Файл: Горбацкий, В. Г. Новоподобные и новые звезды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

154

ГЛ . V I.

ВСПЫ Ш КИ

З В Е З Д

 

где

а0 — постоянная,

зависящая

от выбора

системы

единиц.

 

 

между

 

Известная статистическая зависимость [102]

визуальной амплитудой вспышки звезды типа U Gem и длиной предшествующего цикла имеет вид

Ъ0 +1,85 18 Р Ц. (31,6)

При сравнении (31.6) с (30.6) следует иметь в виду, что при вспышке спектрофотометрическая температура звезды существенно увеличивается и значения Иь01 должны пре­ восходить A v более, чем иа 1 зв. величину. Учитывая это обстоятельство, а также то, что (31.6) выполняется лишь статистически, можно констатировать соответствие пред­ положения о постоянстве производительности источников энергии в звезде наблюдениям.

Заметим, что приняв одно и то же значение L0для раз­ личных звезд, аналогичным путем можно получить близ­ кую к наблюдаемой [1 0 2 ] зависимость между средней амплитудой и средней длиной цикла, характерных для данной звезды.

Из наблюдений следует, что звезда спутник в той си­ стеме, где происходят вспышки типа U Gem, обладает конвективной зоной. Оценка радиуса спутника в системе U Gem по наблюдаемой продолжительности затмения им

главной звезды

дает гсп

0,2 г©. Светимость спутника

Му

Ют и

поэтому

Lmin ^ 1031 эрг/сек, а Ь0 ^

^ 4-1032 эрг!сек = 0,1 /,©. Этой светимости соответствует температура звезды Т = 7,3-103°К. Таким образом, по сво­ им «средним» характеристикам спутник в системе UGem представляет собой субкарлик класса F. В эпохи мини­ мального блеска его спектральный класс, естественно, яв­ ляется более поздним. У субкарлика класса F со столь малым радиусом должна иметься не очень протяженная внешняя конвективная зона.

Истечение вещества из спутника в системе U Gem яв­ ляется косвенным свидетельством асинхронности его вра­ щения и орбитального обращения (гл. II). Как показано в § 2 , такая асинхронность должна приводить к вековой неустойчивости конвективного потока. Гипотеза о том, что накопление энергии в глубине конвективной зоны при асинхронном вращении звезды типа U Gem может являть­ ся причиной вспышечноц активности, впервые была вы­


§ 3. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 155

сказана В. Г. Горбацким [95]. Вычисление характерного времени процесса накопления, произведенное для очень упрощенной модели [95], привело к величине ~ 3 - 10е сек, что близко к длине интервала между вспышками в си­ стеме SS Cyg. По более точной теории нестационарной конвекции получено характерное время роста неустойчи­ вости того же порядка (§ 2). Современное состояние этой теории не дает оснований для категорического утвержде­ ния о реализации указанной возможности накопления энергии в холодном спутнике U Gem. Темпе менее согла­ сие оценок характерного времени с наблюдениями явля­ ется, по нашему мнению, одним из веских доводов в пользу этой гипотезы о характере вспышек объектов типа UGem.

При вековом уменьшении конвективного потока пере­ нос наружу энергии, вырабатываемой источниками и не­ прерывно поступающей на внутреннюю границу конвек­ тивной зоны, должен осуществляться лучистой теплопро­ водностью. Для того чтобы энергия могла накапливаться, время диффузии ее наружу должно быть значительно боль­ ше времени нарастания неустойчивости v0_1. Приводимые ниже оценки показывают, что это условие выполняется для конвективной зоны звезды карлика позднего спектраль­ ного класса.

