ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
|
Т а б л и ц а 2 |
Определение температуры по цвету каления |
|
Цвет каления |
Температура в град |
Темно-бурый |
600 |
Буро-красный |
650 |
Темно-вишнево-красный |
700 |
Вишнево-красный |
750 |
Светло-вишнево-красный |
800 |
Красный |
850 |
Светло-красный |
900 |
Оранжевый |
950 |
Желтый |
1000 |
Светло-желтый |
1050 |
Желто-белый |
1100 |
Белый (разной яркости) |
1200— 1300 |
в специальных печах; широкое распростране ние при закалке получил нагрев изделий тока ми высокой частоты.
Основными операциями термической обра ботки являются: отжиг, нормализация, закал ка, отпуск и улучшение.
Назначение отжига—освобождение отли вок и поковок от внутренних напряжений, сообщение им вязкости, улучшение механиче ских свойств и уменьшение твердости для об-, легчения обработки изделий режущими ин струментами. Отжиг бывает рекристаллизационный и полный.
Отжиг рекристаллизационный производят при температуре 600—650°С применяется для снятия внутренних напряжений, появляющих ся при деформации стали в холодном состоя нии.
Отжиг полный производят при температу рах, установленных для каждой марки сплава,
34
выдержке при этой температуре и последую щего охлаждения вместе с печью.
Нормализация—это нагрев сплава до оп ределенной температуры и охлаждение на воздухе. Назначение нормализации то же, что и отжига.
Закалка представляет собой нагрев сплава металла каждой марки до определенной тем пературы, выдержку и быстрое охлаждение. Охлаждение производят погружением изделий в жидкость. Наиболее часто для этой цели применяют воду, 5 —10%-ный раствор едкого натра или минеральное масло. Закалка повы шает твердость, прочность и хрупкость стали. Сталь с содержанием углерода меньше 0,25% закалку .не принимает.
Температура нагрева некоторых марок ста ли при закалке и охлаждающая ореда даны в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Ориентировочные данные по закалке и отпуску некоторых марок стали
|
|
|
|
|
|
|
Твердость |
Марка стали |
Операция |
Темпера |
Охлаждающая |
по Бринел- |
|||
термообра |
тура |
|
среда |
лю Н в |
|||
|
|
|
ботки |
в град |
|
|
после |
|
|
|
|
|
|
|
отпуска |
30, |
40, |
/ |
Закалка |
830—890 |
|
Вода |
|
45 , |
50, |
60 \ |
Отпуск |
500—600 |
|
Воздух |
230—240 |
35Г2, |
/ |
Закалка |
800—870 |
|
Масло |
400—270 |
|
45Г2, 56Г2 | |
Отпуск |
400—650 |
|
Воздух |
|||
40Х |
|
Закалка |
830—860 |
|
Масло |
— |
|
|
|
|
|
|
|
или вода |
|
|
|
|
Отпуск |
400—600 |
|
Воздух |
До 415 |
ЗОХГС |
| |
Закалка |
860 -880 |
1 |
Масло |
| До 400 |
|
|
|
|
Отпуск |
260-550 |
/ |
или вода |
2* Зак. 753 |
35 |
Отпуск применяют для освобождения зака ленной стали от внутренних напряжений и уменьшения ее хрупкости. При отпуске зака ленную сталь медленно нагревают до заданной температуры, выдерживают и охлаждают с оп ределенной скоростью.
Чем выше температура нагрева закаленной стали nipи отпуске, тем выше ее вязкость и ниже твердость.
Химико-термическая обработка стали — это нагрев, сопровождающийся химическими процессами. Одним из таких процессов являет ся цементация стали.
Цементацию производят в тех случаях, ког да необходимо получить деталь, поверхность которой должна быть твердой, а сердцевина — мягкой. Для этого деталь изготовляют из мяг кой стали, содержащей до 0,25% углерода. Деталь помещают в стальной ящик, дно кото рого и деталь засыпают веществом (карбюри затором) с большим содержанием углерода (смесью 20% соды с 80% мелкого древесного угля). Ящик закрывают крышкой, замазыва ют глиной и нагревают в печи в течение 10— 15 ч до температуры 900—920°С.
В процессе нагревания наружный слой де тали поглощает углерод из древесного угля, окружающего деталь, а .сода содействует уско рению процесса. Таким образом, наружный слой детали насыщается углеродом на глубину 1 — 2,5 мм и превращается в сталь с высоким содержанием углерода (до 0,9 —1%), т. е. в сталь, принимающую закалку. После закалки получается изделие с твердым наружным сло ем и мягкой вязкой сердцевиной.
Основным испытанием металлов является
36
проверка их механических свойств, осуществ ляемая стандартными методами:
испытание металлов на растяжение (ГОСТ
1497 —61);
испытание на твердость по Бринеллю
(ГОСТ 10241—40);
испытание на твердость по Роквеллу
(ГОСТ 10242 — 40).
К вспомогательным материалам относятся: смазочные, .прокладочные и уплотнительные материалы; транспортерные ленты, приводные ремни, рукава (шланги); -стальные -проволоч ные канаты и др.
5. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями качества, смазочных мате риалов являются: липкость, вязкость, темпера тура вспышки и застывания.
