Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ние новой техники, экономические результаты кото рого часто имеют перспективный характер.
В методических, указаниях по переводу предприя тий на новую систему планирования и экономического стимулирования, утвержденных .междуведомственной комиссией при Госплане СССР 24 января 1966 г., предусматривалось сохранение действующего порядка премирования за создание и внедрение новой техники. Правда, в методических указаниях, одобренных меж-, дуведомственной комиссией 2 декабря 1966 г., нет от дельного пункта о специальном поощрении за созда ние и внедрение новой техники для работников пред приятий, переведенных на новые условия. Представ
ляется, что |
следовало бы |
подтвердить указание |
о сохранении |
действующего |
порядка премирования |
за создание и внедрение новой техники.-Это соответ ствовало бы решениям сентябрьского (1965 г.) Пле нума ЦК КПСС, в которых указывалось на необхо димость сохранения тех форм стимулирования новой техники, которые ранее сложились в хозяйственной практике.
Как известно, премирование за создание и освое ние новой техники осуществляется из специального фонда, который образуется путем отчислений от себе стоимости продукции в зависимости от фонда зара ботной платы. Размеры этих отчислений по отраслям составляют от 0,2 до 1% от фонда заработной платы промышленно-производственного персонала; 50—75% средств централизуются в министерстве для премиро вания отдельных предприятий в зависимости от объе ма внедряемой техники и ее экономической эффектив ности.
Анализ фактической эффективности данной систе мы материального поощрения указывает на ее недо статочное использование (30—40% централизованного фонда не используется).
В связи с таким положением некоторые вопросы действующей системы целевого стимулирования за освоение новой техники требуют специального рас смотрения. К их числу можно отнести: соответствие сумм, выделяемых на премирование, фактической эф фективности внедряемой техники и трудовому вкладу работников, занятых ее освоением; порядок утверж дения и распределения премий; сроки выплаты премий.
151
Рассмотрим прежде всего, за какие достижения
согласно действующему положению производится пре мирование.
Премия, как это видно уже из названия самого положения, устанавливается за создание и внедрение новой техники. Процессы создания новой техники и ее внедрения в условиях развитой системы общест венного разделения труда, как правило, отделены друг от друга. Новое оборудование, средства механи зации, приборы создаются главным образом на ма шиностроительных и приборостроительных предприя тиях. Внедрение же новой техники происходит обычно на предприятиях, часто относящихся к другим отрас лям. Поэтому премировать работников предприятий, которые являются потребителями этой техники, следо вало бы главным образом за внедрение новой техники, т. е. за достижения, связанные с ее производственноэкономическим освоением.
Основанием для получения премии на предприя тиях, создающих новую технику, являются акты на завершение работ, устранение дефектов, разрешение на серийный выпуск продукции. Такой порядок обес печивает согласование между результатами труда и его вознаграждением в отраслях, создающих новую технику, где сдача первого опытного образца означает признание его потребительских качеств, а реализация новой продукции является, по существу, ее общест венной оценкой.
По-иному обстоит дело в отраслях, использующих созданную технику. Утверждение премии за ввод объекта на основании данных ориентировочного рас чета экономической эффективности противоречит тре бованиям, предъявляемым к системе материального стимулирования. Действительно, объект только вве ден, выпущены лишь первые партии продукции (как правило, нерентабельной), весь комплекс работ по освоению введенного объекта еще впереди (необхо димо выявить и устранить дефекты оборудования, найти оптимальные параметры технологических про цессов, обеспечить надежность работы средств авто матизации и т. д.), а завод уже готовит акты и ориен тировочный расчет условно-годовой эффективности на основании еще не достигнутых проектных показателей и направляет их в вышестоящую организацию для утверждения премии. Получив премию за «освоение»,
152
работники завода приступают к действительной ра боте по освоению — достижению проектного техникоэкономического уровня (мощности, рентабельности, реализации, качества продукции).
