Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о том, что «...современная передовая техника настоя­ тельно требует электрификации всей страны и ряда соседних стран по одному плану; ...»', страны — чле­ ны СЭВ проводят по согласованному плану сооружениекрупных тепловых п гидроэлектростанций. Так, напри­ мер, в Венгрии у подножья горы Марты создан новый

энергетический комплекс — самые

крупные

в

стране

угледобывающие предприятия и тепловая

электростан­

ция

мощностью 800 тыс. кВт. Румыния п

Югославия

при

экономическом и техническом

содействии

СССР

построили гидроэнергетическую и

судоходную

систему

на Дунае у «Железных ворот». Мощность гидроэнерго­ узла превышает 2 млн. кВт. Новая электростанция на юго-востоке Румынии (ТЭС — Брэпла), в которой будут работать три советских энергоблока по 210 тыс. кВт, удовлетворит потребности этого развивающегося про­ мышленного района в электрической энергии п будет подключена к объединенной системе «Мир». Началось совместное строительство СССР и СРР гидроэнергети­ ческого комплекса на пограничной р. Прут (в районе Стынка — Костешть). С вводом его в строй будут оро­ шены значительные сельскохозяйственные площади на территории двух стран. В ПНР сданы в эксплуатацию тепловые электростанции в Турушеве и Казеницах, гид­ роэлектростанция в Солине. Разрабатываемый перспек­ тивный план развития энергосистемы «Мир» намечает строительство в ПНР, СРР, ГДР, ВНР, ЧССР, НРБ но­

вых электростанций с энергоблоками по

200, 300 и

500 тыс. кВт, новых линий электропередач.

 

В феврале 1974 г. Исполнительный комитет Совета

Экономической Взаимопомощи рассмотрел

проект '-ге­

нерального соглашения о сотрудничестве в строительст­ ве и эксплуатации линии электропередачи напряжением 750 кВ. В ходе рассмотрения представители прави­ тельств НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР и ЧССР подпи­ сали упомянутое соглашение. Сооружение этой линии повысит надежность работы объединенных энергетиче­ ских систем, позволит полнее реализовать выгоды и преимущества энергосистем и создаст условия для уве­ личения плановых поставок электроэнергии. Рассмотре­

ны также разработанные Постоянной комиссией

СЭВ

по электроэнергии «Основные тенденции развития

злек-1

1 В. И. Л е и м п. Поли. собр. соч., т. 44, с. 280.

 

45


троэнергетики стран — членов СЭВ и СФРЮ на период до 1990 г. и предложения по сотрудничеству в этой от­ расли». По предварительным данным стран, развитие электроэнергетики будет осуществляться быстрыми темпами. В период 1971—1980 гг. потребление электро­ энергии в странах — членах СЭВ и СФРЮ возрастет примерно вдвое. В последующий период, до 1990 г., сохранятся высокие темпы роста потребления электро­ энергии. Выявление основных тенденций развития элек­ троэнергетики и сотрудничества заинтересованных стран — членов СЭВ п СФРЮ в этой области является важным шагом на пути к комплексному решению проб­ лем на длительную перспективу. Намеченные конкрет­ ные меры по осуществлению социалистической экономи­ ческой интеграции в электроэнергетической области вновь подтверждают неоспоримые преимущества проле­ тарского интернационализма в отношениях социалисти­ ческих государств как раз в той области, в которой осо­ бенно наглядно обнаружились глубокие и непримири­ мые противоречия в капиталистическом мире.

Исключительное значение для развития и повыше­ ния эффективности социалистической экономики ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР имело сооружение траисевропейского нефтепровода «Дружба», который не имеет себе равных в мировой строительной практике. О масштабах и сложности инженерно-технических сооружений на строительстве трассы нефтепровода можно судить по следующим данным. Нефтепровод лишь в европейской части СССР пересекает 18 больших рек, 440 речушек, ручьев и балок, свыше 200 автомобильных дорог. На участке Броды — Ужгород прорубалось 57 км двадцати­

метровой просеки,

разработано и перемещено свыше

1,5 млн. м3 грунта,

в том числе 700 тыс. м3 скальной по­

роды. На этом участке нефтепровод 15 раз

пересекает

железнодорожные

пути, 102 раза — автомобильные до­

роги, 80 раз — подземные коммуникации. В

Карпатах

на крутых склонах понадобилось устраивать специаль­ ные «полки» для нефтепровода. В горах было вынуто свыше 5 млн. м3 грунта, из них около 1 млн. м3 грунта при помощи взрывов. На участке между реками Пиной и Припятью в непроходимых топких болотах экскавато­ ры ставились на понтоны.

