ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Г л а в а 111
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АЭРОДИНАМИКА
Трудности в определении сил и моментов, действую щих на ракету (любой летательный аппарат), до насто ящего времени практически не преодолены. Поэтому для решения практических задач, связанных с проектирова нием летательных аппаратов, надо было найти достаточ но простые инженерные методы. Такие методы разрабо таны экспериментальной аэродинамикой.
Экспериментальные методы основаны на теоретиче ских положениях.
Экспериментальная аэродинамика занимается прак тическим исследованием воздействия воздуха (газов) на движущуюся в нем ракету (любой летательный аппа рат) .
В связи с тем, что постановка опытов с движущимися ракетами, особенно крупными, слишком дорога и во мно гих случаях трудно осуществима, на практике широко используется принцип обратимости, который заключает ся в том, что движется ли ракета в неподвижном возду хе или, наоборот, движется воздух, обтекая неподвижную ракету с той же скоростью, — результат взаимодействия ракеты с воздухом получается одинаковым, т. е. аэроди намические силы, действующие на ракету, и в том и в другом случае одинаковы.
Этот принцип используют при определении аэродина мических сил в аэродинамических трубах. Ракету или ее уменьшенную модель укрепляют в аэродинамической
80
трубе на специальных весах, с помощью которых измеря ют аэродинамические силы.
Определение аэродинамических сил сводится к опре делению коэффициентов сх, су и др. Теоретический рас чет этих коэффициентов, зависящих от многих причин, о которых было сказано ранее, довольно сложен. Поэтому их находят опытным путем. Экспериментально определя ют также условия обтекания ракет воздухом и другие данные, необходимые для выбора рациональных харак теристик проектируемой ракеты.
В настоящее время применяются следующие методы аэродинамических исследований.
1. Испытания в аэродинамических трубах, при кото рых определяются аэродинамические характеристики ра кет и изучаются условия обтекания их воздухом.
2.Определение аэродинамических характеристик с помощью ракетных тележек.
3.Испытания с помощью аэробаллистических трасс.
4.Летные (натурные) испытания.
Расскажем сначала об аэродинамических спектрах, а затем остановимся на методах испытаний.
Аэродинамические спектры
Вполне понятно, что величины аэродинамических сил находятся в прямой зависимости от характера обтекания ракеты воздушным потоком (газом). Чтобы хорошо ра зобраться в физической сущности явления обтекания, его делают видимым. При этом процесс обтекания фотогра фируют или снимают на кинопленку. Эта видимая кар тина обтекания ракеты потоком воздуха называется аэродинамическим спектром. Путем визуального наблю дения, фотографирования или снятия на кинопленку (оп тическими методами) в аэродинамической трубе изучают условия обтекания потоком воздуха ракеты (модели) или ее отдельных частей.
Рассмотрим основные части аэродинамического спек
тра. |
|
Перед закрепленной в трубе |
моделью ракеты поток |
воздуха течет прямолинейно, он, |
как говорят, не дефор |
мирован. Такой поток называют |
н е в о з м у щ е н н ы м 1 |
(рис. 22). По мере приближения потока к модели он де формируется 3: изменяются площадь поперечного сече-
't |
3810 |
81 |
2
Рис. |
2 2 . Части |
аэродинамиче |
|
ского спектра: |
|
|
|
/—невозмущепиыЛ |
лоток; 2 — возму |
||
щенный поток; |
3 — деформирован |
||
ный |
поток; 4—пограничный слой; |
||
|
5—‘спутная |
струя |
|
ния и направление струек потока. |
Вследствие |
этого из |
меняется и скорость воздуха в потоке. Такой деформиро ванный поток называют в о з м у щ е н н ы м 2.
Прилегающий к модели слой воздуха 4, в котором па движение воздуха влияют силы вязкости, называют пог раничным слоем. В нем скорость частичек воздуха изме няется от нуля до скорости набегающего потока в дан ном его сечении. Пограничный слой при стеканни с мо дели образует завихрения — с п у т н у ю с т р у ю 5. Как видно из рис. 22, в пограничном слое течение может быть ламинарным и турбулентным. До сечения а—а оно лами нарное, а за этим сечением — турбулентное.
Впереди модели скорость соседних слоев потока в данном его сечении одинаковая, следовательно, в них не действуют силы внутреннего трения. Такие слои назы вают потенциальными.
Аэродинамические спектры некоторых тел показаны на рис. 23. По фотографиям таких спектров (рис. 24) можно изучать обтекание тел воздухом и установить наи выгоднейшие формы ракет.
Фотографирование ракеты в воздушном потоке отно-
Рис. 23. Аэродинамические спек тры:
о—при обтекании пластины; б—при обтекании тела капле&идноП фор мы; в—при обтекяицн несимметрич
ного тела
82
Рис. 24. Фотография аэродинами ческого спектра артиллерийского снаряда
сят к оптическим методам исследования. Применяется несколько таких методов: теневой, щелевой и интерфе ренционный.