Таким образом, практика премирования за внедре ние новой техники, основывающаяся на ориентировоч ном расчете перспективного эффекта, по существу сводится к авансированию будущих результатов без какой-либо гарантии отдачи за этот аванс, так как официальная статистическая отчетность по достиже нию проектных экономических показателей не предус мотрена. Растягивание в дальнейшем сроков освоения на 3—5 лет и более не снижает размера уже вручен ной премии. Налицо ничем не оправданная практика премирования за незаконченную работу и отсутствие должных стимулов в освоении новой техники.
При разработке системы материального стимули рования за внедрение (освоение) новой техники в от раслях, ее использующих, следует руководствоваться конечной целью работ, которая выражается в дости жении выпуска определенного объема продукции высокого качества при затратах, обеспечивающих предприятию экономическую целесообразность его работы.
Из особенностей периода освоения как самостоя тельного этапа в развитии техники вытекает необхо димость отдельного положения о материальном стиму лировании работников, занятых освоением новой техники. В соответствии с действующими положения ми стимулирование осуществляется только за созда ние новой техники. Этот недостаток в некоторой мере устраняется в тех отраслях промышленности, где вве дено премирование за освоение в срок и досрочно проектных мощностей (черная и цветная металлургия, химическая промышленность). В этом случае премия выплачивается за освоение каждого процента проект ной мощности сверх установленной нормативом освое ния на данный период времени. Для определения раз мера премии применяется специальная шкала, а источником премирования служит фонд освоения но вой техники. Премирование за освоение в срок и до срочно проектных мощностей производится при усло вии выполнения планового задания по производитель ности труда с учетом предусмотренной проектом чис ленности работающих.
153
Производственная мощность является важнейшим показателем экономического уровня, характеризу ющим объем выпускаемой продукции, однако этот по казатель не определяет экономичности работы нового промышленного объекта, которая может быть учтена лишь с помощью качественных показателей.
Оценка достижений и соответственно выплата пре мий должны быть поставлены в зависимость от эко номического освоения, т. е. от получения реального экономического эффекта.
Размер премий по действующему положению опре деляется, как известно, на основании расчета эконо мической эффективности по формуле приведенных за трат. Использование этой формулы, предназначенной для сравнения плановых вариантов капитальных вло жений с фактическим эффектом действующего произ водства, весьма сомнительно с теоретических позиций и не контролируется официальной отчетностью в прак тической деятельности. А это отрывает результаты расчета экономического эффекта от фактических ре зультатов освоения.
Поэтому представляется целесообразным поста вить размер премий в зависимость от общей величины рассчитанного эффекта и фактических результатов по времени достижения экономического уровня и факти чески полученной прибыли.
Действующий порядок премирования указывает на максимальный и минимальный размеры премии за внедрение новой техники в зависимости от экономи ческого эффекта, что само по себе имеет положитель ное значение, так как позволяет дифференцировать размер премий в конкретных случаях. Однако в поло жении не указывается, чем руководствоваться при установлении размера премии для конкретных объек тов. Логично было бы этот размер дифференцировать в зависимости от сложности и объема работ по
освоению.
Поскольку нормативный срок освоения должен строиться с учетом именно этих требований, представ ляется, что дифференцирование размера премии в пре делах установленного интервала правомерно произво дить с учетом этого норматива. Так, если за техниче ское мероприятие, которое обеспечивает получение прибыли в 1 млн. руб., установлена премия в размере от 50 до 100 тыс. руб., то 50 тыс. руб. должны выде
154
ляться на премирование объектов с минимальным нор мативным сроком освоения (например, б месяцев), а 100 тыс. руб. — для объектов с максимальным норма тивным сроком освоения (например, 2 года).
