Файл: Захидов, А. У. Глубинное строение и нефтегазоносность Северо-Западной Туркмении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фациальный облик пород средней юры на Туаркыре указыва­ ет на прогрессивное развитие юрской трансгрессии, выразившей­ ся в смене прибрежно-озерных осадков прибрежно-морскими.

Несколько отличными условиями осадкоггакоплеиия в сред­ ней юре характеризовался район Большого Балхана. В резуль­ тате наступления среднеюрской трансгрессии здесь отлагается преимущественно морской песчано-аргиллитовый комплекс по­ род с максимальной мощностью более 4600 м. Литолого-фациаль- иый облик нижней части разреза свидетельствует о развитии в байосское время сравнительно глубоководных морских условий осадконакопления. Затем происходит постепенное обмеление бас­ сейна, а в батское время устанавливаются мелководные морские условия с близко расположенными источниками обломочного материала.

Среднеюрское время развития для большей части террито­ рии завершается кратковременным поднятием, о чем свидетель­ ствует наличие зоны размыва между батскими и келловейскими отложениями в районах Мангышлака, Туаркыра, Большого Бал­ хана и отсутствие пижме- и среднеюрских отложений на КубаДаге.

Начало верхиеюрского времени развития ознаменовалось на­ ступлением морокой трансгрессии, о чем свидетельствуют отло­ жения келловейского яруса, представленные почти полностью песчаниками и глинами. Лишь в верхней части встречаются про­ слои известняков и мергелей. В оксфордский век условия осадко­ накопления на рассматриваемой территории резко изменились. Это изменение было вызвано активизацией трансгрессии и углуб­ лением седиментационных бассейнов, что привело к почти повсе­ местной смене песчано-глинистых осадков органогенно-карбо­ натными. В конце кимериджского века происходит региональное обмеление юрского моря, связанное, по мнению Н. П. Луппова [52], с началом андийской или иовокиммерпйской фазы тектогеиеза, которая продолжалась до конца верхнеюрского времени. В результате этого юрское море, имевшее в Оксфорде максималь­ ное развитие, в конце кимернджа значительно сократило свои размеры и распалось на ряд обособленных и полуобособленных лагун и бассейнов. В титонский век отдельные районы продол­ жали испытывать общее воздымание. На Куба-Даге и в восточ­ ной части Большого Балхана накапливаются красноцветные гли­ нистые, гипсоносные породы с прослоями доломнтизированных мергелистых известняков и конгломератов в верхней части раз­ реза.

Таким образом, в течение всего юрского времени большая часть рассматриваемого региона испытывала тенденцию к по­ гружению. В результате существовавшие в нижней юре конти­ нентальные условия в средней юре сменяются лагунно-морскими, лагунными и континентальными, а затем в верхней юре — усло­ виями открытого морского бассейна. На фоне общего погруже-

1'П


пня северной части территории южные районы ее постоянно испытывали воздымание, а некоторые участки подвергались зна­ копеременным колебаниям, что хорошо подтверждается характе­ ром распределения мощностей юрских отложений и отсутствием в разрезе отдельных горизонтов. Следовательно, ведущая роль принадлежала восходящим тектоническим движениям, опреде-

Рис. 27. Схематическая карта мощностей юрских отложений.

/ —доюрские отложения; 2 — юрские отложения; 3 — скважины, вскрыв­ шие юрские н подстилающие их отложения; 4 — области отсутствия юрских отложений.

лявшим дифференцированные перемещения блоков доюрского основания.

Представление о характере тектонических движений в юрс­ кое время дает карта мощностей юрских отложений (рис. 27). Данная карта одновременно является картой палеоизоглубин по­ дошвы юры к началу меловой эпохи. Рассматриваемая террито­ рия к этому времени была значительно дифференцирована. В пре­ делах ее с некоторыми изменениями продолжали уиаследованно развиваться ранее существовавшие основные области, выражен­

ие

ные на севере отрицательной Южно-Мангышлак-Устюртской и на юге — положительной Карабогазской палеоструктурами. Первая из них к концу юрского периода развития представляла собой крупный палеопрогиб субширотного простирания. Наибольшие мощности юрских отложений фиксируются в его центральной части (2200—3000 м). В северном и южном направлениях сокра­ щение мощности юры происходит по-разному, что свидетельству­ ет об асимметричном строении палеопрогиба. Если в северном направлении средний градиент уменьшения мощности составляет 50 м/км, то на юге он не превышает 18 м/км. В структурном от­ ношении палеопрогиб к началу мелового периода развития был расчленен на отдельные более мелкие прогибы и поднятия. К ним относятся Южно-Мангышлакская, Западно-Ассаке-Ауданская и Восточно-Ассаке-Аудапская впадины, разделенные узкими мери­ диональными зонами с относительно сокращенной мощностью юрских отложений, и Кумсебшенский выступ, где мощность юры составляет 600 м.

