Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 марта 1966 года. Заседание. Совета клуба. Обсуж­ дается предложение председателя провести экспери­ мент с подводным домом.

Через неделю общее собрание клуба приняло ре­ шение: мы будем заниматься изучением жизни и' дея­

тельности человека, длительное время

находящегося

под

водой.

Предстоит

составить

программу

работ

и уже летом провести первый эксперимент.

 

 

 

Итак,

анкетные

данные.

Имя — „Ихтиандр".

Родите­

ли — Александр Беляев

и Жак-Ив Кусто. Дата рожде­

ния— 30

марта 1966 года. Место рождения — Украина,

Донецк.

Регистрация о

рождении — Калининский

рай­

ком

ДОСААФ.

Состав

 

семьи — 100

аквалангистов

в возрасте

от 18

до 50 лет. Постоянная

прописка —

Дом культуры медработников. Временная

прописка —

Черное море.. Образование— техническое

и медицин­

ское.

Увлечения,

привязанности — море,

любимая

ра­

бота,

настоящие

люди.

Средства к

существованию —

паевые взносы членов семьи и помощь

друзей.

Есть

ли родственники

в других

городах,

за

границей — да,

есть.

Началась жизнь, о которой можно сказать^ словами одного из героев С, Лема: «Его спросили: „Как тебе

жилось?" — „Хорошо,— ответил

он,— много

 

рабо­

тал".—-„Были ли у тебя враги?" — „Они

не мешали мне

работать”;— „А

друзья?"— „Они

настаивали,

чтобы

я работал"».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа „Ихтиандр"

 

 

Еще древние

философы

говорили,

что благо

везде

и повсюду

зависит от

соблюдения

двух

условий:

правильности

установления конечной

цели

и отыска­

ния соответствующих средств, ведущих к ее дости­ жению.

4 Киклееич

49


Эти условия мы и пытались выдержать, составляя

программу своих действий. Работы

последующих

пяти лет были подчинены общему

направлению —

изыскание, научное обоснование и разработка методов и средств медико-технического обеспечения конкрет­ ной трудовой деятельности человека в подводных условиях.

Выбор направления и содержание наших работ основываются на следующих общих и специфических положениях.

— Уникальная пластичность и универсальность чело­ века при решении творческих задач и рабочих опера­ ций, объединенные с непреодолимой, жаждой позна­ ния и стремлением к новому, предопределяют необхо­

димость

и неизбежность

непосредственного

участия

его в

освоении океана

с выходом в

подводную

среду.

 

 

 

 

— Основной целью пребывания человека

под

водой

в ближайшие годы будет научная и производственная деятельность, т. е. труд в двух его основных разно­ видностях— операторская деятельность и физическая

нагрузка.

и

— Отличительной

особенностью освоения океана

сучастием человека является возрастающая роль

длительного пребывания в подводных базах, убежи­ щах и непосредственно в воде в индивидуальных сред­ ствах защиты, связанных с необычными для организма условиями обитания.

— Освоение океана включает в себя комплексные медико-технические проблемы, требующие, особенно на первом этапе, выполнения значительного объема исследований в области подводной физиологии, психо­ логии, гигиены, врачебного контроля и обеспечения безопасности акванавтов.

Медико-физиологические исследования ведутся в ла­ бораториях и натурных условиях. Камерные экспери­

50


менты позволяют имитировать далеко не все факторы среды и реакции человека, особенно психологического плана. Только научные данные о комплексном воздей­ ствии условий длительного пребывания под водой на организм человека, полученные в натурном экспери­ менте, позволяют обеспечивать безопасность жизни и деятельности человека в глубинах океана. Вот поче­ му так нетерпеливо ученые ждут результатов каждого морского эксперимента, Подтвердят ли они известные данные или дадут новые сведения? Не является ли мифом убеждение в том, что человек, который бла­ годаря своим удивительным способностям переносит условия, отличные от обычных, может бесконечно испытывать свой организм, подвергаясь влиянию но­ вого окружения, ведя непривычный образ жизни?

— Существуют две тенденции в освоении океана. Первая — наращивание глубин погружения с . разра­ боткой безопасных дыхательных смесей, режимов декомпрессии и созданием соответствующей техники. Эти работы, требующие значительных материальных и людских ресурсов (подготовка эксперимента „Си- лаб-3” стоила 17 миллионов долларов), по нашему мнению, могут и должны проводиться крупными спе­ циализированными организациями и научными центра­ ми и доводиться до этапа создания серийных образцов универсального оборудования и общих норм и требо­ ваний. Вторая тенденция — использование новых мето­ дов и техники, обеспечивающих длительное пребыва­ ние человека под водой, для решения конкретных научных и производственных задач с разработкой специальных отраслевых методов и техники подводных работ, с проведением медико-физиологических иссле^ дований применительно к конкретным видам подвод­ ной жизнедеятельности.

