Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напряженность у акванавтов проявлялась по-разно­ му: в умеренном беспокойстве, нарочитом спокойст­ вии, повышенной собранности, возбуждении и даже веселье.

Переход от жизни в подводном доме к прежним условиям — этап декомпрессии, являющийся самым ответственным моментом экспериментов „с насыще­

нием",— проходил в

течение

короткого

времени, тре­

бовал новой мобилизации

защитных

сил организма

и сопровождался

соответствующим

нервно-психиче­

ским напряжением.

 

 

 

С момента выхода и возвращения к земным усло­

виям в организме

происходила

повторная перестрой­

к а — начинался этап

реадаптации.

Сразу после выхода

у акванавтов отмечалось кратковременное нарушение координации движений, восприятия цвета, окружаю­ щей обстановки. Ощущение избыточности информации, необычная контрастность видения отдельных предме­ тов.

Вот некоторые субъективные ощущения акванавтов.

...Плавные замедленные движения, замедленная реакция, боюсь оступиться.

...Нарушение координации после выхода, особенно при смене положения тела.

...Очень яркий свет, пестрота, сочность красок. Как будто после черно-белого фильма попал на цветной. Берег забылся.

...Все кажутся милыми. Неловко от забот. Краски необычайно ярки. Больно глазам. Все предметы очень четко очерчены.

...Кажется, что вокруг много движения, предметов. Чувствуешь себя как ребенок в магазине игрушек...

Изменилась оценка размеров. Стал осторожнее хо­ дить.

1 8 5

...Простор. Не узнал берега. Скалы как будто не те.

...Радость. Хотелось бы выходить в более спокой­ ной обстановке.

...Все очень красиво, как бы подсвечено радостью. Окружающая обстановка изменилась. Острое видение мелочей — листьев, лепестков цветка, камешков.

Очевидно, причина этих изменений — сенсорная изо­ ляция в подводном доме, резкое изменение сенсор­

ного потока.

 

 

 

Этап реадаптации ■— замена

подводного

стереотипа

на

прежний, земной,— занимал до трех суток- и проте­

кал

тяжелее, чем .адаптация

к

подводным

условиям.

Это

объясняется, по-видимому,

тем; что в

результате

недавней адаптации к условиям подводного дома возможности организма приспосабливаться к новым условиям несколько снизились. Повторная перестройка сопровождалась неустойчивостью пульса и дыхания, уменьшением потребления кислорода, некоторым по­ вышением температуры, ростом числа лейкоцитов, уменьшением выделения гормонов надпочечников. Проявлялась астенйзация — общая слабость,' потеря аппетита, повышенная утомляемость, незаинтересован­ ность в исследованиях.

„Реакция выхода" с похожими симптомами наблю­ далась ранее в камерных экспериментах1. Степень ее проявления зависит от глубины различий между экспе­ риментальными и нормальными условиями, быстроты перехода от одних условий к другим и продолжитель­

ности

эксперимента. После

60-суточных испытаний

1 А.

В. Л е б е д и н с к и й , С. В. Л е в и н с к и й, Ю.

Г. Н е ­

ф е д о

в .

О б щ и е закономерности

реакции организма

человека

на комплексное воздействие факторов среды, характерной для космических* летательных аппаратов. Материалы конференции по космической биологии и медицине. М ., 1966, стр. 7.

186


в камере, имитирующей космические условия, астенизация сохранялась около двух месяцев.

Рассматривая результаты эксперимента „Сальватор", имевшего целью выделить влияние кислорода из всего комплекса необычных факторов, действию которых подвергается организм испытуемых, можно сказать, что сдвиги изучаемых физиологических функ­ ций в общем имели ту же направленность, что и у ак­ ванавтов. Однако условия в камере переносились легче, чем условия подводной базы. У испытуемых не было катаральных воспалений верхних дыхательных путей, не повышалось число лейкоцитов. Наиболее выраженные изменения происходили в системах крово­ обращения и дыхания. Эти сдвиги наблюдались в рав­ ной мере у тех и у других и согласовывались с ре­ зультатами других исследователей, изучавших кратко­ временное влияние кислорода на организм.

Таким образом, по нашему мнению, изменение со­ става атмосферы, в первую очередь повышенное пар­ циальное давление кислорода в подводных базах, снабжающихся сжатым воздухом под давлением 2,1—2,2 атмосферы, является наиболее существенным фактором, влияющим на организм человека.

Вторым, не менее важным фактором следует счи­ тать сенсорную изоляцию, которая в немалой степени способствовала развитию изменений в нервно-психиче­ ском состоянии. Центральная нервная система как бы „ограждается" от действия кислорода, находящегося под повышенным давлением, защитными механизмами, но попадает под влияние сенсорной изоляции.

