Файл: Кобахидзе, Э. Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР экономико-географическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шествующих и возникновения новых промышленных комплек­ сов. В решении этой важной народнохозяйственной задачи существенную роль могут сыграть проблемы, выдвинутые на­ ми в заключительной части работы.

Проблема использования приморского географического положения Грузии для промышленного строительства

Одним из важнейших факторов индустриального разви­ тия Грузии является реализация тех предпосылок промыш­ ленного строительства, которые вытекают из ее приморского географического положения.

Грузинское Причерноморье 'Имеет тесные связи как с за­ рубежными странами (особенно средиземноморскими), таки с рядом высокоразвитых экономических районов СССР (До­ нецко-Приднепровский, Южный в УССР, Северо-Кавказский в РСФСР). В связи с этим приморская полоса Грузии может быть использована для строительства тех промышленных предприятий, которые ориентируются на рыбные ресурсы моря (рыбная), обслуживание морского транспорта (судо­ строение, судоремонт), а также те отрасли, которые будут работать на сырье, получаемом морским путем, или же бу­ дут давать экспортную продукцию. Конечно, не все эти от­ расли могут развиваться в Грузинском Черноморье, особен­ но в ближайшие годы, однако, даже частичное осуществле­ ние программы нового строительства позволит создать здесь динамичный промышленный район и более разномерно раз­ местить индустриальное производство по территории респуб­ лики. Следует отметить, что аналогичные концепции полуди­ ли всеобщее прозвание в ряде стран, обладающих схожим с Грузией географическим положением. Так, например, в Юго­ славии ныне реализуется так называемая «адриатическая концепция», которая предполагает ориентацию экономики страны на усиление экономических связей путем использова­ ния преимуществ приморского географического положения.

Одной из самых перспективных отраслей для Грузинско­ го Причерноморья является рыбная промышленость, интен­ сивное развитие, которой началось в восьмой пятилетке. В Грузинском Причерноморье имеется несколько предприятий по переработке рыбы (Батуми, Поти, Сухуми, Гагра), рабо­ тающих на базе продукции местного рыболовства. Черное мо­ ре, как известно, небогато рыбой и оно не может служить основой для создания мощной рыбной приомышленности. В

111

этих 'условиях исключительное значение приобретает дальней­ шее развитие океанического рыболовства. Планируя расши­ рение окешичаатпо рыболовства, следует находить из сле­ дующих соображений:

1. Среди рыбопромысловых районов мира особое место занимает побережье Западной и Юго-Западной Африки,где себестоимость добычи одна из самых низких. Здесь за один нас траления получают впятеро больше продукции, чем в важнейшем рыбопромысловом районе Северной Атлантики. У берегов Западной Африки отмечается также удачное соче­ тание породного состава улова рыбы.

2. Порты Черноморского побережья Грузии расположены ближе к этому району, чем большинство рыбопромысловых портов Советской Прибалтики. Дополнительным положи­ тельным фактором является и круглогодичное функциониро­ вание портов Грузии.

3.Грузия находится в центре крупного района потребле­ ния рыбы.

4.Грузинское Причерноморье располагает собственными

трудовыми ресурсами и не требуется привлечение рабочей силы извне, что отрицательно сказывается на себестоимости продукции рыбных предприятий Дальнего Востока и Мур­ манска.

Таким образом, в причерноморской зоне Грузии имеются объективные предпосылки для создания нового важного ры­ бопромышленного района всесоюзного значения.

Вторым весьма перспективным направлением развития промышленности в Грузинском Причерноморье следует счи­ тать создание комплекса судостроительных и судоремонтных предприятий. Кроме этих предприятий в комплекс может войти ряд заводов, где будет налажено производство судовых приборов, двигателей, разного рода оборудования, деталей и т. д. Он должен быть специализирован на выпуске малотон­ нажных пассажирских судов на подводных крыльях как для внутреннего потребления (особенно.в пределах ЧерноморскоАзовокого бассейна), так и на экспорт. Развитию судострои­ тельной промышлености в этом районе способствует также на­ личие квалифицированной рабочей силы, сравнительная бли­ зость предприятий-лоставщиков необходимых материалов и деталей, возможность кооперирования с ныне существующи­ ми судостроительными заводами в Черноморском бассейне и т. д. Заводы по производству отдельных деталей и оборудова­ ния можно построить в набольших городах, обладающих не­ полностью используемыми трудовыми ресурсами и удобным транспортно-географическим положением (Ланчхути, Цхакая,

