ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
К. Барыкин
(О московской телебашне)
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
М о с к в а Ч 9 7 4
|
Г;,,, i:’, б личк&й |
|
!: Si у • 1НО--т ^ ИИЧв С « * . Л |
ВС (09) |
бм-* ч*'о гвч а СССР |
Б26 |
0НЗГ*П .*1ЯР |
Лч\Т.\пъ'--^ГО ЗАЛА 1
Ц м -
. З Ш ¥
|
Барыкин К. К. |
|
|
Б 26 |
h = |
533. (О московской телебашне). |
М., |
|
Политиздат, 1974. |
|
|
|
н о |
с. с ил. |
|
|
Эта |
книга оП истории создания московской |
телевизион |
|
ной башни. В ней рассказывается, как был задуман проект |
||
|
башни, с какими трудностями встретились создатели башни и |
||
|
ее строители и как преодолели их. Читатель узнает о том, чем |
||
|
«начинена» башня и какую работу выполняет. |
на широкий |
|
|
Книга журналиста К. Барыкина рассчитана |
||
|
круг читателей. |
|
|
|
10601— 334 |
6С(09) |
|
|
Б |
216-74 |
079(02)— 74
© П О ЛИ ТИ ЗДАТ, 1974 г.
4 ноября 1967 года на первой полосе газеты «Московская правда» рядом с сообщением о совмест ном торжественном заседании Центрального Коми тета КПСС, Верховного Совета СССР, Верховного Со вета РСФСР, посвященном 50-летию Советской вла сти, появилась и такая информация:
И М Е Н И 50 -ЛЕ ТИ Я О К Т Я Б Р Я
—так будет называться Общесоюзный телецентр
вОстанкине. Постановление об этом принято Со ветом Министров СССР.
Втот же день ТАСС передал по всем каналам свя зи: «4 ноября Государственная комиссия подписала акт о приемке первой очереди Останкинского обще союзного телецентра имени 50-летия Октября».
Вканун 50-летия Великой Октябрьской социа листической революции с вершины воздвигнутой в Останкине, еще непривычной в силуэте Москвы баш ни ушла первая передача. В тот же день прекратили работу 14 ретрансляционных станций Московской области — отпала в них надобность.
Зона уверенного приема московских телевизион ных передач намного расширилась, достигнув в ра диусе 120 километров.
Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция возглавила строй действующих!
з
Паспорт великана
У каждой стройки, у всякого мало-маль ски заметного сооружения есть свой технический паспорт. И телевизионная башня не исключение. Но вот записанные в этом документе данные — исклю чительны. Начать бы паспорт так, словно это доку мент, выданный человеку:
Имя — Никитинская.
Год рождения— 1967-й, год 50-летия Советской
страны. |
|
Профессия — пропагандист, агитатор, |
просвети |
тель... |
|
Высота— 533,3 метра. |
|
Объем всех помещений— 70 тысяч |
квадратных |
метров. |
|
Вес с фундаментом — 55 тысяч тонн.
Среднее давление фундамента на основание — 2,75 килограмма на квадратный сантиметр (столько же, сколько у рядового жилого дома!).
Допустимое отклонение вершины под действием ветра — 11,65 метра (на башню действует и солнеч ный нагрев: ее вершина, как цветок, тянется к солн цу, вычерчивая замысловатую кривую).
4
Высота радиотелевизионной башни в Ос танкине — 533 метра 30 сантиметров. Но почему бы ла выбрана именно эта высота? Почему башня не перешагнула 600-метровый рубеж? Почему не оста новилась на 300-метровом? Тут надо поговорить об основном назначении башни. Ведь строилась она не как архитектурное украшение города. На расстоянии до 100 километров вокруг Москвы много неболь ших городов, сел, деревень, среди них такие города, как Орехово-Зуево, Серпухов, Александров, Дубна, Кимры, Коломна, Подольск. Жители их прежде не могли принимать передачи, идущие с башни на Ша боловке высотой 150 метров. Дело в том, что, сойдя с антенны, телевизионный сигнал распространяется, как луч света, в пределах видимости, до горизонта. Телесигнал не может обогнуть горизонт, шагнуть за него, заглянуть за окружность, обойти препятствия, встречающиеся на пути. (Любопытно, что даже в центре Москвы не все сигналы, идущие с нынешней Останкинской башни, принимались достаточно хо рошо. После того, как на Калининском проспекте воз двигли высотные здания, в зоне, расположенной непосредственно за ними, в домах близ старого Арба та телевизионные приемники стали получать заметно
5
ослабленные сигналы. И только дополнительные устройства, то, что можно назвать «пассивными ре трансляторами», вернули старый Арбат, Сивцев Вра жек, здешние переулки и улочки в зону доброкачест венного приема останкинских передач.) Расчеты по казали: для того, чтобы в городах и деревнях, распо ложенных в радиусе до 100 километров от Москвы, принимали передачи телевидения, передающие ан тенны надо поднять на высоту не менее 450 метров. Решили добавить еще 50— 60 метров с тем, чтобы на селенные пункты, расположенные в 110 и 120 кило метрах от Москвы, тоже могли принимать сигна лы Останкинского телецентра. Появилась высота 500 метров. В процессе проектирования башня под росла еще на 33 метра 30 сантиметров.
