Файл: Барыкин, К. К. h = 533. (О московской телебашне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Останкинская башня следит за погодой. Метеоро­ логическую службу несет и Филипп Яковлевич Клинов. До этого он заведовал высотной метеорологи­ ческой службой в Обнинске. Там специально для ис­ следования нижних слоев атмосферы была построена 330-метровая мачта, снизу доверху нашпигованная метеорологическими реями, флюгерами, датчи­ ками.

Интерес к тому, что творится в пограничном слое атмосферы, над крышами наших домов, над улица­ ми, объясним. Нет, пожалуй, такой отрасли совре­ менного хозяйства, которая не нуждалась бы в точ­ ном знании процессов, происходящих в воздушной подушке. Большие города не скупятся на дым, вы­ брасываемый заводскими трубами, на грохот, на за­ грязнение атмосферы.

— Если дымовая труба будет высокой, ветер не позволит частицам дыма опуститься на крыши до­ мов и на улицы. Он развеет дым, «разбавит» чистым воздухом — и концентрация получится минималь­ ная, безвредная,— подчеркивает Филипп Яковлевич Клинов.

На основе наблюдений, проведенных метеоролога- ми-высотниками, и рекомендовано возводить высокие дымовые трубы. Но эта рекомендация — начало ра­ боты. Она продолжается, в том числе и в земной ла­ боратории, где обрабатывается вся получаемая информация. Самая крайняя рабочая площадка Ф. Я. Клинова высоко, всего в нескольких метрах от флагштока — тут тоже приборы. Они следят за все­ ми изменениями погоды.

— Наша башня позволяет наблюдать за многими метеорологическими явлениями. Есть на ней и поли­ гон молний.

96

Металлический шпиль башни давно стал надеж­ ным громоотводом города. Молний уже не боялись, более того, их ждали.

Молния идет от тучи к земле со скоростью до 100 километров в секунду — попробуй поймать такого скорохода. Ловушку все же создали, перехватывают молнии, не дают им уйти незамеченными. В течение года в башню врезается в среднем около 30 молний. Создана специальная служба, есть фото- и киноаппа­ ратура, работающие быстрее молнии, успевающие начать фотографирование за мгновение до того, как молния разрубит небосвод своим огненным мечом. Уже накоплена великолепная картотека останкин­ ских молний.

Некоторые метеорологи отмечают, что со строи­ тельством башни число зимних — самых редких — да и летних гроз в этом районе возросло. Башня словно отводит молнии из других районов, вызывая их удары на себя. Объясняют это электрической на­ сыщенностью воздуха около башенных антенн. Они испускают ток и вызывают ответную реакцию. Имен­ но в этом районе 23 декабря 1973 года была зафикси­ рована гроза с молнией — явление для зимы редчай­ шее. Гроза не пошла по всей Москве, она сконцен­ трировалась вокруг башни, близ нее.

Ф. И. Клинов рассказывает о работах, проводи­ мых метеорологической лабораторией. Наблюдения за метеорологическими процессами в нижнем слое атмосферы ведутся автоматически, непрерывным сле­ жением. Нижняя атмосфера, как слоеный пирог,— и исследование идет по каждому слою, по отдельным высотам. При обычном развитии метеорологических процессов и при опасных условиях — грозах, тума­ нах, низкой облачности, шквалах, метелях, гололеде.

7

К. Барыкин

97


Метеорологические датчики прикреплены к реям. Длина каждой 10 метров. Это те, что на уровнях 85, 128, 201, 253, 305, 385 метров, а пятиметровая рея вознесена на высоту 503 метра. Реи «смотрят» на се­ веро-запад и северо-восток. Измеряются температу­ ра и влажность воздуха, скорость и направление ветра, снимаются другие показания. Южная рея — «привилегированная». Она ведет измерение солнечной радиации. У самого основания башни тоже измеря­ ются температура и влажность воздуха, температу­ ра подстилающей поверхности и почвы, количество осадков.

В конусном основании башни — контрольный блок регистрации и слежения, а также устройство передачи информации в аппаратную метеорологи­ ческого комплекса. Здесь же комната, где экипиру­ ются исследователи перед подъемом вверх.

В метеорологическом комплексе в Останкине раз­ рабатывается система автоматизированного сбора, хранения и поиска метеорологической информации; причем предусматривается использовать информа­ цию, получаемую от сети метеорологических станций Москвы и области.

