Файл: Барыкин, К. К. h = 533. (О московской телебашне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К. Барыкин

(О московской телебашне)

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

М о с к в а Ч 9 7 4

 

Г;,,, i:’, б личк&й

 

!: Si у • 1НО--т ^ ИИЧв С « * . Л

ВС (09)

бм-* ч*'о гвч а СССР

Б26

0НЗГ*П .*1ЯР

Лч\Т.\пъ'--^ГО ЗАЛА 1

Ц м -

. З Ш ¥

 

Барыкин К. К.

 

Б 26

h =

533. (О московской телебашне).

М.,

 

Политиздат, 1974.

 

 

н о

с. с ил.

 

 

Эта

книга оП истории создания московской

телевизион­

 

ной башни. В ней рассказывается, как был задуман проект

 

башни, с какими трудностями встретились создатели башни и

 

ее строители и как преодолели их. Читатель узнает о том, чем

 

«начинена» башня и какую работу выполняет.

на широкий

 

Книга журналиста К. Барыкина рассчитана

 

круг читателей.

 

 

10601— 334

6С(09)

 

Б

216-74

079(02)— 74

© П О ЛИ ТИ ЗДАТ, 1974 г.

4 ноября 1967 года на первой полосе газеты «Московская правда» рядом с сообщением о совмест­ ном торжественном заседании Центрального Коми­ тета КПСС, Верховного Совета СССР, Верховного Со­ вета РСФСР, посвященном 50-летию Советской вла­ сти, появилась и такая информация:

И М Е Н И 50 -ЛЕ ТИ Я О К Т Я Б Р Я

так будет называться Общесоюзный телецентр

вОстанкине. Постановление об этом принято Со­ ветом Министров СССР.

Втот же день ТАСС передал по всем каналам свя­ зи: «4 ноября Государственная комиссия подписала акт о приемке первой очереди Останкинского обще­ союзного телецентра имени 50-летия Октября».

Вканун 50-летия Великой Октябрьской социа­ листической революции с вершины воздвигнутой в Останкине, еще непривычной в силуэте Москвы баш­ ни ушла первая передача. В тот же день прекратили работу 14 ретрансляционных станций Московской области — отпала в них надобность.

Зона уверенного приема московских телевизион­ ных передач намного расширилась, достигнув в ра­ диусе 120 километров.

Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция возглавила строй действующих!

з


Паспорт великана

У каждой стройки, у всякого мало-маль­ ски заметного сооружения есть свой технический паспорт. И телевизионная башня не исключение. Но вот записанные в этом документе данные — исклю­ чительны. Начать бы паспорт так, словно это доку­ мент, выданный человеку:

Имя — Никитинская.

Год рождения— 1967-й, год 50-летия Советской

страны.

 

Профессия — пропагандист, агитатор,

просвети­

тель...

 

Высота— 533,3 метра.

 

Объем всех помещений— 70 тысяч

квадратных

метров.

 

Вес с фундаментом — 55 тысяч тонн.

Среднее давление фундамента на основание — 2,75 килограмма на квадратный сантиметр (столько же, сколько у рядового жилого дома!).

Допустимое отклонение вершины под действием ветра — 11,65 метра (на башню действует и солнеч­ ный нагрев: ее вершина, как цветок, тянется к солн­ цу, вычерчивая замысловатую кривую).

4

Высота радиотелевизионной башни в Ос­ танкине — 533 метра 30 сантиметров. Но почему бы­ ла выбрана именно эта высота? Почему башня не перешагнула 600-метровый рубеж? Почему не оста­ новилась на 300-метровом? Тут надо поговорить об основном назначении башни. Ведь строилась она не как архитектурное украшение города. На расстоянии до 100 километров вокруг Москвы много неболь­ ших городов, сел, деревень, среди них такие города, как Орехово-Зуево, Серпухов, Александров, Дубна, Кимры, Коломна, Подольск. Жители их прежде не могли принимать передачи, идущие с башни на Ша­ боловке высотой 150 метров. Дело в том, что, сойдя с антенны, телевизионный сигнал распространяется, как луч света, в пределах видимости, до горизонта. Телесигнал не может обогнуть горизонт, шагнуть за него, заглянуть за окружность, обойти препятствия, встречающиеся на пути. (Любопытно, что даже в центре Москвы не все сигналы, идущие с нынешней Останкинской башни, принимались достаточно хо­ рошо. После того, как на Калининском проспекте воз­ двигли высотные здания, в зоне, расположенной непосредственно за ними, в домах близ старого Арба­ та телевизионные приемники стали получать заметно

5


ослабленные сигналы. И только дополнительные устройства, то, что можно назвать «пассивными ре­ трансляторами», вернули старый Арбат, Сивцев Вра­ жек, здешние переулки и улочки в зону доброкачест­ венного приема останкинских передач.) Расчеты по­ казали: для того, чтобы в городах и деревнях, распо­ ложенных в радиусе до 100 километров от Москвы, принимали передачи телевидения, передающие ан­ тенны надо поднять на высоту не менее 450 метров. Решили добавить еще 50— 60 метров с тем, чтобы на­ селенные пункты, расположенные в 110 и 120 кило­ метрах от Москвы, тоже могли принимать сигна­ лы Останкинского телецентра. Появилась высота 500 метров. В процессе проектирования башня под­ росла еще на 33 метра 30 сантиметров.

