Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Таблица 30
Расчет рентабельности по заводу и цехам на планируемый период
Прибыль (в тыс. руб.)
Цехи |
расчетная |
||
|
|||
балан |
без |
СО |
|
совая |
|||
льго |
|||
|
льгот |
||
|
|
тами |
Производст |
Расчетная |
|||
венные фонды |
рентабельность |
|||
(в тыс. руб.) |
(в |
%) |
||
без |
СО |
без |
со |
|
льго |
||||
льгот |
льгот |
льго |
||
|
тами |
|
тами |
№ 1 |
....................... |
|
70 |
46 |
46 |
400 |
400 |
11,5 |
11,5 |
№ 2 |
....................... |
|
100 |
64 |
64 |
600 |
600 |
10,7 |
10,7 |
№ 3 |
(новый) |
. . |
—10 |
—10 |
—10 |
500 |
— |
—8,0 |
—2,0 |
Итога по |
за |
160 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
воду . |
. . . |
100 |
1500 |
1000 |
4,7 |
10 |
втом числе по действую
щим цехам |
170 |
110 |
110 1000 1000 11,0 11,0 |
веса производственных фондов данного цеха в общем объеме производственных фондов завода и заплани рованного цеху уровня рентабельности. Показатель рентабельности можно сопоставлять с соответству ющими данными за предыдущие годы. Уровень рен табельности дает конкретную характеристику работы предприятия, показывает эффективность использова ния производственных фондов.
Снижение рентабельности действующего производ ства вызывается низкой эффективностью производст венных фондов в первый период их функционирования. Соответственно и часть фонда материального поощре ния, рассчитанная поэтому показателю и стабильному нормативу, должна уменьшаться.
В этом и состоит одно из существенных противоре чий периода освоения новой техники: результаты труда в виде высокой эффективности производства носят перспективный характер, а материальное стимулиро вание этого труда должно производиться в текущем
периоде.
Таким образом, налицо противоречие между необ ходимостью премировать большой и сложный труд
1?7
впериод освоения и отсутствием источника для вы платы премии, так как экономический эффект от вне дрения новой техники в этот период еще полностью не реализован и будет достигнут лишь в перспективе.
Решение этой проблемы возможно только в усло виях последовательного осуществления государствен ной политики стимулирования технического прогресса при одновременном повышении хозрасчетной ответст венности и заинтересованности предприятий в скорей шем достижении экономической эффективности новой техники, предусмотренной в проектных расчетах.
Вметодических указаниях по переводу предприя тий на новые условия были предусмотрены определен ные льготы, с тем чтобы предотвратить снижение по казателя рентабельности и соответственно сохранить размер фонда материального поощрения для вновь вводимых цехов и крупных производственных устано вок. Эти объекты освобождались от платы за произ водственные фонды на нормативный срок освоения.
Такой порядок имеет, на наш взгляд, и отрица тельные стороны. Дело в том, что эти льготы пол ностью исключают плату за фонды и сами новые фон ды из учета и планирования на весь период освоения,
вто время как новый объект начинает давать при быль еще до завершения освоения, хотя и с меньшим процентом рентабельности. Дополнительная прибыль
новых цехов вместе с прибылью от реализации про дукции действующих соотносится с производственными фондами только действующих цехов, что приводит к неоправданному росту расчетной рентабельности и соответственно росту фонда материального поощре ния, особенно в последние месяцы освоения объекта.
Отмеченные недостатки в значительной мере устраняются введением новых положений об образо вании фондов материального поощрения. Однако в со ответствии с этими положениями вся сумма допол нительных средств на стимулирование в период освое ния поступает из резервных фондов министерств. А по скольку порядок возмещения этих сумм не указан, то это снижает заинтересованность предприятий в ско рейшем погашении средств, выделенных на освоение, а следовательно, и в интенсивности наращивания эко
номических показателей.
С целью ликвидации необоснованных скачков в размерах фондов представляется целесообразным
138
сохранить льготы на период освоения, распространив их на часть основных фондов таким образом, чтобы плановый процент рентабельности с учетом льготы оыл не выше рентабельности действующих производ
ственных фондов (за исключением новых) в данном году.
Такой порядок предоставления льгот исключает неправильное повышение объема премиальных средств в последний год освоения объекта, поскольку цель устанавливаемых льгот'— элиминировать отставание экономического уровня новых цехов в период освое ния, создать для них равные условия с действующим производством.
Предоставление льготы по показателю уровня рен табельности должно распространяться и на показа тель, отражающий динамику деятельности по наращи ванию выпуска продукции.
