Файл: Киселев, С. П. Ракета в воздушном океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 19. Силы и моменты, действующие на ракету в полете:

R — п о л н а я а э р о д и н а м и ч е с к а я с и л а ; Р — с ч л а тяги; ЛГ—сила

лобового сопротивления; У—подъемная сила; g —сило земно­

го тяготения; Мст—стабилизирующий момент; а—угол ата­ ки; ЦД—центр давления; ЦТ—центр тяжести; /—*плечо

Для того чтобы придать ракете определенную ско­ рость, к ней должна быть приложена сила тяги Р (рис. 19) — сила, возникающая при истечении газов из сопла двигателя.

Кроме того, на ракету действует сила земного притя­ жения g.

Рассмотрим полет ракеты без силы тяги, т. е. пассив­ ный участок ее траектории когда ракетный двигатель вы­ ключен.

Аэродинамические силы действуют .на каждый сопри­ касающийся с воздушным потоком элемент ракеты. Но для удобства расчетов принимается, что они приложены в одной точке — ЦД.

7 2

Если центр давления ракеты не совпадает с ее цент­

ром тяжести (ЦТ), а находится позади него,

то при отк­

лонении оси ракеты от направления

полета

возникает

в о с с т а н а в л и в а ю щ и й

( с т а б и л и з и р у ю щ и й )

момент Мп . При наличии

хвостового

оперения центр

давления сдвигается назад, так как увеличивается пло­ щадь ракеты, соприкасающаяся с воздушным потоком в хвостовой части. Чем ближе к хвостовой части ракеты центр давления и чем дальше он от центра тяжести, тем ракета устойчивее в полете.

Стабилизирующий момент вычисляется по формуле

MCT= c mQ ^ S t,

где ст— безразмерный коэффициент, q— плотность,

/—плечо, v—скорость ракеты, S —миделево сечение. Когда ось ракеты не совпадает с направлением ее полета (вектором скорости) между осью и вектором ско­ рости, образуется угол атаки а. Стабилизирующий мо­ мент стремится уменьшить угол атаки, т. е. возвратить

ракету в положение, когда а = 0.

Если центр давления находится впереди центра тяже­ сти, то при движении ракеты создается опрокидываю­ щий момент, который стремится увеличить угол атаки. В этом случае ракета неустойчива в полете и при значи­ тельном увеличении угла атаки может повернуться во­ круг поперечной оси, т. е. опрокинуться.

Устойчивость неуправляемых ракет в полете дости­ гается хвостовым оперением, которое смещает центр дав­ ления ракеты так, чтобы он находился позади центра тяжести. У управляемых ракет ЦД может находиться и впереди ЦТ. В этом случае устойчивость их полета под­ держивается воздушными или газовыми рулями. Эти ру­ ли создают управляющий момент, который выводит ра­ кету на расчетную траекторию в случае отклонения ее от заданного направления полета.

При вращении ракеты в полете возникает момент, на­ правленный в сторону, противоположную вращению; он называется д е м.п ф и р у ю щи м ( т у ша щи м ) мо ­ ме нт ом.

Величина демпфирующего момента зависит от угло­ вой скорости ракеты относительно продольной оси и двух поперечных осей. Сам же поворот ракеты относительно

73


осей зависит от условий обтекания ракеты потоком воз­ духа, а также от условий течения жидкостей и газов внутри ракеты (жидкости внутри ракеты — горючее и окислитель, а газы образуются в камере сгорания двига­ теля и являются рабочим телом ракеты).

Поэтому демпфирующий момент делят на внешний и внутренний.

В .и е ш н и й д е м п ф и р у ю т и й м о м е н т возника­ ет в результате сопротивления воздуха повороту ракеты, а в н у т р е н н и й обусловливается поворотом жидкости, которая находится в баках и трубопроводах, а также га­ зов в камере сгорания и сопле.

Следует указать, что момент демпфирования оказы­ вается довольно большим. Он составляет примерно 10% от всех сил, действующих на ракету в полете.

Как определить положение ракеты в пространстве? Для ориентирования ракет в пространстве с целью

изучения сил и моментов, действующих на них, применя­ ют системы координат: стартовую, связанную, скорост­ ную и др.