Врем я7(гх, г*) диффузии фотона с уровня г1 до по­ верхности звезды определяется выражением [103]:

г*

г*

drj

dr,

(32.6)

t (гь г*) л; 3 ^ |(Д +

U) ирг2 Jj

г1

г

tx и

t2 — среднее

где и — коэффициент непрозрачности,

врейя, проводимое квантом

в поглощенном состоянии

и в пути между двумя последовательными рассеяниями соответственно. Если толщина конвективной зоны мала

по сравнению с радиусом звезды, т. е. г*— гх^

г* и имеет

место неравенство

i2, обычно справедливое в глубо­

ких областях звезды, то из

(32.6)

получается:

 

 

 

г*

 

г*

 

t ( г!, О ~

4 " “ Й Г

$

d r

$ d r '-

(33-6)

 

 

П

 

г

 

При достаточно малой величине сверхадиабатическо­ го градиента во внешней конвективной зоне звезды

7*


156

ГЛ. VI. ВСПЫШКИ ЗВЕЗД

плотность

связана с температурой

следующим образом:

 

р =

(34.6)

где К\ — некоторый параметр, тонное значение которого может быть получено только путем точного расчета мо­

дели

звезды. Если конвективная зона не

протяженная,

а светимость звезды порядка солнечной, то К 1 ?=■

10-12.

Для величины коэффициента непрозрачности в до­

статочно глубоких подфотосферных слоях

звезды

можно

принять хорошо известное

выражение

 

 

 

%

 

 

(35.6)

где С — постоянная порядка

1024.

 

 

Использование (34.6) и (35.6) позволяет привести

(33.6)

к такой форме:

г*

 

 

 

К\СП*

 

 

 

Vldr UГ

1dr.

(36.6)

 

t ('4. О =

 

 

У г

 

 

Это соотношение, после введения средневзвешенного по слою значения температуры [i^j формулой

(37.6)

и подстановки постоянных дает для временп выхода кван­

та с уровня ту в звезде величину:

 

? (гъ 0 ~ { г , — r i ) * [ 4 * )

(3 8 -6)

Значение температуры во внешних слоях конвективной

зоны

около 105 °К,

а в глубине — порядка 10е °К. Так

как

наружные слои

входят в (37.6) с большим весом,

без значительной погрешности можно принять (1/Г2)

«s 10-10. Толщина же конвективной

зоны гф—Гх^0,1г^.л;

?=; (1 -г- 2)-10J

см. Таким образом,

время диффузии

фотона

сквозь

конвективную зону

составляет десятки

лет и

поэтому

условие накопления

энергии

Н г а , 7 * ) > > v о1

Ш .6 )


§ 3. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 157

выполняется в случае звезды, по своим характеристикам близкой к холодному спутнику в системе U Gem. Сле­ довательно, объяснение вспышек звезд этого типа на ос­ нове теории нестационарной конвекции внутренне не противоречиво.

Описание самого процесса вспышки, т. е. выхода энер­ гии на поверхность звезды и обусловленных этим явлений, конечно, не может быть сделано в рамках указанной тео­ рии. Для такого описания требуется предварительно ис­ следование распространения тепловой волны по среде, свойства которой меняются со временем, поскольку при прогреве конвективной зоны распределение плотности и температуры в ней меняется.

Непрозрачность конвективной зоны вследствие ее прогрева уменьшается в соответствии с (35.6). Если при этом еще происходит расширение внешних областей звез­ ды (увеличение ее радиуса при вспышке следует из на­ блюдений [13], а также из теоретических соображений), то плотность в них падает и непрозрачность уменьшается еще быстрее.

Движение тепловой волны, распространяющейся из глубины конвективной зоны, должно ускоряться ые толь­ ко в результате прогрева газа, но и вследствие умень­ шения плотности в звезде с приближением к ее поверх­ ности [104]. По-видимому, эти обстоятельства и обеспечива­ ют сравнительно быстрый, за время 105 сек — 3-105 сек, подъем блеска при вспышке. Модель вспышки, в которой учитывались бы эти процессы, теоретически совершенно не разрабатывалась, так же как и вопрос о возвращении звезды после вспышки, к исходному состоянию. Здесь приходится ограничиваться лишь общими соображениями. После того как энергия вспышки вышла к поверхности и излучена в пространство, температура поверхности будет выше той, которая должна соответствовать произ­ водительности источников энергии в звезде. Поэтому бу­ дет происходить понижение температуры и снова обра­ зуется конвективная зона. Затем должен начаться новый цикл накопления энергии.

Расчет всего процесса перехода от лучистого к кон­ вективному равновесию встречается с большими трудно­ стям и вряд ли может быть осуществлен в ближай­ шее время.

