Файл: Озиранский, С. Л. Энергопромышленные комплексы на базе гидроэлектростанций. (Экономический аспект проблемы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
На транспорте потребление энергии должно быть дифференцировано по видам транспорта — трубный, же лезнодорожный (электротяга), городской транспорт.
Всельскохозяйственном электропотребленни выде ляется орошение.
Вкоммунально-бытовом электропотребленни выде ляются расходы на освещение, силовые процесы, при готовление пищи и т. д.
Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
11. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Процесс территориальной организации энергопромышлеиного комплекса включает систему мероприятий, начиная от выбора площадок для разуіещения промыш ленных, строительных, транспортных, складских объек тов и селитебных территорий, рационализации их взаим ного размещения и кончая исследованием функциональ ных и технологических связей между объектами ком плекса. Правильная территориальная организация или «пространственное планирование» всех объектов позво ляет сократить капиталовложения в энергопромышленпый комплекс и уменьшить расходы на эксплуатацию.
Важными элементами «пространственного планирова ния» энергопромышленных комплексов являются:
территориальное (пространственное) размещение и увязка производственных объектов, коммуникаций, се литьбы;
максимальное использование объектов строительного периода (инженерных коммуникации энергоисточников, жилья, подсобных помещений и т. п.) в эксплуатацион ном периоде;
синхронный ввод в эксплуатацию взаимоувязанных объектов энергетического (ГЭС, ГРЭС, ТЭС) и произ водственного назначения, транспорта, обслуживающих предприятий, а также жилых и культурно-бытовых со оружений.
123
Территориальное (пространственное) размещение. Энергопромышленный комплекс, как правило, включает в себя несколько промышленных узлов.
Узел — это сочетание спланированных на одной тер ритории предприятий, рационально использующих тер риторию и сырьевые ресурсы и связанных единством вспомогательных и обслуживающих производств, едины ми инженерными, коммуникационными, транспортными, водозаборными и другими сооружениями.
В составе комплекса выделяется основной узел, раз мещаемый обычно вблизи районообразующего энерго источника, где сосредотачиваются базовые промышлен ные предприятия. Остальные узлы возникают либо бла годаря наличию полезных ископаемых в районе, либо имеют транспортное или какое-нибудь другое обслужи вающее значение. В некоторых случаях размещение промышленности в нескольких узлах связано с отсутст вием удобных площадок в одном месте пли с невозмож ностью обеспечить некоторые технологические требова ния предприятий (отсутствие удобных рейдов для под хода леса при создании ЛПК). Размещение па несколь ких площадках может диктоваться также отсутствием воды или условий для спуска сточных вод, гигиенически
ми требованиями |
(задымленность, вредные выбросы |
и т. п.). |
|
Из множества факторов, влияющих на эффективность |
|
размещения, можно |
выделить факторы, влияющие па |
эффективность территориального размещения комплекса в целом, и факторы, влияющие на экономическую эффективность размещения отдельных узлов.
К числу первых относится комплексное и взаимоувя занное территориальное размещение (с учетом выбора площадок) в планируемом районе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных баз, транспортных путей и линий электропередачи, сетей инже нерных сооружений и коммуникаций районного значения, размещение предприятий строительной базы. Экономи ческая эффективность этих мероприятий должна вы являться не только в рамках рассматриваемого энерго промышленного комплекса, но с учетом размещения промышленности на территории более обширного райо на. В этих условиях важную роль в рациональном раз мещении энергопромышленных комплексов играет район ная планировка как связующее звено между народнохо-
124
зяпственным планированием и строительным проектиро ванием.
Анализ проектных документов по ряду энергопро мышленных комплексов показывает, что отсутствие рай онной планировки во многих случаях приводит к парал лелизму в строительстве и конъюнктурным решениям, что ухудшает технико-экономические показатели этих комплексов.
Яркой иллюстрацией необходимости учета районных планировок (разработанных на основе перспективных народнохозяйственных планов) при территориальном размещении энергопромышленных комплексов может служить выбор трассы транспортных сооружений для Усть-Илимской ГЭС.
Строительная площадка Усть-Илимской ГЭС у Тол стого мыса удалена от обжитых районов Иркутской области и не имела транспортных и энергетических свя зей с дорогами и линиями электропередач общего поль зования. В связи с этим одной из основных задач под готовительного периода являлось присоединение района створа ГЭС к существующим автомобильным и желез ной дорогам и линиям электропередач. Для выбора внешнего транспорта было рассмотрено несколько ва риантов подъездных путей к створу ГЭС, из которых основными являлись:
1. Автодорожный подъезд по левому берегу р. Анга ры и от Братска до Усть-Илимской ГЭС.
