Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
тажные и специальные строительные работы) система комплектации развивается также и на уровне СМУ.
При этом если в строительно-монтажных трестах соз дана, как правило, единая организационная форма уп равления комплектацией — УПТК, то такого организа ционного единства на уровне министерств союзных рес публик, территориальных управлений строительства и главстроев еще нет.
Так, в Министерствах строительства Молдавской и Эстонской союзных республик функционируют главные управления комплекта ции, в Министерстве строительства Узбекской ССР эту функцию выполняют Главстройснаб и трест комплектации, в Минстрое Литвы
иЛатвии — управления комплектации.
ВМинистерстве строительства Грузинской ССР впервые на уровне министерства функционирует только трест комплектации.
ВГлавзапстрое, Главвладивостокстрое, Главверхневолжскстрое, Главволговятскстрое н Главпрнволжскстрое материально-техничес ким снабжением н комплектацией занимаются управления снабже ния и тресты комплектации главков.
Втерриториальных управлениях строительства эта служба пред ставлена управлениями или конторами технологической комплекта
ции (КТК).
По нашему мнению, система управления комплекта цией наиболее правильно сложилась и функционирует в Главкрасноярсктяжстрое, Главволговятскстрое, Глав запстрое, Главмосстрое, Минстрое Литовской, Латвий ской и Грузинской ССР и др.
В п р о м ы ш л е н н о с т и с т р о и т е л ь н ы х ко н- с т р у к ц и й и м а т е р и а л о в (у п о с т а в щ и к о в ) на разных уровнях (главк, управление или комбинат, трест, предприятие) созданы органы управления комп лектацией сборными конструкциями и местными строи тельными материалами.
Так, в Главмоспромстройматериалов и Минпром- стройматериалов Латвийской ССР созданы соответствен но трест и управление комплектации и сбыта.
В п р о м ы ш л е н н о - с т р о и т е л ь н ы х о р г а н и з а ц и я х ( д о м о с т р о и т е л ь н ы х и з а в о д о с т р о и -
т е л ь н ы х к о м б и н а т а х , |
д о м о с т р о и т е л ь и ы х |
т р е с т а х ) созданы органы |
управления комплектацией |
всеми видами ресурсов по комбинированной системе.
В ряде министерств строительства союзных респуб лик система управления комплектацией предусматрива ет наряду с наличием органов управления комплекта цией в строительных трестах организацию таких подраз
16
делений и в промышленности строительных конструкций
и материалов.
Анализируя закономерности формирования и разви тия прогрессивных систем комплектации, можно сделать вывод о том, что улучшения материально-технического снабжения при современном высокоиндустриальном уровне строительства можно добиться прежде всего за счет специализации данного процесса, т. е. организаци онного выделения его и сосредоточения в единой закон ченной системе, основанной на принципах производст венно-технологической комплектации.
Наибольшее распространение получили УПТК, орга низованные более чем в 800 строительно-монтажных трестах. Наиболее эффективно работают УПТК в тре стах министерств промышленного строительства Бело русской и Украинской ССР, министерств строительства Литовской, Эстонской и Молдавской ССР, в Главбашстрое, Главзапстрое, Главкрасноярсктяжстрое, Главлипецкстрое, Главсевзаптяжстрое, Главюжуралтяжстрое и т. п. Заслуживает внимания и дальнейшего распро странения опыт работы УПТК трестов министерств сель ского строительства РСФСР ,и Украинской ССР (Каховсельстрой, Белоцерковсельстрой), а также ряда трестов Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, выполняющих монтаж санитарно-техниче ских устройств, электрооборудования и механического оборудования (Башсантехмонтаж и Башэлектромонтаж, Молдсантехмонтаж, Южсантехмонтаж, Уралэлектромонтаж и др.).
В связи с созданием в последнее время новых ор ганизационных форм управления строительством (ком бинатов, объединений) возникли и развиваются новые формы управления комплектацией. Так, в ряде комби натов Минтяжстроя Украинской ССР организованы и функционируют на их уровне УПТК, при этом в трестах оставлены лишь отделы или группы комплектации. Наи более успешно работает в этом направлении УПТК комбината Ждановстрой.
УПТК является единым (генеральным) поставщиком для всех потребителей в строительно-монтажном тресте и единым потребителем для всех поставщиков строи тельно-монтажного треста.
УПТК представляет строительно-монтажный трест по поручению последнего по в<^ем вопросам материально
( |
17 |
технического снабжения и комплектации в вышестоящих, планирующих, снабженческо-сбытовых и транспортных организациях.
