче скому сотрудничеству между СССР и ГДР одной из но вых форм сотрудничества названа реконструкция пред приятий совместными усилиями. В соответствии с этим уже подписано соглашение о перестройке крупных арма турных заводов — пензенского «Тяжпромарматура» в
СССР и магдебургского имени К. Маркса в ГДР. За траты на реконструкцию этих заводов, как показывают расчеты, окупятся менее чем за четыре года.
3. м е р о п р и я т и я ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ
Опираясь на всестороннее сотрудничество и углубле ние экономической интеграции,, коммунистические и ра бочие партии и правительства стран — членов СЭВ си стематически проводят мероприятия, направленные на
34
повышение эффективности капитальных вложений и ускорение ввода в действие вновь строящихся и рекон струируемых объектов. Съезды коммунистических и ра бочих партий стран — членов СЭВ, проходившие в 1970—1971 гг., подчеркивали, что развитие социалисти ческой промышленности, сельского хозяйства, подъем благосостояния народа были бы невозможны без осу ществления обширных программ капитального строи тельства. Вместе с тем в капитальном строительстве имеются существенные недостатки. При планировании допускается распыление капитальных вложений по большому числу одновременно строящихся объектов. Продолжительность сооружения ряда предприятий и объектов превышает нормативы, что приводит к неоп равданно высоким объемам незавершенного строитель ства и снижает эффективность капитальных вложений.
Вдирективах, принятых съездами коммунистических
ирабочих партий по пятилетним планам развития на
родного хозяйства стран — членов СЭВ на 1971— 1975 гг., указывается, что одной из важных экономиче
ских задач является |
всемерное |
повышение |
эффектив |
||
ности капитальных |
вложений, |
с тем |
чтобы |
они |
были |
использованы наиболее разумно и экономно |
с макси |
||||
мальным результатом и выигрышем времени. В |
этих |
||||
целях в странах — членах СЭВ |
проводится |
. комплекс |
|||
экономических и административных |
мероприятий. |
Они |
имеют общие черты и направлены на концентрацию ка питальных вложений, резкое сокращение числа одно временно строящихся объектов, разработку системы нормативов, стимулирующих повышение эффективности капитальных вложений, и т. д.
В системе планового регулирования процессов стро ительства большую роль играют нормативы продолжи тельности строительства предприятий, зданий и соору жений. Они установлены для определения сроков ввода в действие новых производственных мощностей и объ ектов. Эти нормы являются обязательными при состав
лении планов капитальных вложений |
и строительно |
||
монтажных работ, распределении |
их объемов по |
годам |
|
. строительства, а также при разработке |
планов |
мате |
|
риально-технического снабжения, |
проектов организа |
ции строительства и производства работ. Нормативы продолжительности строительства используются для обеспечения концентрации капитальных вложений и
3* |
35 |
оправдали себя как инструмент экономического управ ления. В основе нормативов, утверждаемых в странах— членах СЭВ на государственном уровне лежат единые принципы и цели. Эти нормативы пересматриваются си стематически (обычно по пятилетиям) с учетом требо ваний технического прогресса.
В ПНР нормы продолжительности строительства утверждает Совет Министров. Разработкой норм зани мается междуведомственная комиссия, созданная при Министерстве строительства и промышленности строи
тельных материалов ПНР. Нормативы, |
утвержденные |
на текущую пятилетку (1971—1975 гг.), |
предусматри |
вают сокращение продолжительности |
строительства |
примерно на 17% по сравнению с ранее действовавши ми нормативами. По этим нормативам устанавливается продолжительность строительства объектов, капиталь ные вложения по которым составляют примерно 75— 80% общего объема капитальных вложений на пяти летку по плану.
В СССР нормы продолжительности строительства утверждают Госстрой СССР и Госплан СССР. В 1972 г, были утверждены новые нормы, предусматривающие со кращение продолжительности строительства по сравне нию с ранее действовавшими. Опыт строительства в странах — членах СЭВ показывает, что в нормативах имеются большие резервы и многие объекты завершают ся строительством досрочно. Так, например, в СССР
продолжительность строительства кислородно-конвер торного цеха Криворожского металлургического завода была ниже нормативной на 18%, доменной печи Черепо вецкого металлургического завода — на 18%, Ладыжин ской ГРЭС (шесть турбин по 300 тыс. кВт) — на 25%, Каменец-Подольского цементного завода — на 16,5%, Че лябинской обувной фабрики — на 50%.
В ЧССР по 52 обследованным наземным большепро летным объектам лучшие показатели по продолжительно сти строительства были на 27,5% ниже по сравнению со средней, по обследованным 343 зданиям для производ ства и обслуживания — на 40%. В ВНР продолжитель ность строительства производственных мастерских бы ла ниже по сравнению со средней на 25%, производст венных залов — на 45%. Однако общая фактическая продолжительность строительства в большинстве стран имеет еще значительные отклонения, превышающие
36
установленные нормативные сроки. Это происходит главным образом из-за недостаточной концентрации ка питальных вложений и недоучета реальных условий и возможностей осуществления строительства.
Ориентируясь на технический прогресс и достиже ния передовых строительных организаций, страны — члены СЭВ ставят задачу в течение ближайшей пер спективы сократить продолжительность строительства
вдва раза и более.
