Файл: Панфилов, М. И. На подступах к высотам воспоминания, наблюдения, раздумья о прошлом и будущем черной металлургии Урала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Остро оголился вопрос регулярной связи институтов и производства, совместной ответственности за прогресс техники в каждом конкретном цехе. Особенно когда на­ лаживается новое производство, решается сложная проблема.

А в Тагиле как раз и доводилась проблема про­ блем мирового значения. Ванадий. Получать его в больших домнах впервые в истории техники. Редкая но­ визна. Иные руды. Свой «норов» домен. Затор с уборкой шлака. Вместе так вместе, в одной упряжке. Не будет тогда все еще бытующего разделения — мы и вы.

Понимая невеселое состояние Владимира Михайло­ вича Антонова — «виновника» событий,— мне не хоте­ лось всенародно любоваться его ответным выступлением после технического анализа работы цеха, сделанного кандидатом технических наук А. А. Фофановым. Однако трудно удержаться. Уж очень здорово оно концует вну­ шительный счет науке.

Этот крупный доменщик не просто встал, он пру­ жинисто поднялся. К нему обратились выжидательные взоры участников. Его озабоченное и усталое лицо вы­ зывало желание спросить — выспался ли он, чтобы держать ответ, а после снова управлять махинами, куда,, словно издевательства ради, вместо качественного сырья эшелонами засыпают пыль. Опять по восемь-десять часов ждать шлаковые ковши. Опять и опять...

Заговорил Антонов гневно, хотя собрались не для резких споров. Присутствующие знали — тяжело ему. Собравшиеся здесь прощают Владимиру Михайловичу, что предложения он сразу берет в штыки.

— Со многим я не согласен. По мнению бригады получается: вот вы тут — лопухи, делаете так-то, а надо иначе. А как? Вы считаете допустимым то, с чем согласиться нельзя. Вы говорите — при этих условиях можно работать лучше. Возражений нет. По канату над пропастью тоже ходят, но где и когда? Нельзя ровно работать на таком сырье. Вы сами хорошо знаете...

Природный газ в домны даем давно, а где оптимум? Нет его. Наука не дает. Кто расхлебывает? Лопухи?.. А ока­ тыши, тоже агломерат, а подача вовремя шлаковозных ковшей? Это что — не в счет?.. Поймите меня правиль­ но,—-с мольбой, но твердо он обратился вначале к Фо­ фанову, сидевшему с ним рядом, потом круто повернул-

Ю З а к а з 310

137

■ся к Шпарберу — заместителю Фофанова,— я не против всего, что предлагается, но...

Он неспокойно продолжал перечислять причины сры­ ва, давая им технические объяснения. Они, можно ска­ зать, всем известны, а не анализировать их без повто­ рений нельзя. Такова человеческая природа. Было бы просто, если бы взаимопонимание людей устанавлива­ лось сразу. Не получается так. Потому и умно говорят о главном звене. Подключают науку, чтобы его найти. А оно часто запутано в других, незначительных, мел­ ких, но крикливых причинах. Искать и находить вместе. Упряжка...

В ответе начальника цеха сквозила и горечь, и на­ стоятельная требовательность. До его резких слов состоялось решение — накрепко объединить усилия институтов и комбината. Уже само дело показало, что совместные труды ученых из Свердловска и центральной лаборатории комбината, крупных знатоков цеха пошли на пользу производству. А порывистость Антонова пока­ залась нелишней.

7.

Совещание закончилось поздно. Вышли не все сразу. У руководства комбината, секретарей местных партий­ ных органов, представителя обкома партии и директора УралНИИЧМ проходила еще утрамбовка тяжелых воп­ росов. После нее Г. Е. Овчинников и главный инженер В. Г. Удовенко остались в своих кабинетах, чтобы вы­ слушать, как «дышат» выздоравливающие домны, раз­ узнать, что произошло в цехах и заводах. Да и объеми­ стая почта ждала их.

Из управления выходили не скопом, с остановками. Надо же договорить, что не досказано. На улице ждали

машины. Через

несколько

минут уедем,

а они — Анто­

нов и Лазарев,

Третьяков

и Винокуров,

другие «винов­

ники» ЧП — останутся

с нашими

предложениями.

В. М. Антонов — не

«дуб» и

не «лопух», обычный

человек — вместе с работниками

институтов и комби­

ната стоял перед входом в управление, в полушубке, сгорбившись не то от мороза, не то от тяжести критики и обилия предложений. Он поджидал цеховой газик. Куда поедет — домой, выспаться за несколько бессон­

138


ных ночей, или в цех? Какой совет он даст своему сыну — учиться на металлурга или пойти на радиофак?

Знаменитый старший мастер доменных дел Иван Григорьевич Коробов всех трех сыновей повел к горну* к домнам. Отец и три сына своим трудом открыли целую страницу в развитии отечественной металлургии. Тогда — первые пятилетки. Теперь иное время. Ведущая промышленность шагнула далеко вперед. Антонов — начальник крупного цеха. Поведет ли он своего наслед­ ника к горну? Что в наше время с потомственностью и династиями в металлургии? Неужели потомки, рож­ денные на тагильской земле, оборвут преемственность в развитии отрасли, от могущества которой зависит все, что достигнуто за полвека и что будет завтра? Ответ, по-видимому, прежде всего за наукой.

