Файл: Озиранский, С. Л. Энергопромышленные комплексы на базе гидроэлектростанций. (Экономический аспект проблемы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Когда территория нового энергоисточника включа­ ется в состав эпергопромышлеппого комплекса [такое положение имеет место при строительстве Усть-Илим­ ской ГЭС или при строительстве Рогунской ГЭС, которая

по проектным предположе­

 

 

 

ниям будет передавать свою

 

 

 

энергию в Нурек для даль­

 

 

 

нейшего развития

Южного

 

 

 

(Таджикского)

энергопро-

 

 

 

мы шлеи иого

ком плекса].

но­

 

 

 

2.

Когда

территория

 

 

 

вого

энергоисточника

не

 

 

 

включается в состав энерго-

 

 

 

промышленного

ком плекса.

 

 

 

Например,

передача энергии

 

 

 

от Осиновской, Игарской и

 

 

 

Нижне-Тунгусской

гидро­

 

 

 

электростанции на юг вфор-

 

 

 

мирующиеся Средие-Енисей-

 

 

 

ский,

Богучанский и другие

 

 

 

районы не

дает

основания

 

 

 

включать

районы

располо­

 

 

 

жения этих станций в состав

Рис. 10. Схема определения

рассматриваемых

энерго-

границ

эпергопромышлеппого

промышленных

комплексов.

комплекса.

Критерием

в каждом случае

э — точки

равновеликих затрат по

э н е р г и и ; ----- X ---------- энергетиче­

должны служить прежде все­

изученности района; — • — • — --------

 

 

 

 

 

 

 

ская

г р а н и ц а ; -------------- граница

го возникающие хозяйствен­

граница, определяемая водохрани­

ные и транспортные связи,

лищем;

....................— граница, опре­

деляемая

инфраструктурой;---------

которые диктуют

общность

-----------------граница комплекса.

производственных,

строи­

 

 

 

тельных и других интересов.

Так, строительство Усть-Илимской или Рогунской ГЭС немыслимо без строительных баз и коллективов соответ­ ственно Братской и Нурекской станций. Такие же тес­ ные связи остаются между этими районами и в эксплуа­ тационный период. Что же касается Игарской и Нижне-

Тунгусской станций, то, кроме энергетических

связей,

они никакого отношения к рассматриваемым

на юге

комплексам не имеют.

 

На рис. 10 показана схема определения границ по

сумме вышеуказанных факторов.

факторов, связанных

Выше мы рассмотрели группу

с влиянием на границы комплекса

самой гидроэлектро­

8—329

113


станции. Между тем, вопрос о границах района, как уже было сказано, решается на более широкой основе и прежде всего с учетом специализации предприятии ком­ плекса и его связей.

В этом смысле очень показательно определение гра­ ниц Братского энергопромышленного комплекса, где строятся мощные предприятия общесоюзного значения: электрометаллургия, переработка леса и горнодобываю­ щие.

По этому признаку в 50-е годы в комплекс включался Тайшет­ ский район, где намечался крупный металлургический комбинат пол­ ного профиля по производству стали и проката. В дальнейшем значительно пересмотрены технология и масштабы производства Тайшетского комбината, а энергетическая база не только Брат­ ского. но и Усть-Илимского гидроузла почти полностью >иепользуется для других целей. В этих условиях вряд ли целесообраз­ но включать Тайшетский район, который имеет свою особую спе­ циализацию, в состав Братского эиергопромышленного комплекса. Изменение специализации характерно и для Змминского района. В первоначальный период он был отнесен к Братскому эпергопромышлеиному комплексу по признаку общности структуры хозяйства, наличию развитой лесной и деревообрабатывающей промышленно­ сти. Однако с открытием в Зн.мниском районе богатых месторожде­ ний фосфоритов, на базе которых возможно создание центра хими­

ческих производств, этот

район стал в большей мере тяготеть

к Иркутско-Черемховскому

эперго.хммнческому комплексу.

9. ИНФРАСТРУКТУРА КОМПЛЕКСА

Наличие данных об энергоисточнике и базовых про­ мышленных предприятиях формируемого комплекса по­ зволяет перейти к инфраструктуре энергопромышленно­ го комплекса, т. е. к определению численности населе­ ния и масштабов городского и поселкового строительства, инженерных и транспортных коммуникаций, обслу­ живающих, смежных и сопутствующих производств, строительных баз и т. д., обеспечивающих нормальную жизнь вновь созданного крупного промышленного обра­ зования.

При определении инфраструктуры необходим строгий экономический расчет целесообразности строительства тех или иных предприятий, ибо чрезмерное количество смежных и сопутствующих производств выдвигаемых на первом, наиболее сложном этапе формирования ком­ плексов, приведет к значительным трудностям (распы­ ление капиталовложений и строительного коллектива, удлинение сроков освоения объектов и строительного

114


периода в целом и т. д.). С другой стороны, чрезмерно ограниченное количество сопутствующих и смежных про­ изводств на первом этапе может отразиться на производ­ ственной деятельности основных предприятий и привести к увеличению эксплуатационных издержек, текучести рабочей силы, ухудшению условий жизни трудящихся (недостаточное обслуживание, неполная занятость жен­ щин и т. п.).

