Файл: Сыркин, А. М. Соединения нефти и методы ее переработки учебное пособие для студентов нехимических специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Бензиновая фракция содержит в своем составе 50—65% вес изопарафиновых и 20—30% ароматических углеводородов, бла годаря чему она имеет высокое октановое число (по м.м. 80—83, по И. М. 92—99). Наличие в бензине 8 —12% вес непредельных углеводородов делает его химически нестабильным.
Легкий газойль (фракция 195—350°С) отличается высоким содержанием ароматических углеводородов (до 80% вес) и поэтому является хорошим сырьем для производства сажи. Це тановое число легкого газойля невысокое (25—45).
Тяжелый газойль также отличается высоким содержанием ароматических углеводородов. Он используется как сырье для получения высококачественного кокса, а также добавляется в котельное топливо.
§ 6 . Каталитический риформинг бензинов
Каталитический риформинг служит для повышения октано вого числа бензина, получения ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилолов) и технического водорода. Полу ченные при первичной перегонке нефти, термическом крекинге и коксовании бензины имеют плохие антидетонационные свой ства. Так, прямогонная фракция НК — 200°С ромашкинской нефти имеет октановое число по моторному методу 42, октано вые числа фракции других нефтей, как правило, находятся в пре делах 40—50, иногда менее 30. У бензинов термического крекин га и коксования октановые числа составляют 60—70 пунктов по моторному методу. Между тем для автомобильной промышлен ности требуется бензин с октановым числом по моторному мето ду 76—86 пунктов. Не менее жесткие требования по октановой характеристике предъявляются к авиационным бензинам. Ката литический риформинг позволяет повышать октановое число бен зинов до 80 пунктов и даже выше. Благодаря этому процесс ри форминга получил широкое распространение в нефтепереработ ке. Важную роль играет каталитический риформинг в производ стве легких ароматических углеводородов, являющихся сырьем для производства каучука, пластмасс, фенолов поверхностно-ак тивных веществ и др.
§ 7. Химизм и механизм процесса каталитического риформинга
При каталитическом риформинге происходит превращение нафтеновых и парафиновых углеводородов в ароматические. Нап ример, циклогексан путем дегидрирования превращается в бен зол
/ \
I |
I |
|| | -f- ЗНг, |
\ / |
|
|
89*
анормальный октан подвергается циклизации |
|
|
|
^ С Н .-С Н -С Н 2- С Н , |
/ \ |
/ |
СНз |
Н2С |
----- | |
| |
|
\сн,— СНа—СН, |
\ /Ч\СН, |
с последующим дегидрированием и превращением в орто-ксилол.
/ \ / сн* |
/ Ч / СН; |
|
|
( |
1 |
ч / х сн3 |
1 |
|
^ ^ С Н ; |
||
Дегидрирование нафтеновых |
углеводородов протекает значи |
тельно легче, чем дегидроциклизация парафиновых углеводоро дов и олефинов.
При риформинге имеет место изомеризация части нормаль ных парафиновых углеводородов, вызывающая повышение окта
нового числа бензина.
Процесс риформирования осложнен побочными реакциями
.конденсации и уплотнения, приводящими к образованию кокса. Для уменьшения коксоотложений на катализаторе риформинг
.осуществляют под давлением водорода. Образующиеся в процес се непредельные углеводороды, являющиеся источником коксообразования, гидрируются. Суммарная реакция носит название деструктивной гидрогенизации или гидрокрекинга:
СН3—(СН,),—СНа -f-Нг -*■С4Н10 -|-CSH8
§ 8 . Факторы каталитического риформинга
Сырье. В качестве сырья используют прямогонные бензино вые фракции, а также вторичные низкооктановые бензины кок сования, термического крекинга. Сырье существенно влияет на выход и качество продуктов риформинга. При получении высо кооктанового компонента автомобильного бензина обычно ис пользуют сырье с пределами кипения 85—180°С. Снижение тем пературы начала кипения нецелесообразно ввиду падения окта нового числа риформинг-бензина, а также снижения выхода водорода. Кроме того, фракция Н К —85°С обладает довольно высоким октановым числом и подвергать ее риформированию обычно бывает экономически невыгодно. Повышение конца ки пения бензина выше 180°С усиливает закоксовывание катали
затора.
