Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ходя из необходимости рационального размещения произво дительных -сил Грузии, представляется в целом правильным ограничение нового промышленного строительства в преде лах Тбилисской городской агломерации. Однако, промыш ленная и городская агломерация -имеет столь значительные экономические или другого рода преимущества, что полное запрещение нового промышленного строительства или даже резкое его ограничение было бы негативным примером волюн таристского решения этой весьма серьезной народнохозяй ственной проблемы.
При определении масштабов роста промышленности Тби лиси—Руставекого узла следует признать целесообразным некоторое замедление темпов роста по сравнению с соответ ствующими ереднерешублика,некими показателями, /хотя строительство отдельных новых -крупных промышленных предприятий (Вполне оправдано. Имеется предложение, со гласно которому в прогнозном периоде предполагается уменьшение удельного веса Тбилиси—Руставоког-о узла -в промышленности республики -против современного примерно вдвое. С этим предложением нельзя согласиться. На протя жении -последних десятилетий промышленность узла разви валась более быстрыми темпами, чем промышленность рес публики в среднем. В том случае, если в перспективе будут соблюдаться оптимальные территориальные пропорции в развитии промышленности республики, в 1980 году удельный вес Тбилиси—Руставекого узла в промышленности респуб лики (может стофатитыси примерно до 40%, к 1990 поду—до 3-6%, а к :2000 поду—до -33 %. В абсолютном выражении, вало вая продукция промышленности узла к 1990 году по на шим расчетам возрастет в 3 раза по сравнению с 1973 го дом, -к 2000 году примерно в 5 раз. Несмотря на предпола гаемый быстрый рост производительности труда все же бу дет расти и численность промышленно-производственного персонала. Как известно, с целью недопущения гипертро фированного развития Тбилисской городской агломерации, было принято решение о запрещении нового промышленного строительства. Однако, -реального воздействия на рост Тби лисской городской агломерации это постановление не имело, ибо она растет, -в основном за счет увеличения количества населения непроизводственной сферы. Например, в I960— 1971 годах общая численность населения -г. Тбилиси (возрос ла на 21-2 тыс. чел. или на 29,7%, а количество промышлен но-производственного персонала на 29 ты-с. чел., т. е. на 27,(6%. В этот же период количество (студентов высших учебных заведений увеличилось на 53,7% (с 44,1 тыс. до
67,8 тыс.), вт.'Ч. на дневном |
отделении в 1,8 раза, а научных |
||
работников в 3,2 |
раза (с 5,4 |
тыс. до 17,2 |
тыс.). Если в 1960 |
на каждые 1000 |
жителей приходилось |
148,9 чел. промыш- |
лен1но-произ1ВОдетвеН|НО|ГО персонала, то в 1971 г. этот пока затель сократился до 144,5 чел. Таким образом, градообра зующая роль [Промышленности постепенно снижается. Исхо дя из этого, с целью 'Предотвращения гипертрофированного роста Тбилисской агломерации, целесообразно ограничить, прежде всего, количество занятых в непроизводственной сфере. Конкретно это может выразиться в территориальном перемещении некоторых высших и средних специальных учебных и научных учреждений в другие города республики. Запрещение нового промышленного строительства целесо образно лишь в том случае, если размещение предприятия в. пределах Тбилисской агломерации не даст заметного эконо мического эффекта. Генеральная линия развития промыш ленности узла состоит в расширении отраслей, обеспечи вающих научно-технический прогресс и, прежде всего, «на укоемких» отраслей, которые ориентированы обычно на главные научные центры СССР, к числу которых относится и Тбилиси.
