Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ления, оставшиеся от действовавшей ранее системы снаб жения в трестах.
Во многих УПТК отсутствует необходимая производ ственно-комплектовочная база, слабо развиты подразде ления, изготовляющие нетиповые и несерийные конст рукции и изделия, а также перерабатывающие в полу фабрикаты и изделия материалы, поступающие от про мышленности. Плохо обстоит дело с комплектованием и контейнеризацией собственной продукции треста и ма териалов, прибывающих от внешних поставщиков.
Большие трудности вызываются отсутствием центра лизованных складских помещений стационарного типа, высокомеханизированных, имеющих подъездные же лезнодорожные пути, позволяющих одновременно выпол нять значительный объем погрузочно-разгрузочных ра бот и приспособленных для режимного хранения строи тельных материалов и изделий.
В связи с тем что в последние годы промышленная база строительной индустрии в основном выведена из состава строительных трестов, УПТК потеряли необхо димые права и оперативные возможности воздействия на заводы в части комплектного изготовления и постав ки производимой ими продукции. Уделяя основное вни мание внешним связям, УПТК ослабили в планировании и организации увязку поставок с технологией и графи ком работ на строительных площадках, с оперативным управлением этими процессами. В результате, несмотря на достаточно длительный срок деятельности УПТК в строительных трестах, в ряде из них уровень комплекта ции объектов еще недостаточно высок. Кроме того, УПТК следовало в связи с этим соответственно пере строить свои организационные формы, расширить пла нирующие и контролирующие функции, изменить систе му информации и т. д.
Отрицательно сказывается на деятельности УПТК то обстоятельство, что не все функции этой единой системы обеспечения еще сконцентрированы в УПТК.
В большинстве УПТК отсутствует единое планово экономическое подразделение. Экономическая служба не всегда достаточно квалифицированна. Отсутствуют ут вержденные методы экономической работы в УПТК, что значительно влияет на их хозрасчетную деятельность.
Это приводит к тому, что многие УПТК не разраба тывают годовых и оперативных планов производствеино-
23
хозяйственной деятельности; не анализируют результа ты сйоей деятельности.
Не нашел еще также широкого распространения ме тод расчетов с поставщиками за комплект поставляемых ресурсов.
В УПТК организацию комплектации объектов сбор ными конструкциями и изделиями, контроль за изготов лением и отправкой готовой продукции заводами строи тельных конструкций, а также собственными предприя тиями треста осуществляют в основном работники аппарата управления. Это значительно снижает воз можности рационального планирования комплектации и осуществления технологического контроля, в результате ослабевают связи с объектами и СМУ. Такая непра вильная практика вызывается главным образом отсут ствием линейных подразделений УПТК.
Кроме того, при отсутствии линейных служб в УПТК затрудняется широкое внедрение контейнерной поставки комплектов материалов и изделий на пролет, этаж, сек цию, захватку, квартиру и т. д. Следует отметить, что в ряде УПТК еще слабо развита контейнерная база, а вышестоящие организации и тресты недостаточно уде ляют этому внимания.
Во многих трестах подсобные предприятия не вклю чаются в состав УПТК, что значительно осложняет уп равление комплектацией. Руководство и аппарат УПТК не могут оперативно регулировать процесс изготовления и поставки продукции такими предприятиями па осно вании имеющейся у них полной информации о ходе обеспечения поставок всеми источниками, т. е. с учетом заводов-изготовителей трестов промышленности строи тельных конструкций и других. Кроме того, в тресте появляются как бы два источника поставок: УПТК и завод. Каждый из них самостоятельно ведет поставку на объекты конструкций и изделий (несмотря на то что графики поставок заводу разрабатывает УПТК) и осу ществляет расчеты со СМУ. Нарушается основной прин цип организации УПТК — концентрация у них всех функ ций по обеспечению в тресте. Уменьшается диапазон маневренности и возможности концентрации ресурсов на важнейших и пусковых объектах треста. Усложняют ся внутритрестовские кооперированные связи, затруд няется получение полной информации и ее своевремен ная обработка. Увеличивается объем расчетов и коли-
24
чество бухгалтерской документации. Становится невоз можным применение системы расчетов за технологиче ский комплект. Появляются другие трудности. Однако до настоящего времени во многих УПТК отсутствуют ор ганы в аппарате управления и в линейных службах, которые могли бы осуществлять: оперативный контроль за комплектным изготовлением и учет выпущенной про дукции производственными подразделениями треста; комплектацию и централизованную поставку изделий этих производственных подразделений на объекты; ре гулирование этих процессов; разработку предприятиям основных плановых показателей; приемку отчетов (ба лансов) производственно-хозяйственной деятельности и т. д. Все это и задерживает полную передачу про мышленных предприятий треста в состав УПТК.