112


Абаша). В частности, имеется обоснованное предложение о строительстве в Западной Грузии завода по производству приборов. По-видимому, должно быть признано целесообраз­ ным установление тесных производственных связей судо­ строительных заводов с предприятиями Западной Грузии, с тем, чтобы кооперация между ними происходила на сравни­ тельно небольшой территории. Определенное место в ком­ плексе судостроительных предприятий может занять 'завод по ремонту и, возможно, строительству рыболовных судов.

Отраслями «показанными» для Грузинского Причерно­ морья, следует считать также машиностроение, нефтеперера­ ботку. Здесь могут развиваться отрасли машиностроения, дающие экспортную продукцию для социалистических госу­ дарств юго-восточной Европы и развиващи-хся стран Африки и Азии. Следует иметь в виду, что .экономические связи с эти­ ми странами неуклонно расширятся, причем в течение обозри­ мого периода основными видами экспорта будут машины и промышленное оборудование.

■Нефтеперерабатывающая промышленность в Грузинском Причерноморье представлена крупным предприятием в Бату­ ми. В дальнейшем представляется целесообразным усиление специализации данного района -по переработке -нефти, особен­ но для экспортных целей. В связи с этим возникает необхо­ димость в расширении этого завода при условии строитель­ ства -новейши-х очистных сооружений, исключающих возмож­ ность загрязнения морской воды в этом районе. На базе нефте­ переработки может быть получено сырье для ряда химичес­ ких производств и постепенно сформироваться нефтехимичес­

кий комплекс.

При определенных условиях Грузинское Причерноморье может стать новым металлургическим районом. В настоящее время в Закавказском экономическим районе имеется три -предприятия черной металлургии — в Рустави, Сумгаите и 3-естафони, которые покрывают лишь часть потребности рес­ публик Закавказья в черных металлах, а в ближайшие годы по мере ро-ста металлоп-отребления дефицит неуклонно будет возрастать. Расширение же существующих предприятий в не обходимых разм-ерах не представляется возможным. Несмот­ ря на открытие сравнительно крупных железорудных место­ рождений в Ар-мянской С-СР, -сырьевая база черной метал­ лургии Закавказья продолжает оставаться недостаточно обес­ печенной, по крайней мере при условии значительного роста производства черных металлов. Поэтому, проблема обеспече­ ния Закавказского экономического района металлом должна решаться в несколько ином плане.

8. Э. Д. Кобахидзе

ИЗ


Видимо, назрела необходимость использовать положи­ тельный опыт, накопленный некоторыми европейскими стра­ нами в создании береговой металлургии, что является харак­ терной чертой в послевоенном развитии этой отрасли. Если старые центры черной металлургии возникали вблизи место­ рождений каменного угля и железной руды, то теперь отме­ чается тенденция к строительству металлургических заводов в приморских районах — там, где имеются хорошо оборудо­ ванные порты, обеспечивающие обработку крупнотоннажных судов. Эти заводы получают необходимое сырье дешевым морским путем. Новые предприятия этого типа выделяются крупными размерами. Например, в приморских районах. Италии построены четыре завода, которые давали свыше по­ ловины общеитальянской продукции. В Нидерландах новый металлургический завод в приморском городе Эймейдене производит почти весь металл в стране. Завершается строи­ тельство заводов в Розенбурге (близ Роттердама, Нидер­ ланды), Дюнкерке (Франция), Бремене (ФИГ). Еще боль­ шее значение имеет приморская металлургия в Японии, где на нее приходится 85% выплавленной стали.

