ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
вашу хижину»,— говорят жители Чикаго ньюйорк цам... Но, конечно, этот соревновательный мотив ин тересен лишь постольку, поскольку наша тема затра гивает проблему высотных сооружений. Причем речь идет о необычных стройках, каждая из которых при открывает какие-то до того неизвестные возможно сти техники.
США пока что первенствуют в области соору жения высотных административных и жилых зда ний.
А парижане, еще не решив судьбу Эйфелевой башни, мечтают удивить весь мир, построив новую уникальную радиотелевизионную башню. Поговари вают, что высота ее будет 725 метров.
— Она тоже (если построят) будет из железобе тона, как и московская игла,— сказал один из фран цузских специалистов, участник московского между народного конгресса строителей.
Владимир Владимирович Маяковский звал Эйфе леву башню в нашу страну — погостить:
И демте к нам!
Вблестеньи стали, в ды м ах —
мы встретим вас, мы встретим вас нежней,
чем первые лю бим ы е лю бим ы х.
Эйфелева башня, у северной опоры которой стоит позолоченный бюст («Эйфель. 1832— 1923»,— напи сано на нем), так и не смогла заглянуть в Москву. И как бы она это сделала? Но сейчас Париж, проек тируя новую, на этот раз железобетонную башню, посматривает в сторону Останкина — да и как иначе? Ведь теперь ни один конструктор, задумавший no
lo
добное железобетонное сооружение, не может не учитывать того, что уже сделано в Останкине, не за будет познакомиться с расчетами советского инже нера и конструктора Н. В. Никитина, первым блиста тельно решившего сложнейшие задачи. Во всяком случае, цюрихская «Швайцер иллюстрирте», расска зывая о проекте 725-метровой башни в парижском пригороде Пюто, писала: «Башня Дефанс превзойдет по высоте все существующие ныне железобетонные конструкции. Телевизионная вышка в Москве имеет высоту 533 метра и является сейчас самой высокой
вмире».
Впринципе конструкция башни в Останкине яв
ляется если не эталоном, то прекрасным «полигоном» для изучения закономерностей, которые необходимо учитывать при строительстве высотных сооружений. Создание высотной башни в Останкине, первой пере шагнувшей 500-метровый рубеж высоты, показало, что теоретически и практически нет преград для строительства башни еще более высокой.
В историю строительства высотных зданий и со оружений в Советской стране вписано немало инте ресных страниц.
Еще на I Всесоюзном съезде Советов был поднят вопрос о строительстве в центре Москвы дворца ра бочих и крестьян. Окончательный проект Дворца Советов разрабатывали Б. Иофан, В. Гельфрейх и В. Щуко. Их замысел: основное здание будет высо той 300 метров. Сужающееся кверху, оно станет словно бы постаментом для 100-метровой скульп туры В. И. Ленина.
Проектирование Дворца Советов (хотя замысел этот и не был воплощен в жизнь) не прошло бесслед но. Оно сыграло свою роль и в становлении советской
11
архитекторы, и в утверждении мысли: строить надо не только вширь, но и ввысь.
Москвичи среднего и старшего возраста хорошо помнят, как в 50-е годы над столицей стали выра
стать силуэты первых высотных зданий: |
админи |
|
стративного на Смоленской |
площади, |
жилых — |
на Котельнической набережной |
и на площади Вос |
стания... Новое здание Московского университета придало Ленинским горам особый, неповторимый облик.
Люди приходили и приезжали к подножию этих домов, зачарованно поднимали голову: высота всегда манит человека.
Историю строительства в нашей стране высотных башен, используемых для радиовещания и телевиде ния, открывает башня Шухова.
Привилегия 1896 года закрепила за русским инже нером В. Г. Шуховым приоритет на конструкцию башни. В 1921 году это изобретение дало Москве зна менитую башню на Шаболовке. Вот строки из пове ствования по истории строительства этой башни, 153-метрового гиперболоида: «На одном из пусты рей, на заброшенной окраине Москвы, застроенной бревенчатыми избами, и начиналось строительство...
радиостанции. Декрет о строительстве подписал пред седатель Совета Труда и Обороны В. И. Ульянов (Ле нин).
Сейчас трудно представить себе стройку тех лет. Где теперь увидишь такое? Нужно было заложить фундамент для стопятидесятиметровой стальной башни-антенны. Котлован рыли вручную. Лошадь за меняла и краны, и тракторы, и автомашины. По рас поряжению Ленина строителям Шаболовской радио станции назначили персональный паек: против обыч
12
ной нормы на фунт селедки больше. Лошадям выда вали на килограмм больше овса...