Развитие промышленности Тбилиси—Руставского узла непосредственно связано с использованием трудовых ресур сов. Это одна из наиболее серьезных проблем развития промышленности в названном узле и вообще в республике. Наряду с максимальным использованием собственных тру довых ресурсов, в особенности, женской рабочей силы, стоит
задача резкого повышения производительности |
труда |
за |
|
счет механизации и автоматизации .производства |
на |
базе |
|
внедрения технического |
прогресса. |
промыш |
|
При долгосрочном |
прогнозировании развития |
ленности Тбилиси-—^Руставского узла целесообразно плани ровать некоторые изменения и в ее территориальной струк туре. В первую очередь, желательно сокращение удельного веса Тбилисского городского комплекса, особенно за счет егоцентральной зоны, откуда оправдано перенесение большин ства промышленных предприятий в северную и южную про мышленные зоны -и в периферию узла. Уже в текущей пяти летке запланировано перемещение из центральной части го рода в Авчальский микрорайон такого крупного объекта, ка ким является шелкоткацкая фабрика.
В прогнозном периоде целесообразно расширение Рус тавского подузла и, прежде всего, Гардабанского городского комплекса. Необходимо продолжить индустриализацию Триалетского и Норио-Марткопского микрорайона за счет
124
безвредных в санитар,но-тигиеническом отношении 'произ водств. Что касается границ узла, которые в отдельных слу чаях уже сейчас требуют уточнения, то ;в перспективе они несомненно расширятся. ,В состав узла войдут такие расту
щие промышленные центры, как Марнеули, |
Сагареджо, |
а |
|
также индустриальные поселки |
М-цхетското |
и Ка-спекого |
|
районов. Если в настоящее время |
удельный |
вес Тбилиси |
в |
валовой промышленной продукции узла составляет 77,4%, то к 1990 году целесообразно уменьшение этого показателя до 70—72%, ори увеличении удельного веса Рустави—до 20%, а ;Га|рда1банс1кото района—до 8—10%.
Необходимым условием последующего развития .и -со вершенствования Тбилиси—Руставокого узла является уг лубление и усиление внутриузловы-х производственно-эконо мических связей, с целью максимального использования по ложительных сторон промышленной агломерации. Целесооб разно усилить -внутриотраслевые связи -в машиностроении, химической, легкой, пищевой -промышленности, в промыш ленности стройматериалов, а также межотраслевые связи между черной металлургией и машиностроением.
Таким образом, развитие Тбилиси—-Руставского про мышленного комплекса представляет важную составную часть развития и совершенствования Грузинского террито риально-производственного комплекса в целом.
Дальнейшее развитие Кутаисского промышленного рай она в решающей -степени зависит от расширения и совершен ствования -его ядра — Кутаисского -промышленного узла. Следует отметить, что его удельный вес и место в промыш ленности республики в основном соответствует потенциаль ным возможностям. Исходя из этого, уменьшение удельного веса Кутаисского узла в промышленном комплексе респуб лики н-е является целесообразным, т. е. темпы и -масштабы его развития примерно должны соответствовать темпам и масштабам развития промышленности республики. Средне годовой прирост в перспективном периоде следует преду смотреть в размере 7—8%. Для обеспечения столь значи тельных темпов прироста наряду с реконструкцией и рас ширением существующих предприятий возможно создание новых производств.
Вторым важным направлением развития Кутаисского v-зла является углубление и совершенствование системы производственных связей тем -более, что не все имеющиеся в этом отношении возможности реализованы. Если в настоя щее время резко преобладают производственные связи «по горизонтали», то в будущем в определенных размерах воз-
125
можно усиление связей и «но вертикали»; укреплению про изводственных связей внутри отраслей должно соответство вать также формирование тесных межотраслевых связей.