В ряде строительных организаций отсутствует систе ма экономического стимулирования работников УПТК. Кроме того, оклады работников УПТК на категорию ниже окладов работников строительных управлений (приравненных к категории треста), несмотря на то что в настоящее время в УПТК занято значительное коли чество инженерно-технических работников и экономистов с высшим и средним образованием. Это сдерживает привлечение в УПТК квалифицированных работников с инженерно-строительным и инженерно-экономическим образованием.
Указанные причины мешают широкому и эффектив ному развитию УПТК, сдерживая телщы внедрения про грессивной системы производственно-технологической комплектации.
Научно-исследовательским институтом экономики строительства Госстроя СССР совместно с Минпромстроем БССР, Минстроем Литовской и Латвийской ССР, Главбашстроем, Главкрасноярсктяжстроем и другими главстроями и республиканскими министерствами разра ботаны и широко внедрены новые формы организации и деятельности УПТК строительных трестов, их хозяйственных связей и хозрасчетных взаимоотношений. На основании проведенных исследований и внедрения более совершенных организационных форм и методов работы этих управлений НИИЭСом разработаны новые «Рекомендации по организации УПТК в строительномонтажных трестах», которые одобрены Минтяжстроем
СССР, Минпромстроем СССР, Минстроем СССР и дру-
25
гимн строителЩ1ЪШ11_мш1Истерствами и изданы Стройиз-
датом в 1973 г. - - _
Новые организационные формы системы производст венно-технологической комплектации в строительно-мон тажных трестах предполагают создание аппарата уп равления УПТК, а также их линейных и производствен
ных подразделений. |
(общестроительный |
В зависимости от вида треста |
|
или специализированный), его типа |
(территориальный |
или городской), рассредоточенности объектов строитель ства, характера хозяйственных связей в данном районе, уровня организации производственной базы треста и его материально-технического обеспечения, а также в зави симости от схемы материалопотоков могут быть соз даны:
централизованная система управления комплекта ций— УПТК с централизованной производственно-комп лектовочной базой и универсальными или специализиро ванными участками комплектации городского типа;
децентрализованная система управления комплекта цией — УПТК с децентрализованной производственно комплектовочной базой и универсальными или специа лизированными участками комплектации территориаль ного типа.
При организации производственно-технологической комплектации может быть принята и комбинированная система управления комплектацией в строительно-мон тажном тресте. Для выбора оптимального варианта системы управления комплектацией в строительно-мон тажном тресте требуется выполнить технико-экономиче ское обоснование и расчеты, основанные на изучении конкретных условий осуществления строительства и его материально-технического обеспечения.
Организационная структура аппарата управления УПТК строительно-монтажного треста предусматривает четыре отдела (рис. 1): комплектации; оперативно-про изводственный; реализации материальных фондов; пла ново-экономический i.
Организационная структура УПТК предполагает так же следующие должности и службы: начальник управ
1 При ограниченной численности аппарата управления в зави симости от категорий треста вместо оперативно-производственного и планово-экономического отделов создают аналогичные группы.
26
ления, главный инженер, заместитель начальника, глав ный механик, инспектор по кадрам, секретарь-машинист ка, бухгалтерия '.