Липкость —свойство смазки прилипать к смазываемой поверхности.
Вязкость — характеризует способность час тиц смазки сохранять связь между собой для того, чтобы смазка не вытекала из зазоров между трущимися .поверхностями. При нагре ве -вязкость уменьшается, при охлаждении — увеличивается. Чем больше нагрузка на тру щиеся поверхности, чем меньше скорость, с которой они движутся, тем больше должна быть вязкость.
Температура вспышки —температура, до которой необходимо нагреть смазку, чтобы ее пары вспыхнули -при приближении пламени.
Температуразастывания — температура, при которой смазка застывает (густеет); в холодное время применяют сорта с наиболее низкой температурой застывания.
37
Смазочные материалы делятся ,на две груп пы: жидкие масла и густые машинные мази (консистентные смазки).
Жидкие масла получают из нефти перегон кой ее в специальных установках.
Густые машинные мази —это смазочные материалы, представляющие собой смесь из 75 — 90% жидкого масла и мыла. Мази при меняют в тех случаях, когда затруднен доступ жидкого масла к местам смазки.
Смазочные материалы хранят в закрытой посуде— бачках, бидонах, масленках. Напол нение смазочных приборов производят при по мощи специальных ведер, леек, масленок. На полнение масленок жидкими маслами произ водят через воронку с сеткой, имеющей 144 отверстия на 1 см2. Перед наполнением масле нок нужно дать маслу отстояться.
6. ПРОКЛАДОЧНЫЕ И УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В качестве прокладочных и уплотнительных материалов применяют асбестовые и резиновые изделия (бумагу, картон, фибру и войлок).
Асбест относится к группе волокнистых ми нералов. Асбест состоит из кремнезема, окиси магния и окиси кальция. Волокна достигают длины до 300 мм при толщине от 0,2 до 1 мм. Асбест обладает большой прочностью, элас тичностью, плохо проводит тепло и электриче ство. Из асбеста приготовляют: волокно, шнур, листы, асбестометаллическую армированную ленту и др. Асбестовое волокно, шнур и листы применяют как набивочный, уплотнительный и прокладочный материал для предупрежде
38
ния просачивания жидкости, пара или газа между соединен,ными деталями.
Ферродо — асбестовая ткань с прокладкой из тонкой медной проволоки; применяется в тормозных механизмах для обкладки рабочей поверхности стальных лент, а также во фрик ционных механизмах. Ферродо изготовляют лентами различных размеров в виде колодок разнообразных форм и размеров.
Резина — продукт переработки каучука ве ществами, называемыми вулканизаторами (се ра, натрий и др.). Резина обладает эластич ностью, стойкостью против вибраций, проч ностью.
Резиновые прокладки применяют в качест ве уплотнителей, предотвращающих просачи вание горячей воды.
Паронит—листовой прокладочный матери ал, состоящий из асбеста и резины. Прокладки из паронита устойчивы против действия бензи на и масла. Бумажные и картонные прокладки применют при уплотнении соединенных дета лей, не подвергающихся нагреву.
Фибра — материал, приготовляемый из сло ев тонкой бумаги, смоченных раствором хло ристого цинка. Фибра прочна, хорошо обраба тывается на станках и может применяться как электроизоляционный материал.
Войлок—применяют для изготовления про кладок. Войлочные прокладки защищают подшипники от попадания в них грязи, предо храняют от коррозии.
Транспортерные ленты изготовляют из про резиненной или обычной хлопчатобумажной ткани.
Прорезиненная хлопчатобумажная лен га состоит из прокладок хлопчатобумажной тка
39
ни, соединенных вулканизированной резиной. Число прокладок зависит от ширины ленты, толщина прокладок от 1,25 до 2 мм.
По наружной поверхности лента покрыта обкладкой из резины. Толщина обкладки по верхности ленты зависит от транспортируемо го материала. Лента поставляется в рулонах кусками длиной до 120 м. Характеристики транспортерных лент приведены в табл. 4 и 5.
|
|
Т а б л и ц а |
4 |
|
|
Зависимость числа прокладок от ширины |
|
||
|
транспортерной ленты |
|
|
|
Ширина |
|
|
|
|
ленты |
300 400 500 650 |
800 1000 1200 |
1400 1600 |
|
в мм |
||||
Число |
|
|
|
|
прокла |
3—5 3—8 3—9 3—10 3—11 3-11 3—12 3—12 3 -12 |
|||
док |
||||
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
Зависимость толщины обкладки транспортерной |
|
|||
|
ленты от перемещаемых материалов |
|
||
|
|
Толщина обкладок ленты |
|
|
Перемещаемые материалы |
|
|
|
|
средней твердости |
рабочей |
нерабочей |
|
|
|
|
|
||
|
|
поверхности |
поверхности |
|
Порошкообразные |
0,75 |
0,75 |
|
|
Мелкозернистые |
1,5 |
0,75 |
|
|
Крупнозернистые |
2,5 |
Г |
|
|
Кусковые |
3 |
1 |
|
Приводные ремни. При работе строитель ных машин применяют прорезиненные плоские и клиновидные приводные ремни.
40