Внепосредственной взаимосвязи с нормами продол
жительности строительства в страных — членах СЭВ широко внедряется в практику планирования и регули рования капитальных вложений система нормативов задела и показателей для планирования незавершенно
го строительства.
В СССР в настоящее время для планирования капи тальных вложений наряду с нормами продолжитель ности строительства применяют систему нормативов задела по возведению объектов в различных отраслях
народного хозяйства. Эти нормативы были использова ны при составлении пятилетнего плана капитальных вложений на 1971—1975 гг. и годовых народнохозяйст венных планов на 1971—1974 гг. При этом были опре делены нормативные размеры незавершенного строи тельства и разработаны мероприятия по концентрации капитальных вложений.
В ЧССР установлены лимиты сметной стоимости незавершенного строительства по отдельным отраслям народного хозяйства. В пятилетиий план на 1971— 1975 гг. включены объемы незавершенного строительст ва на начало и конец периода, а также изменения по годам. В целях последовательного уменьшения незавер шенного строительства планом установлены также ли
миты сметной стоимости вновь |
начинаемых объектов |
и введена система регистрации |
строек с выдачей раз |
решений на строительство. С августа и до конца 1970 г. был установлен^мораторий на начало нового строитель ства. Эти решитёльные меры потребовались для устра нения исключительно тяжелого положения, которое соз далось в строительстве в 1968—1969 гг. На XIV съезде Коммунистической партии Чехословакии в 1971 г. отме чалось, что нарушения принципов планового управле ния особенно вредно проявились в капитальном строи тельстве. Стихийное развитие в этой области привело
37
к неумеренному росту капитальных вложений в 1968 и 1969 г. Одновременно резко возросла распыленность капитальных вложений, увеличились сметная стоимость и сроки строительства, значительно снизилась ответст венность и государственная дисциплина участников ка питального строительства.
Для контроля за ходом строительства важнейших объектов в ЧССР введена система «Режима строек». Заказчик составляет документ, включающий помимо ос новных данных о стройке сведения о сроках поставки оборудования, конструкций, материалов и выполнения работ. Этот документ содержит и перечень мероприя тий, проводимых участниками строительства для обес печения ввода в срок новых мощностей и объектов, а также вопросов, требующих вмешательства вышестоя щих органов. Документ подписывается представителями заказчика, генерального подрядчика, генерального про ектанта, главных поставщиков технологического обору дования, конструкций и материалов и представляется вышестоящим органам. По этой же форме составляются квартальные отчеты о ходе строительства важнейших объектов.
В ПНР установлен директивный показатель — мак симально допустимый остаток сметной стоимости строя щихся объектов по министерствам, ведомствам, народ ным советам, объединениям и предприятиям. В связи с этим начиная с 1971 г. в соответствии со специальным постановлением Министерства строительства и промыш ленности строительных материалов ПНР проводятся мероприятия по концентрации строительно-монтажного производства на основе многосменной работы. Она вве дена преимущественно на объектах промышленного и жилищного строительства, выполняемых индустриаль ными методами. Строительные организации, осущест вляющие концентрацию работ, обязаны согласовать с заказчиком сокращение продолжительности выполнения работ по сравнению с нормативными сроками, времен ную остановку или более позднее начало строительства отдельных объектов, а также увязать с заказчиками, проектными организациями и заводами-изготовителями новые сроки изготовления проектной документации и поставки машин, оборудования. Строительные органи зации на этих стройках должны сконцентрировать тех нику, материальные и трудовые ресурсы.
38
При составлении годовых народнохозяйственных планов в ПНР проводится последовательная линия на концентрацию капитальных вложений преимущественно на переходящих объектах. В этих целях разработка плана капитального строительства проводится в два этапа: на первом определяются потребности в капи тальных вложениях и материальных ресурсах по перехо дящим объектам, на втором отбираются для включения в план новые объекты в соответствии с имеющимися ресурсами. Все это положительно сказалось на показа
телях незавершенного строительства, которое со |
136% |
в 1965 г. снизилось до 113% в 1970 г. |
капи |
•В СРР при составлении титульных списков |
тального строительства для годовых планов устанавли вают задания по сокращению объемов работ по перехо дящим и вновь начинаемым объектам. В результате в народнохозяйственных планах ежегодно сокращается число вновь начинаемых крупных строек, включенных в титульные списки, что способствует значительной кон центрации капитальных вложений. В случае несоблю дения планового срока ввода в действие объектов рас ходы на пусконаладочные работы и испытание оборудо вания покрываются за счет банковского кредита с по вышенной процентной ставкой.
Во всех европейских странах— членах СЭВ, кроме ВНР, объемы и лимиты капитальных вложений уста навливаются для всех уровней управления вплоть до предприятий и строек. В ВНР капитальные затраты ре гулируются преимущественно экономическими методами. Но в последнее время проводятся некоторые ограниче ния собственных капитальных вложений предприятий и расширяется практика принятия централизованных ре шений в этой области.
Исключительное значение для сокращения незавер шенного строительства, концентрации капитальных вло жений и ускорения ввода в действие производственных и непроизводственных фондов имеют система расчетов между заказчиками и подрядчиками за выполненные работы и порядок формирования собственных оборот ных средств строительных организаций. Во всех евро пейских странах — членах СЭВ осуществляется принцип расчетов за законченные строительством объекты, а по крупным объектам — за завершенные этапы. Этапы оп ределяются на стадии составления проектно-сметной
39