Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лую ночь грохотал и булькал, и его стоны отдавались болью в сердцах ихтиандровцев, Бухта залита грязью из оврагов, окаймляющих лагерь. На море волнение. Где-то штормит. По лагерю бродят экзотические фигу­ ры — кто в гидрокостюмах, кто в плавках, в резино­ вых сапогах и под зонтиком. Жизнь не утихает только на кухне.

В эти дни было много времени для раздумий, оце­ нок... Прошла половина отпуска. Дом еще не установ­ лен. В лагере все больше недовольных. Далеко не каждый представлял, что это будет за отпуск.

Мне кажется, что мы стоим на быстро вращающем­ ся круге. В центре группа „железных" ребят. Вокруг еще несколько десятков человек. Они держатся проч­ но, хотя центробежная сила действует и на них. Даль­ ше — остальной лагерь. Почти сто человек. Одни ста­ раются приблизиться к центральной группе, другие слетают с круга. Главное — удержаться тем, кто в центре.

Приходят в голову геологические аналогии. Считают, что морские россыпи минералов образуются путем механической сортировки частиц под действием тече­ ний и волнения. Так идет отбор и членов нашей экс­ педиции.

Вынужденный перерыв позволяет вспомнить и о дру­

гих

наших делах.

Каждый день

уходит под

парусами

на

„Крабе" группа спелеологов

из киевского

клуба

им.

О. Шмидта,

или попросту

„шмитюки",

во

главе

с Борисом Владимирским. Вечером они выгружают из лодки вырубленные в пещерах и скалах камни, над которыми трудилось время, море и ветер. Камни, по­ хожие на кораллы, на фигуры животных. О „шмитюках" можно написать отдельную книгу. Если будете в Киеве, зайдите к ним в клуб, и вы поймете, почему они с нами, хотя и не занимаются подводными дома­ ми. Вот адрес: г. Киев, улица Артема, 43, КОШ,

63

14 августа

Собрание членов клуба. Быть или не быть экспери­ менту? Очень трудно, но никто не считает, что нет никаких шансов. Объявляется тотальная мобилизация. Руководить подготовкой дома к погружению будет Юра Барац. Думается, он больше всего подходит для этой работы. Разносторонние навыки, нешаблонное мышление, спокойствие, умение планировать последо­ вательные операции, анализировать каждую из них — . эти черты характе'ра инженера-экспериментатора как нельзя лучше пригодятся здесь.

15 августа

В Совет экспедиции поступили заявления от желаю­ щих стать испытуемыми в подводном доме. Заявлений пять — от Хаеса, Галактионова, Советова, Гуляра и Бо­ риса Песка. Медики начали обследования испытуемых. Будущие акванавты носятся с бутылками для анализов.

Наконец дом и балласт прочно связаны. В конце, дня под торжествующие крики ихтиандровцев „Гутти" вывела дом из бухты. Торжествовать пришлось недол­ го. На первом полукилометре пути вышел из строя мотор, и пришлось перейти на древний, испытанный

способ — две

смены гребцов за

четыре часа привели

дом к месту погружения.

 

Наступила

ночь. Небо, море,

берег — все поглотила

тьма. За „Гутти" в десятке метров покачивается белым пятном дом. Стучит мотор „Лидинга” , который крей­ сирует вокруг. С берега лодки ориентируют фонарики. Около полуночи дом ввели в бухту, где будет прохо­ дить эксперимент.

20 августа

Дом погружен на одиннадцатиметровую глубину. Подведены шланги и кабели. Почти все готово к прие­ му акванавтов. Совет экспедиции и медицинская ко-

64


миссия установили последовательность, в которой

акванавты войдут в дом,

Теперь медики готовятся

к обследованию акванавтов

в подводном доме.

По нашему приглашению приехал сотрудник Инсти­ тута океанологии АН СССР Павел Боровиков. Через два года о нем узнают как об одном из создателей подводного дома-лаборатории „Черномор", соавторе интересной книги о зарубежных подводных экспери­ ментах „Человек живет под водой".

26 августа

Из дневника акванавта Димы Галактионова. „...На­ строение ровное. Получил письмо и телеграмму. Аппе­ тит хороший, но присылают слишком много еды, при всем желании съесть ее невозможно. Вкусовые

5 Киклелич

65

ощущения сохранились полностью. Чувство новизны пропало, Совершенно нет свободного времени..."

Нет свободного времени и на поверхности. В дом спускаются врачи. Исследуются кровообращение, пси­ хика акванавтов, измеряется частота дыхания. Резких изменений основных физиологических. показателей не наблюдается. Нет и признаков кислородного воспале­ ния легких, которым нас пугали некоторые специа­ листы.

Начинается подготовка к выходу на поверхность первого нашего акванавта — Саши Хаеса. Проверяется дозатор для приготовления гелиевокислородной сме­ си. Голос в гелиевой атмосфере меняется, становится похожим на голос Буратино. „Я говорю громовым гелиевым голосом",— пищит кто-то из-под воды.

В организме акванавта сейчас растворено в два раза больше азота, чем обычно его содержится в организ­ ме человека на поверхности. Необходимо удалить эти „излишки". Сначала Саша проходит десатурацию в доме. Он дышит смесью кислорода с гелием, а за­ тем чистым кислородом, которые должны вымыть избыточный азот.