С помощью этой системы можно будет, например, оперативно, заблаговременно оповещать сельскохо­ зяйственные, промышленные, транспортные, строи­ тельные предприятия об ожидаемых метеорологиче­ ских ситуациях.

Московские метеорологи обмениваются данными наблюдений с метеорологами, работающими на теле­ визионных мачтах и башнях в Киеве, Минске, Риге, Таллине, Ленинграде, Алма-Ате, Ташкенте, Тбили­ си, Ереване; по телетайпу передают информацию в архив Мирового метеорологического центра.

98

Технические этажи Останкинской башни, где разместились аппаратура и помещения телевизион­ ных станций, вентиляционные, кухня ресторана, комнаты метеорологической службы, поднимаются до отметки 63 метра. Из 17 этажей— 15 надземных и два подземных.

На высоте от 117 до 147 метров расположены во­ семь этажей радиорелейных линий со вспомогатель­ ными техническими помещениями. Здесь же нахо­ дится смотровой балкон — первый в ряду обзорных этажей башни. 200 посетителей этой «этажерки» смо­ трят на Москву с высоты 147 метров 20 сантиметров.

...В дни проведения общемосковского смотра жи­ лых зданий и сооружений довелось присутствовать на заседании комиссии, только что завершившей ос­ мотр 25-этажного жилого дома.

— Намаялись — с этажа на этаж. Хорошо еще, что нам не поручили осмотр телевизионной вышки — в ней-то не 25, а 177 этажей.

Если подходить формально, собственно этажей меньше, но в такую, как у телебашни, высоту укла­ дывается именно 177 стандартных этажей.

Представляете, каких трудов требует обслужи­ вание этого колоссального сооружения! При этом следует учитывать, что и ныне, находясь в повсед­ невной эксплуатации, башня остается лабораторией строительства. Все параметры, которые она передает исследователям, интересуют не только практику, но и науку. Одна из серьезных проблем в связи с масс6в|дм высотным строительством — как защититься от бурных порывов ветра. Геодезистам телебашни известно случавшееся уже максимальное отклоне­ ние антенны — 4 метра при скорости ветра 30 метров в секунду. Если так заметна амплитуда колебаний

99


неплохо обтекаемой ветром круглой, относительно небольшого диаметра «свечи», то сколь мощный удар придется отражать более массивным сооружениям, а они проектируются!

В дни проведения международного конгресса по механике грунтов и фундаментостроению к башне не раз приезжали его участники, известные специа­ листы.

Один из первых вопросов, который они обязатель­ но задавали: осела ли башня?

Менее чем на 5 сантиметров.

Всего на 50 миллиметров?

Знакомились с показателями приборов, убежда­ лись — так оно и есть.

Затем следовал второй вопрос:

Не наклоняется ли башня в какую-то одну сторону?

За такими примерами придется поехать в Пизу...

И снова сообщали расчеты, показания приборов, результаты анализов грунтов, расположенных под башней, данные ветровых нагрузок, итоги визуаль­ ных съемок.

Температурная деформация башни хоть и безо­

бидна, но любопытна: летом башня подрастает на 100 миллиметров. За этим тоже ведутся наблюдения, так как рельсы, по которым вверх-вниз катаются лифты, имеют иной коэффициент расширения, да и температуру несколько отличную. Пришлось их де­ лать с зазорами, подобно железнодорожному пути, проложенному по земле.

При подготовке котлована под фундамент было вынуто 9 тысяч 500 тонн грунта, а вес усиленного фундамента, занявшего точно такое же место, соста­

100

вил 14 тысяч 300 тонн. Как отражается эта разница на состоянии всей постройки, самого фундамента? Словом, недостатка в темах исследований нет.

Но кто их ведет? Каждое утро выходят на вахту люди, которым вручена судьба сооружения, которым надлежит собрать и обработать данные, очень важ­ ные для высотного строительства.

Башню окружают 12 небольших, незаметных по­ стороннему шахт-скважин. Что-то похожее на водо­ проводные колодцы. Мимо подобных колодцев мы каждый день проходим по улицам города. Специаль­ ные бронзовые датчики расположены в шахтах на разных глубинах — в 5, 12 и 20 метрах от основания фундамента. Они позволяют буквально с ювелирной скрупулезностью следить за степенью усадки фунда­ мента.