Генеральной линией развития Кутаисского лромузла яв ляется рост удельного веса тех отраслей, которые ориенти рованы на местные трудовые ресурсы. При сохранении со временных темпов воспроизводства населения, в пределах узла ежегодно должно создаваться не менее 4—5 тысяч но вых рабочих мест, в т. ч. в промышленности 1,5—0. тыс. мест. Особую роль приобретают отрасли машиностроения, ис пользующие квалифицированную рабочую силу. После Тбили- си-Руставского узла, Кутаисский узел второй по значению ареал концентрации квалифицированной рабочей силы в республике. При этом, как уже было сказано выше, новое промышленное строительство в Тбилиси-Руставском узле в виду его гипертрофированного развития, ограничивается, а в Кутаисском узле вполне возможно создание новых элек тротехнических и приборостроительных предприятий. В пер спективе можно ожидать дальнейшего повышения удельного веса машиностроения, тем более, что действующие машино строительные заводы пока еще не достигли своих оптималь ных размеров. Особо касается это автомобильного и, в ещебольшей степени, тракторного завода. Поэтому расширение этих двух предприятий останется главной задачей развития машиностроительной промышленности в Кутаисском узле в ближайшее десятилетие. Одновременно, следует признать целесообразным строительство в Кутаиси предприятий но вейших отраслей, в т. ч. и электротехники. Что касается пред приятий отраслей легкой промышленности (текстильная, швейная, трикотажная и т. д.), их развитие должно проис ходить по пути расширения и технического совершенствова ния действующих предприятий.
Определенные перспективы развития имеют те отрасли Кутаисского промышленного комплекса, которые ориенти рованы на использование местного минерального и сельско хозяйственного сырья. В этом отношении особенного внима ния заслуживает добыча и обработка ценных облицовочных камней с месторождений, расположенных в периферийной части Кутаисского узла, а также развитие производства других строительных материалов. В настоящее время удов летворяется лишь сравнительно небольшая часть спроса на Курсебский, Экларский камень и другие облицовочные ма териалы. Поэтому перспективы развития этой отрасли, при нимая во внимание большие выявленные запасы месторож дений, следует оценить весьма положительно. Вместе с ре-
126
конструкцией существующих предприятий в пределах Ку таисского узла целесообразно строительство крупного камнеабрабатывающего комбината, который будет перераба тывать не только местное сырье, но и добытые в карьерах. Верхней Имеретин, Рача-Лечхуми и Нижней Сванетии об лицовочные камни и будет выпускать продукцию для выво за .в другие союзные республики и на экспорт.
Растущая концентрация населения в г. Кутаиси и в пре делах узла в целом ставит на повестку дня вопрос о даль нейшем развитии отраслей промышленности, ориентирую щихся на районы потребления. Дополнительным фактором,, содействующим развитию этих отраслей, является дальней шее расширение курортно-туристского хозяйства, система тический рост количества туристов и отдыхающих. Согласно, имеющимся расчетам, бальнеологические ресурсы позволяют вдвое расширить .курорт Цхалтубо. Город Кутаиси превра щается в крупный центр туризма, чему способствует нали чие .в городе и его окрестностях уникальных исторических памятников и привлекательность внешнего облика города. В близком .будущем Кутаиси (будет посещать в несколько раз
больше туристов (в |
том числе из зарубежных стран), чем |
в настоящее время. |
Все это обусловливает необходимость |
роста производства промышленных товаров, которые будут потребляться .как местным населением, так и рекреантами.
Следующая проблема, которая стоит перед Кутаисским промышленным узлом, является некоторое изменение его территориальной структуры путем освоения новых свободных площадей. Конечно, территория собственно Кутаиси попрежнему останется основным промышленным ареалом, од нако, одновременно целесообразно строительство новых про мышленных микрорайонов на некотором расстоянии от г. Кутаиси (Например, в районе станции Рисши, где имеют ся большие строительные площадки). В .некоторых случаях, не исключена возможность создания новых промышленных центров. Так, например, одним из заметных промышленных, пунктов узла является Гелати, где действует трансформа торный завод. Было бы совершенно опра(вдано, наряду с рас ширением данного предприятия в Гелати построить пред приятие, кооперированное в трансформаторным заводом или каким-либо предприятием Кутаиси.
Дальнейшее развитие Чиатура-Зестафонского промыш ленного узла связано с совершенствованием его основы — отраслевого комплекса черной .металлургии путем более ши рокого вовлечения в эксплуатацию карбонатных руд. Одно временно по мере расширения действующих предприятий
127