Строительство этого грандиозного сооружения от бе­ регов Волги до стран Центральной Европы велодь на

46


социалистических началах братской взаимопомощи по единому плану в согласованные сроки с четким разде­ лением труда. Каждая страна выполняла весь объем, строительно-монтажных работ на своей территории и конкретные обязательства по поставке оборудования, машин, по взаимной технической помощи в проектиро­ вании и строительстве. Так, трубы поставляли СССР, ПНР, ЧССР; насосные установки поставляла ГД Р;'ав­ томатическое оборудование, технику связи и дальнего управления нефтепроводом — ВНР. Строили нефтепро­ вод передовыми индустриальными методами с примене­ нием мощных землеройных машин, трубоукладчиков и электросварочных аппаратов. Энтузиазм, высокий тру довой подъем советских, венгерских, немецких, поль­ ских и чехословацких строителей и монтажников позво­ лили завершить строительство и досрочно ввести в дей­ ствие нефтепровод. По условиям соглашения СССР

оказывал техническое содействие Венгрии, ГДР, Поль­ ше и Чехословакии, командируя своих специалистов для консультаций по вопросам проектирования, строитель­ ства, монтажа и пуска нефтепровода в эксплуатацию.

При строительстве газопровода «Братство» (СССР— ЧССР) на участке протяженностью 184 км от г. Долины Закарпатской области до чехословацкой границы вынуто 5,5 млн. м3 грунта, из них 3,5 млн. м3 скального. Трасса пересекает 38 автомобильных и 14 железных дорог. Пре­ одолены четыре высоких перевала, построено 29 воздуш­ ных переходов. Только на коротком отрезке длиной 15 км газопровод пять раз пересекает речку Свичу. На этих пе­ ресечениях строители соорудили воздушные вантовые переходы. На трассе впервые были организованы ком­ плексные бригады, выполнявшие все работы, за исклю­ чением сварочных.

Опираясь на свой опыт строительства нефтепроводов н газопроводов, советские специалисты помогли выбрать наилучший вариант 350-км трассы на чехословацкой тер­ ритории. СССР поставил специальные стали для произ­ водства труб, предоставил возможность провести испыта­ ние этих труб на своих газопроводах, а также поставил необходимые для производства работ современные стро­ ительные машины. Тесное сотрудничество и взаимное ис­ пользование передового опыта позволили закончить со­ оружение газопровода досрочно.

На базе сырья, поступающего по нефтепроводу

47

«Дружба», существенно улучшена структура топливного баланса ряда стран—членов СЭВ п бурно развивается нефтехимия. Построены мощные нефтеперерабатываю­ щие и нефтехимические комбинаты в Сазхаламбатте (ВНР), Шведте-на-Одере (ГДР), Плоцке (ПНР), «Словнафт» (ЧССР). Рост поставок нефти вызвал необходи­ мость в сооружении в ВНР и ЧССР вторых ниток нефте­ проводов. В конце 1969 г. правительства ГДР и ПНР подписали соглашение о строительстве второго нефтепро­ вода на территории Польши. Вместе с действующим неф­ тепроводом «Дружба» он образует систему для транспор­ тирования советской нефти в обе эти страны. В настоя­ щее время прокладывается вторая нитка международного

нефтепровода.

В

первоначальный

период (1964

г.) по

нефтепроводу

«Дружба» было перекачено

из

СССР

8,3 млн. т нефти,

а в 1975 г. будет

транспортироваться

около 50 млн. т.

 

 

«Дружба»

Сооружение

вторых ниток нефтепровода

создает надежные предпосылки для углубления интегра­ ционных процессов на международной и двусторонней основе. Между ЧССР и ГДР заключено соглашение и осуществляется строительство этиленопровода, который соединит в один производственный комплекс комбинат в Залуже и нефтехимические предприятия ГДР. Наряду с этим между' ВНР и СССР подписано соглашение о стро­ ительстве этиленопровода, который в 1975 г. соединит советский комбинат в Калуше с венгерским заводом в Ленинвароше. Согласно так называемой «олефиновой программе», завод в Ленинвароше в результате перера­ ботки низкокачественного бензина будет получать этилен и пропилен — исходные продукты для производства пла­ стических масс, медикаментов, искусственного каучука и других видов продукции. Этилен будет транспортиро­ ваться ежегодно для дальнейшей переработки па ком­ бинате в Калуше. Осуществление мероприятий по созданию международной кольцевой системы для транс­ портирования этилена на территории заинтересованных стран —членов СЭВ и СФРЮ будет способствовать даль­ нейшему углублению сотрудничества социалистических стран.