Таким образом, создание нового центра электрометал­ лургии в Грузинском Причерноморье представляет отнюдь не лишенную основания проблему. Более того, развитие гид­ роэнергетики в западной части республики путем строи­ тельства мощных каскадов гидроэлектростанций на р.р. Риони и Ингури, а в перспективе и на других водотоках, создаст мощную электроэнергетическую базу для строительства круп­ ного завода по производству электростали.

Грузинское Причерноморье имеет благоприятные пред­ посылки для развития и ряда других отраслей промышлен­ ности (текстильной, деревообрабатывающей, пищевой), что еще раз подчеркивает неотложную необходимость обосно­ вания строительства предприятий, использующих преимуще­ ства приморского географического положения и ориентирую­ щихся на привозное сырье.

Индустриализация Грузинского Причерноморья, безус­ ловно, имеет и .негативные стороны. Прежде всего, промыш­ ленное строительство сталкивается здесь с интересами ку­ рортно-туристского хозяйства, для которого данная террито­ рия является одной из основных в СССР. Возникшее проти­ воречие можно разрешить путем четкого функционального районирования .приморской полосы и полного соблюдения санитарно-гигиенических норм в промышленности. При пер­ вом приближении представляется целесообразным выделение следующих планировочных районов:

114;


1. Сухуми-Гагрский (от Леселидзе до Гульрипши), с ■преобладанием курортно-туристических функций. Промыш­ ленное строительство возможно в ограниченных масштабах, главным образом в целях обслуживания отдыхающих и ту­ ристов продуктами питания и некоторыми видами промыш­ ленных товаров. Кроме того, в Сухуми 'и Гудаута с целью максимального использования трудовых ресурсов оправдано создание нетерриториалоемких, нематериалоемких и без­ вредных в санитарно-гигиеническом отношении предприятий машиностроения, в частности электротехники и приборо­ строения. Дальнейшее развитие могут получить и предприя­ тия по переработке местного сельскохозяйственного сырья.

2. Батуми — Кобулетский район, по структуре хозяйства примерно идентичный предыдущему, с несколько большей, однако, ролью промышленности и портового хозяйства, обус­ ловленной тем, что Батуми является четвертым индуст.риаль-. ным центром Брузии. Для этого района показаны «курорт­ ные» отрасли, а также квалифицированное машиностроение (в Батуми).

3. Урекский район — представляет сабой резервную тер­ риторию для курортного строительства. Здесь возможно так­ же некоторое расширение рыбного промысла. Промышлен­ ное строительство целесообразно вести в ограниченных мас­ штабах.

4. Очамчирский район (от Гульрипши до Анаклии), за исключением некоторых местностей (Анаклия, Киндги и др.), которые будут развиваться в качестве курортов, распо­ лагает благоприятными возможностями для развертывания индустриального строительства. Наиболее выгодные предпо­ сылки в этом отношени имеет Очамчира, располагающим удобным транспортно-географическим положением на За­ кавказской железнодорожной магистрали и Черноморском шоссе. В перспективе здесь возможно строительство совре­ менного порта. В данном районе могут развиваться рыбная промышленность, машиностроение.

5. Потийский район (от Анаклии до Григолети) — наи­ более перспективная территория для нового промышленного строительства. Со временем в районе Поти может образо­ ваться новый промышленный узел, который включит в себя промышленные предприятия, построенные в расположенных вокруг города Поти поселках (Кулеви, Патара Поти, Чаладиди и др.). Развитие Лотийского узла должно идти по двум основным направлениям: создание мощной базы океаничес­ кого рыболовства (с собственным портом и специализиро­ ванной базой) и машиностроение. На более далекую пер­

115


спективу можно предвидеть дальнейшее усложнение произ­ водственного профиля города за счет создания совершенно новых отраслей — .нефтепереработки и нефтехимии и, воз­ можно, качественной металлургии. Немаловажным обстоя­ тельством роста .значимости Поти является окончательное разрешение Колхидской проблемы и создание крупного рай­ она интенсивного сельского хозяйства. Усилится транспорт­ ная функция города путем расширения морского порта, а также возможного на наш взгляд, строительства автомагист­ рали Очамчире—Поти—Кобулети и железной дороги Очам- чире—Поти—Супса, Представляется целесообразным восста­ новление судоходства в нижнем течении р. Риони, по берегам которого следует разместить новые промышленные предприя­ тия, т. е. превратить Риони в «ось» вновь создаваемого инду­ стриального района.