Правильность расчетов строителей башни под­ твердила практика. При высоте башни 533 метра при­ мерно 12 миллионов жителей Москвы и Московской области непосредственно принимают четыре про­ граммы телевидения с высоким качеством изобра­ жения. Это качество достигается и большой мощно­ стью передатчиков, технологической отлаженностью всей аппаратуры башни. В дальнейшем число телеви­ зионных программ намечено увеличить до шести. Нашлось место и для шести радиовещательных про­ грамм. Кроме того, Останкинская башня может рабо­ тать во взаимодействии с системами «Интервидения»

и«Евровидения». Словом, это самая главная теле-

ирадиобашня страны.

Останкинскому 533-метровому колоссу предшест­ вовала большая и сложная история высотного строи­ тельства. Заглянем в нее.

6

Даже в пору, когда свободных земель на нашей планете было вдоволь, когда незаселенными остава­ лись не только пустыни, но и плодородные долины, человека тянуло в небо. Свидетельство этому — Ва­ вилонская башня и египетские пирамиды, башни в пустынях Перу и парижские соборы, 156-метровый Кельнский собор, Миланский и Ульмский соборы (для своего возвеличивания церковь умело исполь­ зовала вечное преклонение человека перед высотой), а в России — колокольни и башни Московского Кремля, соборы в русских городах, церковь «Воз­ несения» в некогда подмосковном Коломенском.

Но все это, пожалуй, было лишь предтечей под­ линно высотного строительства, предвестником дней, когда строитель уверенно пойдет к небу. Начало этого пути связано с именем французского инженера, дерзкого конструктора Гюстава Эйфеля. Именно он, Эйфель, в конце прошлого века задумал и начал строить в центре Парижа невиданное сооружение — башню высотой 300 метров. Она должна была быть готова к открытию всемирной выставки. Два года и два месяца потребовалось конструктору и строителям для того, чтобы воздвигнуть это изумительное со­ оружение, триумф тогдашней техники. О башне вос­ торженно писали газеты мира, ее считали главным экспонатом выставки, но лишь кое-где проскальзы­ вала мысль о том, что эта башня являет собой новое слово в строительстве; она положила начало высот­ ному строительству с использованием металличе­ ских конструкций.

В те времена представлялось, что только с по­ мощью металла можно победить высоту. Ни один до того известный строительный материал не давал та­ ких возможностей.

7


У Эйфелевой башни были не только поклонники. Стан ее противников возглавляли такие мастера культуры, как Виктор Гюго и Ги де Мопассан. Они подписали гневное письмо, протестуя против соору­ жения башни. Они утверждали, что башня нарушает исторически сложившийся силуэт Парижа, ломает представление о его ансамбле. В «Протесте трех­

сот»

французских деятелей культуры было

ска­

зано,

что Эйфелева постройка — «башня-выродок».

К счастью, к этому мнению не прислушались,

не­

смотря на то, что оно исходило от ряда выдающихся деятелей культуры, в том числе от самого Гюго. Башня была построена. Мопассан нередко обедал в ресторане на башне. «Это единственное место в Па­ риже, где я не вижу ее»,— объяснял писатель тем, кто упрекал его в непоследовательности.

С тех пор как башня построена, Париж невозмож­ но представить себе без этого сооружения. Несмотря на то что есть в этом городе и другие выдающиеся архитектурные и художественные памятники, имен­ но «пастушка Эйфелева», как назвал ее Аполлинер, доминирует в Париже. Это произошло и потому, что башня явилась воплощением стиля эпохи. В башне слились три начала: собственное совершенство, со­ звучность наступающему времени и соответствие облику города.

Сооружение и сейчас представляет собой образец конструктивного решения и архитектурного обрам­ ления конструкторской мысли. Эйфель был не толь­ ко крупным конструктором и инженером, но обладал и архитектурным талантом. Башня — тому подтвер­ ждение. (Недавно одна из парижских газет писала: «Ей 82 года, но выглядит она моложе и держится со­ вершенно прямо. Откровенно говоря, она не очень

8

привлекательна. Кое-кто даже утверждает, что не­ красива, но все-таки жизнь без нее была бы немнож­ ко иной».)

Так подробно говорится об Эйфелевой башне по­ тому, что она не могла не оказать влияния на все по­ следующие высотные стройки не только во Франции, но и в других странах мира. Безусловно, строители американских небоскребов посматривали в сторону Эйфелевой башни, хотя, конечно, административный или жилой дом — совсем не то, что башня.

Покорение городской высоты еще только начина­ ется. Оно неизбежно. Иначе города превратятся в распластанные мегалополисы. Недавно обнародована любопытная книга — свод международных прогно­ зов «Мир в 2000 году». Авторы ее отмечают, что строить города, развитие которых соответствует тре­ бованиям, выдвигаемым жизнью, можно, только «обладая большим мужеством и богатой фантазией». Именно так — фантазией. И не будем сбрасывать ее со счета, который уже сейчас урбанизация предъяви­ ла всем нам, жителям планеты Земля. Пока, как от­ мечается в той же книге, города практически не растут вверх. Средняя высота «современного города относится к его площади, как толщина газетного листа к его площади, отсюда и название «пленочный город»».

Вырваться ввысь городам могут помочь высотные здания. Их строительство раньше всего началось в США. Первый американский «небоскреб» был по­ строен в Чикаго в 1885 году. Затем первенство своим «Эмпайр стейт билдингом» захватил Нью-Йорк. Это здание ныне используется и как радиотелевизионная башня. Сейчас в Чикаго закончилось строительство 110-этажного дома. «Мы свысока посмотрим на

9