Большая часть Карабогазокой палеоструктуры в течение (все­ го юрского времени развития территории не была охвачена мор­ ской трансгрессией. Однако размеры ее были несколько сокра­ щены по сравнению с предыдущим этапом в результате охвата юрским морем территории окраинной части платформы.

Таким образом, к концу юрской стадии платформенного эта­ па развития в пределах рассматриваемого региона намечаются почти все основные элементы современной структуры, располо­ жение и ориентировка которых были теоно связаны с основными герцинскими разломами. Несоответствие структурных планов пермо-триасовых и юрских отложений, вызванное частичной пе­ рестройкой в юрское время, особенно проявилось вдоль глубин­ ных разломов (Мангышлакская и Туаркырская инверсионные зоны). В области Южно-Мангышлак-Устюртского унаследован­ ного прогибания перестройка выразилась в изменении общего простирания структурных элементов с северо-западного на суб­ широтное.

Юрский период развития завершился проявлением интенсив­ ных тектонических движений, обусловивших общий подъем ре­ гиона и частичный размыв юрских толщ.

Мел-палеогеновая стадия. Тектонический режим развития ха­ рактеризуется установлением повсеместно на территории типич­ но платформенного режима.

Меловой период начинается общим опусканием региона, со­ провождаемым расширением морской трансгрессии, что обусло­ вило накопление в течение всего неокомского времени песчано­ глинистого комплекса мощностью от 50—60 м на Узени до 150— 200 м в пределах Южно-Мангышлак-Устюртского прогиба.

Резкое сокращение мощности и полное отсутствие неокомских отложений в центральной части территории (Карабогаз-Средне- Каспийская зона) свидетельствуют о том, что в это время здесь

Ш


существовали континентальные условия, при которых свод пред­ ставлял собой, как и в предыдущие периоды, источник обломоч­ ного материала. Однако площадь суши по сравнению с юрским периодом значительно сокращается. Распространение меловых отложении в пределах зоны строго контролировалось региональ­ ными разломами. Так, площадь полного отсутствия осадков огра­ ничивается Южно-Карабогазскнм разломом. К югу от него мощ­ ности постепенно увеличиваются до 80—100 м (Аджигир, Акпар). С юга эта площадь ограничена Северо-Кубадаг-Северо-Балхан- ским разломом, южнее которого расположена Кубадаг-Больше- балханская зона резко увеличенной (437—570 м) мощности пеокомскнх отложений.

С наступлением аптского века в Северо-Западной Туркмении связаны некоторые изменения условий осадкопакопления, обус­ ловленные интенсивными нисходящими тектоническими движе­ ниями. В результате происходит значительное расширение морской трансгрессии и стабилизация почти на всей территории морского режима. Эта обстановка почти без изменения существо­ вала вплоть до сеноманского века. Благодаря этому рассматри­ ваемая территория в течение апт-альб-сеноманского времени развивалась в условиях однообразного морского режима, обусло­ вившего формирование повсеместно мощной терригенной толщи, состоящей из алевролитов, песчаников и глин. Характер распре­ деления их суммарных мощностей свидетельствует о существова­ нии в это время палеотектопнческой обстановки, унаследованной от предыдущих тектонических этапов.

Начало туронского века явилось завершающим моментом апт-сеномаиокого и началом нового турон-датс-кого циклов седи­ ментации. Переход этот был постепенным, о чем свидетельствует наличие песчаных пачек в нижней части турона и местами слоев фосфоритовых галек и ожелезненных обломков переотложенной фауны па границе нижнего и верхнего туроиа [66]. Начало нового цикла седиментации совпадает с позднетуроноким временем. Ту- рон-датское время развития территории характеризуется продол­ жением нисходящих движений, обусловивших существование устойчивого и довольно однородного в фациальном отношении морского бассейна. Общий план распределения суммарной мощ­ ности отложений показывает, что формирование турон-аатс-кого комплекса происходило унаследованио, в тесной зависимости от структурных особенностей предыдущих циклов развития. Бла­ годаря этому наибольшие мощности его отмечаются в пределах Южно-ААангышлак-Устюртского прогиба.

Таким образом, в истории мелового периода развития терри­ тории четко выделяются два цикла осадкопакопления. Первый цикл, продолжавшийся от неокома до сеномана, характеризуется расширением и превращением континентальных и лагунных во­ доемов, существовавших в валанжине и готериве, в нормально морской бассейн, который стабильно развивался до конца сено-

114)


мама. Осадконакоплеиме во втором цикле (туров—дат) происхо­ дило в условиях глубоководного морского режима, где формиро­ вались сравнительно однообразные по литологии .карбонатные осадки.