Теневой метод — самый простой. Он заключается в следующем. Обтекаемая воздушным потоком ракета или модель на мгновение освещается точечным источником света. Тень ракеты вместе с потоком воздуха проектиру ется на экран (рис. 25, а) или на фотопластинку. Из фи зики известно, что угол преломления света, проходящего через воздух, зависит от плотности воздуха. Те участки воздушного потока, которые имеют большую плотность, отклоняют световые лучи на больший угол. В результате этого различные участки теневого изображения ракеты на экране получаются неодинаковыми. На рис. 25, б при ведена фотография снаряда в сверхзвуковом потоке, сде ланная теневым методом. Этот метод удобен для непо-
Рис. 25. Теневой метод определения аэродинамического спектра:
д—схема установки: /—модель; 2—экран, 3—источник света; б—фотогра фия снаряда, сделанная теневым методом
4* |
83 |
1 |
3 |
6 |
спектра:
/—точечный источник света; 2—линза; 3 — фокус; 4—‘шторка; 5— точка местного сгущения воздуха; 6 —светлое пятно
средствеиного фотографирования ракеты, но он дает удовлетворительные результаты лишь при больших изме нениях плотности потока, т. е. при больших скоростях потока (полета ракеты).
Щелевой (шлирный) метод состоит в следующем. Лу чи от точечного источника света 1 (рис. 26) проходят че рез линзу 2, собираются в фокусе 3 и, попадая в фотоап парат, дают на матовом стекле изображение светлого круга. Когда лучи перекрываются в фокусе шторкой 4, круг исчезает. Если в точке 5 находится местное сгуще ние воздуха, то луч, проходящий через эту точку, прелом ляется и попадает в аппарат, пройдя выше фокуса. На матовом стекле точка 5 получается в виде светлого пят на 6.
Этот метод позволяет обнаруживать очень малые уп лотнения. С его помощью можно наблюдать звуковые и ударные волны, отрыв потока от ракеты (снаряда) и дру гие явления, связанные с изменением плотности потока.
Интерференционный метод чувствительнее описан ных. Он основан на использовании физического явления интерференции световых волн, т. е. наложения друг на друга световых волн одинаковой длины. В результате такого наложения волны усиливаются или ослабляются.
Один пучок лучей пропускается через стеклянные ок на аэродинамической трубы, где находится ракета (сна ряд) , а другой аналогичный пучок проходит такой же по длине путь в свободной атмосфере. Затем эти лучи нак ладываются друг на друга. По величине усиления или ослабления лучей в месте их встречи устанавливается плотность воздушного потока в аэродинамической трубе.
84
Рис. 27. Фотография интерференционного изображения обтекания снаряда
Прибор, используемый при этом методе для изучения воздушного потока, 'называется интерферометром.
Вместе с обычными приборами (трубкой Пито, тер мометром и др.) этот прибор позволяет определять плот ность потока, скорость, температуру.
Фотография интерференционного изображения обте кания снаряда показана на рис. 27.
Спектр обтекания ракеты можно получить, погружая
Рис. 28. Установка для дренирования:
/—модель ракеты; 2—отверстия, в которые поступает воздух; 3 — труб
ки, по которым давление воздуха передается к манометрам
85
модель в неглубокий поток воды, равномерно движущий ся с небольшой скоростью. При этом образуются волны, которые по своему виду напоминают волны, создаваемые ракетой в воздушном потоке. Характер этих волн можно изучать с помощью фотоснимков. Такой метод получения спектра называется м е т о д о м а н а л о г и и с в о д я ной в о л н о й.
Чтобы выяснить распределение давления по поверхно сти ракеты (модели), производится д р е н и р о в а н и е р а н е т ы . Оно заключается в следующем. На поверхно сти ракеты (рис. 28) делаются отверстия, эти отверстия соединяются трубками, идущими внутри ракеты. Трубки присоединяются к манометрам, измеряющим давление воздушного потока в точках поверхности ракеты, где име ются отверстия. Для измерения давления часто применя ются батарейные манометры, состоящие из большого ко личества отдельных манометров.
Скорость ракеты (потока) измеряется т р у б к о й Пи то. Она действует по принципу измерения разности дав лений встречного потока воздуха и статического. При помощи трубки Пито можно определять скорость ракеты в полете или скорость потока воздуха в аэродинамиче ской трубке.
Для непосредственного измерения числа М применя ется маметр — стрелочный прибор, показывающий число Маха в данном потоке. Одни маметры работают по тому же принципу, что и трубка Пито, в других измеряется разность температур в точке нулевой скорости и свобод ном потоке.
Аэродинамические трубы
В аэродинамических трубах ракету или модель за крепляют неподвижно в определенном положении и пус кают поток воздуха, который обтекает ее. Чтобы понять, как при этом определяются аэродинамические силы, не обходимо рассмотреть схему аэродинамической трубы и ее действие.
Аэродинамические трубы бывают различных типов и размеров. Для продувки ракет, особенно крупных, или самолетов требуются аэродинамические трубы больших размеров и огромная мощность нагнетателей. На практи
86
ке чаще применяются аэродинамические трубы сравни тельно небольших размеров. В таких трубах продувают ся пте ракеты, а их модели. Модель подобна ракете, но имеет меньшие размеры.