Для производства ароматических углеводородов в качестве „сырья применяют следующие узкие фракции прямогонного бен зина:
бензола |
62—85°С |
толуола |
95—120°С |
ксилолов |
120—140°С |
-90
При риформинге широкой фракции 62—140°С и наличия не обходимой погоноразделительной аппаратуры можно получать бензол, толуол и ксилолы одновременно.
Чем больше в сырье нафтеновых углеводородов, тем больше оказывается выход ароматических углеводородов и водорода. Поэтому риформингу подвергают в первую очередь сырье нафте нового характера.
Содержащиеся в сырье непредельные углеводороды, сернис тые, азотистые, кислородные и металлоорганические соединения вызывают закоксовывание и отравление катализатора, снижают выход и качество продуктов риформинга. Чтобы не допустить этого, сырье подвергают гидроочистке и осушке.
Катализатор. В современном процессе каталитического ри форминга применяют платиновые катализаторы (АП-56, АП-64),
представляющие собою шарики и таблетки |
диаметром 2—3 мм |
и высотою 4—5 мм из окиси алюминия с |
содержанием 0,10— |
0,7% вес. платины. Катализатор обладает большой внутренней поверхностью (280—300 м2/г), доступной для молекул сырья, и имеет дегидрирующую, крекирующую и изомеризующую функ ции. Первую функцию катализатору придает платина, а осталь ные две обусловлены тем, что окись алюминия имеет кислотные свойства. Для усиления гидрирующей и изомеризующей способ ности в катализатор добавляют 0,5—1,0% фтора или хлора. До вольно широко используют алюмоплатиновые катализаторы, промотированные редкоземельными элементами: рением, иттри ем, цезием в количестве 0,05—0,1% вес. Обычно установки ката литического риформинга на платиновом катализаторе работают
без регенерации катализатора в течение |
нескольких |
месяцев. |
||
С целью предотвращения потерь платины |
процесс риформинга |
|||
проводят в стационарном слое катализатора. |
|
|
||
Температура риформинга составляет 470—525°С. Для увели |
||||
чения октанового числа бензина |
и выхода |
ароматических |
угле |
|
водородов температуру процесса |
следует |
поднимать. |
Но |
при |
этом снижается выход бензина, усиливается газообразование и происходит интенсивное закоксовывание катализатора.
Объемная скорость подачи сырья составляет 0,5—4 час-1, ча ще 1—2 час-'.Величина объемной скорости, с одной стороны, ог раничена объемом реакторов, а с другой стороны — выходом и качеством продуктов. При низкой объемной скорости глубина процесса растет, но одновременно требуется либо снижать произ водительность, либо увеличивать реакционный объем.
Давление. Процесс риформинга бензина ведется при давле нии около 40 ата, при получении ароматических углеводородов Давление снижают до 20 ата. Высокое давление предотвращает Коксообразование, но вызывает снижение глубины превращения, а также усиление реакций гидрокрекинга с образованием газо образных углеводородов.
Кратность циркуляции водорода (отношение скорости цир
91
куляции водорода к п о д а ч е сырья) поддерживается |
на |
уровне |
1000—1800 нм3/м3 и направлена на предотвращение |
закоксовы- |
|
вания катализатора. Чрезмерное повышение кратности |
цирку |
ляции водорода не только увеличивает эксплуатационные расхо ды, но и снижает глубину превращения, так как уменьшает вре мя контакта сырья с катализатором.
§9. Установки каталитического риформинга
Вистории развития каталитического риформинга известен целый ряд установок, отличающихся по аппаратурному офор млению и применяемому катализатору. Наибольшее распростра нение получили установки каталитического риформинга (плат форминга) типа 35—11 (рис. 15).