На фоне этих двух основных факторов сложнее вы­ делить действие других факторов подводных баз. Оче­ видно, неблагоприятные факторы будут усиливать сдвиги в организме. Не исключена возможность ослаб­ ления эффекта одного из воздействий другим. Для выяснения влияния каждого из факторов и их взаимо-

187

действия потребуется еще ряд экспериментов, про­ веденных на единой методической основе.

Описанные поэтапные изменения психофизиологиче­ ских показателей акванавтов и их поведения в общих чертах наблюдались и в эксперименте „Черномор-2". Очевидно, характер приспособления акванавтов к новым условиям и возвращения к прежнему образу жизни является частным случаем более общих закономерно­ стей адаптации человека к необычной среде обитания. Этапы изменения физиологических функций описаны авторами экспериментов с длительным пребыванием в камерах ограниченного объема, имитирующих усло­

вия

космического полета

В

г и д р о н е в е с о м о с т и . Акванавт, выходящий

из подводной базы, подвергается действию еще одной

группы факторов — действию условий

окружающей

его водной среды. Изучение звеньев

„человек —

окружающая среда", „человек — объект

подводного

труда” проводилось в эксперименте „Чибис", экспери­ ментах с погружными бурильными установками, .с ко­ торыми вы уже знакомы. Программа медико-физио­ логических исследований непосредственно во время работы под водой описана выше. Исследования до и после погружения проводились таким же образом, как и в экспериментах с подводными домами.

Предполагается, что, помимо измененных условий дыхания (иной состав газовой смеси, повышенная ее плотность и др.) и сенсорной недостаточности привыч­ ных раздражителей, к основным необычным воздей­ ствиям следует также отнести: измененный тепловой баланс, зависящий от свойств окружающей среды, вида индивидуального снаряжения, режима трудовой дея-.

тельности; так называемую пространственную напря-1

1 Ю . Г. Н е ф е д о в , С. Н . 3 а л о г у е в. К проблеме оби­ таемости космических кораблей. Космическая биология и ме­ дицина, № 1, 1967, стр. 34— 35.

188


женность, связанную с пребыванием в практически беспредельном море и резко ограниченном по объему индивидуальном снаряжении; изменение гравитацион­ ных ощущений, вызванное погружением в жидкую среду и сложностью ориентировки; возможный избы­ ток новых ощущений.

В течение шести часов пребывания под водой испы­ туемому предстояло выполнить разнообразную про­ грамму, в том числе различные рабочие операции; сборку фланцев со множеством болтов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, распиливание ножовкой металлического стержня, переноску грузов и др. Через

каждый час выполнялся

„эталон-тест” — по 70

подъе­

мов — опусканий правой

и левой рукой груза

весом

10 килограммов. За „эталон-тестом” следовал период покоя, во время которого записывались физиологиче­

ские показатели. За

время эксперимента трижды —

в первый, четвертый

и шестой час — испытуемый на

тридцать минут становился оператором. Одновременно за пультом проводились психофизиологические иссле­ дования.

Перед погружением испытуемые находились в том состоянии, которое у спортсменов обозначается ' тер­ мином „боевая готовность". Они ощущали легкое эмо­ циональное возбуждение и одновременно деловую настроенность.

Исследования показали, что

после трех — шести

ча­

сов работы под водой снижалась умственная работо­

способность: ухудшалось выполнение арифметических

операций, рассеивалось внимание, уменьшалась ско­

рость переработки информации в зрительном анали­

заторе, отмечалось ухудшение кратковременной памя-

■ — воспроизведение предъявленных на ограниченное

' ^мя символов. Замедлялся

максимальный темп

по­

вторяющихся движений — нажатий на кнопку,

который

в начале работы не отличался от показателей

фонового

14 Киклевич

189


периода. Изменялось субъективное ощущение вре­ мени: испытуемому казалось, что оно идет быстрее, чем на самом деле. Реакция на световой раздражитель, максимальная мышечная сила изменялись незначи­ тельно.

В нескольких погружениях испытуемые ничем не были заняты и находились под водой в вечернее вре­ мя почти в полной темноте в состоянии гиподинамии, т. е. почти в полной неподвижности. Интересны субъ­ ективные ощущения испытуемых.

Вот как описывает свое состояние один из них: „Тело покачивалось в такт дыханию. Немного укачи­ вало, но это не вызывало неприятных ощущений. Уют­ но. Потянуло ко сну. Желания разговаривать с поверх­ ностью не было... Захотелось на берег. Постепенно появилось чувство, похожее на скуку, но более силь­ ное. Трудно сосредоточиться на чем-то одном. Воспо­ минания бегут одно за другим".

