Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
шествующих и возникновения новых промышленных комплек сов. В решении этой важной народнохозяйственной задачи существенную роль могут сыграть проблемы, выдвинутые на ми в заключительной части работы.
Проблема использования приморского географического положения Грузии для промышленного строительства
Одним из важнейших факторов индустриального разви тия Грузии является реализация тех предпосылок промыш ленного строительства, которые вытекают из ее приморского географического положения.
Грузинское Причерноморье 'Имеет тесные связи как с за рубежными странами (особенно средиземноморскими), таки с рядом высокоразвитых экономических районов СССР (До нецко-Приднепровский, Южный в УССР, Северо-Кавказский в РСФСР). В связи с этим приморская полоса Грузии может быть использована для строительства тех промышленных предприятий, которые ориентируются на рыбные ресурсы моря (рыбная), обслуживание морского транспорта (судо строение, судоремонт), а также те отрасли, которые будут работать на сырье, получаемом морским путем, или же бу дут давать экспортную продукцию. Конечно, не все эти от расли могут развиваться в Грузинском Черноморье, особен но в ближайшие годы, однако, даже частичное осуществле ние программы нового строительства позволит создать здесь динамичный промышленный район и более разномерно раз местить индустриальное производство по территории респуб лики. Следует отметить, что аналогичные концепции полуди ли всеобщее прозвание в ряде стран, обладающих схожим с Грузией географическим положением. Так, например, в Юго славии ныне реализуется так называемая «адриатическая концепция», которая предполагает ориентацию экономики страны на усиление экономических связей путем использова ния преимуществ приморского географического положения.
Одной из самых перспективных отраслей для Грузинско го Причерноморья является рыбная промышленость, интен сивное развитие, которой началось в восьмой пятилетке. В Грузинском Причерноморье имеется несколько предприятий по переработке рыбы (Батуми, Поти, Сухуми, Гагра), рабо тающих на базе продукции местного рыболовства. Черное мо ре, как известно, небогато рыбой и оно не может служить основой для создания мощной рыбной приомышленности. В
111
этих 'условиях исключительное значение приобретает дальней шее развитие океанического рыболовства. Планируя расши рение окешичаатпо рыболовства, следует находить из сле дующих соображений:
1. Среди рыбопромысловых районов мира особое место занимает побережье Западной и Юго-Западной Африки,где себестоимость добычи одна из самых низких. Здесь за один нас траления получают впятеро больше продукции, чем в важнейшем рыбопромысловом районе Северной Атлантики. У берегов Западной Африки отмечается также удачное соче тание породного состава улова рыбы.
2. Порты Черноморского побережья Грузии расположены ближе к этому району, чем большинство рыбопромысловых портов Советской Прибалтики. Дополнительным положи тельным фактором является и круглогодичное функциониро вание портов Грузии.
3.Грузия находится в центре крупного района потребле ния рыбы.
4.Грузинское Причерноморье располагает собственными
трудовыми ресурсами и не требуется привлечение рабочей силы извне, что отрицательно сказывается на себестоимости продукции рыбных предприятий Дальнего Востока и Мур манска.
Таким образом, в причерноморской зоне Грузии имеются объективные предпосылки для создания нового важного ры бопромышленного района всесоюзного значения.
Вторым весьма перспективным направлением развития промышленности в Грузинском Причерноморье следует счи тать создание комплекса судостроительных и судоремонтных предприятий. Кроме этих предприятий в комплекс может войти ряд заводов, где будет налажено производство судовых приборов, двигателей, разного рода оборудования, деталей и т. д. Он должен быть специализирован на выпуске малотон нажных пассажирских судов на подводных крыльях как для внутреннего потребления (особенно.в пределах ЧерноморскоАзовокого бассейна), так и на экспорт. Развитию судострои тельной промышлености в этом районе способствует также на личие квалифицированной рабочей силы, сравнительная бли зость предприятий-лоставщиков необходимых материалов и деталей, возможность кооперирования с ныне существующи ми судостроительными заводами в Черноморском бассейне и т. д. Заводы по производству отдельных деталей и оборудова ния можно построить в набольших городах, обладающих не полностью используемыми трудовыми ресурсами и удобным транспортно-географическим положением (Ланчхути, Цхакая,
112
Абаша). В частности, имеется обоснованное предложение о строительстве в Западной Грузии завода по производству приборов. По-видимому, должно быть признано целесообраз ным установление тесных производственных связей судо строительных заводов с предприятиями Западной Грузии, с тем, чтобы кооперация между ними происходила на сравни тельно небольшой территории. Определенное место в ком плексе судостроительных предприятий может занять 'завод по ремонту и, возможно, строительству рыболовных судов.
Отраслями «показанными» для Грузинского Причерно морья, следует считать также машиностроение, нефтеперера ботку. Здесь могут развиваться отрасли машиностроения, дающие экспортную продукцию для социалистических госу дарств юго-восточной Европы и развиващи-хся стран Африки и Азии. Следует иметь в виду, что .экономические связи с эти ми странами неуклонно расширятся, причем в течение обозри мого периода основными видами экспорта будут машины и промышленное оборудование.