Коэффициент для приведения производственной мощности нового цеха в сопоставимый с действующим производством вид (Км.пр) будет выражаться в этом случае отношением коэффициента использования мощ ности, запланированного по действующему производ ству (Км.д), к нормативному коэффициенту использо вания мощности, устанавливаемому на данный год освоения (Км.н):
- тг |
____ К м . д |
**м. пр |
к |
|
1ЧМ.Н |
Льготы, предоставленные предприятию на норма тивный срок освоения, приводят к увеличению суммы средств, поступающих в фонд материального поощ рения.
Величина дополнительных (льготных) средств (Эдоп), поступающих в фонд материального поощре ния, определяется следующим образом:
Эдоп=(Рл—Рпл)—НрЗ,
где Рл и Рпл — льготная и плановая расчетная рен табельность;
Нр — установленный норматив отчислений за каждый процент рентабельности в плане;
3 — фонд заработной платы. Поступление этих сумм в фонд материального по
ощрения уменьшает остаточную прибыль предприя тия, а соответственно и его отчисления в бюджет.
139
Следовательно, предоставляемые льготы есть не что иное, как сумма средств, которую предприятие по лучает дополнительно от государства в период освое ния новых мощностей на материальное стимулирова ние. Поскольку эти дополнительные затраты вызваны объективной необходимостью в освоении новой тех ники и являются частью первоначальных высоких за трат этого периода, постольку их выделение отвечает государственной политике стимулирования техниче ского прогресса.
Вместе с тем материальное стимулирование должно обеспечивать единство интересов государства, пред приятия и каждого работника. Поэтому, на наш взгляд, предприятие должно'нести ответственность за возврат полученных сумм. Представляется, что возме щение первоначальных затрат на материальное сти мулирование имеет то преимущество, что разрешение противоречия между требованием высокой эффектив ности к новой технике и ее фактической убыточностью (или малой рентабельности в период освоения) ста новится заботой не только государства, но и прежде всего самого предприятия.
Высказанные соображения по поводу фондообра зования и материального стимулирования предприя тий в условиях освоения новой техники могут быть проиллюстрированы на следующем условном примере.
В табл. 31 рассчитан фонд материального поощре ния по показателю рентабельности, при этом льготы по прибыли исчислены исходя из приведения рента бельности нового производства к уровню действу ющего:
I k + I k . ЮО % - 6 % = Р д -6 %,
где Пн и Пд — прибыль нового цеха (цехов) и при быль дополнительная, вводимая для
расчета льгот; Рд — рентабельность действующего произ
водства; Фн — производственные фонды нового цеха
(цехов).
Отсюда
Пдт=РдФн—Пн- Как видно из последней формулы, льготы по при
были не зависят от того, оперируют ли при ее исполь зовании с расчетной или с общей рентабельностью.
140
Годы
Расчет образования |
и возмещения фонда материального поощрения |
||||||||
Производственныефонды руб.тысв( .) |
|
Прибыль (в тыс. |
руб.) |
|
Рентабельность |
|
|||
действую цеховщих j |
цеховновых |
общая |
+льготнаявозвратная |
|
принимаемаядля рентабельрасчета ности ! |
в |
%) |
заработнойФонд платы руб.тысв( .) |
|
! |
действующихцехов |
учетомсобщая возмещенияильготы |
|||||||
|
балансовая |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 31
Фонд материаль ного поощрения
в тыс. руб. |
в % к фонду заработной платы |
Базовый ....................... |
1000 |
160 |
_ |
160 |
_ |
160 |
15,0 |
16,0 |
100 |
10,0 |
10,0 |
Период освоения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первый год . . . . |
1500 |
165 |
35 |
200 |
+47,5 |
274,5 |
16,5 |
16,5 |
130 |
13,4 |
10,3 |
второй год . . . . |
1510 |
170 |
70 |
240 |
+ 15,0 |
255,0 |
17,0 |
17,0 |
130 |
13,8 |
11,6 |
Период после освоения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первый год . . . . |
1500 |
170 |
120 |
290 |
—25,0 |
265,0 |
— |
17,7 |
130 |
14,35 |
11,1 |
второй год . . . . |
1500 |
170 |
140 |
310 |
—37,5 |
272,5 |
— |
18,1 |
130 |
14,7 |
11,3 |
Примечание. Норматив отчислений в фонд материального поощрения принят в 0,625% от фонда |
заработной |
платы |
за каждый |
||||||||
процент обшей рентабельности, установленный в плане. |
|
|
|
|
|
|
|
|