Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Т а б л и ц а 2

Определение температуры по цвету каления

Цвет каления

Температура в град

Темно-бурый

600

Буро-красный

650

Темно-вишнево-красный

700

Вишнево-красный

750

Светло-вишнево-красный

800

Красный

850

Светло-красный

900

Оранжевый

950

Желтый

1000

Светло-желтый

1050

Желто-белый

1100

Белый (разной яркости)

1200— 1300

в специальных печах; широкое распростране­ ние при закалке получил нагрев изделий тока­ ми высокой частоты.

Основными операциями термической обра­ ботки являются: отжиг, нормализация, закал­ ка, отпуск и улучшение.

Назначение отжига—освобождение отли­ вок и поковок от внутренних напряжений, сообщение им вязкости, улучшение механиче­ ских свойств и уменьшение твердости для об-, легчения обработки изделий режущими ин­ струментами. Отжиг бывает рекристаллизационный и полный.

Отжиг рекристаллизационный производят при температуре 600—650°С применяется для снятия внутренних напряжений, появляющих­ ся при деформации стали в холодном состоя­ нии.

Отжиг полный производят при температу­ рах, установленных для каждой марки сплава,

34

выдержке при этой температуре и последую­ щего охлаждения вместе с печью.

Нормализация—это нагрев сплава до оп­ ределенной температуры и охлаждение на воздухе. Назначение нормализации то же, что и отжига.

Закалка представляет собой нагрев сплава металла каждой марки до определенной тем­ пературы, выдержку и быстрое охлаждение. Охлаждение производят погружением изделий в жидкость. Наиболее часто для этой цели применяют воду, 5 —10%-ный раствор едкого натра или минеральное масло. Закалка повы­ шает твердость, прочность и хрупкость стали. Сталь с содержанием углерода меньше 0,25% закалку .не принимает.

Температура нагрева некоторых марок ста­ ли при закалке и охлаждающая ореда даны в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Ориентировочные данные по закалке и отпуску некоторых марок стали

 

 

 

 

 

 

 

Твердость

Марка стали

Операция

Темпера­

Охлаждающая

по Бринел-

термообра­

тура

 

среда

лю Н в

 

 

 

ботки

в град

 

 

после

 

 

 

 

 

 

 

отпуска

30,

40,

/

Закалка

830—890

 

Вода

 

45 ,

50,

60 \

Отпуск

500—600

 

Воздух

230—240

35Г2,

/

Закалка

800—870

 

Масло

400—270

45Г2, 56Г2 |

Отпуск

400—650

 

Воздух

40Х

 

Закалка

830—860

 

Масло

 

 

 

 

 

 

или вода

 

 

 

 

Отпуск

400—600

 

Воздух

До 415

ЗОХГС

|

Закалка

860 -880

1

Масло

| До 400

 

 

 

Отпуск

260-550

/

или вода

2* Зак. 753

35


Отпуск применяют для освобождения зака­ ленной стали от внутренних напряжений и уменьшения ее хрупкости. При отпуске зака­ ленную сталь медленно нагревают до заданной температуры, выдерживают и охлаждают с оп­ ределенной скоростью.

Чем выше температура нагрева закаленной стали nipи отпуске, тем выше ее вязкость и ниже твердость.

Химико-термическая обработка стали — это нагрев, сопровождающийся химическими процессами. Одним из таких процессов являет­ ся цементация стали.

Цементацию производят в тех случаях, ког­ да необходимо получить деталь, поверхность которой должна быть твердой, а сердцевина — мягкой. Для этого деталь изготовляют из мяг­ кой стали, содержащей до 0,25% углерода. Деталь помещают в стальной ящик, дно кото­ рого и деталь засыпают веществом (карбюри­ затором) с большим содержанием углерода (смесью 20% соды с 80% мелкого древесного угля). Ящик закрывают крышкой, замазыва­ ют глиной и нагревают в печи в течение 10— 15 ч до температуры 900—920°С.

В процессе нагревания наружный слой де­ тали поглощает углерод из древесного угля, окружающего деталь, а .сода содействует уско­ рению процесса. Таким образом, наружный слой детали насыщается углеродом на глубину 1 — 2,5 мм и превращается в сталь с высоким содержанием углерода (до 0,9 —1%), т. е. в сталь, принимающую закалку. После закалки получается изделие с твердым наружным сло­ ем и мягкой вязкой сердцевиной.

Основным испытанием металлов является

36

проверка их механических свойств, осуществ­ ляемая стандартными методами:

испытание металлов на растяжение (ГОСТ

1497 —61);

испытание на твердость по Бринеллю

(ГОСТ 10241—40);

испытание на твердость по Роквеллу

(ГОСТ 10242 — 40).

К вспомогательным материалам относятся: смазочные, .прокладочные и уплотнительные материалы; транспортерные ленты, приводные ремни, рукава (шланги); -стальные -проволоч­ ные канаты и др.

5. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Показателями качества, смазочных мате­ риалов являются: липкость, вязкость, темпера­ тура вспышки и застывания.

Липкость —свойство смазки прилипать к смазываемой поверхности.