— Уже созрели условия для экономически оправ­ данного и достаточно безопасного использования, по

51

крайней мере на небольших глубинах, подводных до­ мов в научных и производственных целях. Неоценимо методическое значение экспериментов на малых глу­ бинах. Возможность использования для дыхания^жатого воздуха, сравнительно высокая температура воды, удобство обслуживания подводного дома резко упро­ щают и удешевляют эксперименты, увеличивают без­ опасность работ и позволяют, помимо выполнения основных программ исследований, например геологи­ ческих работ и др., использовать подводные дома на глубинах 10—12 метров в качестве отличных полиго­ нов для испытания приборов, систем, методов и при­ емов работ, которые затем будут применяться на значительных глубинах. Здесь будут готовиться и тре­ нироваться акванавты. Наконец, здесь будут получены обширные медико-физиологические данные о влиянии на организм человека условий подводной жизни. Ведь, кроме газового состава и давления, остается еще много факторов, к которым человек должен приспо­ собиться, если он хочет работать в океане,— гидро­ невесомость, изменение обычных внешних раздражи­ телей, иной температурный баланс и др.

Однако объем медико-физиологической информа­ ции, полученной в морских условиях на этих глубинах, крайне мал. К 1967 году, пожалуй, только материалы эксперимента „Преконтинент-Г'содержали некоторые данные об изменениях в организме акванавтов, живу­

щих

на глубинах 10—

12 метров.

--

Среди различных

отраслей науки и промышлен­

ности одной из наиболее нуждающихся в новых мето­ дах подводных работ и наиболее подготовленных к их практическому использованию, по нашему мнению, является геология. Это объясняется необходимостью перспективного планирования добычи полезных иско­ паемых, растущими трудностями разведки и добычи полезных ископаемых на суше, стремительно возра­

52



стающей потребностью в минеральном и энергетиче­ ском сыр\>е, увеличением масштабов подводных строи­ тельных работ, задачами защиты берегов и др.

— Результаты подводьых исследований могут использоваться в ряде смежных областей — космиче­ ской науке, горноспасательном деле, гипербарической медицине.

Нас интересовал, таким образом, человек, акванавт, длительное время живущий под водой и занимаю­ щийся конкретной трудовой деятельностью, например геологическими работами; характеристика его труда; отбор и подготовка акванавтов для этих работ; физио­

логические,

психологические и гигиенические методы

и средства

сохранения нормального самочувствия

и поддержания умственной и физической работоспо­ собности на удовлетворительном уровне; технические'

средства обеспечения работ

подводных

•геологов

и медико-физиологических исследований.

 

Все работы были разбиты

на звенья;

„человек —

подводная база", „человек — подводная среда”, „чело­ век— объект подводного труда", которые в дальней­ шем должны были объединиться в единую закончен­ ную и гармоничную систему.

За пять лет по программе „Ихтиандр" мы провели девять различных экспериментов. Звено „человек — подводная база" исследовалось в трех опытах с по­ гружением подводных домов „Ихтиандр-66", „Ихти- андр-67", „Ихтиандр-63", в эксперименте, имитирую­ щем один из моментов аварийного выхода акванавтов На поверхность, и в камерном эксперименте „Сальва­ тор". Исследования второго звена, „человек — подвод­ ная среда", начаты темой „Чибис" (человек и безопорная иммерсионная среда). Наконец, в 1968—1969 годах на созданных подводных бурильных установках проводилось изучение звена „человек — объект под­ водного труда".

53

1966 год. Т А РХА Н КУ Т

23 августа 1966 года. Крым. Тарханкут. Штиль. И только в одном месте море бурлит. Из-под воды поднимаются тысячи пузырьков воздуха, образуя бе­ лое пенящееся пятно. От подводного гейзера к бере­ гу идут шланги, кабели. На берегу два человека в ак­ валангах готовятся к погружению. Один из них выйдет на поверхность лишь через трое суток. Саша Хаес первым из ихтиандровцев поселится в подводном доме. Второй, Жора Тунин, провожает, акванавта. Он еще раз проверит освещение, связь, подачу воздуха и поднимется наверх. Мы еще не знаем, что сейчас рождается традиция: Жора будет сдавать акванавтам каждый подводный дом.

Из дневника Саши. «...Придя „домой", я переоделся в сухое шерстяное белье и очень удобно расположил­

ся на верхней полке. Воздух в доме чистый, без

запа­

ха.

В иллюминаторе — ультрамариновая синева,

насту­

пают подводные сумерки. Попросил выключить

свет.

За

иллюминатором подводный пейзаж — часть

отвес­

ной скалы, заросшей водорослями. Кустики водорос­ лей плавно покачиваются из стороны в сторону, как бы зазывая к себе. Там, наверху, начинается волнение. Дом немного качается, все длиннее становятся взмахи водорослей...

...Включают свет. В доме не холодно, хотя и боль­ шая влажность. Толстый кабель и еще более толстый воздушный шланг в открытую пересекают дом и, ко­ нечно, уюта не создают. Зато смотреть на них прият­ но— это свет, тепло, воздух. Телефонный кабель изящ­ но пристроился в самом углу и тянется кокетливой голубой ленточкой. Но смотреть на него не совсем приятно: сейчас он принесет очередной, наверное тысячный, звонок.

54