О т д е л к о м п л е к т а ц и и осуществляет: планирование материально-технического снабжения в
тресте и поступления технологических комплектов кон струкций, узлов, изделий, полуфабрикатов и материалов на строительные объекты;
планирование обеспечения материально-техническими ресурсами и комплектного выпуска продукции промыш ленными подразделениями УПТК (треста).
По сборным конструкциям и изделиям отдел комплек тации УПТК представляет в главстрой, комбинат или республиканское министерство строительства разрабо танные им по тресту сводные плановые документы по комплектации для получения соответствующих лимитов
иприкрепления УПТК к предприятиям-изготовителям. Далее отдел комплектации разрабатывает кварталь
ные, месячные и декадные или недельно-суточные гра фики комплектации конструкций, узлов, изделий и ма териалов по тресту, согласовывает их со строительномонтажными управлениями, предприятиями-поставщн- камн, комплектующими и снабженческо-сбытовыми ор ганизациями и представляет их на утверждение руко водству треста.
В функции о п е р а т и в н о - п р о и з в о д с т в е н н о го о т д е л а входит:
организация поступления технологических комплектов конструкций, узлов, изделий, заготовок и материалов в соответствии с графиком выполнения строительно-мон тажных работ на каждом объекте;
планирование и организация автотранспортных пере возок конструкций, узлов, изделий, заготовок и мате риалов;
организация производства по изготовлению нетипо вых или несерийных конструкций, изделий, узлов, заго товок, по переработке материалов в полуфабрикаты и изделия, а также по повышению строительной готов ности материалов;
оперативный учет и контроль за ходом поступления комплектов сборных конструкций, узлов и изделий на1
1 Главным механик управления может входить в состав опера тивно-производственного отдела; должность юриста предусматрива ется штатом планово-экономического отдела.
Рис. 1. Организационно-структурные формы УПТК строительного треста
строительные объекты; за движением запасов готовой продукции на производственно-комплектовочной базе
УПТК; оперативное регулирование поступления комплектов
сборных конструкций, узлов и изделий, выпуска продук ции производственными предприятиями УПТК (треста) и автотранспортных перевозок.
Оперативно-производственный отдел состоит из опе ративно-диспетчерской группы (ОДГ) и группы центра лизованных автоперевозок.
В состав отдела входят инженеры-диспетчеры, обслу живающие различные производственные подразделения и линейные службы УПТК, которые оперативно подчи няются этому отделу.
ОДГ получает информацию об объемах продукции, изготовленной на заводах-поставщиках и в производст венных подразделениях УПТК (треста), за сутки, неделю (декаду), месяц в соответствии с графиками комплект ной поставки для треста, а также информацию о пред стоящих поставках; анализирует эти данные и сообщает о результатах руководству УПТК, организует выполне ние принятых оперативных решений и мер.
Кроме того, ОДГ осуществляет координацию порядка изготовления конструкций, изделий и материалов в про изводственных подразделениях УПТК в соответствии с ходом строительно-монтажных работ.
Группа централизованных автоперевозок разрабаты вает и передает соответствующим организациям годо вые, квартальные, месячные и суточные заявки на авто транспорт; распределяет транспортные средства между подразделениями УПТК; ведет оперативный контроль за использованием транспорта на основании соответствую щей информации; анализирует загрузку транспортных средств. Результаты проведенного группой анализа по ступают руководству УПТК.
О т д е л р е а л и з а ц и и м а т е р и а л ь н ы х ф о н до в совместно с отделом комплектации осуществляет годовое планирование снабжения и обоснование в тер риториальных органах Госснаба СССР заявок на мате риально-технические ресурсы; ведет учет и контроль за реализацией выделенных материально-технических ре сурсов (по материалам), за выполнением транзитных поставок заводами-поставщиками и снабженческо-сбы товыми организациями; осуществляет децентрализован
но
ные закупки и заготовки; информирует руководство УПТК о ходе реализации продукции, поступившей от поставщиков, и о предстоящих поставках на следующие планируемые периоды (неделю, месяц и т. д.).