Вязкость — характеризует способность час­ тиц смазки сохранять связь между собой для того, чтобы смазка не вытекала из зазоров между трущимися .поверхностями. При нагре­ ве -вязкость уменьшается, при охлаждении — увеличивается. Чем больше нагрузка на тру­ щиеся поверхности, чем меньше скорость, с которой они движутся, тем больше должна быть вязкость.

Температура вспышки —температура, до которой необходимо нагреть смазку, чтобы ее пары вспыхнули -при приближении пламени.

Температуразастывания — температура, при которой смазка застывает (густеет); в холодное время применяют сорта с наиболее низкой температурой застывания.

37


Смазочные материалы делятся ,на две груп­ пы: жидкие масла и густые машинные мази (консистентные смазки).

Жидкие масла получают из нефти перегон­ кой ее в специальных установках.

Густые машинные мази —это смазочные материалы, представляющие собой смесь из 75 — 90% жидкого масла и мыла. Мази при­ меняют в тех случаях, когда затруднен доступ жидкого масла к местам смазки.

Смазочные материалы хранят в закрытой посуде— бачках, бидонах, масленках. Напол­ нение смазочных приборов производят при по­ мощи специальных ведер, леек, масленок. На­ полнение масленок жидкими маслами произ­ водят через воронку с сеткой, имеющей 144 отверстия на 1 см2. Перед наполнением масле­ нок нужно дать маслу отстояться.

6. ПРОКЛАДОЧНЫЕ И УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В качестве прокладочных и уплотнительных материалов применяют асбестовые и резиновые изделия (бумагу, картон, фибру и войлок).

Асбест относится к группе волокнистых ми­ нералов. Асбест состоит из кремнезема, окиси магния и окиси кальция. Волокна достигают длины до 300 мм при толщине от 0,2 до 1 мм. Асбест обладает большой прочностью, элас­ тичностью, плохо проводит тепло и электриче­ ство. Из асбеста приготовляют: волокно, шнур, листы, асбестометаллическую армированную ленту и др. Асбестовое волокно, шнур и листы применяют как набивочный, уплотнительный и прокладочный материал для предупрежде­

38

ния просачивания жидкости, пара или газа между соединен,ными деталями.

Ферродо — асбестовая ткань с прокладкой из тонкой медной проволоки; применяется в тормозных механизмах для обкладки рабочей поверхности стальных лент, а также во фрик­ ционных механизмах. Ферродо изготовляют лентами различных размеров в виде колодок разнообразных форм и размеров.

Резина — продукт переработки каучука ве­ ществами, называемыми вулканизаторами (се­ ра, натрий и др.). Резина обладает эластич­ ностью, стойкостью против вибраций, проч­ ностью.

Резиновые прокладки применяют в качест­ ве уплотнителей, предотвращающих просачи­ вание горячей воды.

Паронит—листовой прокладочный матери­ ал, состоящий из асбеста и резины. Прокладки из паронита устойчивы против действия бензи­ на и масла. Бумажные и картонные прокладки применют при уплотнении соединенных дета­ лей, не подвергающихся нагреву.

Фибра — материал, приготовляемый из сло­ ев тонкой бумаги, смоченных раствором хло­ ристого цинка. Фибра прочна, хорошо обраба­ тывается на станках и может применяться как электроизоляционный материал.

Войлок—применяют для изготовления про­ кладок. Войлочные прокладки защищают подшипники от попадания в них грязи, предо­ храняют от коррозии.

Транспортерные ленты изготовляют из про­ резиненной или обычной хлопчатобумажной ткани.

Прорезиненная хлопчатобумажная лен га состоит из прокладок хлопчатобумажной тка­

39



ни, соединенных вулканизированной резиной. Число прокладок зависит от ширины ленты, толщина прокладок от 1,25 до 2 мм.

По наружной поверхности лента покрыта обкладкой из резины. Толщина обкладки по­ верхности ленты зависит от транспортируемо­ го материала. Лента поставляется в рулонах кусками длиной до 120 м. Характеристики транспортерных лент приведены в табл. 4 и 5.

 

 

Т а б л и ц а

4

 

Зависимость числа прокладок от ширины

 

 

транспортерной ленты

 

 

Ширина

 

 

 

 

ленты

300 400 500 650

800 1000 1200

1400 1600

в мм

Число

 

 

 

 

прокла­

3—5 3—8 3—9 3—10 3—11 3-11 3—12 3—12 3 -12

док

 

 

Т а б л и ц а

5

Зависимость толщины обкладки транспортерной

 

 

ленты от перемещаемых материалов

 

 

 

Толщина обкладок ленты

 

Перемещаемые материалы

 

 

 

средней твердости

рабочей

нерабочей

 

 

 

 

 

 

поверхности

поверхности

 

Порошкообразные

0,75

0,75

 

Мелкозернистые

1,5

0,75

 

Крупнозернистые

2,5

Г

 

Кусковые

3

1

 

Приводные ремни. При работе строитель­ ных машин применяют прорезиненные плоские и клиновидные приводные ремни.

40