2. Железнодорожный подъезд к строительной пло щадке ГЭС по правому берегу р. Ангары с примыкани ем к Ленской железной дороте у станции Хребтовая.
По технико-экономическим показателям, эти вариан ты характеризуются данными, приведенными в табл. 26.
Т а б л и ц а 26
|
|
|
Эксплупта- |
Общие затра |
|
Строитель- |
Капитало- |
цн иные затра- |
ты на пере- |
Тип связи |
ты за весь |
возкѵ за весь |
||
нал длина, |
вложения. |
строительный |
стр іителыіый |
|
|
им |
млн. руб. |
ггечи 7Д, |
период, |
|
|
|
млн. руб. |
млн. руб. |
Автодорога............... |
250 |
41,6 |
80,3 |
1 2 1 ,0 |
Железная дорога . . |
2 2 0 |
77,0 |
36—68,7* |
113—145,7 |
* При различных иарпаптпх ввода ;inp>ni в строй по срокам.
125
При вводе в строп железной дороги в более ранний период общие капиталовложения и издержки по желез ной дороге меньше на 8,9 млн. руб., чем по автодороге С учетом ввода в строп железной дороги на два года позже общие затраты на строительный период превысят затраты по автодороге на 23,8 млн. руб.
Казалось бы, вопрос о выборе варианта должен быть решен в зависимости от срока ввода дороги. Однако вряд ли было правильным при окончательном выборе варианта транспортной связи исходить только из интере сов строительного периода. Болес правильное решение может быть принято, если исходить из народнохозяйст венной значимости рассматриваемых объектов. В этом случае все преимущества бесспорно находятся на сторо не железной дороги.
Трасса автомобильной дороги проходит по совершен но необжитомому левому берегу п предназначена для перевозки строительных грузов (строительные материа лы, механизмы, конструкции) п некоторого количества леса из зоны водохранилища. После окончания строи тельства дорога по существу утратит свое значение, в то время как железная дорога не только обеспечит связь строительной площадки с транспортной сетью района, но и будет иметь большое значение для развития про изводительных сил среднего Приангарья. Она позволит вовлечь в хозяйственное использование Рудногорское же лезнорудное месторождение и огромные лесные массивы, лежащие в междуречье средней Ангары и верхней Лены, на базе которых могут быть созданы промышленные комплексы по переработке древесины. Железная дорога подойдет к южной окраине Тунгусского бассейна, что позволит проводить здесь более широкие изыскательские работы.
Следует иметь в виду, что железная дорога может быть введена в эксплуатацию до полного окончания ее строительства, что позволит быстрее окупить затрачен ные на нее капиталовложения.
С учетом будущего должен решаться и вопрос элек троснабжения строительной площадки.
В процессе проектирования Усть-Илимской ГЭС были рассмотрены два варианта трассы линии электропередач к створу гидроузла от Братской ГЭС: по левому берегѵ вдоль автодороги, по правому берегу вдоль железной дороги.
126
Так же как п в варианте автодороги, левобережная трасса решает только вопрос снабжения строительства, в то время как правобережная трасса ЛЭП имеет боль шее народнохозяйственное значение, так как увеличива ет надежность снабжения Коршуновского горно-обогати тельного комбината; позволяет электрифицировать уча сток железной дороги Братск —Лена; решает вопрос энергоснабжения строительства Рудногорского рудника и леспромхоза, расположенных по трассе линии элек тропередач.
Кажущийся менее капиталоемким левобережный ва риант уже через два года после своего завершения по требовал бы дополнительно осуществления всех вышепе речисленных мероприятий по правому берегу и по су ществу оказался бы более дорогим.
Аналогичные проблемы возникли при формировании экергопромышленного комплекса на базе Усть-Ижем- ской ГЭС па р. Печоре. Анализ развития производитель ных сил района показал, что наиболее полное использо вание возникающей при ГЭС инфраструктуры и освое ние полезных ископаемых значительного, тяготеющего к ГЭС района может быть достигнуто при изменении трассы железной дороги (рис. 11).
