Файл: Сыркин, А. М. Соединения нефти и методы ее переработки учебное пособие для студентов нехимических специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бензиновая фракция содержит в своем составе 50—65% вес изопарафиновых и 20—30% ароматических углеводородов, бла­ годаря чему она имеет высокое октановое число (по м.м. 80—83, по И. М. 92—99). Наличие в бензине 8 —12% вес непредельных углеводородов делает его химически нестабильным.

Легкий газойль (фракция 195—350°С) отличается высоким содержанием ароматических углеводородов (до 80% вес) и поэтому является хорошим сырьем для производства сажи. Це­ тановое число легкого газойля невысокое (25—45).

Тяжелый газойль также отличается высоким содержанием ароматических углеводородов. Он используется как сырье для получения высококачественного кокса, а также добавляется в котельное топливо.

§ 6 . Каталитический риформинг бензинов

Каталитический риформинг служит для повышения октано­ вого числа бензина, получения ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилолов) и технического водорода. Полу­ ченные при первичной перегонке нефти, термическом крекинге и коксовании бензины имеют плохие антидетонационные свой­ ства. Так, прямогонная фракция НК — 200°С ромашкинской нефти имеет октановое число по моторному методу 42, октано­ вые числа фракции других нефтей, как правило, находятся в пре­ делах 40—50, иногда менее 30. У бензинов термического крекин­ га и коксования октановые числа составляют 60—70 пунктов по моторному методу. Между тем для автомобильной промышлен­ ности требуется бензин с октановым числом по моторному мето­ ду 76—86 пунктов. Не менее жесткие требования по октановой характеристике предъявляются к авиационным бензинам. Ката­ литический риформинг позволяет повышать октановое число бен­ зинов до 80 пунктов и даже выше. Благодаря этому процесс ри­ форминга получил широкое распространение в нефтепереработ­ ке. Важную роль играет каталитический риформинг в производ­ стве легких ароматических углеводородов, являющихся сырьем для производства каучука, пластмасс, фенолов поверхностно-ак­ тивных веществ и др.

§ 7. Химизм и механизм процесса каталитического риформинга

При каталитическом риформинге происходит превращение нафтеновых и парафиновых углеводородов в ароматические. Нап­ ример, циклогексан путем дегидрирования превращается в бен­ зол

/ \

I

I

|| | -f- ЗНг,

\ /

 

 

89*


анормальный октан подвергается циклизации

 

 

^ С Н .-С Н -С Н 2- С Н ,

/ \

/

СНз

Н2С

----- |

|

 

\сн,— СНа—СН,

\ /Ч\СН,

с последующим дегидрированием и превращением в орто-ксилол.

/ \ / сн*

/ Ч / СН;

 

(

1

ч / х сн3

1

^ ^ С Н ;

Дегидрирование нафтеновых

углеводородов протекает значи­

тельно легче, чем дегидроциклизация парафиновых углеводоро­ дов и олефинов.

При риформинге имеет место изомеризация части нормаль­ ных парафиновых углеводородов, вызывающая повышение окта­

нового числа бензина.

Процесс риформирования осложнен побочными реакциями

.конденсации и уплотнения, приводящими к образованию кокса. Для уменьшения коксоотложений на катализаторе риформинг

.осуществляют под давлением водорода. Образующиеся в процес­ се непредельные углеводороды, являющиеся источником коксообразования, гидрируются. Суммарная реакция носит название деструктивной гидрогенизации или гидрокрекинга:

СН3—(СН,),—СНа -f-Нг -*■С4Н10 -|-CSH8

§ 8 . Факторы каталитического риформинга

Сырье. В качестве сырья используют прямогонные бензино­ вые фракции, а также вторичные низкооктановые бензины кок­ сования, термического крекинга. Сырье существенно влияет на выход и качество продуктов риформинга. При получении высо­ кооктанового компонента автомобильного бензина обычно ис­ пользуют сырье с пределами кипения 85—180°С. Снижение тем­ пературы начала кипения нецелесообразно ввиду падения окта­ нового числа риформинг-бензина, а также снижения выхода водорода. Кроме того, фракция Н К —85°С обладает довольно высоким октановым числом и подвергать ее риформированию обычно бывает экономически невыгодно. Повышение конца ки­ пения бензина выше 180°С усиливает закоксовывание катали­

затора.

Для производства ароматических углеводородов в качестве „сырья применяют следующие узкие фракции прямогонного бен­ зина:

бензола

62—85°С

толуола

95—120°С

ксилолов

120—140°С

-90


При риформинге широкой фракции 62—140°С и наличия не­ обходимой погоноразделительной аппаратуры можно получать бензол, толуол и ксилолы одновременно.

Чем больше в сырье нафтеновых углеводородов, тем больше оказывается выход ароматических углеводородов и водорода. Поэтому риформингу подвергают в первую очередь сырье нафте­ нового характера.

Содержащиеся в сырье непредельные углеводороды, сернис­ тые, азотистые, кислородные и металлоорганические соединения вызывают закоксовывание и отравление катализатора, снижают выход и качество продуктов риформинга. Чтобы не допустить этого, сырье подвергают гидроочистке и осушке.

Катализатор. В современном процессе каталитического ри­ форминга применяют платиновые катализаторы (АП-56, АП-64),

представляющие собою шарики и таблетки

диаметром 2—3 мм

и высотою 4—5 мм из окиси алюминия с

содержанием 0,10—

0,7% вес. платины. Катализатор обладает большой внутренней поверхностью (280—300 м2/г), доступной для молекул сырья, и имеет дегидрирующую, крекирующую и изомеризующую функ­ ции. Первую функцию катализатору придает платина, а осталь­ ные две обусловлены тем, что окись алюминия имеет кислотные свойства. Для усиления гидрирующей и изомеризующей способ­ ности в катализатор добавляют 0,5—1,0% фтора или хлора. До­ вольно широко используют алюмоплатиновые катализаторы, промотированные редкоземельными элементами: рением, иттри­ ем, цезием в количестве 0,05—0,1% вес. Обычно установки ката­ литического риформинга на платиновом катализаторе работают

без регенерации катализатора в течение

нескольких

месяцев.