Правильность расчетов строителей башни под твердила практика. При высоте башни 533 метра при мерно 12 миллионов жителей Москвы и Московской области непосредственно принимают четыре про граммы телевидения с высоким качеством изобра жения. Это качество достигается и большой мощно стью передатчиков, технологической отлаженностью всей аппаратуры башни. В дальнейшем число телеви зионных программ намечено увеличить до шести. Нашлось место и для шести радиовещательных про грамм. Кроме того, Останкинская башня может рабо тать во взаимодействии с системами «Интервидения»
и«Евровидения». Словом, это самая главная теле-
ирадиобашня страны.
Останкинскому 533-метровому колоссу предшест вовала большая и сложная история высотного строи тельства. Заглянем в нее.
6
Даже в пору, когда свободных земель на нашей планете было вдоволь, когда незаселенными остава лись не только пустыни, но и плодородные долины, человека тянуло в небо. Свидетельство этому — Ва вилонская башня и египетские пирамиды, башни в пустынях Перу и парижские соборы, 156-метровый Кельнский собор, Миланский и Ульмский соборы (для своего возвеличивания церковь умело исполь зовала вечное преклонение человека перед высотой), а в России — колокольни и башни Московского Кремля, соборы в русских городах, церковь «Воз несения» в некогда подмосковном Коломенском.
Но все это, пожалуй, было лишь предтечей под линно высотного строительства, предвестником дней, когда строитель уверенно пойдет к небу. Начало этого пути связано с именем французского инженера, дерзкого конструктора Гюстава Эйфеля. Именно он, Эйфель, в конце прошлого века задумал и начал строить в центре Парижа невиданное сооружение — башню высотой 300 метров. Она должна была быть готова к открытию всемирной выставки. Два года и два месяца потребовалось конструктору и строителям для того, чтобы воздвигнуть это изумительное со оружение, триумф тогдашней техники. О башне вос торженно писали газеты мира, ее считали главным экспонатом выставки, но лишь кое-где проскальзы вала мысль о том, что эта башня являет собой новое слово в строительстве; она положила начало высот ному строительству с использованием металличе ских конструкций.
В те времена представлялось, что только с по мощью металла можно победить высоту. Ни один до того известный строительный материал не давал та ких возможностей.
7
У Эйфелевой башни были не только поклонники. Стан ее противников возглавляли такие мастера культуры, как Виктор Гюго и Ги де Мопассан. Они подписали гневное письмо, протестуя против соору жения башни. Они утверждали, что башня нарушает исторически сложившийся силуэт Парижа, ломает представление о его ансамбле. В «Протесте трех
сот» |
французских деятелей культуры было |
ска |
зано, |
что Эйфелева постройка — «башня-выродок». |
|
К счастью, к этому мнению не прислушались, |
не |
смотря на то, что оно исходило от ряда выдающихся деятелей культуры, в том числе от самого Гюго. Башня была построена. Мопассан нередко обедал в ресторане на башне. «Это единственное место в Па риже, где я не вижу ее»,— объяснял писатель тем, кто упрекал его в непоследовательности.
С тех пор как башня построена, Париж невозмож но представить себе без этого сооружения. Несмотря на то что есть в этом городе и другие выдающиеся архитектурные и художественные памятники, имен но «пастушка Эйфелева», как назвал ее Аполлинер, доминирует в Париже. Это произошло и потому, что башня явилась воплощением стиля эпохи. В башне слились три начала: собственное совершенство, со звучность наступающему времени и соответствие облику города.
Сооружение и сейчас представляет собой образец конструктивного решения и архитектурного обрам ления конструкторской мысли. Эйфель был не толь ко крупным конструктором и инженером, но обладал и архитектурным талантом. Башня — тому подтвер ждение. (Недавно одна из парижских газет писала: «Ей 82 года, но выглядит она моложе и держится со вершенно прямо. Откровенно говоря, она не очень
8
привлекательна. Кое-кто даже утверждает, что не красива, но все-таки жизнь без нее была бы немнож ко иной».)
Так подробно говорится об Эйфелевой башне по тому, что она не могла не оказать влияния на все по следующие высотные стройки не только во Франции, но и в других странах мира. Безусловно, строители американских небоскребов посматривали в сторону Эйфелевой башни, хотя, конечно, административный или жилой дом — совсем не то, что башня.
Покорение городской высоты еще только начина ется. Оно неизбежно. Иначе города превратятся в распластанные мегалополисы. Недавно обнародована любопытная книга — свод международных прогно зов «Мир в 2000 году». Авторы ее отмечают, что строить города, развитие которых соответствует тре бованиям, выдвигаемым жизнью, можно, только «обладая большим мужеством и богатой фантазией». Именно так — фантазией. И не будем сбрасывать ее со счета, который уже сейчас урбанизация предъяви ла всем нам, жителям планеты Земля. Пока, как от мечается в той же книге, города практически не растут вверх. Средняя высота «современного города относится к его площади, как толщина газетного листа к его площади, отсюда и название «пленочный город»».
Вырваться ввысь городам могут помочь высотные здания. Их строительство раньше всего началось в США. Первый американский «небоскреб» был по строен в Чикаго в 1885 году. Затем первенство своим «Эмпайр стейт билдингом» захватил Нью-Йорк. Это здание ныне используется и как радиотелевизионная башня. Сейчас в Чикаго закончилось строительство 110-этажного дома. «Мы свысока посмотрим на
9