Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассказ о проектах подводных домов и планах исследователей трудно закончить, так как едва ли не каждый день поступают новые сообщения о наступле­ нии на океан.

На этом закончим беглый обзор работ, связанных

сизучением возможности длительного пребывания

человека под водой. Более подробные сведения о программах экспериментов, о конструкциях зару­ бежных подводных домов можно получить в отличной обзорной книге П. А. Боровикова и В. П. Бровко „Че­ ловек живет под водой". Много интересного материа­ ла собрано в „Гомо акватикус" А. А. Чернова. Нако­ нец, наиболее полную информацию дадут перво­ источники.

Если ознакомиться с материалами пока еще корот­ кой истории подводных домов и их жителей, можно выявить некоторые общие закономерности. «...Откры­ тия претерпевают три этапа своего развития. На пер­

вом этапе говорят: „Он с ума

сошел", на втором

этапе говорят; „Да, это интересно,

надо попробовать",

и на третьем этапе, когда открытие делается достоя­ нием всех, говорят: „Это же давно известно"»1.

Представляется, что метод погружений с насыще­ нием в большинстве заинтересованных в океане стран прошел этап недоверия и скептицизма. Однако, как метко заметил американский океанограф А. О. Флехсиг, „это средство появилось раньше, чем мы в со­ стоянии полностью им воспользоваться"12. Правда, военные и нефтяники уже оценили перспективность погружения с насыщением. Но далеко не все отрасли науки и промышленности готовы взять на вооружение новый метод длительного пребывания человека под водой.

1 Е. И. Р е г и р е р. О профессии исследователя в .точных науках. Изд-во „Наука“ , М ., 19664 ctp . 32.

2 Подводная лаборатория „Силаб-2“ . Изд-во „Судострое­ ние“, А., 1968, стр. 158.

36

В программах подводных экспериментов преобла­ дают методические исследования, работы, иллюстри­ рующие и рекламирующие возможности погружений с насыщением. Но, кроме определения диапазонов научной и экономической целесообразности использо­ вания нового метода, необходимо преодолевать психо­ логические барьеры, инертность, консерватизм.

Вот почему на первых порах многие из подводных

домов

создавались самодеятельными коллективами,

а за

рубежом — частными организациями. Осознавая

перспективы, которые раскрывает перед людьми воз­ можность длительного пребывания под водой, движи­ мые присущими человеку любознательностью, стрем­ лением к новому, эти энтузиасты благодаря самостоя­ тельности в принятии решений, увлеченности и трудо­ любию смогли, даже располагая минимальными материальными возможностями, резко сократить цикл „идея — реализация". Именно поэтому „вольный ху­ дожник" Ж.-И. Кусто опередил одного из руководите­ лей программы ВМС США — Дж. Бонда.

Гипноз глубины привел к тому, что основное внима­ ние уделялось газовым смесям и режимам декомпрес­ сии, которые позволяли бы спускаться на все большие и большие глубины. Парадоксально, но мы, пожалуй, лучше знаем, что происходит в организме акванавта, длительное время находящегося в гелиевокислород­ ной среде (эта смесь используется на больших глуби­ нах), чем в условиях сжатого воздуха или азотнокис­

лородных

смесей (эти смеси используются на малых

и средних

глубинах). До 1967 года только в несколь­

ких морских экспериментах за рубежом были проведе­ ны достаточно широкие медико-физиологические ис­ следования приспособляемости отдельных физиологи­ ческих систем и организма акванавта в целом к не­ обычным факторам окружающей среды. Но и в этих экспериментах число наблюдений невелико: в „Пре­

37


континенте-1" медики тщательно наблюдали состояние двух акванавтов, в „Силабе-2" — одна из наиболее продуманных и обширных программ — обследовались далеко не все члены экипажей. Поэтому врачи делают весьма осторожные выводы. В большинстве же экспе­ риментов ограничивались врачебным контролем или самоконтролем самых общих показателей — пульса, температуры тела, выполнением отдельных тестов. Вра­ чи, физиологи неоправданно редко для первого этапа подводной жизни попадают в состав экипажей.

В общих сообщениях состояние акванавтов в подвод­ ном доме и после выхода на поверхность обычно оценивается весьма оптимистично, однако отчеты ме­ диков, дневники акванавтов говорят и о другом, В под­ водных домах у человека возникают существенные психологические и физиологические изменения, кото­ рые могут приводить к развитию утомления, к различ­ ным расстройствам и заболеваниям („Преконтинент-1", „Преконтинент-П", „Сйлаб-2", „Черномор-1"). Стоит прислушаться к словам одного из ведущих медиков программы „Силаб" У. Маззона: „Разрабатывая про­ грамму обратной эволюции, нужно быть предельно осторожным, ибо в мероприятиях подобного размаха, интереса и почти неограниченного военного и эконо­ мического петенциала нередко задает тон безрассуд­ ное увлечение"1.

1 Подводная

лаборатория ,,Силаб-2“, Изд-во „Судострое­

ние“ , Л., 1968,

стр. 106,

Г л а в а 2

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Сломай дом — построй корабль, оставь богатство — ищи жизнь.

Г и л ь г а м е ш

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИХТИАНДРА

Наш город молод и красив, многолик и динамичен. „Двадцать лет я не был в Донецке. Приезжаю, и не могу понять: куда же я попал? Почему? Очень просто: в городе девятьсот тысяч жителей и, наверное, столько же кустов роз. Самых разных оттенков — море роз. А его сады, скверы, парки, стадионы и пляжи! Удиви­ тельный ритм его жизни. Чудо-город!"1,— это делится своими впечатлениями о Донецке Аркадий Райкин, человек, в критичности ума которого трудно сомне­ ваться.