Помимо того, регулярно, с аккуратностью, кото­ рая подстать академическим лабораториям, ведутся наблюдения за подземными водами и физическим состоянием самого грунта. Для этого вырыли четыре скважины — на 150-метровом расстоянии от башни.

Большой отряд специалистов следит за состояни­ ем бетона, за тем, не появились ли в нем трещины, не устал ли монолит? Никто пока не собирается кра­ сить бетонный ствол, хотя известно, что, если по­ крыть его слоем белой краски, летом все сооружение будет нагреваться почти на два градуса меньше, чем сейчас. А это не только технологический резерв, но и пища для размышлений.

Вотличие от бетонного ствола верхушку башни,

ееметаллический шпиль недавно перекрашивали. Когда монтировали царги антенны, их оцинковали утолщенным слоем антикоррозийного покрытия. Но ничто не вечно под луной. И похоже, чем ближе к

101



Луне, тем короче срок «вечности». Да и техника не стоит на месте. Химики разработали новую велико­ лепную хлорвиниловую эмаль. Даже в сильной кис­ лоте она ведет себя спокойно, не реагирует. Вот та­ кой краской светло-серого, в серебристость, цвета и решили покрасить антенну. Работали на совесть — нанесли три слоя краски. А ведь площадь антенны — более 1000 квадратных метров. Это с земли она ви­ дится такой миниатюрной, а здесь, на 400-метровой высоте, не только не в обхват, вокруг нее даже бал­ коны установлены. Работали только ночью, когда за­ канчивались телевизионные и радиопередачи и ан­ тенны отключались от электрической сети. Работали только в хорошую погоду: в туман на повлажневший металл эмаль не ложится. Сделали все быстро и от­ менно. Теперь коррозии к антеннам трудно подобра­ ться. Но наблюдение все же ведется постоянное. Кор­ розия вообще изучается с особым пристрастием, ей ходу не дают; осуществляется строжайший, едва ли не ежедневный контроль всех металлических конст­ рукций, тросов, каждой стальной детали — от шпиля до скрепляющих некоторые конструкции болтов.

В особую службу выделены «канатчики» — спе­ циалисты по струнобетону. Достаточно ли натяже­ ние стягивающих канатов, не ослабевают ли они? Пришлось уже подтягивать стальные струны, «на­ строили их на деловой лад», как говорят на башне. Это сделали после изменения колебаний башни. Мар­ ка бетона за период эксплуатации стала значительно выше проектной, что внесло свои изменения и в рас­ четную амплитуду колебаний, сделало башню более устойчивой, более прочной. Но все же канаты излиш­ не растянулись. Их аккуратно подрезали алмазны­ ми кругами, снова закрепили — теперь все в порядке.

102

Неожиданно возникла еще одна проблема. Сей­ час, на основе имеющихся данных, поговаривают о запасах излишней прочности однородного бетона. Знай такое, можно было бы, пожалуй, в процессе ук­ ладки относиться к этому материалу с меньшей тре­ бовательностью для того, чтобы ускорить сооруже­ ние башни; немало времени уходило на подготовку бетонной смеси, на точное соблюдение заданных па­ раметров. Казалось бы, кому нужны сейчас эти за­ поздалые выводы? Но ведь Останкинская башня — лишь первая в ряду подобных построек, ее опыт ну­ жен для строительства других великанов — и пони­ же останкинского, да и повыше...

В хозяйстве башни большую роль играют лифты. Факт, не требующий подтверждений: один метр подъ­ ема по вертикали равен 10 горизонтальным метрам. И если бы кто поднимался на Останкинскую башню пешком, он совершил бы более чем пятикилометро­ вый путь. Пять — туда, пять — обратно... Доброволь­ цев, желающих совершать подобные путешествия по лестницам, нет. Обычно пользуются лифтами, ко­ торые мчатся с быстротой набирающего скорость по­ езда — семь метров в секунду. Но не только в стре­ мительности отличие останкинских лифтов. Их проектировали сверхнадежными. Представьте, что будет, если сорвется с головокружительной высоты кабина подъемника!

— Ничего не произойдет,— спокойно говорят ра­ ботники лифтового хозяйства.— Автоматика тут же сработает, перехватит лифт и затормозит его. А за­ тем и вовсе остановит. Все режимы движения лифта задает электронно-вычислительная машина. Она определяет быстроту движения кабины в конкрет­ ной ситуации (если ураганный ветер раскачивает

юз