Файл: Озиранский, С. Л. Энергопромышленные комплексы на базе гидроэлектростанций. (Экономический аспект проблемы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
1. Когда территория нового энергоисточника включа ется в состав эпергопромышлеппого комплекса [такое положение имеет место при строительстве Усть-Илим ской ГЭС или при строительстве Рогунской ГЭС, которая
по проектным предположе |
|
|
|
||||||
ниям будет передавать свою |
|
|
|
||||||
энергию в Нурек для даль |
|
|
|
||||||
нейшего развития |
Южного |
|
|
|
|||||
(Таджикского) |
энергопро- |
|
|
|
|||||
мы шлеи иого |
ком плекса]. |
но |
|
|
|
||||
2. |
Когда |
территория |
|
|
|
||||
вого |
энергоисточника |
не |
|
|
|
||||
включается в состав энерго- |
|
|
|
||||||
промышленного |
ком плекса. |
|
|
|
|||||
Например, |
передача энергии |
|
|
|
|||||
от Осиновской, Игарской и |
|
|
|
||||||
Нижне-Тунгусской |
гидро |
|
|
|
|||||
электростанции на юг вфор- |
|
|
|
||||||
мирующиеся Средие-Енисей- |
|
|
|
||||||
ский, |
Богучанский и другие |
|
|
|
|||||
районы не |
дает |
основания |
|
|
|
||||
включать |
районы |
располо |
|
|
|
||||
жения этих станций в состав |
Рис. 10. Схема определения |
||||||||
рассматриваемых |
энерго- |
границ |
эпергопромышлеппого |
||||||
промышленных |
комплексов. |
комплекса. |
|||||||
Критерием |
в каждом случае |
э — точки |
равновеликих затрат по |
||||||
э н е р г и и ; ----- X ---------- энергетиче |
|||||||||
должны служить прежде все |
изученности района; — • — • — -------- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ская |
г р а н и ц а ; -------------- граница |
|
го возникающие хозяйствен |
граница, определяемая водохрани |
||||||||
ные и транспортные связи, |
лищем; |
....................— граница, опре |
|||||||
деляемая |
инфраструктурой;--------- |
||||||||
которые диктуют |
общность |
-----------------граница комплекса. |
|||||||
производственных, |
строи |
|
|
|
тельных и других интересов.
Так, строительство Усть-Илимской или Рогунской ГЭС немыслимо без строительных баз и коллективов соответ ственно Братской и Нурекской станций. Такие же тес ные связи остаются между этими районами и в эксплуа тационный период. Что же касается Игарской и Нижне-
Тунгусской станций, то, кроме энергетических |
связей, |
они никакого отношения к рассматриваемым |
на юге |
комплексам не имеют. |
|
На рис. 10 показана схема определения границ по
сумме вышеуказанных факторов. |
факторов, связанных |
Выше мы рассмотрели группу |
|
с влиянием на границы комплекса |
самой гидроэлектро |
8—329 |
113 |
станции. Между тем, вопрос о границах района, как уже было сказано, решается на более широкой основе и прежде всего с учетом специализации предприятии ком плекса и его связей.
В этом смысле очень показательно определение гра ниц Братского энергопромышленного комплекса, где строятся мощные предприятия общесоюзного значения: электрометаллургия, переработка леса и горнодобываю щие.
По этому признаку в 50-е годы в комплекс включался Тайшет ский район, где намечался крупный металлургический комбинат пол ного профиля по производству стали и проката. В дальнейшем значительно пересмотрены технология и масштабы производства Тайшетского комбината, а энергетическая база не только Брат ского. но и Усть-Илимского гидроузла почти полностью >иепользуется для других целей. В этих условиях вряд ли целесообраз но включать Тайшетский район, который имеет свою особую спе циализацию, в состав Братского эиергопромышленного комплекса. Изменение специализации характерно и для Змминского района. В первоначальный период он был отнесен к Братскому эпергопромышлеиному комплексу по признаку общности структуры хозяйства, наличию развитой лесной и деревообрабатывающей промышленно сти. Однако с открытием в Зн.мниском районе богатых месторожде ний фосфоритов, на базе которых возможно создание центра хими
ческих производств, этот |
район стал в большей мере тяготеть |
к Иркутско-Черемховскому |
эперго.хммнческому комплексу. |
9. ИНФРАСТРУКТУРА КОМПЛЕКСА
Наличие данных об энергоисточнике и базовых про мышленных предприятиях формируемого комплекса по зволяет перейти к инфраструктуре энергопромышленно го комплекса, т. е. к определению численности населе ния и масштабов городского и поселкового строительства, инженерных и транспортных коммуникаций, обслу живающих, смежных и сопутствующих производств, строительных баз и т. д., обеспечивающих нормальную жизнь вновь созданного крупного промышленного обра зования.
При определении инфраструктуры необходим строгий экономический расчет целесообразности строительства тех или иных предприятий, ибо чрезмерное количество смежных и сопутствующих производств выдвигаемых на первом, наиболее сложном этапе формирования ком плексов, приведет к значительным трудностям (распы ление капиталовложений и строительного коллектива, удлинение сроков освоения объектов и строительного
114
периода в целом и т. д.). С другой стороны, чрезмерно ограниченное количество сопутствующих и смежных про изводств на первом этапе может отразиться на производ ственной деятельности основных предприятий и привести к увеличению эксплуатационных издержек, текучести рабочей силы, ухудшению условий жизни трудящихся (недостаточное обслуживание, неполная занятость жен щин и т. п.).