Нелегким делом оказалось раздобыть металл для башни-антенны...»
В то время еще не знали, что Шаболовская башня послужит и телевидению. Писали: башня для радио антенн. Но специалистам уже было известно, что те левидение не за горами, что оно из области фанта стики шагнет в науку, в технику, может, и в быт. Телевидению также будут нужны башни.
25 марта 1938 года Шухова башня послала в эфир первую, пока пробную телевизионную передачу — фильм «Великий гражданин». Одна студия, одна про грамма и 100 телевизионных приемников — так на чиналось наше телевидение, приютившееся у под ножия башни на Шаболовке.
Это сооружение отличается элегантностью, пол ностью соответствуя классическим представлениям о постройках такого рода: вес его распределяется на широкое основание, уменьшающее нагрузку, словно бы скрадывающее многотонность конструкции.
Ажурность башни Шухова, ее легкость, воздуш ность переплетений до сих пор останавливают вни мание и архитекторов, и конструкторов. Эйфелева башня отличается монументальностью и, если позво лите, солидностью, а Шухова — словно соткана из кружев. Красива эта башня, откуда на нее ни по смотри.
И когда возникла надобность в сооружении новой высотной телеантенны в Москве, многие традицион но мыслящие инженеры и конструкторы предлагали соорудить башню из металлических конструкций. Эти предложения опирались не только на теорию и практику строительства телевизионных башен в раз-
13
лйчных городах мира. Давали о себе знать и класси ческие представления о законах строительной меха ники. До сих пор башни строились, как правило, стальными, решетчатыми, главными своими показа телями повторяющими Эйфелеву и Шухову. Токий ская башня почти полностью копировала парижскую, а башня в японском городе Кобе была очень похожа на Шаболовскую. У башни в Каире то же ажурное переплетение, что и у Шуховой, но она не гиперболо ид, а почти 200-метровый «карандаш».
В 1953 году талантливый конструктор Ф. Леонгард предложил для Штутгарта 220-метровую баш ню из железобетона. В 1956 году она была постро ена — бетонная свеча с приютившимся почти на са мом верху стеклянным «скворечником». Проект был смел, неожидан. Башня явно удалась.
Но эта разовая, да в общем-то и не такая высокая постройка не могла поколебать устоявшееся за мно гие годы представление о том, что подобные соору жения лучше возводить из металла.
Когда в 1958 году в Академии строительства и ар хитектуры нашей страны и в Госстрое рассматрива ли проектные предложения по сооружению москов ской телевизионной башни, споров было много, и по чти в каждом из них была фраза: «Надо строить из металла...»
— Но не копировать Эйфеля, Шухова, учесть то кийский опыт.
Легко это сказать: не повторять, учесть. Несколь ко раньше был одобрен проект восьмигранной баш ни — решетчатая конструкция, по-своему привлека тельная, функционально оправданная, но все-таки похожая на известные конструкции («макси-Шабо- ловская», как заметил один из участников обсужде
14
ния). По этому проекту башню предполагалось стро ить из металла с применением железобетонных эле ментов.
Некоторые выступили за сооружение мачты-ан тенны: «Строят же такие в США». Однако мачты от нимают гораздо больше земли, чем башни. Всякая мачта имеет растяжки, они крепятся далеко от ос нования, поддерживая мачту. Само по себе хрупкое сооружение не выдержит напора ветра и рухнет. Ра стяжки создают огромную режимную зону — уны лое пустое пространство. И людям заходить сюда нельзя, и автомобилям заезжать опасно. Зимой с та ких мачт частенько падают многокилограммовые пластины льда. Да и как найти такую громадную тер риторию в пределах города? Кроме того, нужны ли Москве, городу сложившемуся, такие неэстетичные «акценты»? Ведь мачты-антенны откровенно некра сивы.
Лауреат Ленинской премии М. А. Шкуд, вспоми ная те дни, когда окончательно решался вопрос о том, из какого материала возводить башню, расска зывает о дискуссиях — в них переплелись воедино эмоции и технические расчеты.
Прийти к единому решению оказалось не так про сто. Ведь в числе участников конкурса на проект башни были представители разных инженерных и архитектурных школ. Кроме того, проект восьми гранной башни прошел уже все стадии утвержде ния — это тоже накладывало свой отпечаток на дис куссию.
— Надо сказать, что это был вполне реальный проект,— замечает М. А. Шкуд.