Нуждается в уточнении и вопрос о сроках выпла ты вознаграждения. В действующем положении ука зывается, что выплата премии должна производиться по мере выполнения предусмотренных планом меро приятий по созданию и внедрению новой техники (эта пов работ), где под этапами подразумеваются разра ботка технической документации, создание опытного образца и т. д. Это положение не вызывает возраже ний применительно к стимулированию изготовителей техники, однако у осваивающих эту технику таких этапов нет. Степень освоения здесь определяется уров нем и темпами достижения нормативных показателей, поэтому и сроки выплаты премии должны базировать ся на динамике фактических показателей в сопостав лении с нормативами. Речь идет о выдаче премиаль ных сумм из общего размера установленной премии в меру достижения определенного уровня норматив ных показателей — коэффициента использования про изводственной мощности и уровня рентабельности.
Учет личного вклада работников и определение размера премии отдельным работникам должны про изводиться с учетом того, что работы по освоению но вой техники часто носят разовый характер. При этом следует учитывать значение данной работы для освое ния всего объекта и квалификацию ее исполнителей. Представляется, что часть фонда премирования за освоение, передаваемая цеху, а также часть фонда материального поощрения, предусмотренная для воз награждения работников за выполнение важных про изводственных заданий, может распределяться по до полнительному списку премируемых, утвержденному начальником цеха по согласованию с цеховым комите том профсоюза.
Премирование за освоение новой техники по эко номическим результатам не противоречит целевому назначению фонда освоения.
Целевое премирование дополняет основную форму стимулирования из фонда материального поощрения в случаях, непосредственно связанных с работами по освоению (например, для стимулирования внеплано вых работ, направленных на устранение аварийных
155
ситуаций, выявление и устранение дефектов оборудо вания и т. д.). Эти работы, требующие высокой ква лификации и большого мастерства, нельзя премиро вать исходя только из трудозатрат на их выполнение. Следует учитывать также их значение в техническом
иэкономическом освоении новой техники.
Вэтом отношении действенность целевого фонда может быть весьма высокой. Кроме того, такая фор ма премирования может компенсировать некоторые потери в оплате при отсутствии должных хозяйствен ных результатов в отдельные месяцы, когда отстава
ние в освоении может происходить по причинам, не зависящим от коллектива работающих на новом объекте.
Общность показателей, дающих право на получе ние премии как из фонда материального поощрения, так и из целевого фонда премирования за освоение новой техники, определяет единство цели этих двух форм стимулирования — своевременное завершение экономического освоения.
Рассмотренный порядок материального стимулиро вания за освоение новой техники позволяет лучше увязать фактические результаты работы и личный вклад работников, занятых освоением новой техники, с размером вознаграждения и тем самым способст вует усилению воздействия материальных стимулов на производство и реализации значительных производст венных резервов, связанных с сокращением сроков освоения новой техники.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В решении задачи всемерного повышения эффек тивности общественного производства, поставленной XXIV съездом КПСС, важное место принадлежит об новлению основных производственных фондов. С од ной стороны, эффект, получаемый на различных уров нях народного хозяйства, формируется при непосред ственном участии основных фондов, а с другой — наподнохозяйственная эффективность зависит от эконо мии совокупных затрат общественного труда, одним из важнейших элементов которых являются основные фонды. При этом роль основных фондов в повышении эффективности социалистического производства в ре зультате воздействия научно-технической революции резко возрастает.
Обновление выступает в качестве одной из стадий воспроизводства основных фондов в натурально-ве щественной форме. Выгоды от обновления производ ственного аппарата общество получает в полной мере лишь при условии своевременного и полного освоения новой техники. Поэтому обновление основных фондов и освоение новой техники являются необходимой со ставной частью единой государственной технической политики, направленной на повышение темпов эффек тивности производства и выполнение главной задачи девятой пятилетки — обеспечение значительного подъ ема материального и культурного уровня жизни со ветского народа.