Тектоническое развитие большей части рассматриваемой территории в меловой период происходило в целом унаследованпо с некоторым преобладанием нисходящих движений в зонах домеловых поднятий. Наряду с этим начали формироваться и новые крупные структуры субширотного простирания, тайне, как Красноводская, Яигаджимская впадины и Красноводская и Чильмамедкумская моноклинали. Все структурные элементы, унасле­ дованные от более древнего структурного плана, к концу мелово­ го периода получили более четкое выражение, что отразилось в изменении суммарной мощности меловых пород.

Особенности тектонических движений в течение рассматрива­ емого периода отражены на карте суммарной мощности меловых отложений и на палеотектоннческих профилях (рис. 28). Данная карта одновременно является картой палеоизоглубии кровли юры к началу палеогенового периода.

Палеогеновый период характеризуется также унаследован­ ными от мелового периода чертами развития, о чем свидетель­ ствуют весьма близкие условия осадкоиакопления в датское и раннепалеоцеиовое время, выраженные в формировании литоло­ гически однообразных пород. Палеоценовые отложения представ­ лены преимущественно мергелями и известняками, которые с при­ ближением к зонам крупных поднятий замещаются песчанисты­ ми мергелями, алевролитами и песчаниками (северный склон Большого Балхана). В конце палеоцена и в начале эоцена боль­ шая часть территории характеризовалась одинаковыми условия­ ми осадкоиакопления. По значительному преобладанию в верхней части разреза глинистых пород можно предположить наличие во второй половине эоценового времени нормальных морских ус­ ловий осадкоиакопления. Исключение представляет район Боль­ шого Балхана (Огланлы), где в разрезе среднего и верхнего эоце­ на имеются слои бентонитовых глии, указывающие на существо­ вание в это время полузамкнутых бассейнов, в,которых продуктом осадкоиакопления частично служили вулканические пеплы. Эоценовое время также сопровождалось накоплением в основ­ ном монотонной толщи глин с прослоями алеврито-песчаного материала. Верхняя часть олпгоценовых отложений, как прави­ ло, повсеместно размыта, что свидетельствует о проявлении орга­ нических движений, происходивших на территории в конце олигоценового — начале миоценового времени.

Представление о характере тектонического развития в палео­ геновый период дает анализ распространения сохранившихся палеогеновых отложений (рис. 29). Как видно из приведенной карты равной мощности и анализа палеотектонических профи­ лей, рассматриваемая территория в это время испытывала коле­

145


бательные тектонические движения различной интенсивности, обусловившие накопление осадков различной мощности. На тер­ ритории выделяются две основные зоны: на севере Южно-Ман- гышлак-Устюртская и на юге Красноводск-Северо-Балханская с максимальной точностью отложений палеогена от 500 до 800 м.

Рис. 28. Схематическая карта мощностей меловых отложений.

/ — домеловые и более древние отложения; 2 — меловые отложения; 3 — площади, где размытая поверхность меловых отложений непосредствен­ но перекрыта покровом пеоген-четвсртнчиых образований; 4 — границы размыва меловых отложений; 5 — скважины, вскрывшие полную мощ­ ность меловых отложений; 6 — изолинии восстановленной мощности

меловых отложений.

Отличительной чертой палеогенового периода развития явля­ ется наличие кроме общей продольной также четкой поперечной зональности в распределении осадков, устанавливаемой как по мощности, так и по площади их распространения. Это, в свою очередь, свидетельствует об активизации меридиональных глу­ бинных разломов, заложенных еще в доплатформенмый этап развития.

116

Рассматривая в целом мел-палеогеновое время развития, можно отметить, что тектонические движения в течение этого вре­ мени проявлялись унаследование и структурный план перераба­ тывался лишь в некоторых деталях, что хорошо видно в законо­ мерном соотношении структурных планов юрского, мелового и палеогенового комплексов:

Рис. 29. Схематическая карта мощностей палеогеновых

отло­

 

 

жениii.

 

/ — площади

отсутствия

палеогеновых отложений; 2 — палеогеновые

отложения;

3 — скважины,

вскрывшие палеогеновые отложений

па Пол­

ную мощность; 4 — скважины, в которых отсутствуют палеогеновые отложения.

Характерным для палеогенового периода является преоблада­ ние почти повсеместно стабильных морских условий осадконакоплеиия, обусловленных общей нивелировкой домелового релье­ фа и широким проявлением нисходящих движений. Однако ак­ тивность тектонических движений в данный период по сравнению с. юрским в целом была значительно ниже, что видно из анализа развития Южно-Мангышлакского прогиба. Максимальная ам­ плитуда прогибания его в юрское время достигла 2000—2500 м, в

117