Б настоящее время имеются устойчивые связи и нор мы, определяющие зависимость между численностью ра ботающих и численностью населения с учетом обслужи вающего персонала, жилой площадью и площадью го рода, масштабами развития обслуживающих произ водств; существуют также тесные зависимости между капиталовложениями в различные объекты комплекса и величиной строительно-монтажных работ, мощностью строительной базы, количеством механизмов и т. д.
Сырье предприятии и вывоз продукции определяют величину и направление грузопотоков, которые в свою очередь определяют конфигурацию транспортной сети и т. д. Все это позволяет решить вопрос первоначальной инфраструктуры комплекса с достаточной полнотой.
Строительная база. Основным элементом инфраст руктуры ГЭС и комплекса является строительная база. Величина, состав и мощность ее предприятий должны определяться в зависимости от объема капиталовложе ний в основные и вспомогательные строительные объек ты (включая городское и транспортное строительство). В зависимости от стадии обоснования капиталовложе ния могут быть рассчитаны либо по сметным, либо по укрупненным нормам. Важным условием правильного определения величины первоначальных капиталовложе ний является единый методический подход. Нарушение единства метода подсчета (некоторые объекты подсчи тываются по укрупненным нормам, а другая часть объектов — по имеющимся сметным расценкам и т. д.) может привести к несопоставимым между собой оцен кам, что повлечет за собой другие погрешности.
Состав и мощность стройбазы определяются па осно ве той части капиталовложений в базовые предприятия, которая относится на строительно-монтажные работы, со ставляющие обычно 50—75% от всех капиталовложений. На основе величины этих работ и местоположения строительной базы выбираются состав н мощность ее
предприятий, а затем определяется численность строи тельных рабочих.
Учитывая, что наибольший эффект достигается за счет использования одной и той же базы для строитель ства различных предприятий и сооружений комплекса, необходимо продумать четкий график ввода отдельных предприятий комплекса с тем, чтобы появилась возмож ность более полного и длительного использования строи тельных предприятий, сооружений, механизмов.
Оптимум для предприятий строительной базы дол жен определяться с учетом строгого соблюдения сроков ввода предприятий, предусмотренных планом.
Внешний транспорт как элемент инфраструктуры комплекса может рассматриваться только для тех транс портных сооружений, которые призваны обслуживать хозяйство комплекса. Конфигурация и протяженность этих транспортных путей н направление грузопотоков строго должны вписываться в общую систему хозяйст венного комплекса.
Магистральные пути сообщения должны здесь рас сматриваться только с точки зрения обслуживающего персонала и служб, которые будут размещены в узлах комплекса и должны быть учтены в расчетах численное-, тп населения, электропотребления, водоснабжения и т. д., а также планировочных решений комплекса и отдельных узлов.
Городское строительство. Важнейшим исходным па раметром для определения размеров городского строи тельства в пределах комплекса является численность на селения. Согласно принятой методике численность город ского населения определяется исходя из:
1. Основного (народнохозяйственного градообразую щего) задания по росту числа работников промышлен ности, транспорта и- административных учреждений раз личного значения н т. п.
2. Определения трудовой структуры населения (соот ношений градообразующей, обслуживающей и несамо деятельной групп населения).
Наличие данных о количестве занятых рабочих на базовых предприятиях, строительной базе и внешнем транспорте позволяет определить градообразующую группу населения в рассматриваемом энергопромышлен ном комплексе. По этим данным и принятой трудовой структуре населения можно получить общую числеи-
119
ность населения по периодам формирования и нормаль ной эксплуатации энергопромышленных комплексов.
В табл. 24 приводятся иллюстративные данные о ти пичной трудовой структуре городского населения ком плекса [Л. 16].
Т а б л II ц а 24
Гипотеза т р у д о в о й стр уктуры |
н асел ен и я |
в зав и си м о ст и |
|
||||||
от в еличин ы |
городов (поселков) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина от общей численности населе |
|||||||
|
|
|
ния городов (поселков), % |
|
|
||||
|
Численность |
Первая очередь |
Перспективный период |
||||||
|
|
|
Группа населения |
|
|
||||
Величина города |
населении |
|
|
|
|
||||
городоп (по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(поселка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
селков), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. чел. |
|
|
|
|
'ОСЙ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О СЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S3 |
|
|
|
|
|
|
О d |
|
|
|
О S' |
|
|
Малые города |
От 3 до 10 |
37 |
И |
52 |
100 |
35 |
16 |
49 |
100 |
(поселки) |
|
36 |
|
|
100 |
|
|
|
100 |
Средние |
2 5 -50 |
13 |
51 |
34 |
18 |
48 |
|||
Крупные |
100—200 |
36 |
14 |
50 |
100 |
33 |
19 |
48 |
100 |
Данные о количестве населения в целом по комплек су и по отдельным промышленным узлам позволяют определить размер территории, потребной для развития города; типы застройки; состав и размеры общегородских бытовых и административно-культурных учреждений; объем работы транспорта; объем центральных сооруже ний водопровода и канализации; размер пригородной сельскохозяйственной и рекреационной зоны.
Большое влияние на развитие инфраструктуры ком плекса и его отдельных узлов будут оказывать измене ния трудовой, возрастной и половой структуры населе ния. Поэтому указанным показателям следует уделять большое внимание. Как уже упоминалось, появление из быточного женского труда приводит к необходимости создания новых производств, не связанных с установ ленной для данного комплекса специализацией. Мо лодежный состав требует расширения определенных элементов инфраструктуры (учреждения просвещения, детские учреждения, клубы и т. д.).
117