УПТК действует на основе хозяйственного расчета, состоит на отдельном строительном балансе, имеет за крепленные за ним основные и оборотные средства, а также расчетный счет в организациях Стройбанка.
При создании УПТК ликвидируются снабженческие подразделения строительно-монтажного треста и СМУ. УПТК передаются все их функции, а также ряд функ ций отделов п служб треста, занимающихся управлени ем материальными ресурсами.
Так, производственный отдел треста передает УПТК выполнение расчетов потребности п материальных ресурсах на год н поквар тально, защиту заявок и специфицирование, разработку графиков изготовления продукции промышленными подразделениями треста, а также функции по учету и контролю за выполнением планов выпу ска строительных конструкций, изделий и другой их продукции.
Служба главного диспетчера треста и другие отделы, выпол няющие эти функции, передают УПТК обязанности по оперативно му контролю и регулированию процесса поставки конструкций, из делий, узлов, материалов на строительные объекты и в другие орга низации треста, а также функции по маневрированию транспорт ными, погрузочно-разгрузочными средствами, занятыми в процессе обеспечения и комплектации объектов.
УПТК передаются промышленные подразделения (за вод, цехи,' мастерские) строительно-монтажного треста, изготовляющие нетиповую или несерийную продукцию (сборные железобетонные и столярные изделия, узлы трубопроводов, электромонтажные и санитарно-техниче ские заготовки), полностью потребляемую организация ми данного треста, железнодорожные ветки и погрузоч но-разгрузочные пункты или участки, а также специаль ные транспортные средства и погрузочно-разгрузочные механизмы.
Промышленные предприятия треста, работающие по кооперированным поставкам для других организаций главстроев, республиканских министерств строительства и прочих ведомств, подчиняются УПТК треста опера тивно.
Передаваемые в состав УПТК промышленные пред приятия строительно-монтажных трестов, находящиеся на самостоятельном балансе, не обязательно должны пе реводиться на баланс УПТК-
Все промышленные подразделения, включенные в со став УПТК, получают от последнего основные технико экономические показатели своей деятельности и сдают
18
балансы и отчеты о результатах своей деятельности в УПТК.
УПТК отчитываются за результаты своей деятель ности перед строительно-монтажным трестом.
УПТК трестов и ДСК выполняют следующие основ ные функции.
1. Планирование:
материально-технического снабжения в тресте и по ступления технологических комплектов конструкций, уз лов, деталей, изделий и материалов иа строительные объекты;
комплектного обеспечения материально-техническими ресурсами промышленных предприятий и других под разделений треста;
комплектного выпуска продукции промышленными предприятиями УПТК или треста;
транспортных перевозок конструкций, изделий и ма териалов в тресте.
2. Организация:
рациональных хозяйственных связей с заводами-по- ставщиками и снабженческо-сбытовыми организациями;
децентрализованных заготовок и закупок; производственно-технологической комплектации в
строительно-монтажном тресте; поступления технологических комплектов конструк
ций, узлов, изделий и материалов в соответствии с гра фиком выполнения строительно-монтажных работ на каждом объекте;
централизованных транспортных перевозок конструк ций, узлов, изделий и материалов (по возможности в контейнерах и пакетах) в рабочую зону строительного' объекта;
обеспечения промышленных предприятий и других подразделений треста материалами, инструментом, обо рудованием и т. д.;
получения и хранения материально-технических ре сурсов на базах УПТК-
3. Производство нетиповых и несерийных конструк ций и изделий; централизованное повышение строитель ной готовности и переработка материалов в полуфабри каты и изделия.
4. Оперативный учет и контроль:
за ходом технологической комплектации строитель ных объектов;
19
За ходом поступления комплектов конструкций и из делий как от заводов трестов (объединений) промышлен ности строительных конструкций и материалов, так и от промышленных предприятий УПТК' (треста);
за реализацией фондов и лимитов, а также децентра лизованных заготовок;
за движением запасов; за использованием и хранением материально-техниче
ских ресурсов во всех подразделениях треста. 5. Оперативное регулирование:
технологической комплектации строительных объек тов конструкциями, изделиями и материалами;
изготовления и переработки материалов, а также по ступления комплектов конструкций и изделий от заво- дов-поставщиков и от промышленных подразделений УПТК (треста);
транспортных перевозок.
6.Технико-экономическое планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности УПТК и его подразделений.
7.Организация и осуществление расчетов за комп лектные поставки.
8.Материальное стимулирование работников системы органов производственно-технологической комплектации.
9.Экономические санкции за нарушение сроков, объемов, комплектности и качества поставок и перево зок, а также за невыполнение других договорных обя зательств.