Б настоящее время имеются устойчивые связи и нор­ мы, определяющие зависимость между численностью ра­ ботающих и численностью населения с учетом обслужи­ вающего персонала, жилой площадью и площадью го­ рода, масштабами развития обслуживающих произ­ водств; существуют также тесные зависимости между капиталовложениями в различные объекты комплекса и величиной строительно-монтажных работ, мощностью строительной базы, количеством механизмов и т. д.

Сырье предприятии и вывоз продукции определяют величину и направление грузопотоков, которые в свою очередь определяют конфигурацию транспортной сети и т. д. Все это позволяет решить вопрос первоначальной инфраструктуры комплекса с достаточной полнотой.

Строительная база. Основным элементом инфраст­ руктуры ГЭС и комплекса является строительная база. Величина, состав и мощность ее предприятий должны определяться в зависимости от объема капиталовложе­ ний в основные и вспомогательные строительные объек­ ты (включая городское и транспортное строительство). В зависимости от стадии обоснования капиталовложе­ ния могут быть рассчитаны либо по сметным, либо по укрупненным нормам. Важным условием правильного определения величины первоначальных капиталовложе­ ний является единый методический подход. Нарушение единства метода подсчета (некоторые объекты подсчи­ тываются по укрупненным нормам, а другая часть объектов — по имеющимся сметным расценкам и т. д.) может привести к несопоставимым между собой оцен­ кам, что повлечет за собой другие погрешности.

Состав и мощность стройбазы определяются па осно­ ве той части капиталовложений в базовые предприятия, которая относится на строительно-монтажные работы, со­ ставляющие обычно 50—75% от всех капиталовложений. На основе величины этих работ и местоположения строительной базы выбираются состав н мощность ее

предприятий, а затем определяется численность строи­ тельных рабочих.

Учитывая, что наибольший эффект достигается за счет использования одной и той же базы для строитель­ ства различных предприятий и сооружений комплекса, необходимо продумать четкий график ввода отдельных предприятий комплекса с тем, чтобы появилась возмож­ ность более полного и длительного использования строи­ тельных предприятий, сооружений, механизмов.

Оптимум для предприятий строительной базы дол­ жен определяться с учетом строгого соблюдения сроков ввода предприятий, предусмотренных планом.

Внешний транспорт как элемент инфраструктуры комплекса может рассматриваться только для тех транс­ портных сооружений, которые призваны обслуживать хозяйство комплекса. Конфигурация и протяженность этих транспортных путей н направление грузопотоков строго должны вписываться в общую систему хозяйст­ венного комплекса.

Магистральные пути сообщения должны здесь рас­ сматриваться только с точки зрения обслуживающего персонала и служб, которые будут размещены в узлах комплекса и должны быть учтены в расчетах численное-, тп населения, электропотребления, водоснабжения и т. д., а также планировочных решений комплекса и отдельных узлов.

Городское строительство. Важнейшим исходным па­ раметром для определения размеров городского строи­ тельства в пределах комплекса является численность на­ селения. Согласно принятой методике численность город­ ского населения определяется исходя из:

1. Основного (народнохозяйственного градообразую­ щего) задания по росту числа работников промышлен­ ности, транспорта и- административных учреждений раз­ личного значения н т. п.

2. Определения трудовой структуры населения (соот­ ношений градообразующей, обслуживающей и несамо­ деятельной групп населения).

Наличие данных о количестве занятых рабочих на базовых предприятиях, строительной базе и внешнем транспорте позволяет определить градообразующую группу населения в рассматриваемом энергопромышлен­ ном комплексе. По этим данным и принятой трудовой структуре населения можно получить общую числеи-

119


ность населения по периодам формирования и нормаль­ ной эксплуатации энергопромышленных комплексов.

В табл. 24 приводятся иллюстративные данные о ти­ пичной трудовой структуре городского населения ком­ плекса [Л. 16].

Т а б л II ц а 24

Гипотеза т р у д о в о й стр уктуры

н асел ен и я

в зав и си м о ст и

 

от в еличин ы

городов (поселков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина от общей численности населе­

 

 

 

ния городов (поселков), %

 

 

 

Численность

Первая очередь

Перспективный период

 

 

 

Группа населения

 

 

Величина города

населении

 

 

 

 

городоп (по­

 

 

 

 

 

 

 

 

(поселка)

 

 

 

 

 

 

 

 

селков),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. чел.

 

 

 

 

'ОСЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О СЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S3

 

 

 

 

 

 

О d

 

 

 

О S'

 

 

Малые города

От 3 до 10

37

И

52

100

35

16

49

100

(поселки)

 

36

 

 

100

 

 

 

100

Средние

2 5 -50

13

51

34

18

48

Крупные

100—200

36

14

50

100

33

19

48

100

Данные о количестве населения в целом по комплек­ су и по отдельным промышленным узлам позволяют определить размер территории, потребной для развития города; типы застройки; состав и размеры общегородских бытовых и административно-культурных учреждений; объем работы транспорта; объем центральных сооруже­ ний водопровода и канализации; размер пригородной сельскохозяйственной и рекреационной зоны.

Большое влияние на развитие инфраструктуры ком­ плекса и его отдельных узлов будут оказывать измене­ ния трудовой, возрастной и половой структуры населе­ ния. Поэтому указанным показателям следует уделять большое внимание. Как уже упоминалось, появление из­ быточного женского труда приводит к необходимости создания новых производств, не связанных с установ­ ленной для данного комплекса специализацией. Мо­ лодежный состав требует расширения определенных элементов инфраструктуры (учреждения просвещения, детские учреждения, клубы и т. д.).

117