Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мическая промышленность (50%), легкая промышлен­ ность (55%).

В целях концентрации материально-технических ре­ сурсов на строительстве наиболее важных народнохозяй­ ственных объектов, определяющих темпы и пропорции в развитии народного хозяйства, в СССР текущим пяти­ летии планом предусмотрено направление капитальных вложений в первую очередь на техническое перевооруже­ ние производства, совершенствование технологических процессов и проведение других мероприятий, позволяю­ щих увеличить прирост мощностей и выпуск продукции без крупных капитальных затрат. В этом от­ ношении накоплен заслуживающий внимания конкрет­ ный опыт. Так, в августе 1972 г. ЦК КПСС рассмотрел и одобрил опыт Свердловской партийной организации по увеличению выпуска продукции за счет реконструкции действующих предприятий с минимальными капитальны­ ми вложениями. В Свердловской области реконструиру­ ются десятки предприятий и сотни цехов. По предвари­ тельным подсчетам, экономия капитальных вложений за пятилетку составит в этой области несколько сот миллио­ нов рублей. Это обеспечивается комплексностью решения задач реконструкции, осуществлением ее на базе совре­ менного научно-технического прогресса, повышением ско­ рости работы машин и механизмов, комплексной механи­ зацией и автоматизацией цехов и участков, интенсифика­ цией технологических процессов. Так, например, па Крас­ ноуральском медеплавильном комбинате мощность цеха двойного суперфосфата в результате реконструкции воз­ росла в 1,7 раза по сравнению с проектной. Удельные ка­ питальные затраты составили лишь 2,6 руб. на 1 т про­ дукции, что в 18 раз меньше затрат на строительство но­ вого цеха такой же мощности. На Новотрубном заводе в Первоуральске удачно решена сложная техническая за­ дача повышения мощности уникального трубопрокатного стана «30-102». Выпуск труб на нем увеличился на 31%. Удельные вложения на реконструкцию этого стана были в 2,5 раза ниже по сравнению с удельными вложениями на строительство нового стана. В результате перевоору­ жения донецкого завода «Донбасскабель» отдача его ос­ новных фондов возросла на 30%, а производство продук­ ции увеличилось в 9 раз.

Во многих случаях реконструкция предприятий свя­ зана с проведением комплекса строительно-монтажных

3-171

33

работ, которые преимущественно выполняются хозяйст­ венным способом. Однако подрядные строительные ми­ нистерства и подчиненные им строительно-монтажные организации еще уделяют недостаточно внимания изуче­ нию практики применения хозяйственного и подрядно­ го способов на строительно-монтажных работах по ре­ конструкции, модернизации и капитальному ремонту. Со­ вершенно не разработай вопрос экономической эффектив­ ности применения хозяйственного и подрядного способов на указанных работах с учетом специфики строительно­ монтажных работ в условиях действующего предприятия, а также рассредоточенности работ по большому числу объектов, а в ряде случаев и в небольших объемах.

Реконструкция действующих предприятий на совре­ менном этапе — этот путь интенсивного расширенного воспроизводства основных фондов — начинает занимать заметное место и в социалистической экономической ин­ теграции, являясь новой формой сотрудничества стран— членов СЭВ. Сфера сотрудничества в этой области долж­ на приобрести крупные масштабы и охватить проектиро­ вание, изготовление оборудования, строительно-монтаж­ ные работы с разделением труда между сотрудничающи­ ми странами на основе специализации и кооперирования, а также включать предоставление необходимых креди­ тов через международный инвестиционный банк или на двусторонней основе.

В начале 1973 г. на XIII заседании Межправительст­ венной комиссии по экономическому и научно-техниче­ скому сотрудничеству между СССР и ГДР одной из но­ вых форм сотрудничества названа реконструкция пред­ приятий совместными усилиями. В соответствии с этим уже подписано соглашение о перестройке крупных арма­ турных заводов — пензенского «Тяжпромарматура» в

СССР и магдебургского имени К. Маркса в ГДР. За­ траты на реконструкцию этих заводов, как показывают расчеты, окупятся менее чем за четыре года.

3. м е р о п р и я т и я ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ

Опираясь на всестороннее сотрудничество и углубле­ ние экономической интеграции,, коммунистические и ра­ бочие партии и правительства стран — членов СЭВ си­ стематически проводят мероприятия, направленные на

34


повышение эффективности капитальных вложений и ускорение ввода в действие вновь строящихся и рекон­ струируемых объектов. Съезды коммунистических и ра­ бочих партий стран — членов СЭВ, проходившие в 1970—1971 гг., подчеркивали, что развитие социалисти­ ческой промышленности, сельского хозяйства, подъем благосостояния народа были бы невозможны без осу­ ществления обширных программ капитального строи­ тельства. Вместе с тем в капитальном строительстве имеются существенные недостатки. При планировании допускается распыление капитальных вложений по большому числу одновременно строящихся объектов. Продолжительность сооружения ряда предприятий и объектов превышает нормативы, что приводит к неоп­ равданно высоким объемам незавершенного строитель­ ства и снижает эффективность капитальных вложений.