В бухте собралось все население лагеря. В 18.00 Саша вышел на глубину 7 метров. Теперь он дышит воздухом из акваланга. Удаление азота, которым на­ сытились ткани, продолжается теперь уже вне дома за счет постепенного снижения давления при подъе­ м е — декомпрессии, Саше предстоит опустошить не­ сколько аквалангов на глубине 7 и 3 метра.

Наконец в 19.00 первый акванавт „Ихтиандра” после трех суток подводной жизни выходит на поверхность. Поздравления, цветы. Первый этап эксперимента за­

вершен. Медики быстро уводят Сашу в свою

палатку.

А

в доме по-прежнему два акванавта. Третьим ушел

под

воду

Юра Советов. Высокий красивый

парень,

с красивой

фамилией. Шахтер, привыкший к

сложным

66


условиям, перворазрядник по десятиборью, универ­ сальный спортсмен, отлично развит физически — у ме­ диков зашкаливает приборы, когда он проходит обсле­ дования. Если добавить к этому выдержку, спокойствие, дисциплинированность, вы поймете, почему Юра стал акванавтом всех трех наших подводных домов.

27 августа Из дневника Юры Советова. «...После 16 часов пре­ бывания в доме самочувствие хорошее. Очень легко выходить из дома в воду, нет необходимости „проду­

ваться" (по

терминологии

подводников, „продувать­

с я "— значит

выравнивать

наружное давление и дав­

ление

в полости среднего

уха и придаточных

полостях

носа,

как, например, приходится делать при

снижении

самолета.— Ю. К.). Легко задерживать дыхание. Тем­ пература в доме 23°С. Переносится она как нейтраль­ ная — ни жарко, ни холодно. Чувствую, что координа­ ция движений не нарушена. Очень жаль, что из-за малой высоты дома я не могу сделать сальто...»

Последняя запись Юры. „...Дом сильно качает. Пе­ репады давления ощущаются барабанными перепон­ ками..."

Тарханкут вновь проявляет свой дурной нрав, о ко­ тором лоции предупреждают моряков. С утра дует ветер. Идет дождь. Когда волнение достигает 3—4 бал­ лов, принимается решение вывести _Советова и Галак­ тионова. После десатурации они выходят из дома. В воде почти ничего не видно. Акванавты поднимают­ ся на поверхность по воздухопроводному шлангу. Экс­ перимент дальше продолжать нельзя. Через два часа бухта превращается в кипящий котел. Береговая база демонтируется. До позднего вечера перевозим обору­ дование в основной лагерь. Только медики продол­ жают исследования.

28 августа

После огромного нервного напряжения все рассла­ бились и не знают, чем заняться. Как быстро все про­ мелькнуло! Днем все собрались, чтобы сфотографиро­

ваться на прощанье. Оказалось тридцать

человек.

Это — устоявшие

на круге. А начинало около

сотни.

По-прежнему

штормит. Иссиня-черное море

в белых

бурунах. В небе фантастическое пиршество цвета и формы. Холодно. Тяжелая мокрая земля пахнет осенью. Вечером прощальный ужин. Спасаясь от вет­ ра, собрались под скалой на берегу моря. Горсткой греемся у костра. Песни, как в лучшие времена.

29 августа

Ла'-ерь сворачивается. Сегодня не место вчерашне­ му элегическому настроению. Сегодня снова рабочий

68


день. По разъяренному морю, каким-то чудом не пе­ ревернувшись, привезли на „Лидинге" воздушный

шланг с места погружения дома.

Юра

Качуро стоит

в лодке среди колец шланга,

как

новоявленный

Лаокоон.

 

 

Все готовятся к погрузке. Забивают ящики. Уклады­ вают палатки. Вот и мачта снята. К заходу солнца пришли машины. Погрузили самое ценное оборудова­ ние. Лодки, компрессор и многое другое оставили в кошаре: весной вернемся. Нет ни времени, ни средств увезти все в Донецк. Наши отпуска закончи­ лись еще вчера...

Я перечитываю материалы экспедиции „Ихти- андр-66". Несколько десятков страниц отчета, дневник, письма. Все умещается в одной папке. Рядом толстые тома отчетов 1967 года, десятки папок с материалами последующих экспериментов. Но все это появилось потом. ,,Ихтиандр-66" был первенцем. И именно он

создал

коллектив, объединил вокруг

себя инженеров

и

врачей,

дал нам

опыт, который

не

найдешь ни

в

одной

книге.

 

 

 

 

Не зная, какие трудности еще ждут нас, мы уже

мечтали

о

будущем

эксперименте.

В

техническом

и медицинском отношении „Ихтиандр-66" был под­

готовительным этапом

и

вызвал

нетерпеливое же­

лание

двигаться

дальше,

читать,

учиться,

перейти

к более

обширной

и

глубокой программе

исследо­

ваний.

Погружение „Ихтиандра-66" позволило преодолеть тот психологический барьер, который называют по-раз- • ному: осторожность, привычка, здравый смысл, кон­ серватизм.

Благодаря нашему домику мы познакомились со своими будущими коллегами из Москвы и Ленин­ града. И если погружение „Ихтиандра-66” хоть не­ много ускорило рождение „Черномора" и новоселье

69