В задачи отдела входит организация обеспечения материалами и оборудованием промышленных подраз делений УПТК (треста), а также всех подразделений треста инструментом, запасными частями, инвентарем, спецодеждой, топливом, вспомогательными материалами и изделиями.
Отдел реализации материальных фондов организует складское хозяйство УПТК.
П л а н о в о - э к о н о м и ч е с к и й о т д е л осущест вляет технико-экономическое планирование, анализ про изводственно-хозяйственной деятельности УПТК, его ли нейных и производственных подразделений, разрабаты вает расчетные или планово-расчетные цены, ведет ста тистическую отчетность по материально-техническому обеспечению.
Отдел подготовляет и оформляет договоры со строи тельно-монтажными управлениями и другими подразде лениями треста, заводами-поставщиками, транспортны ми, комплектующими и снабженческо-сбытовыми орга низациями; проверяет правильность счетов, поступивших от поставщиков и транспортных организаций; контроли рует выполнение заключенных договоров; подготовляет предъявление рекламаций и применение санкций к по ставщикам за некачественную и некомплектную постав ку продукции и за нарушение других условий поставки
еепотребителям.
Взадачи отдела входит также периодический конт роль за хранением материальных ресурсов во всех под разделениях треста, организация и проведение общест
венных смотров сохранности материалов, конструкций
иизделий.
Вусловиях работы домостроительных комбинатов (ДСК), когда весь комплекс строительно-монтажных ра бот — от промышленного изготовления сборных элемен тов зданий, их транспортирования и монтажа, отделки
дома до полной эксплуатационной готовности — пред ставляет своего рода технологический конвейер, перед органами обеспечения стоят задачи организации рит мичной и синхронной технологической комплектации сооружаемых объектов всеми видами материально-тех-
31
нических ресурсов, доведенных до высокой степени го товности и максимально укрупненных.
Для решения этих задач в разных ДСК в зависи мости от мощности, организационно-структурных форм внедрены и развиваются различные формы системы комплектации. Это — хозрасчетные управления комплек тации (ДСК Москвы, Киева и др.) или отделы и цехи комплектации (ДСК. Ленинграда и др.). Но, несмотря на различие организационных форм, методов планирова ния и управления комплектацией, в них полностью отра жены современные принципы системы производственнотехнологической комплектации.
Наибольшее развитие система производственно-техно логической комплектации получила в домостроительном комбинате № 1 Главмосстроя. ДСК-1 — передовая круп нейшая промышленно-строительная организация, осу ществляющая массовое многоэтажное крупнопанельное жилищное строительство в Москве. В ДСК-1 осущест вляется централизованная поставка на каждый объект конструкций, материалов и изделий комплектно в кон тейнерах на рабочее место по суточным и часовым графикам.
Организованное в ДСК хозрасчетное Управление, комплектации создано за счет ликвидации отделов снаб жения и складских хозяйств в монтажных управлениях и упразднения функциональных отделов снабжения и комплектации в составе центрального аппарата ком бината.
В состав Управления комплектации (рис. 2) входят: аппарат управления, участок комплектации сборными железобетонными конструкциями, Центральный загото вительно-комплектовочный участок (ЦКУ) с производст венными цехами, мастерскими и складским хозяйством, а также участки комплектации, расположенные в рай онах массовой застройки и осуществляющие диспетчер ские функции и контроль за исполнением графиков комп лектации на объектах строительства.
Итак, изложенные организационно-структурные фор мы и функции УПТК трестов и ДСК представляют собой дальнейшее совершенствование организационной струк туры аппарата управления. От большинства существую щих УПТК они отличаются следующим.
Во-первых, создаются специальные органы по плани рованию (отдел комплектации), организации и оператив-
32
ГО
1262
СО |
Рис. 2. Организационная структура Управления комплектации ДСК-1 |
со |
|