Для развития прогрессивных отраслей химической промышленности, в частности производства азотных удобрений, построены газопроводы из СССР в ПНР, ЧССР и ГДР. Намечается строительство уникального по

48


техническим параметрам п мощности межконтиненталь­ ного газопровода, по которому природный газ из района Оренбурга пойдет в европейскую часть нашей страны. Это позволит значительно увеличить поставки газа в ГДР, ЧССР и ПНР, начать снабжение газом НРБ и ВНР. За годы девятой пятилетки поставки газа в стра­ ны— члены СЭВ будут увеличены более чем в четыре

раза.

Ускоренное развитие химической промышленности братских стран потребовало взаимного сотрудничества б обеспечении строек высокопроизводительным оборудо­ ванием, широкой специализации п кооперирования в его производстве. Огромная роль в обеспечении строек хи­ мической промышленности технологическим оборудова­ нием принадлежит Советскому Союзу. Например, все крупные заводы химической промышленности спроекти­ рованы, построены и пущены в эксплуатацию в стра­ нах— членах СЭВ при помощи Советского Союза и оснащены основным технологическим оборудованием, из­ готовленным в СССР. Для строительства нефтеперераба­ тывающих комбинатов в Болгарии, Польше, Венгрии и Чехословакии советскими заводами поставлены ком­ плектные установки.

Одновременно многие страны — члены СЭВ принима­ ют участие в строительстве на территории Советского Со­ юза. Поставки оборудования и машин из стран — членов СЭВ в СССР способствуют развитию советского машино­ строения, химической индустрии, черной и цветной ме­ таллургии, легкой и пищевой промышленности, йромышленностн строительных материалов. Так, в ряде новых и реконструируемых металлургических комбинатов нашей страны (Череповецкий, Новолппецкий, Западносибир­ ский) установлено чехословацкое прокатное оборудова­ ние. Чехословакия с 1972 по 1974 г. должна поставить для автомобильных заводов 320 металлообрабатываю­ щих станков и 53 автоматические линии. Венгрия постав­ ляет в СССР оборудование для химической промышлен­ ности, консервных заводов, предприятий по переработке овощей и птицы. Из ПНР поставляется комплектное обо­ рудование для сахарных заводов, заводов ячеистых бе­ тонов, древесноволокнистых плит, силикатного кирпича и др.

Развитие сотрудничества в производстве технологи­ ческого оборудования для строительства новых и рекон­

4—171

49

струкции действующих предприятий позволяет последо­ вательно развивать международное социалистическое разделение труда, осуществлять концентрацию производ­ ства и создавать оборудование на более высоком техни­ ческом уровне. Все это, с одной стороны, приводит к по­ степенному ограничению развития в отдельных странах некоторых отраслей промышленного производства, с дру­ гой — требует концентрации инвестиционных средств ря­ да стран — членов СЭВ для создания крупных специали­ зированных мощностей в ведущих отраслях промышлен­ ности. Это позволяет исключить мелкосерийность и многономенклатурность, способствует внедрению новейших научно-технических достижений и оснащению производ­ ства высокопроизводительным оборудованием, обеспечи­ вая тем самым повышение эффективности общественного производства и более быстрые темпы роста производи­ тельности труда.

Опыт показывает, что специализация и кооперирова­ ние на многосторонней основе дают наибольший эффект путем создания оптимальных производственных мощно­ стей, отвечающих потребностям мирового социалистиче­ ского рынка. Так, например, специализация подшипни­ ковой промышленности на многосторонней основе позво­ лила в 3,5 раза повысить производительность труда, снизить производственные затраты более чем в 2 раза, повысить качество продукции и удовлетворить возросший спрос на подшипники всех стран —участниц соглашения.

Участие заинтересованных стран — членов СЭВ в строительстве промышленных объектов отражает специ­ фическую форму международного социалистического разделения труда. Как правило, кредиты в рамках согла­ шений о совместном строительстве предоставляются в виде поставок комплектного оборудования и других то­ варов, а погашаются продукцией тех производств, на строительство или расширение которых они были пред­ назначены. Размеры предоставленных кредитов обычно соответствуют тем реальным капитальным вложениям, которые страна-строитель производит в течение всего срока строительства. Сроки погашения кредитов устанав­ ливаются исходя из плановой окупаемости капитальных вложений, принятой в странах — членах СЭВ и обычно равной 6—10 годам. Наибольшая сумма кредитов на­ правляется на развитие отраслей по производству дефи­ цитных видов сырья и энергоносителей. Крупными креди­

50