А кинохроника иногда показывает Донецк так: поток угля на ленте конвейера, отвалы породы — терриконы и усталые горняки, идущие с цветами после установ­ ления очередного рекорда.

1 Литературная газета, № 1 ,1 9 6 9 .

39


И

часто

недоумевают:

подводные

исследования —

и

Донецк?

Что общего?

В самом

деле, почему,

же в сугубо „сухопутном" Донецке появилась орга­

низация,

занимающаяся

подобными

исследова­

ниями?

 

 

 

Когда-то, в далекие доисторические времена, терри­ торию современного Донбасса покрывало море. Под­ земный Донбасс, глазное богатство которого — уголь, рожден морем. Море оставило в наследство не толь­ ко свои богатства. Человека и технику встречают под землей увеличенное по сравнению с нормальным давление, повышенная влажность и температура, ток­ сичная и взрывоопасная атмосфера и, наконец, вода, которая далеко не всегда ведет себя миролюбиво. Сравните теперь условия работы под водой и под землей— и станет понятным, почему так много обще­ го в подводкой и горношахтной технике.

В центре Донецка среди зелени скверов и садов расположена Центральная горноспасательная станция. Подводный исследователь, водолаз и спецфизиолог чувствуют себя тут как.дома. Здесь вы увидите кис­ лородные дыхательные аппараты и скафандры для работы в аварийных условиях, акваланги и гидрокос­ тюмы для преодоления затопленных подземных выра­ боток. В одной из комнат „физиологический робот" испытывает индивидуальные дыхательные аппараты. Робот по заданной программе усваивает определенное количество кислорода и выделяет углекислый газ. Пройдет немного времени, и горноспасатели ’ смогут тренироваться в своем водолазно-плавательном бас­ сейне. Здесь, в стенах единственного в мире Научноисследовательского института горноспасательного дела, возникла новая ветвь медицины — горноспасательная медицина. Среди многих ее задач — изучение влияния кислорода на организм горноспасателей, методы лече­ ния под повышенным давлением.

40

А море? Оно в 120 километрах. С юга донецкие степи омывает Азовское море. Железную руду, нефть, газ и даже золото и алмазы обещает его дно подвод­ ным геологам и горнякам.

Донецк не славится известными чемпионами и ре- кордсменами-подводниками, но здесь всегда были силь­ ные спортивные клубы, а донецкие аквалангисты отли­ чаются инициативой, энергией, изобретательностью и гостеприимством, привлекавшим летом в их лагеря на берегу Черного моря аквалангистов из разных го­ родов.

Нет ничего странного, что, вернувшись с далеких островов Туамоту, Ихтиандр поселился в Донецке. И под его знаменами стали собираться единомышлен­ ники. Что привлекло их?

По мнению Ж.-И. Кусто и других специалистов под-,, водного дела, стремление человека к изучению мор­ ских глубин не всегда легко объяснить. В статьях, по­ священных психологическому отбору водолазов и ре­ зультатам анкетного опроса лодводников-любителей, приводится перечень причин, побуждающих человека стремиться в подводный мир. Среди них — желание сменить обстановку или уйти от действительности, по­ иски приключений, сильных ощущений, интерес к под­ водной науке и технике, возможность физического совершенствования, коллективизм и общительность, увлечение сенсуализмом, т. е. чувственным познанием мира. В такой последовательности расположили свои ответы на вопросы анкеты, выясняющей, чем их при­ влекает подводный спорт, члены английского клуба „Финиш". Шарль Ф. Акадро, французский врач, зани­ мающийся отбором водолазов, считает, что даже для водолазов-профессионалов деньги редко являются по­ будительным мотивом. Анкетные методы исследований довольно условны, но все же приведенные ответы во многом объясняют популярность подводного спорта,

41


позволяют лучше понять жизнь самодеятельных под­ водных коллективов.

Замечено, что в жизни многих спортивных подвод­ ных клубов~через какое-то время наступает состояние, которое лучше всего охарактеризовать уже знакомым термином „насыщение". Проходит свежесть впечатле­ ний от первых погружений, познаны секреты подвод­ ного мастерства, уже у всех знакомых стоят подарен­ ные тобой пепельницы-рапаны, перепробованы все средства охоты на морских обитателей — от самодель­ ного гарпуна до пневматических ружей. Приходят новички с широко раскрытыми глазами и повторяют твой путь. Выполняется план подгото?ки разрядников. А как же ветераны, которым нет и тридцати, но уже поздно становиться мастерами спорта?

Любители подводного плавания, как правило, многое знают и умеют, и подводный мир для них не ограни­ чивается раковиной рапаны. Энтузиазма не занимать, но куда направить силы? Начинаются поиски интерес­

ных подводных экспедиций. Дельфины

в Черном

море, морские звезды — в Белом и т, д.

Стихийность

и индивидуализм этих поисков, случайность таких экс­ педиций часто ничего не оставляют от прежде друж­ ного и самостоятельного коллектива.

Для многих подводников идеальным и логичным был бы путь; увлеченные морем люди — спортсмены — подводные исследователи-дилетанты — подводные ис­ следователи-профессионалы.

Но звено „подводный спорт — наука и техника" ока­ залось „потерянным" спортивными организациями и не „найденным" научными. Несомненную пользу для

дела принесло бы превращение многих

обществен­

ных лабораторий

и клубов

в филиалы, экспедицион­

ные отряды институтов, занимающихся

морем. Здесь

можно было бы готовить специалистов

по

новым ме­

тодам и технике

подводных

исследований,

специали­

42