С целью предотвращения потерь платины

процесс риформинга

проводят в стационарном слое катализатора.

 

 

Температура риформинга составляет 470—525°С. Для увели­

чения октанового числа бензина

и выхода

ароматических

угле­

водородов температуру процесса

следует

поднимать.

Но

при

этом снижается выход бензина, усиливается газообразование и происходит интенсивное закоксовывание катализатора.

Объемная скорость подачи сырья составляет 0,5—4 час-1, ча­ ще 1—2 час-'.Величина объемной скорости, с одной стороны, ог­ раничена объемом реакторов, а с другой стороны — выходом и качеством продуктов. При низкой объемной скорости глубина процесса растет, но одновременно требуется либо снижать произ­ водительность, либо увеличивать реакционный объем.

Давление. Процесс риформинга бензина ведется при давле­ нии около 40 ата, при получении ароматических углеводородов Давление снижают до 20 ата. Высокое давление предотвращает Коксообразование, но вызывает снижение глубины превращения, а также усиление реакций гидрокрекинга с образованием газо­ образных углеводородов.

Кратность циркуляции водорода (отношение скорости цир­

91


куляции водорода к п о д а ч е сырья) поддерживается

на

уровне

1000—1800 нм3/м3 и направлена на предотвращение

закоксовы-

вания катализатора. Чрезмерное повышение кратности

цирку­

ляции водорода не только увеличивает эксплуатационные расхо­ ды, но и снижает глубину превращения, так как уменьшает вре­ мя контакта сырья с катализатором.

§9. Установки каталитического риформинга

Вистории развития каталитического риформинга известен целый ряд установок, отличающихся по аппаратурному офор­ млению и применяемому катализатору. Наибольшее распростра­ нение получили установки каталитического риформинга (плат­ форминга) типа 35—11 (рис. 15).

А п п а р а т ы : 1 —сырьевой насос;

2 —теплообменники; 3 —многокамерный

трубчатый нагреватель; 4—реактор

блока гидроочистки;

5 —холодильники;

6_рибойлер; 7 — газосепараторы; в—колонна для отмывки

циркулирующего

газа моноэт'аноламином; 9 , 10—компрессоры для циркуляции водородсодер­

жащего газа блока гидроочистки; 11—стабилизационная колонна

для

выде­

ления из гидрогенизата

углеводородных газов,

сероводорода

и

воды;

1 2 — сборники; 1 3 —колонна для отмывки

жирного

газа

моноэтаноламином;

14— „асосы; 15—реакторы

блока

риформинга;

16 — газофракционирующая

колонна; 17— колонна для

стабилизации

дистиллята;

18 —компрессор для

циркуляции водородсодержащего газа

блока риформинга

 

П о т о к и : 1—исходное сырье;

II —водородсодержащий

газ;

III —сухой

газ; IV—стабильная головная фракция;

V—стабильный

дистиллят

рифор­

минга; VI—циркулирующий газ блока гидроочистки; VII

циркулирующий

j газ блока риформинга; V III—водный раствор моноэтаноламина; IX—раствор моноэтаноламина, насыщенный сероводородом

Установка 35—11 предназначена для повышения до 80 пунк­ тов по моторному методу октанового числа бензиновой фракции 85—180°С. Она может вырабатывать ароматические углеводо­ роды. На установке предусмотрена гидроочистка сырья в реак­ торе 4. Очищенное сырье после стабилизации в колонне 11 на­ правляется на риформинг. Процесс риформинга производится в

- 92


Т а б л и ц а 20

'Материальный баланс и качество бензина каталитического риформинга

По к а з а т е л и

Нефт ь

ромашкинская

долинская

 

 

Характеристика сырья

 

 

Плотность при 20°С, г/см3 . . ...............................

0,745

0,766

Фракционный состав, °С

 

 

 

 

105

108

10% ..........................................................................

 

ПО

119

5 0 9 4 ...........................................................................

 

128

136

•9094 ..............................................................................

 

162

169

 

 

189

187

Углеводородный состав, % вес

 

 

парафиновые .......................................................

 

62,3

45,6

нафтеновые...........................................................

 

26,7

32,3

ароматические.................

' ................................

11,0

22,1

-октановое число, м. м

................................................

37

50

Материальный баланс, °/0 вес

 

 

Стабильный бензин.............................................

 

81,7

87,5

 

 

15,8

11,6

Потери..........................................................................

 

1,5

1,5

Характеристика бензина

 

 

Плотность при 20°С, г/см3 .......................................

0,768

0,790

•фракционный состав, ° С .......................................

 

 

■Н. К .............. ... ..............................................................

 

38

53

ЮН ..............................................................................

 

71

91

50% .............................................................................

 

123

126

9094 . . . ......................................................................

165

168

н . к .................................................................................

 

202

201

Углеводородный состав, 94 вес

 

 

Ароматические..........................................................

 

54,8

61.1

Непредельные............................................................

М

1,2

1,0

Октановое число, М.

80

80

трех последовательно соединенных реакторах с промежуточным подогревом в многокамерной печи 3. Необходимость промежу­ точного подогрева вызвана тем, что в реакторах происходит сильное падение температуры, обусловленное эндотермическим' эффектом процесса, составляющим 70—140 ккал/кг сырья. На

93