Подъехал газик. Высунулся шофер: «Куда?»

— В цех,— глухо сказал Антонов, тяжело влезая в машину. А м ы —правофланговые производства — домой.

На легковых

машинах — не то что

на электричке, два

с половиной

часа и — в областном

центре, где полно

институтов, много науки и фундаментальной, и приклад­ ной.

В институтах можно и легко поступать, как великий Резерфорд требовал от своих учеников. А каково людям огненных агрегатов? Они неотступно связаны с печами. В них непрерывный процесс плавки металла и шлака. Круглые сутки. Да еще при «больных» и расстроенных махинах.

...Уже стемнело, когда мы отъехали от заводской площади. Из города выбрались с фарами. Они огненны­ ми жгутами, подгоняемыми стрекотаньем шин, стегали далеко по склонам тагильского тракта. Асфальтирован­ ный, прямиком, без зигзагов, он вел в центр Урала через Невьянск с мрачной башней. Где-то в этих местах проходила дорога из владений Демидовых до тагиль­ ского «горного гнезда». Вообразить только, как верный хозяину управитель добирался по заснеженным лесам и замерзшим болотам. Тройка. Цугом. Заводы разбро­ саны. Мелкие. А сейчас гигант с производством чугуна гораздо большим, чем давала вся царская Россия.

Управитель строил заводы без помощи ученых. Руду на горе Высокой человек нашел без геофизики. Все — идеи, технология, чертежи — в одной голове. Тогда это

10*

139


■было возможно. А теперь? Как далеко шагнула техника. Страна давно уже перевалила рубеж в сто миллионов тонн стали. Большой скачок в Тагиле. Одной головы гиганту мало.

Десятки институтов. Наука. Проекты. Строительные тресты. Логика развития разумна. От идеи до воплоще­ ния — сложный путь. В металлургии, к тому же, путь дорогой. Наука дает начало проекту. Созданный проект переходит к строителям. Законченное творение пере­ дается директору и его коллективу. Махина приходит в движение. Как нелегкая езда. Тройка в одной упряж­ ке — коренник и пристяжные. Наука, проект, производ­ ство... Едины. Должно быть так. В действительности бывает иначе. Есть неотступный генеральный проекти­ ровщик. Завод развивается — он тут как тут. А гене­ рального творца технологии нет. Его отсутствие дорого обходится.

Об этом, о многом другом не остывал разговор в легковых машинах. Мысли людей, как руда после про­ мывки, делались весомее. В собранном виде, подхле­ стываемые быстрой ездой, мысли рвались в центр инсти­ тутов Урала и спешно возвращались назад — к гиганту, к его работникам, к событиям последних месяцев. В современных условиях завод без науки обойтись не может. В наше время мерило нужного — устойчивые рекордные показатели. Тут без науки не обойтись.

8.

Прошло немного времени, и в Свердловске состоялся объединенный совет. Давно бы. К нему упорно готови­ лись. В конференц-зале Уральского института черных металлов собрались ученые и инженеры, проектанты, эко­ номисты. Тут — крупные знатоки Тагильского комбина­ та, Института металлургии Уральского научного центра, политехнического института, Уралгипромеза, институтов обогащения руды, теплотехники, огнеупоров. Концентрат науки и опыта.

Стрибуны назывались конкретные предложения, как

ичто делать, чтобы не повторялись срывы. Разработана программа первоочередных дел с заглядом в завтра.

Комбинат ожил. Настроение у коллектива поднялось. Доменщики начали выполнять суточные задания. Пошел

140


сверхплановый металл — чугун и сталь, намного убыст­ рился выпуск особопрочных рельсов, железнодорожных колес.

А 21 декабря 1973 года — для комбината большая радость: получена стомиллионная тонна стали со дня основания предприятия. Вся страна узнала о поздрав­ лении Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Бреж­ нева тагильским металлургам. Знаменательную весть «Правда» опубликовала под заголовком — «Важный рубеж взят». Добавим: тагильчане в содружестве с институтами Свердловска начали брать следующий рубеж — крепче объединять усилия науки и производ­ ства.

Окрыленные успехами тагильские металлурги, взяв высокие сверхплановые обязательства, выступили перед страной с почином — предложили начать соревнование за производство в 1974 году 100 миллионов тонн чугу­ на. Всесоюзный рубеж!

НЛ НОВУЮ СТУПЕНЬ

н

1.

* *у а как дела по шлакам? Не забыли в Тагиле и о них. Директор комбината Г. Е. Овчинников остался верен себе. Наш институт разработал и представил, как официально говорят, исходные данные. Уралгипромез приступил к проектированию шлакоперерабатывающих комплексов. Тагилстроевский райком КПСС на расши­ ренном заседании бюро обсудил вопрос о переводе комбината на работу без шлаковых отвалов. Дерзкая задача. Рубеж. Словом, лед тронулся...