Аэродинамические трубы могут быть непрерывного и периодического действия.
Аэродинамическая труба непрерывного действия (рис. 29) имеет замкнутый канал с переменным сечением. По этому каналу компрессором 1 прогоняется воздух. Ско рость прогоняемого воздуха в разных сечениях трубы неодинакова.
Воздух, проходя через сопло 2, ускоряется и поступа ет в рабочую часть 3, где помещена испытываемая раке та или модель. В рабочей части скорость воздуха наи большая. Из рабочей части воздух поступает в диффу зор 4, где скорость потока уменьшается, но при этом возрастает давление. Затем воздух по обратному каналу 5 поступает в компрессор.
Для непрерывной подачи воздуха в такие трубы тре буются достаточно мощные компрессоры.
Аэродинамические трубы периодического действия работают с перерывами. Эти трубы обычно имеют каме ру высокого давления, в которую компрессором накачи вается воздух до создания необходимого давления. За тем открываются клапаны, и воздух движется по трубе, создавая нужную скорость в ее рабочей части.
В трубах периодического действия требуются менее мощные компрессоры, так как они используются только в течение сравнительно коротких промежутков времени для нагнетания в камеру воздуха под высоким давлени ем.
Аэродинамические трубы могут быть д о з в у к о в ы ми, о к о л о з в у к о в ы м и и с в е р х з в у к о в ы ми в
Рис. 29. Схема аэродинамической трубы непрерывного действия:
/—компрессор; 2 —сопло; 3 —рабочая
часть трубы; -/—диффузор; 5—об* ратный канал
87
Рис. 30. Типичная сверхзвуковая аэродинамиче ская груба:
/—рабочая часть; 2—сопло; 3 — выравниватель; диффу зор; 5—указатель угла атаки модели; 6 — зеркало; 7—ис
точник света для фотографирования; 3—панель мано метров
зависимости от скорости потока (или числа М), которую необходимо получить в рабочей части труда.
При сверхзвуковых скоростях потока скорость возду ха в рабочей части трубы (число М) зависит главным образом от профиля сопла. Поэтому для получения чис ла М, большего единицы, в сверхзвуковых трубах приме няются в основном сменные сопла.
На рис. 30 показаны рабочая часть и сопло типовой сверхзвуковой аэродинамической трубы. В этой трубе есть оптическое зеркало и система фотографирования (модели и процесса испытания. В рабочей части трубы 1 находится застекленное окно для визуального наблюде ния или фотографирования ракеты. Поток воздуха из выравнивателя 3 поступает в сопло, где скорость его уве личивается до необходимой величины, из сзопла воздух /подается в рабочую часть. На панели 8 расположены ма нометры для-измерения давления в различных частях ;трубы.
ч В связи ^ большими скоростями потока воздуха в тру бе изменение скорости и давления воздуха в ней вызыва ет понижение его температуры. Это приводит к конденса
те
ции паров воды и нарушает условия испытания модели. Поэтому в трубах с большими числами М (большими скоростями потока) применяется осушение воздуха.
Ракета или ее модель закрепляется в рабочей части трубы на аэродинамических весах. Весы — очень важная часть трубы. От них зависит точность измерения харак теристик, а она должна быть высокой, так как величина сил, действующих на ракету, может изменяться в до вольно широком диапазоне.
Весы должны иметь высокую чувствительность для обнаружения разницы в сопротивлении воздуха при дви жении ракеты, которая может быть внесена незначитель ным изменением ее формы (например, при необходимо сти установить влияние степени обработки поверхностей ракеты).
По принципу действия в е с ы |
мо г у т б ы т ь |
м е х а |
|
н и ч е с к и м и , |
р ы ч а ж н ы м и |
или э л е к т р о н е х а - |
|
н и ч е с к и м и. |
|
|
|
Ракета или ее модель продувается, как правило, под |
|||
различными углами атаки. Для установки ракеты |
(моде |
ли) под определенным углом атаки в рабочей части тру бы устраивается подвеска. Чтобы уменьшить ошибки в определении лобового сопротивления ракеты, сама под веска должна иметь минимальное лобовое сопротивле ние.
Какие же характеристики определяются в аэродина мических трубах и как они измеряются?
В аэродинамических трубах определяются составля ющие полной аэродинамической силы, по которым рас считываются аэродинамические коэффициенты (коэффи циенты лобового сопротивления, подъемной силы и бо ковой силы), стабилизирующий момент, действующий на летательный аппарат, характеристики устойчивости и управляемости и т. п.
Труба позволяет опытным путем найти данные, необ ходимые для установления оптимальной формы ракеты и ее элементов. Для этого можно обдувать раздельно кор пус ракеты, крылья, хвостовое оперение или всю ракету в целом.
Все эти аэродинамические характеристики определя ются при помощи весов.
5 |
3810 |
89 |
|
|