■Нефтеперерабатывающая промышленность в Грузинском Причерноморье представлена крупным предприятием в Бату ми. В дальнейшем представляется целесообразным усиление специализации данного района -по переработке -нефти, особен но для экспортных целей. В связи с этим возникает необхо димость в расширении этого завода при условии строитель ства -новейши-х очистных сооружений, исключающих возмож ность загрязнения морской воды в этом районе. На базе нефте переработки может быть получено сырье для ряда химичес ких производств и постепенно сформироваться нефтехимичес
кий комплекс.
При определенных условиях Грузинское Причерноморье может стать новым металлургическим районом. В настоящее время в Закавказском экономическим районе имеется три -предприятия черной металлургии — в Рустави, Сумгаите и 3-естафони, которые покрывают лишь часть потребности рес публик Закавказья в черных металлах, а в ближайшие годы по мере ро-ста металлоп-отребления дефицит неуклонно будет возрастать. Расширение же существующих предприятий в не обходимых разм-ерах не представляется возможным. Несмот ря на открытие сравнительно крупных железорудных место рождений в Ар-мянской С-СР, -сырьевая база черной метал лургии Закавказья продолжает оставаться недостаточно обес печенной, по крайней мере при условии значительного роста производства черных металлов. Поэтому, проблема обеспече ния Закавказского экономического района металлом должна решаться в несколько ином плане.
8. Э. Д. Кобахидзе |
ИЗ |
Видимо, назрела необходимость использовать положи тельный опыт, накопленный некоторыми европейскими стра нами в создании береговой металлургии, что является харак терной чертой в послевоенном развитии этой отрасли. Если старые центры черной металлургии возникали вблизи место рождений каменного угля и железной руды, то теперь отме чается тенденция к строительству металлургических заводов в приморских районах — там, где имеются хорошо оборудо ванные порты, обеспечивающие обработку крупнотоннажных судов. Эти заводы получают необходимое сырье дешевым морским путем. Новые предприятия этого типа выделяются крупными размерами. Например, в приморских районах. Италии построены четыре завода, которые давали свыше по ловины общеитальянской продукции. В Нидерландах новый металлургический завод в приморском городе Эймейдене производит почти весь металл в стране. Завершается строи тельство заводов в Розенбурге (близ Роттердама, Нидер ланды), Дюнкерке (Франция), Бремене (ФИГ). Еще боль шее значение имеет приморская металлургия в Японии, где на нее приходится 85% выплавленной стали.
Таким образом, создание нового центра электрометал лургии в Грузинском Причерноморье представляет отнюдь не лишенную основания проблему. Более того, развитие гид роэнергетики в западной части республики путем строи тельства мощных каскадов гидроэлектростанций на р.р. Риони и Ингури, а в перспективе и на других водотоках, создаст мощную электроэнергетическую базу для строительства круп ного завода по производству электростали.
Грузинское Причерноморье имеет благоприятные пред посылки для развития и ряда других отраслей промышлен ности (текстильной, деревообрабатывающей, пищевой), что еще раз подчеркивает неотложную необходимость обосно вания строительства предприятий, использующих преимуще ства приморского географического положения и ориентирую щихся на привозное сырье.
Индустриализация Грузинского Причерноморья, безус ловно, имеет и .негативные стороны. Прежде всего, промыш ленное строительство сталкивается здесь с интересами ку рортно-туристского хозяйства, для которого данная террито рия является одной из основных в СССР. Возникшее проти воречие можно разрешить путем четкого функционального районирования .приморской полосы и полного соблюдения санитарно-гигиенических норм в промышленности. При пер вом приближении представляется целесообразным выделение следующих планировочных районов:
114;
1. Сухуми-Гагрский (от Леселидзе до Гульрипши), с ■преобладанием курортно-туристических функций. Промыш ленное строительство возможно в ограниченных масштабах, главным образом в целях обслуживания отдыхающих и ту ристов продуктами питания и некоторыми видами промыш ленных товаров. Кроме того, в Сухуми 'и Гудаута с целью максимального использования трудовых ресурсов оправдано создание нетерриториалоемких, нематериалоемких и без вредных в санитарно-гигиеническом отношении предприятий машиностроения, в частности электротехники и приборо строения. Дальнейшее развитие могут получить и предприя тия по переработке местного сельскохозяйственного сырья.
2. Батуми — Кобулетский район, по структуре хозяйства примерно идентичный предыдущему, с несколько большей, однако, ролью промышленности и портового хозяйства, обус ловленной тем, что Батуми является четвертым индуст.риаль-. ным центром Брузии. Для этого района показаны «курорт ные» отрасли, а также квалифицированное машиностроение (в Батуми).
3. Урекский район — представляет сабой резервную тер риторию для курортного строительства. Здесь возможно так же некоторое расширение рыбного промысла. Промышлен ное строительство целесообразно вести в ограниченных мас штабах.