158 Гл. VI. ВСПЫШКИ ЗВЕЗД

Рассмотренный механизм вспышек звезд типа U Gem не является единственным из предлагавшихся. На пред­ положении о том, что в системах типа U Gem вспыхивает холодный карлик, основан ряд работ [105—107]. Неус­ тойчивость внешних слоев звезды обычно считают вы­ званной потерей ею значительной массы при заполнении полости Роша. Так, согласно работе Пачинского [105], обнажение после стока вещества областей звезды, имею­ щих высокую температуру, и вызывает вспышку. Однако картина вспышки такого рода должна сильно отличаться от наблюдаемой. Еще более существенно то, что требуе­ мая потеря массы очень велика — на 3—4 порядка пре­ восходит получающуюся по результатам исследования газовых потоков в системах. Поэтому нельзя считать объяснение вспышек типа U Gem, данное в [105], пра­ вильным.

Указанный коренной недостаток гипотезы Пачинско­ го отмечается и в работе Осаки [106], приписывающего возникновение вспышек типа U Gem динамической не­ устойчивости конвективной зоны звезды. В его теории также предполагается, что по временам вспыхивающая звезда выходит за пределы полости Роша. Тогда согласно [106] должен возникать турбулентный поток вещества через эту поверхность, которым также переносится энергия.

В работе [106] приводится ряд модельных расчетов, показавших, что при определенных значениях парамет­ ров процесс переноса энергии становится неустойчивым. Так как перенос тепла турбулентным потоком практиче­ ски имеет место лишь когда звезда выходит за пределы полости Роша, то вспышка связывается именно с этим периодом. В то время, когда звезда находится внутри по­ лости Роша, дополнительного выноса энергии на ее по­ верхность не происходит.

Хотя эта гипотеза более разработана, чем гипотеза Пачинского, и имеет ряд преимуществ, в частности, тре­ бует меньшей величины потери массы спутником, ее нель­ зя признать удовлетворительной. Из наблюдений не вы­ текает, что существует значительное различие в скорости потери вещества звездой вне вспышек и во время них. Согласно же работе [106] в эпохи минимального блеска звездой не должно теряться вещество, находящейся в


§ 3. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 150

это время внутри полости Роша (асинхронное вращение,

которое могло бы привести к потере

массы,

в

[106]

не предполагается). Кроме того,

как

отмечает

и сам

автор [106], амплитуда вспышки

получается

чрезмер­

но малой.

 

 

 

 

В работе Бата [107] также рассматриваются наруше­ ния энергетического равновесия звезды, связанные с по­ терей ею вещества. Анализ устойчивости компоненты тес­ ной двойной системы по отношению к динамическим воз­ мущениям произведен в предположении адиабатических сферически симметричных движений при условии постоян­ ства давления на поверхности звезды. Из расчетов работы [107] получено, что звезда, имеющая массу 1 9Kq и тем­ пературу около 5-103 °К, в результате роста неустойчиво­ сти с характерным временем 10° сек может увеличить свою болометрическую светимость на 3—4 зв. величины. Эф­ фективная температура звезды при этом возрастает в 2—3 раза и происходит значительная потеря массы; 1025— 1028 г за одну вспышку. В [107] отмечается также, что при взаимодействии динамических и тепловых факторов неустойчивость может приобрести периодический харак­ тер, но детального исследования этого вопроса не прове­ дено.

Подытоживая сказанное в этом параграфе, отметим, что все гипотезы, связывающие вспышки с холодными кар­ ликовыми компонентами систем типа U Gem, не предпо­ лагают для энергии вспышки каких-либо иных источни­ ков, помимо постоянно действующих внутренних, и свя­ зывают вспышки с неустойчивостью конвективной зоны. Однако в отношении характера неустойчивости точки зрения различных авторов не совпадают. По нашему мнению, предположение о вековой неустойчивости кон­ вективного потока удачнее объясняет многие сущест­ венные особенности вспышек типов U Gem и Z Cam, чем другие гипотезы. Кроме того, теория нестационарной конвекции имеет значение и для других вопросов физики тесных двойных систем. Поэтому изложению указанной теории и вытекающих из нее следствий выше было уде­ лено больше внимания, чем другим точкам зрения. Ус­ тановить, действительно ли вспышки объектов типа U Gem связаны с холодной компонентой новоподобной системы, можно только путем наблюдений вспышек.