Может, споры бы продолжались. Но в одном из выступлений вдруг прозвучало: а почему строить из
15
металла? Сначала даже удивились: как это, дескать, «почему»?
— Для Эйфеля металл был сравнительно новым конструктивным материалом. Но сейчас-то его при менение для такой цели не анахронизм ли?
И вот слово дали Николаю Васильевичу Никити ну...
Никитин
Невозможно писать о московской телеви зионной башне, не рассказывая о Никитине... Пишу эти строки и словно вижу чуть иронические, умные глаза Николая Васильевича. Он всегда немножко иронизировал, когда к его персоне проявлялось пусть и заинтересованное, но. повышенное журналистское внимание.
Никитин спокойно относился к своей славе. Знал о ее существовании,— земной ведь человек; но пони мал, что человек, осененный славой, не станет от этого умнее или талантливее; знал, что слава редко существует сама по себе, что она может оказаться сторонником в деле.
— Или противником. В том случае, если слава идет впереди дела,— заметил он однажды. Он всегда стремился к тому, чтобы впереди были идея и ее во площение.
Стремился и делал так.
Все это теперь в прошлом. В 1973 году Н. В. Ни китин умер. В некрологе сказано: «Круг его интере сов был необыкновенно широк и охватывал неизве данные области строительства».
Останкинская башня — одна из таких неизведан ных областей строительства, главное творение Ники тина.
2 К. Барыкин 17
ГЧГ'
■> - С ' С-
Однажды Николая Васильевича Никитина спро сили, имея в виду останкинский колосс:
—Долго ли вы шли к этому чуду?
—Я никогда не стремился к чуду. Не только по тому, что помню слова Климента Аркадьевича Тими рязева, который сказал, что погоня за чудом — ум ственный атавизм у людей науки. Останкинская башня не чудо. Это земное и для земных дел сооруже ние. Это реальность. Если хотите — это будни наше го строительства.
И Никитин убежденно заговорил о том, что мос ковская телевизионная башня — только подступы к «настоящей высоте», своего рода «проба конструк торского пера»; работа, главная для него самого, Ни китина, но вовсе не являющаяся сооружением, луч ше и интереснее которого не будет. Да и сегодня баш ня не должна удивлять.
—Башне следует работать — служить телеви
дению, к которому она приписана...
И убеждать тех, кто до сих пор не верит в устрем ленные ввысь сооружения.
—А долго ли простоит башня? — спросили его тогда же.
—На 300 лет — гарантия. А там посмотрим...
Будничное сооружение? Может быть, но для Ни китина. Чтобы и нам считать эту работу будничной, надо бы узнать побольше о Никитине и его деятель ности. Ведь московская телевизионная башня не единственное детище Никитина, а вершина, к кото рой он подошел, уже покорив другие, тоже очень не легкие.
Никитин всю свою жизнь создавал необычные конструкции, уникальные сооружения; создавая их, он отбрасывал устоявшиеся нормы и представления.
18
В то же время конструкции Никитина предельно просты и отлично служат сугубо земным делам, по могая решать их. Иногда кажется, что он шел от че го-то фантастического, вроде бы нереального, к ве щам, которые нужны нам сегодня. Он стремился к сооружениям, которые можно воздвигнуть сейчас, но которые будут служить и завтра.
Эти сооружения стали реальными лишь после того, как родились в голове этого удивительного че ловека, после того, как он их придумал, а мы о них и не догадывались.
— Конструкторы запаздывают. Мы отстаем от возможностей, которые дают сегодняшние материа лы...
В умении связать времена и эпохи тоже заключа ется необычность и своеобразие Никитина. Именно «заключается», а не «заключалось», несмотря на то, что Николая Васильевича нет среди нас. До той поры можно так говорить, пока живы творения Никитина.
Когда-то, в начале своей деятельности, Никитин выступал и как архитектор. До сих пор в Новосибир ске стоит обычный дом. Он спроектирован Никити ным. Сейчас о доме вспоминать вроде бы не с руки. Не потому, что Никитин в последующем отказался от этой работы. Он о ней забыл, перешагнув через свои архитектурные увлечения. Никитин ведь прирож денный инженер-конструктор. И когда он прочитал у Ле Корбюзье: «Эстетика инженера и эстетика архи тектора связаны единством, но первая из них пере живает бурный расцвет», то даже удивился, так это было созвучно его собственным представлениям.
Хорошо образованный инженер, в 1930 году окон чивший строительный факультет Томского техноло гического института, Никитин вскоре увлекся бето
19