Мы — сотрудники УралНИИЧМ, головного в ми­ нистерстве института по металлургическим шлакам, рады. Наконец-то! И раздосадованы. Обидно, сколько стараний прилагали до этого — и впустую. А могли бы тагильчане идти впереди, служили бы по отрасли при­ мером. Наш институт вместе с Институтом теплотехни­ ки и ' Уралгипромезом предлагали тагильчанам на шестой домне осуществить бесковшовую уборку шлака.

142

Убеждали: есть же опыт, почти рядом, на Салдинском заводе работает не один год такая установка.

—• Домна в Салде — самовар, малютка перед нашей шестой,— твердили руководители комбината.

Но две домны на Криворожском заводе тоже убирают шлак без ковшей.

Пусть делают другие, а мы посмотрим.

Тогда, при

старом руководстве,

победила инерция,

а зря. Теперь

бы уральский опыт

здорово пригодился

для крупных дел, какие творятся сейчас в нашей стране. Давно известно, что появление в производстве нового способа знаменует собой крутой поворот в промышлен­ ности. Нередко это событие граничит с технической рево­ люцией. Сто лет назад возник мартеновский способ полу­ чения жидкой стали. Началась в металлургии новая эра. В наше время прогресс техники ускорился невиданно, радикальные перемены несопоставимо велики. Приведем

два примера.

Установка непрерывной разливки стали, называемая сокращенно УНРС, на Новолипецком заводе своим появ­ лением исключила обжимные станы. Вскоре меняется в металлургии облик предприятия. А вот второй пример, близкий по раздумьям о тагильских делах. Сооружаемая ныне сверхмощная домна в 5000 кубических метров на Криворожском заводе непривычна по величине и тех­ ническим решениям. Не было в мировой практике такого великана, неповторимы конструктивные элементы.

Эти уникумы — УНРС и домна-великан — открывают новые страницы в истории техники. Но если по талантли­ вому творению в Липецке муки творчества далеко поза­ ди, то по Криворожскому гиганту положено только на­ чало. Он еще не раскрыт во всей полноте, а раскрыт должен быть, и чем раньше, тем успешнее пойдет освое­ ние и полнее проявятся благотворные последствия.

Мы не отважимся рассматривать весь комплекс сложных частей агрегата, по производительности рав­ ного целому заводу. Возьмем только одну уборку про­ дуктов плавки. Впрочем, что такое «только»? Уборка чу­ гуна и шлака — самая тяжелая операция в металлургии. Войлочная шляпа на голове горнового, сетка на лице и суконная спецодежда — сами за себя говорят. Работать у домны тяжелее, чем канавщиком при разливке стали старым способом. Но там явилась УНРС, а тут?

143


До новой домны-великана все

по старинке: ломик,

ку­

валда.

Тут задумано

и вводится отменно иное, в связи

с чем

и надо громко

сказать,

чтобы не замедлить

тех­

нический прогресс.

Домна для того и предназначена, чтобы получать чугун и неизбежный его спутник — шлак. Как бы ни было тяжело. Чугун и шлак. Вместе. Одно не без дру­ гого. Как всюду у нас в стране и за рубежом. Но сколь­ ко того и другого выпускается одновременно? Свыше одиннадцати тысяч тонн чугуна и почти четыре с поло­ виной тысячи тонн шлака. В сутки! Потребуются сплош­ ные эшелоны вагонов и шлаковых чаш, если ими отво­ зить продукцию домны. Если... А каково работать у гор­ на по старому способу, чтобы справиться со сплошным потоком огненно-жидкой лавы?

Возьмем для рассмотрения не оба продукта плавки,

а только один, поменьше — шлак. Его берем

прежде

всего потому, что уборка шлака на редкость

трудна.

Даже на маленькой печи, тем более на тагильской дом­ не № 6, а на домне-гиганте в Кривом Роге еще во много раз сложней.

В Липецке, когда сооружали УНРС, возник техниче­ ский спор: предусмотреть ли изложницы — формы для слитков — на случай, если с новой установкой не все бу­ дет ладно? Сказали: никаких «если», делать наверняка. Так сделали.

Аналогичный спор мог возникнуть и в Кривом Роге: предусмотреть железнодорожные пути, чтобы шлак от домны вывозить в ковшах, если не пойдет новая установ­ ка. Тут ситуация оказалась более сложной. В Липецке ставился вопрос — предусматривать или не предусмат­ ривать. Место для разливочной канавы по старому спо­ собу было. И канавщики нашлись бы. А вокруг домнымахины невозможно предусмотреть «на случай». Бес,- ковшовая установка — и только. Сама новинка в технике потребовала себе подобную новинку. Продиктовала.

Количество переходит в качество. Диалектика. Уста­ новка оказалась неизбежной производной домны. Не обойтись без нее. Рождением гиганта подчеркнута по­ требность. Технический прогресс в одном оказался дето­ натором явления другого, что таилось в умах смелых инженеров. Идеи оставались втуне, пока не родился редкий великан, диктатор в технике.

144