4. Очамчирский район (от Гульрипши до Анаклии), за исключением некоторых местностей (Анаклия, Киндги и др.), которые будут развиваться в качестве курортов, распо лагает благоприятными возможностями для развертывания индустриального строительства. Наиболее выгодные предпо сылки в этом отношени имеет Очамчира, располагающим удобным транспортно-географическим положением на За кавказской железнодорожной магистрали и Черноморском шоссе. В перспективе здесь возможно строительство совре менного порта. В данном районе могут развиваться рыбная промышленность, машиностроение.
5. Потийский район (от Анаклии до Григолети) — наи более перспективная территория для нового промышленного строительства. Со временем в районе Поти может образо ваться новый промышленный узел, который включит в себя промышленные предприятия, построенные в расположенных вокруг города Поти поселках (Кулеви, Патара Поти, Чаладиди и др.). Развитие Лотийского узла должно идти по двум основным направлениям: создание мощной базы океаничес кого рыболовства (с собственным портом и специализиро ванной базой) и машиностроение. На более далекую пер
115
спективу можно предвидеть дальнейшее усложнение произ водственного профиля города за счет создания совершенно новых отраслей — .нефтепереработки и нефтехимии и, воз можно, качественной металлургии. Немаловажным обстоя тельством роста .значимости Поти является окончательное разрешение Колхидской проблемы и создание крупного рай она интенсивного сельского хозяйства. Усилится транспорт ная функция города путем расширения морского порта, а также возможного на наш взгляд, строительства автомагист рали Очамчире—Поти—Кобулети и железной дороги Очам- чире—Поти—Супса, Представляется целесообразным восста новление судоходства в нижнем течении р. Риони, по берегам которого следует разместить новые промышленные предприя тия, т. е. превратить Риони в «ось» вновь создаваемого инду стриального района.
Новое транспортное строительство дает возможность со кратить транспортные издержки при перевозке грузов в югозападные районы Грузинской ССР и будет способствовать расширению промышленного, сельскохозяйственного про изводства и туризма в приморской полосе Западной Грузии.
Подъем производительных сил Потийского района позво лит этому городу выполнить предопределенную его геогра фическим положением роль — быть центром Грузинского Причерноморья; это, в свою очередь, будет способствовать окончательному формированию единого Причерноморского экономического района (включая Абхазскую и Аджарскую АССР), который до сих пор не располагает единым центром притяжения.
Вопросы дальнейшего использования природных ресурсов Грузии в промышленных целях
В структуре современной промышленности Грузии от расли, базирующиеся на использовании природных ресурсов и природных условий (главным образом почвенно-климати ческих) занимают довольно значительное место. Удельный вес отраслей базирующихся на использовании местных топ ливно-энергетических, горно-минеральных ресурсов, а также сельскохозяйственном сырье достигают 60% общереспубли канского промышленного производства. Среди них опреде ленное развитие получили такие отрасли, как топливная про мышленность, гидроэлектрознергетика, черная и цветная ме таллургия, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-цел люлозная, производство стройматериалов, розлив минераль ных' вод; значительное место занимают отрасли, которые
116
«посредственно связаны с природными условиями, а именно отрасли пищевой промышленности.
Перспективы дальнейшего развития группы отраслей, базирующихся на 1использовани,и природных ресурсов, связа ны, главным образом, с освоением минерально-сырьевых и гидроэнергетических ресурсов. Уже к концу девятой пятилет ки будет введен в эксплуатацию Маднеульский горнообогатительный комбинат, что позволит освоить крупное место рождение цветных металлов данного района. В близком бу дущем начнется освоение Ахейского месторождения ртути в горной Абхазии, а в конце 70-х годов — Запхитского сурьмя ного месторождения в Верхней Раче. Значительно возрастает добыча угля в Ткибули путем освоения Шаорской угленос ной площади, существенно возрастет объем добычи на эксплуатируемых месторождениях. Таким образом, общий объем валовой продукции добывающих отраслей промыш ленности Грузии увеличивается примерно в 2—3 раза.
На ,использовании местных природных ресурсов будет базироваться также промышленность стройматериалов. Осо бое значение при этом следует уделять цементной промыш ленности. В настоящее время в республике действует два цементных завода в Каспи и Рустави. Каопекий завод в бли жайшем будущем будет расширен. Однако, это даст воз можность лишь временно разрешить проблему обеспечения республики собственным цементом. Учитывая наличие ряда крупных месторождений цементного сырья и постоянно рас тущие потребности в цементе, необходимо предусмотреть уже в следующей пятилетке строительство нового крупного цементного завода в Западной Грузии мощностью несколько млн. т в год, а в последующие годы построить цементный завод в Восточной Грузии на базе богатого месторождения известняков в Цителоцкаройеком районе.
Особо следует остановиться на развитии в Грузии про мышленности по производству облицовочных камней. Наря ду с расширением и реконструкцией действующих в настоя щее время предприятий, все еще недостаточно оснащенных современной техникой, необходимо приступить к строитель ству новых объектов. В частности, целесообразно строи тельство в районе г. Кутаиси крупного камнеобрабатьгаающего комбината по производству облицовочных камней из месторождений Западной Грузии. Данное предприятие бла годаря мощной сырьевой базе, выгодному экономико-геогра фическому положению и близости черноморских портов смо жет производить продукцию для вывоза не только в цен тральные районы СССР, но и на экспорт.
117