Остановимся на трех часто используемых системах координат.

Стартовая (земная) система координат— O X Y (рис. 20, а).

Стартовая система координат представляет собой правую прямоугольную систему координат. Начало сис­

темы О совмещается с центром массы ракеты,

располо­

женной на стартовом столе.

Ось O Y направлена

верти­

кально вверх, ось О Х направлена от точки старта к це­

ли, ось O Z расположена в

горизонтальной

плоскости,

она дополняет систему координат до правой,

т. е. нап­

равлена перпендикулярно осям O X , O Y . В этой

системе

координат обычно рассчитывается траектория полета ра­ кеты.

Связанная система координат связана с ракетой при

всех ее перемещениях.

Начало координат этой системы

помещается в центре

тяжести ракеты

(см. рис. 20, б).

Ось О Х ' направлена по продольной оси

ракеты, а оси

O Y ' и O Z ' перпендикулярны к ней.

Так как оси связанной системы координат определен­ ным образом связаны с ракетой, то знание их направ­ лений при полете ракеты равносильно знанию ориента­ ции самой ракеты в полете.


Положение этой системы координат

относительно

земной определяется тремя углами:

т а н г а ж а , р ыс к а-

ния и

к р е н а

(см. рис. 20,

в).

У г о л

т а н г а ж а

ф(1)—это угол между продольной осью

ракеты и гори­

зонтом

(плоскость XOZ). У г о л

р ы с к а н и я

o|)(II)

об­

разуется продольной осью ракеты и вертикальной

пло­

скостью, проходящей по оси ОХ (плоскость OXY). У г о л

к р е н а

у (III)

определяет поворот

ракеты

вокруг

ее

продольной оси.

 

 

 

 

 

 

Если земная система координат позволяет определить положение центра тяжести ракеты в пространстве, то связанная система дает возможность с помощью углов тангажа, рыскания и крена найти положение ракеты в целом относительно Земли.

Обе эти системы координат определяют положение ракеты в пространстве.

Рис. 20. Системы координат:

«а—стартовая (земная система координат); б—связанная система коорди­ нат; в —положение связанной системы координат относительно земной

75

Скоростная система координат связана с направле­ нием скорости полета. Начало координат этой системы берется в центре тяжести (или в другой точке) ракеты. Ось ОХ совпадает с направлением полета, а оси OY и OZ перпендикулярны к ней.

Какие факторы влияют на величину полной аэродинамической силы

Имеется много причин, которые влияют на величину полной аэродинамической силы.

Мы познакомимся только с главными, которые оказы­ вают существенное влияние. К ним следует отнести:

1. Характерный размер ракеты, обычно обозначаемый

буквой d.

Его называют м и д

е л е в о с е ч е н

и е

и л и

мидель .

Что это за сечение?

Это наибольшее

сечение

ракеты, перпендикулярное набегающему потоку.

Чем

больше это сечение, тем большее сопротивление воздуш­ ного потока испытывает ракета.

2. Второй причиной, оказывающей большое влияние на величину полной аэродинамической силы, является скорость полета. Нами получена формула аэродинамиче­ ской силы, где показано, что аэродинамическая сила про­ порциональна квадрату скорости. Но следует указать, что диапазон скоростей, в которых аэродинамические силы пропорциональны квадрату скорости, ограничены. В дей­ ствительности дело обстоит так.

При очень малых скоростях движения ракеты аэро­ динамические силы пропорциональны скорости в первой степени.

При скоростях, соизмеримых со скоростью звука, аэродинамические силы пропорциональны скорости в бо­ лее высоких степенях: четвертой, пятой и даже шестой.

В этом случае в формулы вносятся соответствующие поправки.

3. Существенное влияние «а аэродинамическую силу оказывает плотность воздуха. Мы уже знаем, что плот­ ность воздуха с увеличением высоты над землей умень­ шается. Следовательно, с увеличением высоты полета сопротивление движению ракеты уменьшается. В косми­ ческом пространстве сопротивление движению ракеты практически отсутствует.