Вдирективах, принятых съездами коммунистических

ирабочих партий по пятилетним планам развития на­

родного хозяйства стран — членов СЭВ на 1971— 1975 гг., указывается, что одной из важных экономиче­

ских задач является

всемерное

повышение

эффектив­

ности капитальных

вложений,

с тем

чтобы

они

были

использованы наиболее разумно и экономно

с макси­

мальным результатом и выигрышем времени. В

этих

целях в странах — членах СЭВ

проводится

. комплекс

экономических и административных

мероприятий.

Они

имеют общие черты и направлены на концентрацию ка­ питальных вложений, резкое сокращение числа одно­ временно строящихся объектов, разработку системы нормативов, стимулирующих повышение эффективности капитальных вложений, и т. д.

В системе планового регулирования процессов стро­ ительства большую роль играют нормативы продолжи­ тельности строительства предприятий, зданий и соору­ жений. Они установлены для определения сроков ввода в действие новых производственных мощностей и объ­ ектов. Эти нормы являются обязательными при состав­

лении планов капитальных вложений

и строительно­

монтажных работ, распределении

их объемов по

годам

. строительства, а также при разработке

планов

мате­

риально-технического снабжения,

проектов организа­

ции строительства и производства работ. Нормативы продолжительности строительства используются для обеспечения концентрации капитальных вложений и

3*

35


оправдали себя как инструмент экономического управ­ ления. В основе нормативов, утверждаемых в странах— членах СЭВ на государственном уровне лежат единые принципы и цели. Эти нормативы пересматриваются си­ стематически (обычно по пятилетиям) с учетом требо­ ваний технического прогресса.

В ПНР нормы продолжительности строительства утверждает Совет Министров. Разработкой норм зани­ мается междуведомственная комиссия, созданная при Министерстве строительства и промышленности строи­

тельных материалов ПНР. Нормативы,

утвержденные

на текущую пятилетку (1971—1975 гг.),

предусматри­

вают сокращение продолжительности

строительства

примерно на 17% по сравнению с ранее действовавши­ ми нормативами. По этим нормативам устанавливается продолжительность строительства объектов, капиталь­ ные вложения по которым составляют примерно 75— 80% общего объема капитальных вложений на пяти­ летку по плану.

В СССР нормы продолжительности строительства утверждают Госстрой СССР и Госплан СССР. В 1972 г, были утверждены новые нормы, предусматривающие со­ кращение продолжительности строительства по сравне­ нию с ранее действовавшими. Опыт строительства в странах — членах СЭВ показывает, что в нормативах имеются большие резервы и многие объекты завершают­ ся строительством досрочно. Так, например, в СССР

продолжительность строительства кислородно-конвер­ торного цеха Криворожского металлургического завода была ниже нормативной на 18%, доменной печи Черепо­ вецкого металлургического завода — на 18%, Ладыжин­ ской ГРЭС (шесть турбин по 300 тыс. кВт) — на 25%, Каменец-Подольского цементного завода — на 16,5%, Че­ лябинской обувной фабрики — на 50%.

В ЧССР по 52 обследованным наземным большепро­ летным объектам лучшие показатели по продолжительно­ сти строительства были на 27,5% ниже по сравнению со средней, по обследованным 343 зданиям для производ­ ства и обслуживания — на 40%. В ВНР продолжитель­ ность строительства производственных мастерских бы­ ла ниже по сравнению со средней на 25%, производст­ венных залов — на 45%. Однако общая фактическая продолжительность строительства в большинстве стран имеет еще значительные отклонения, превышающие

36


установленные нормативные сроки. Это происходит главным образом из-за недостаточной концентрации ка­ питальных вложений и недоучета реальных условий и возможностей осуществления строительства.

Ориентируясь на технический прогресс и достиже­ ния передовых строительных организаций, страны — члены СЭВ ставят задачу в течение ближайшей пер­ спективы сократить продолжительность строительства

вдва раза и более.

Внепосредственной взаимосвязи с нормами продол­

жительности строительства в страных — членах СЭВ широко внедряется в практику планирования и регули­ рования капитальных вложений система нормативов задела и показателей для планирования незавершенно­

го строительства.

В СССР в настоящее время для планирования капи­ тальных вложений наряду с нормами продолжитель­ ности строительства применяют систему нормативов задела по возведению объектов в различных отраслях

народного хозяйства. Эти нормативы были использова­ ны при составлении пятилетнего плана капитальных вложений на 1971—1975 гг. и годовых народнохозяйст­ венных планов на 1971—1974 гг. При этом были опре­ делены нормативные размеры незавершенного строи­ тельства и разработаны мероприятия по концентрации капитальных вложений.