С точки зрения эффективности социалистического производства наибольшее значение имеет такое обнов ление основных фондов, при котором на замену или расширение действующих средств труда поступают новые, технически более совершенные. В развитом социалистическом обществе с этой формой обновления основных фондов связано создание материально-тех нической базы коммунизма, решение всего комплекса проблем коммунистического строительства.
157
В современных условиях развитие основных фон дов на новой технической основе требует комплекс ного подхода к выявлению и использованию резервов ускорения внедрения научно-технических достижений, начиная с этапа научно-исследовательских и проект но-конструкторских работ и заканчивая промышлен ным освоением новых мощностей. Как показывает опыт ленинградской промышленности, наиболее бла гоприятные условия для этого создаются в крупных научно-производственных комплексах, которые, охва тывая всех участников цикла «исследование — про изводство», позволяют ликвидировать разобщенность отдельных этапов этого цикла, сократить продолжи тельность и повысить эффективность работ по созда нию и освоению новой техники.
Обновление основных фондов на новой техниче ской основе предполагает определенное сочетание ме тодов, с помощью которых оно осуществляется: но вого строительства, расширения и реконструкции дей ствующих предприятий, модернизации и капитального ремонта оборудования. В развитых промышленных районах, где возможности нового строительства огра ничены (к их числу относится и ленинградский ре гион), техническое перевооружение осуществляется главным образом за счет реконструкции и модерниза ции действующего производства.
Анализ обновления основных фондов ленинград ской промышленности свидетельствует о необходимо сти увеличения доли новой техники, направляемой на замену устаревшей. Это позволило бы повысить ин тенсивность обновления производственного аппарата, увеличить его результативность, сократить объем ма лоэффективного капитального ремонта оборудования.
Опыт ленинградских производственных объедине ний свидетельствует далее, что наиболее эффективным является такое обновление основных фондов, которое осуществляется на основе укрупнения производства и углубления его специализации. Если обновление основ ных фондов не сопровождается прогрессивными изме нениями в организации производства, то возможности роста производительности труда оказываются реали зованными не в полной мере. В этом заложены круп ные резервы повышения эффективности обществен ного производства.
158
Совершенствование планового руководства процес сом воспроизводства основных фондов предполагает на наш взгляд, использование единой системы показа телей эффективности капитальных вложений, с одной стороны, и использования действующих мощностей_ с другой.
Своевременное освоение новой техники по своим результатам равноценно сокращению сроков капи тального строительства. В этой связи важно оценить размеры экономического эффекта (ущерба) от сокра щения (удлинения) сроков освоения новых мощно стей. Предлагаемые в книге методы расчета дают, на наш взгляд, более точное количественное выражение эффекта (ущерба) по сравнению с применяющимися в настоящее время.
Одним из основных направлений сокращения сро ков освоения вновь вводимых основных фондов яв ляется совершенствование управления и организации этих работ, которое в ленинградской промышленности осуществляется по линии создания научно-производ ственных комплексов, организации специализирован
ных групп освоения, |
улучшения подготовки |
кадров |
и др. Осуществление |
этих мероприятий, не |
требуя |
крупных затрат, дает эффект в короткие сроки. Ду мается, что накопленный передовыми ленинградскими предприятиями и объединениями опыт может быть ис пользован и в других промышленных районах страны.
Успешное освоение новых мощностей предполагает совершенствование системы экономического стимули рования предприятий и отдельных работников. В ча стности, при образовании фондов поощрения было бы целесообразно, на наш взгляд, применять такие отно сительные показатели, как коэффициент использова ния мощности и уровень рентабельности, которые позволили бы вновь вводимые в период освоения мощ ности сопоставлять с действующим производством.
Нуждаются в уточнении порядок, условия и сроки премирования работников, участвующих в освоении новой техники.
Совершенствование существующей практики пла нирования, организации н экономического стимулиро вания различных сторон воспроизводства основных фондов способствовало бы успешному решению задач, поставленных XXIV съездом КПСС.