76


4.Аэродинамические силы зависят от вязкости возду­ ха ц, которая в явном виде в принятые формулы не вхо­ дит. От вязкости воздуха зависит сила трения. Для срав­ нения вязкости различных сред приводятся коэффициен­ ты вязкости.

5.На величину аэродинамических сил оказывает вли­

яние отношение скорости полета ракеты к скорости зву­ ка. От этого отношения зависит сила сопротивления воз­ духа полету ракеты. При дозвуковых скоростях полета уменьшение отношения скорости полета ракеты к скоро­ сти звука приводит к уменьшению силы сопротивления,

апри больших (сверхзвуковых) уменьшение отношения

v/a приводит к увеличению силы сопротивления воздуха.

6.Сопротивление движению ракеты зависит от угла атаки а, т. е. угла между продольной осью ракеты и нап­ равлением скорости потока воздуха (точнее вектора ско­ рости). С увеличением угла атаки сопротивление растет, достигая максимума при критическом угле атаки; крити­ ческий угол атаки для различных летательных аппаратов

различен.

7. Аэродинамическая сила также зависит от угла

•скольжения р — угла, образованного (направлением ско­ рости полета и вертикальной плоскостью симметрии ра­ кеты. С увеличением угла скольжения сопротивление растет.

Сводя эти факторы в математическую форму, мы мо­ жем сказать, что аэродинамическая сила является функ­ цией следующих указанных выше величии:

R = f ( d , v, g, ц, а, а, Р).

Можно ли уменьшить силу лобового сопротивления при дозвуковых скоростях?

Сила лобового сопротивления •— вредная сила. Пе­ ред аэродинамикой стоит очень большая проблема: уменьшить силу лобового сопротивления ракет (любых летательных аппаратов). Для уменьшения силы лобово­ го сопротивления прежде всего необходимо улучшать формы, внешние очертания ракет и их аэродинамиче­ ских поверхностей (крыльев, хвостового оперения и др.).

Аэродинамики установили, что обтекание тела какойлибо формы потоками, имеющими различные скорости,

77

качественно различно. Поэтому не существует оптималь­ ной аэродинамической формы для всех скоростей полета ракет. Под оптимальной формой будем понимать такую, которая испытывает наименьшее лобовое сопротивление при заданной скорости (или в заданном диапазоне ско­ ростей) .

Форма аэродинамических поверхностей, оптимальная для дозвуковых скоростей, совершенно непригодна для сверхзвуковых скоростей. Кроме того, следует указать, что для различных скоростей дозвукового и сверхзвуко­ вого полетов оптимальные формы также должны отли­ чаться.

Опытами установлено и теоретически подтверждено, что оптимальной формой для дозвукового полета явля­ ется каплевидная (напоминающая форму падающей кап­ ли) .

Если при обтекании дозвуковым потоком тела с тупой носовой частью возле его поверхности появляются за­ вихрения (рис. 21, а), то тело каплевидной формы (см. рис. 21,6) обтекается потоком с той же скоростью плав­ но, без завихрений.

Конечно, в обоих случаях возникает разность давле­ ний перед телом и за ним, но во втором случае она мень­ ше, чем в первом, а следовательно, меньше сила лобово­ го сопротивления.

Влияние формы тела на величину лобового сопротив­ ления при дозвуковой скорости полета показано в табл. 2.

Даже профили, предназначенные для различных ве­ личин дозвуковых скоростей полета, неодинаковы (фор­ ма капли может быть вытянута больше или меньше)„ Поэтому при проектировании летательного аппарата его

Рис. 21. Дозвуковое обтекание:

а—тела цилиндрической формы с тупыми гранями; б —тела кяплевнд~

ной формы

78


форма подбирается так, чтобы получить наименьшее ло­ бовое сопротивление в том диапазоне скоростей, на кото­ рые он рассчитывается.

Таблица 2

ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ТЕЛА НЕ ВЕЛИЧИНУ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ДОЗВУКОВОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА

Величина лобоФорма тела вого сопротив­

ления, °/0

I

Пластинка в виде круга

100

Конусообразная, повернутая конусом против по­

75

тока

Конусообразная, повернутая конусом в направ­

25

лении потока

Каплевидное тело

5

79