Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 30

Расчет рентабельности по заводу и цехам на планируемый период

Прибыль (в тыс. руб.)

Цехи

расчетная

 

балан­

без

СО

совая

льго­

 

льгот

 

 

тами

Производст­

Расчетная

венные фонды

рентабельность

(в тыс. руб.)

%)

без

СО

без

со

льго­

льгот

льгот

льго­

 

тами

 

тами

№ 1

.......................

 

70

46

46

400

400

11,5

11,5

№ 2

.......................

 

100

64

64

600

600

10,7

10,7

№ 3

(новый)

. .

—10

—10

—10

500

—8,0

—2,0

Итога по

за­

160

70

 

 

 

 

 

 

воду .

. . .

100

1500

1000

4,7

10

втом числе по действую­

щим цехам

170

110

110 1000 1000 11,0 11,0

веса производственных фондов данного цеха в общем объеме производственных фондов завода и заплани­ рованного цеху уровня рентабельности. Показатель рентабельности можно сопоставлять с соответству­ ющими данными за предыдущие годы. Уровень рен­ табельности дает конкретную характеристику работы предприятия, показывает эффективность использова­ ния производственных фондов.

Снижение рентабельности действующего производ­ ства вызывается низкой эффективностью производст­ венных фондов в первый период их функционирования. Соответственно и часть фонда материального поощре­ ния, рассчитанная поэтому показателю и стабильному нормативу, должна уменьшаться.

В этом и состоит одно из существенных противоре­ чий периода освоения новой техники: результаты труда в виде высокой эффективности производства носят перспективный характер, а материальное стимулиро­ вание этого труда должно производиться в текущем

периоде.

Таким образом, налицо противоречие между необ­ ходимостью премировать большой и сложный труд

1?7


впериод освоения и отсутствием источника для вы­ платы премии, так как экономический эффект от вне­ дрения новой техники в этот период еще полностью не реализован и будет достигнут лишь в перспективе.

Решение этой проблемы возможно только в усло­ виях последовательного осуществления государствен­ ной политики стимулирования технического прогресса при одновременном повышении хозрасчетной ответст­ венности и заинтересованности предприятий в скорей­ шем достижении экономической эффективности новой техники, предусмотренной в проектных расчетах.

Вметодических указаниях по переводу предприя­ тий на новые условия были предусмотрены определен­ ные льготы, с тем чтобы предотвратить снижение по­ казателя рентабельности и соответственно сохранить размер фонда материального поощрения для вновь вводимых цехов и крупных производственных устано­ вок. Эти объекты освобождались от платы за произ­ водственные фонды на нормативный срок освоения.

Такой порядок имеет, на наш взгляд, и отрица­ тельные стороны. Дело в том, что эти льготы пол­ ностью исключают плату за фонды и сами новые фон­ ды из учета и планирования на весь период освоения,

вто время как новый объект начинает давать при­ быль еще до завершения освоения, хотя и с меньшим процентом рентабельности. Дополнительная прибыль

новых цехов вместе с прибылью от реализации про­ дукции действующих соотносится с производственными фондами только действующих цехов, что приводит к неоправданному росту расчетной рентабельности и соответственно росту фонда материального поощре­ ния, особенно в последние месяцы освоения объекта.

Отмеченные недостатки в значительной мере устраняются введением новых положений об образо­ вании фондов материального поощрения. Однако в со­ ответствии с этими положениями вся сумма допол­ нительных средств на стимулирование в период освое­ ния поступает из резервных фондов министерств. А по­ скольку порядок возмещения этих сумм не указан, то это снижает заинтересованность предприятий в ско­ рейшем погашении средств, выделенных на освоение, а следовательно, и в интенсивности наращивания эко­

номических показателей.

С целью ликвидации необоснованных скачков в размерах фондов представляется целесообразным

138


сохранить льготы на период освоения, распространив их на часть основных фондов таким образом, чтобы плановый процент рентабельности с учетом льготы оыл не выше рентабельности действующих производ­

ственных фондов (за исключением новых) в данном году.

Такой порядок предоставления льгот исключает неправильное повышение объема премиальных средств в последний год освоения объекта, поскольку цель устанавливаемых льгот'— элиминировать отставание экономического уровня новых цехов в период освое­ ния, создать для них равные условия с действующим производством.