Новое транспортное строительство дает возможность со­ кратить транспортные издержки при перевозке грузов в югозападные районы Грузинской ССР и будет способствовать расширению промышленного, сельскохозяйственного про­ изводства и туризма в приморской полосе Западной Грузии.

Подъем производительных сил Потийского района позво­ лит этому городу выполнить предопределенную его геогра­ фическим положением роль — быть центром Грузинского Причерноморья; это, в свою очередь, будет способствовать окончательному формированию единого Причерноморского экономического района (включая Абхазскую и Аджарскую АССР), который до сих пор не располагает единым центром притяжения.

Вопросы дальнейшего использования природных ресурсов Грузии в промышленных целях

В структуре современной промышленности Грузии от­ расли, базирующиеся на использовании природных ресурсов и природных условий (главным образом почвенно-климати­ ческих) занимают довольно значительное место. Удельный вес отраслей базирующихся на использовании местных топ­ ливно-энергетических, горно-минеральных ресурсов, а также сельскохозяйственном сырье достигают 60% общереспубли­ канского промышленного производства. Среди них опреде­ ленное развитие получили такие отрасли, как топливная про­ мышленность, гидроэлектрознергетика, черная и цветная ме­ таллургия, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-цел­ люлозная, производство стройматериалов, розлив минераль­ ных' вод; значительное место занимают отрасли, которые

116

«посредственно связаны с природными условиями, а именно отрасли пищевой промышленности.

Перспективы дальнейшего развития группы отраслей, базирующихся на 1использовани,и природных ресурсов, связа­ ны, главным образом, с освоением минерально-сырьевых и гидроэнергетических ресурсов. Уже к концу девятой пятилет­ ки будет введен в эксплуатацию Маднеульский горнообогатительный комбинат, что позволит освоить крупное место­ рождение цветных металлов данного района. В близком бу­ дущем начнется освоение Ахейского месторождения ртути в горной Абхазии, а в конце 70-х годов — Запхитского сурьмя­ ного месторождения в Верхней Раче. Значительно возрастает добыча угля в Ткибули путем освоения Шаорской угленос­ ной площади, существенно возрастет объем добычи на эксплуатируемых месторождениях. Таким образом, общий объем валовой продукции добывающих отраслей промыш­ ленности Грузии увеличивается примерно в 2—3 раза.

На ,использовании местных природных ресурсов будет базироваться также промышленность стройматериалов. Осо­ бое значение при этом следует уделять цементной промыш­ ленности. В настоящее время в республике действует два цементных завода в Каспи и Рустави. Каопекий завод в бли­ жайшем будущем будет расширен. Однако, это даст воз­ можность лишь временно разрешить проблему обеспечения республики собственным цементом. Учитывая наличие ряда крупных месторождений цементного сырья и постоянно рас­ тущие потребности в цементе, необходимо предусмотреть уже в следующей пятилетке строительство нового крупного цементного завода в Западной Грузии мощностью несколько млн. т в год, а в последующие годы построить цементный завод в Восточной Грузии на базе богатого месторождения известняков в Цителоцкаройеком районе.

Особо следует остановиться на развитии в Грузии про­ мышленности по производству облицовочных камней. Наря­ ду с расширением и реконструкцией действующих в настоя­ щее время предприятий, все еще недостаточно оснащенных современной техникой, необходимо приступить к строитель­ ству новых объектов. В частности, целесообразно строи­ тельство в районе г. Кутаиси крупного камнеобрабатьгаающего комбината по производству облицовочных камней из месторождений Западной Грузии. Данное предприятие бла­ годаря мощной сырьевой базе, выгодному экономико-геогра­ фическому положению и близости черноморских портов смо­ жет производить продукцию для вывоза не только в цен­ тральные районы СССР, но и на экспорт.

117