А п п а р а т ы : 1 —сырьевой насос; |
2 —теплообменники; 3 —многокамерный |
|
трубчатый нагреватель; 4—реактор |
блока гидроочистки; |
5 —холодильники; |
6_рибойлер; 7 — газосепараторы; в—колонна для отмывки |
циркулирующего |
газа моноэт'аноламином; 9 , 10—компрессоры для циркуляции водородсодер
жащего газа блока гидроочистки; 11—стабилизационная колонна |
для |
выде |
|||||||
ления из гидрогенизата |
углеводородных газов, |
сероводорода |
и |
воды; |
|||||
1 2 — сборники; 1 3 —колонна для отмывки |
жирного |
газа |
моноэтаноламином; |
||||||
14— „асосы; 15—реакторы |
блока |
риформинга; |
16 — газофракционирующая |
||||||
колонна; 17— колонна для |
стабилизации |
дистиллята; |
18 —компрессор для |
||||||
циркуляции водородсодержащего газа |
блока риформинга |
|
|||||||
П о т о к и : 1—исходное сырье; |
II —водородсодержащий |
газ; |
III —сухой |
||||||
газ; IV—стабильная головная фракция; |
V—стабильный |
дистиллят |
рифор |
||||||
минга; VI—циркулирующий газ блока гидроочистки; VII |
циркулирующий |
j газ блока риформинга; V III—водный раствор моноэтаноламина; IX—раствор моноэтаноламина, насыщенный сероводородом
Установка 35—11 предназначена для повышения до 80 пунк тов по моторному методу октанового числа бензиновой фракции 85—180°С. Она может вырабатывать ароматические углеводо роды. На установке предусмотрена гидроочистка сырья в реак торе 4. Очищенное сырье после стабилизации в колонне 11 на правляется на риформинг. Процесс риформинга производится в
- 92
Т а б л и ц а 20
'Материальный баланс и качество бензина каталитического риформинга
По к а з а т е л и |
Нефт ь |
|||
ромашкинская |
долинская |
|||
|
|
|||
Характеристика сырья |
|
|
||
Плотность при 20°С, г/см3 . . ............................... |
0,745 |
0,766 |
||
Фракционный состав, °С |
|
|
||
|
|
105 |
108 |
|
10% .......................................................................... |
|
ПО |
119 |
|
5 0 9 4 ........................................................................... |
|
128 |
136 |
|
•9094 .............................................................................. |
|
162 |
169 |
|
|
|
189 |
187 |
|
Углеводородный состав, % вес |
|
|
||
парафиновые ....................................................... |
|
62,3 |
45,6 |
|
нафтеновые........................................................... |
|
26,7 |
32,3 |
|
ароматические................. |
' ................................ |
11,0 |
22,1 |
|
-октановое число, м. м |
................................................ |
37 |
50 |
|
Материальный баланс, °/0 вес |
|
|
||
Стабильный бензин............................................. |
|
81,7 |
87,5 |
|
|
|
15,8 |
11,6 |
|
Потери.......................................................................... |
|
1,5 |
1,5 |
|
Характеристика бензина |
|
|
||
Плотность при 20°С, г/см3 ....................................... |
0,768 |
0,790 |
||
•фракционный состав, ° С ....................................... |
|
|
||
■Н. К .............. ... .............................................................. |
|
38 |
53 |
|
ЮН .............................................................................. |
|
71 |
91 |
|
50% ............................................................................. |
|
123 |
126 |
|
9094 . . . ...................................................................... |
165 |
168 |
||
н . к ................................................................................. |
|
202 |
201 |
|
Углеводородный состав, 94 вес |
|
|
||
Ароматические.......................................................... |
|
54,8 |
61.1 |
|
Непредельные............................................................ |
М |
1,2 |
1,0 |
|
Октановое число, М. |
80 |
80 |
трех последовательно соединенных реакторах с промежуточным подогревом в многокамерной печи 3. Необходимость промежу точного подогрева вызвана тем, что в реакторах происходит сильное падение температуры, обусловленное эндотермическим' эффектом процесса, составляющим 70—140 ккал/кг сырья. На
93