Предоставление льготы по показателю уровня рен­ табельности должно распространяться и на показа­ тель, отражающий динамику деятельности по наращи­ ванию выпуска продукции.

Коэффициент для приведения производственной мощности нового цеха в сопоставимый с действующим производством вид (Км.пр) будет выражаться в этом случае отношением коэффициента использования мощ­ ности, запланированного по действующему производ­ ству (Км.д), к нормативному коэффициенту использо­ вания мощности, устанавливаемому на данный год освоения (Км.н):

- тг

____ К м . д

**м. пр

к

 

1ЧМ.Н

Льготы, предоставленные предприятию на норма­ тивный срок освоения, приводят к увеличению суммы средств, поступающих в фонд материального поощ­ рения.

Величина дополнительных (льготных) средств (Эдоп), поступающих в фонд материального поощре­ ния, определяется следующим образом:

Эдоп=(Рл—Рпл)—НрЗ,

где Рл и Рпл — льготная и плановая расчетная рен­ табельность;

Нр — установленный норматив отчислений за каждый процент рентабельности в плане;

3 — фонд заработной платы. Поступление этих сумм в фонд материального по­

ощрения уменьшает остаточную прибыль предприя­ тия, а соответственно и его отчисления в бюджет.

139

Следовательно, предоставляемые льготы есть не что иное, как сумма средств, которую предприятие по­ лучает дополнительно от государства в период освое­ ния новых мощностей на материальное стимулирова­ ние. Поскольку эти дополнительные затраты вызваны объективной необходимостью в освоении новой тех­ ники и являются частью первоначальных высоких за­ трат этого периода, постольку их выделение отвечает государственной политике стимулирования техниче­ ского прогресса.

Вместе с тем материальное стимулирование должно обеспечивать единство интересов государства, пред­ приятия и каждого работника. Поэтому, на наш взгляд, предприятие должно'нести ответственность за возврат полученных сумм. Представляется, что возме­ щение первоначальных затрат на материальное сти­ мулирование имеет то преимущество, что разрешение противоречия между требованием высокой эффектив­ ности к новой технике и ее фактической убыточностью (или малой рентабельности в период освоения) ста­ новится заботой не только государства, но и прежде всего самого предприятия.

Высказанные соображения по поводу фондообра­ зования и материального стимулирования предприя­ тий в условиях освоения новой техники могут быть проиллюстрированы на следующем условном примере.

В табл. 31 рассчитан фонд материального поощре­ ния по показателю рентабельности, при этом льготы по прибыли исчислены исходя из приведения рента­ бельности нового производства к уровню действу­ ющего:

I k + I k . ЮО % - 6 % = Р д -6 %,

где Пн и Пд — прибыль нового цеха (цехов) и при­ быль дополнительная, вводимая для

расчета льгот; Рд — рентабельность действующего произ­

водства; Фн — производственные фонды нового цеха

(цехов).

Отсюда

Пдт=РдФн—Пн- Как видно из последней формулы, льготы по при­

были не зависят от того, оперируют ли при ее исполь­ зовании с расчетной или с общей рентабельностью.

140



Годы

Расчет образования

и возмещения фонда материального поощрения

Производственныефонды руб.тысв( .)

 

Прибыль (в тыс.

руб.)

 

Рентабельность

 

­действую цеховщих j

цеховновых

общая

+льготнаявозвратная

 

принимаемаядля рентабельрасчета ­ ности !

в

%)

заработнойФонд платы руб.тысв( .)

!

действующихцехов

учетомсобщая возмещенияильготы

 

балансовая

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 31

Фонд материаль­ ного поощрения

в тыс. руб.

в % к фонду заработной платы

Базовый .......................

1000

160

_

160

_

160

15,0

16,0

100

10,0

10,0

Период освоения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

первый год . . . .

1500

165

35

200

+47,5

274,5

16,5

16,5

130

13,4

10,3

второй год . . . .

1510

170

70

240

+ 15,0

255,0

17,0

17,0

130

13,8

11,6

Период после освоения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

первый год . . . .

1500

170

120

290

—25,0

265,0

17,7

130

14,35

11,1

второй год . . . .

1500

170

140

310

—37,5

272,5

18,1

130

14,7

11,3

Примечание. Норматив отчислений в фонд материального поощрения принят в 0,625% от фонда

заработной

платы

за каждый

процент обшей рентабельности, установленный в плане.