10.Ведение статистической отчетности по материаль но-техническому обеспечению.
11.Планирование и организация мероприятий по повышению эффективности системы производственно технологической комплектации в строительно-монтаж ном тресте.
НИИЭС Госстроя СССР дал научное обоснование системы производственно-технологической комплектации, разработав принципы ее формирования и функциониро вания в строительных трестах.
Опыт работы строительно-монтажных трестов, ДСК и ДСТ свидетельствует об экономических и организаци онных преимуществах органов комплектации в сравне нии с существующими формами организации матери ально-технического снабжения.
Развитие системы производственно-технологической
20
комплектации способствовало: своевременной сдаче объ ектов в эксплуатацию и сокращению сроков строитель ства, внедрению поточности в организацию строитель ного производства и ритмичному вводу в эксплуатацию жилой площади в течение года; уменьшению простоев рабочих и машин, а также снижению потерь и порчи ма териалов; ликвидации примитивных мастерских в строи тельных управлениях и на площадках, уменьшению тру доемкости процессов на строительной площадке и пре вращению ее в индустриальную; снижению стоимости перевозок и сокращению количества используемого ав тотранспорта; ликвидации промежуточных складов, уменьшению запасов материальных ресурсов и высво бождению оборотных средств; снижению затрат на строительство временных складов для хранения мате риалов на объектах и дорог к ним; повышению культуры производства, улучшению качества строительно-монтаж ных работ. Кроме того, при внедрениисистем комплекта ции ликвидируются излишние промежуточные звенья в процессе снабжения, повышается ответственность орга нов материального обеспечения за выполнение плана комплектных поставок; инженерно-технические работни ки и линейный персонал СМУ, трестов, ДСК и ДСТ ос вобождаются от несвойственных им снабженческих функций.
Улучшаются показатели деятельности самих органов обеспечения строительства (уровень комплектации, кон тейнеризации, централизованного повышения строитель ной готовности; уровень издержек, рентабельности и др.).
Все это способствует снижению себестоимости строи тельно-монтажных работ и повышению производитель ности труда в строительно-монтажных организациях.
По расчетам НИИЭС и данным практики, экономиче ская эффективность создания УПТК в строительных трестах составляет около 2—3% к годовой сметной стои мости строительно-монтажных работ1.
Несмотря на то что система производственно-техно логической комплектации хорошо зарекомендовала себя на практике, темпы внедрения и особенно уровень ее эффективности в ряде строительных организаций еще не-1
1 Анализ и расчет экономической эффективности внедрения УПТК изложен в главе III.
21
достаточно высоки, что, безусловно, отражается на ре зультатах работы этих организаций, особенно в условиях хозяйственной реформы.
Передовой опыт развития УПТК и результаты работ НИИЭС, ЦНИП.ИАСС и ЦНИИОМТП Госстроя СССР, НИИМС Госснаба СССР, НИИОУС при МИСИ им. В. В. Куйбышева, институтов и трестов Оргтехстрой министерств строительства СССР (ИОМТПС, Оргтяжстрой, Оргэнергострой, НИИпромстрой, Гипрооргсельстрой, Оргтехстроев Министерства строительства в Ли товской, Белорусской, Украинской, Эстонской и Молдав ской союзных республиках, Главзапстроя, Главкрасноярсктяжстроя, Псковского территориального управления и др.) позволили разработать предложения по совер шенствованию и развитию прогрессивной системы мате риально-технического обеспечения строительства, основ ные пути внедрения которых будут изложены ниже.
2. Совершенствование организационной структуры УПТК в строительно-монтажных трестах и ДСК
С момента организации первых УПТК в трестах Ми нистерства промышленного строительства Белорусской ССР прошло около десяти лет. Опыт позволяет ска зать, что перестройка организации материально-техни ческого снабжения позволила повысить эффективность строительного производства. Вместе с тем далеко не все проблемы снабжения удалось решить.
Создание построенной по территориальному принци пу общегосударственной системы органов материальнотехнического снабжения Госснаба СССР и перевод строительных организаций на новую систему планирова ния и экономического стимулирования, последователь ное проведение в жизнь принципов хозрасчета, безуслов но, повлияли на изменение организационных форм УПТК и предъявили в последнее время новые, более вы сокие требования к работе УПТК.
Важное новое дело решается не сразу, тем более такое сложное, как производственно-технологическая комплектация строительства. В связи с этим в органи зации и деятельности УПТК имеются еще недостатки.
Ряд УПТК продолжает применять методы и формы организации, планирования, учета и оперативного управ
22