В ЧССР установлены лимиты сметной стоимости незавершенного строительства по отдельным отраслям народного хозяйства. В пятилетиий план на 1971— 1975 гг. включены объемы незавершенного строительст­ ва на начало и конец периода, а также изменения по годам. В целях последовательного уменьшения незавер­ шенного строительства планом установлены также ли­

миты сметной стоимости вновь

начинаемых объектов

и введена система регистрации

строек с выдачей раз­

решений на строительство. С августа и до конца 1970 г. был установлен^мораторий на начало нового строитель­ ства. Эти решитёльные меры потребовались для устра­ нения исключительно тяжелого положения, которое соз­ далось в строительстве в 1968—1969 гг. На XIV съезде Коммунистической партии Чехословакии в 1971 г. отме­ чалось, что нарушения принципов планового управле­ ния особенно вредно проявились в капитальном строи­ тельстве. Стихийное развитие в этой области привело

37


к неумеренному росту капитальных вложений в 1968 и 1969 г. Одновременно резко возросла распыленность капитальных вложений, увеличились сметная стоимость и сроки строительства, значительно снизилась ответст­ венность и государственная дисциплина участников ка­ питального строительства.

Для контроля за ходом строительства важнейших объектов в ЧССР введена система «Режима строек». Заказчик составляет документ, включающий помимо ос­ новных данных о стройке сведения о сроках поставки оборудования, конструкций, материалов и выполнения работ. Этот документ содержит и перечень мероприя­ тий, проводимых участниками строительства для обес­ печения ввода в срок новых мощностей и объектов, а также вопросов, требующих вмешательства вышестоя­ щих органов. Документ подписывается представителями заказчика, генерального подрядчика, генерального про­ ектанта, главных поставщиков технологического обору­ дования, конструкций и материалов и представляется вышестоящим органам. По этой же форме составляются квартальные отчеты о ходе строительства важнейших объектов.

В ПНР установлен директивный показатель — мак­ симально допустимый остаток сметной стоимости строя­ щихся объектов по министерствам, ведомствам, народ­ ным советам, объединениям и предприятиям. В связи с этим начиная с 1971 г. в соответствии со специальным постановлением Министерства строительства и промыш­ ленности строительных материалов ПНР проводятся мероприятия по концентрации строительно-монтажного производства на основе многосменной работы. Она вве­ дена преимущественно на объектах промышленного и жилищного строительства, выполняемых индустриаль­ ными методами. Строительные организации, осущест­ вляющие концентрацию работ, обязаны согласовать с заказчиком сокращение продолжительности выполнения работ по сравнению с нормативными сроками, времен­ ную остановку или более позднее начало строительства отдельных объектов, а также увязать с заказчиками, проектными организациями и заводами-изготовителями новые сроки изготовления проектной документации и поставки машин, оборудования. Строительные органи­ зации на этих стройках должны сконцентрировать тех­ нику, материальные и трудовые ресурсы.

38

При составлении годовых народнохозяйственных планов в ПНР проводится последовательная линия на концентрацию капитальных вложений преимущественно на переходящих объектах. В этих целях разработка плана капитального строительства проводится в два этапа: на первом определяются потребности в капи­ тальных вложениях и материальных ресурсах по перехо­ дящим объектам, на втором отбираются для включения в план новые объекты в соответствии с имеющимися ресурсами. Все это положительно сказалось на показа­

телях незавершенного строительства, которое со

136%

в 1965 г. снизилось до 113% в 1970 г.

капи­

•В СРР при составлении титульных списков

тального строительства для годовых планов устанавли­ вают задания по сокращению объемов работ по перехо­ дящим и вновь начинаемым объектам. В результате в народнохозяйственных планах ежегодно сокращается число вновь начинаемых крупных строек, включенных в титульные списки, что способствует значительной кон­ центрации капитальных вложений. В случае несоблю­ дения планового срока ввода в действие объектов рас­ ходы на пусконаладочные работы и испытание оборудо­ вания покрываются за счет банковского кредита с по­ вышенной процентной ставкой.

Во всех европейских странах— членах СЭВ, кроме ВНР, объемы и лимиты капитальных вложений уста­ навливаются для всех уровней управления вплоть до предприятий и строек. В ВНР капитальные затраты ре­ гулируются преимущественно экономическими методами. Но в последнее время проводятся некоторые ограниче­ ния собственных капитальных вложений предприятий и расширяется практика принятия централизованных ре­ шений в этой области.

Исключительное значение для сокращения незавер­ шенного строительства, концентрации капитальных вло­ жений и ускорения ввода в действие производственных и непроизводственных фондов имеют система расчетов между заказчиками и подрядчиками за выполненные работы и порядок формирования собственных оборот­ ных средств строительных организаций. Во всех евро­ пейских странах — членах СЭВ осуществляется принцип расчетов за законченные строительством объекты, а по крупным объектам — за завершенные этапы. Этапы оп­ ределяются на стадии составления проектно-сметной

39