Под водой значительно увеличивался энергорасход, учащались пульс и частота дыхания. При работе без костюма с электрообогревом прогрессивно понижалась температура тела. Снятые электрокардиограммы сви­ детельствуют о напряженной работе сердечно-сосуди­ стой системы. После выхода на поверхность у испы­ туемых резко понижалась общая физическая работо­ способность. Это сопровождалось уменьшением со­ противляемости кожи различным инфекциям, рядом биохимических изменений. Подобными же, но еще резче выраженными были изменения в организме под­ водных бурильщиков. Их работу, включающую смену штанг, извлечение керна, многие подготовительные операции, врачи классифицировали как очень тяжелую. И тяжесть ее определяется не только физической на­ грузкой, действием холода, но и постоянной напря­ женностью: помимо выполнения рабочего задания бурильщику приходится постоянно контролировать по-

190

ложение своего тела в пространстве, следить, как работает дыхательная аппаратура, подстраховывать напарника, ориентироваться во времени и т. д.

Обработка результатов экспериментов, относящихся к деятельности человека под водой, их тщательный анализ, очевидно, позволяет представить психофизио­ логическую картину, аналогичную уже имеющимся у нас представлениям о состоянии акванавта в подвод­ ной базе.

З а б о л е в а н и я а к в а н а в т о в . Под действием факторов подводной среды у акванавтов могут появ­

ляться

не только

естественные изменения,

которые

обычно

связаны с

приспособлением здоровых

людей

к новым условиям,

но и заболевания — как специфиче­

ские, так и подобные заболеваниям водолазов, кессон­ щиков, людей, длительное время находящихся в усло­ виях групповой изоляции.

Поэтому важнейшим разделом медико-физиологиче­ ского обеспечения жизнедеятельности акванавтов яв­ ляется изучение, диагностирование, прогнозирование и профилактика заболеваний. Это позволит бпределить наиболее вероятные болезни и сроки появления первых их признаков, наметить пути их предотвраще­ ния, предусмотреть в аптечке подводной базы необ­ ходимые средства для лечения, определить объем медицинской подготовки акванавтов, условия, требую­ щие обязательного присутствия врача.

Мы собрали статистические сведения о болезнях акванавтов в подводных базах „Преконтинент-1", „Сад­ ко-2", „Ихтиандр 66—68", „Черномор-1". В основном это заболевания декомпрессионные, кожные, кишечно­ желудочные и заболевания уха, горла, носа.

Кожные заболевания отмечались у акванавтов „Си­ ла' -2” и в других экспериментах, однако число их нам неизвестно. В эксперименте „Черномор-2") у акванав­ тов были признаки отравления угарным газом, накап-

191


ливавшимся в результате выделения его самими акванавтами. Были зафиксированы случаи кратковре­ менных и длительных психических нарушений и рас­ стройств: повышенная раздражительность акванавтов „Преконтинента-Г, забывчивость, нелепые ошибки, на­ званные „эффектом Силаб", устойчивое нарушение сна у акванавтов „Силаб-2” .

Используя статистические данные о заболеваниях акванавтов, методы и понятия теории надежности, мы предприняли попытку прогнозирования заболеваний акванавтов. С точки зрения теории надежности человек может находиться в двух состояниях — работоспособ­ ном и неработоспособном, частично или полностью. Переход от работоспособного состояния к .неработо­

способному

называется отказом, выходом из

строя,

в нашем

случае — заболеванием. Условимся

считать

для акванавта отказом появление признаков заболева­ ний, снижающих работоспособность и требующих медицинского вмешательства. Кроме указанных выше двух основных состояний, могут встречаться второсте­ пенные нарушения — например, попадание соринки в глаз и т. п. После устранения этих нарушений чело­ век продолжает работать без ущерба для здоровья и выполняемых задач. Однако такое деление на основ­ ные и второстепенные нарушения является условным и зависит от типа решаемых задач. Если акванавт-опе­ ратор работает, например, в режиме слежения с де­ фицитом времени, засорение глаза является отказом.

В конечном итоге, прибегнув к помощи математики, можно вычислить вероятность появления хотя бы одного заболевания из выделенных четырех групп болезней при различной продолжительности подвод­ ной жизни и любой численности экипажа,

По мере накопления экспериментальных данных точ­ ность прогнозирования будет увеличиваться. Во избе­ жание потерь бесценной информации необходимо во

192