Рекомендовавшаяся трасса железной дороги, соеди няющая район строительства ГЭС с Печорской железной дорогой по кратчайшему расстоянию, проходит по тер ритории, не имеющей широких перспектив хозяйственно го развития. В то же время ведутся активные поисковые работы, результаты которых указывают на большие по тенциальные возможности промышленного развития со седней Тиманской провинции. В связи с этим возможна другая, сдвинутая на запад трасса железной дороги. Эта трасса, идущая по восточному склону Тиманского хреб та, на 100 км длиннее первоначального варианта и доро же его на 30 млн. руб. Однако, учитывая, что прилегаю щий район является весьма перспективным в части его дальнейшего промышленного развития, перерасход средств в связи со строительством этой дороги может окупиться довольно быстро.
Железная дорога вдоль восточного склона Тимана позволит в более короткие сроки освоить открытые в по следние годы и лежащие вдоль трассы месторождения полезных ископаемых, а также лесные ресурсы, практи ческая ценность и рентабельность промышленного освое-
127
Промышленные узлы
Существующие
ОПерспективные
Ресурсы
■ Каменный уголь £ Нефть и газ 9 Соль
'тные магистрали
Рис. II. Схема развития производительных сил района влияния Усть-Ижемской ГЭС.
128
ния которых уже установлены. Кроме того, указанная трасса явится продолжением сооружаемой железнодо
рожной линии Сосногорск — Троицко-Печорск с выходом на Урал.
Предварительные расчеты по распределению капи таловложений по заинтересованным отраслям показали, что при народнохозяйственном подходе к транспортному
Рис. 12. Схема расположения территорий, пригодных для застройки.
строительству затраты на энергетику (с учетом их омертвления) в конечном счете могут бічть снижены с 41
до 10 — 12 или. руб.
При проектировании промышленного узла основная эффективность достигается за счет возможности коопе рирования инженерных сооружений, подсобных поме щений, транспортных устройств, 'создания единого го
рода. Определяющим |
обстоятельством в этом случае |
является площадка, на которой располагается узел. |
|
Анализ ресурсов |
территории показывает, что даже |
в восточных районах, |
отличающихся большой площадью, |
9 —329 |
129 |
Рис. 13. Размещение города |
и промышленности на площадках |
в верхнем бьефе на правом |
н левом берегах. |
при выборе промышленных площадок возникнут сущест венные трудности. Это связано главным образом с тем,
что створ |
гидроэлектростанции |
обычно |
приурочивается |
|
к |
месту, |
где река прорезает |
горный |
хребет и часто |
в |
районе |
строительства ГЭС |
нет хороших площадок, |
а долинные земли, которые в некоторых случаях могли бы быть использованы, затапливаются. Безусловно, от каз от створа и перенос его в район, где имеются пло щадки, как правило, нецелесообразен (хотя в некото рых случаях и это имело место). Такой перенос значи тельно удорожил бы комплекс, так как затраты в гидро узел совершенно несоизмеримы с затратами на освоение и инженерное оборудование даже самых сложных пло щадок.
От величины, конфигурации и расположения площад ки зависит возможная степень коопернровавання ГЭС и промышленного комплекса. Поэтому выбору и сравне
но
Рис. 14. Размещение города и промышленности на правом берегу.
нию площадок для принятого состава промышленного узла и составлению вариантов схемы единого генераль ного плана отводится важное место в системе экономи ческих расчетов (рис. 12, 13, 14, 15). По генеральному плану комплекса для всех узлов разрабатываются сле дующие вопросы:
1)размещение производственных объектов;
2)обеспечение максимальной возможности коопера ции основных и подсобно-вспомогательных производств, единого решения транспортных и инженерно-технических коммуникаций;
3)осуществление строительного блокирования, уни фикации и сокращения типоразмеров основных конст рукций;
4)размещение селитебных территорий.
Подход к решению этих вопросов и их технико-эконо мическое обоснование во многом зависят от специфики промышленых узлов, определяемой составом предприя-
0* |
131 |
Рис. 15. Размещение города в нижнем и верхнем бьефах иа правом и левом берегах, промышленности — в нижнем бьефе на правом берегу.
тий и местными условиями. Можно выделить три наибо лее характерных типа промышленных узлов:
1. Промышленный узел со сложившейся промышлен ной застройкой, где имеет место относительно неболь шой объем нового строительства и реконструкции дей ствующих объектов.
2.Промышленный узел, комплектующийся из от дельных индивидуально запроектированных или уже строящихся предприятий.
3.Промышленный узел, формирующийся из новых предприятий на неосвоенной площадке.
Особый интерес вызывает третий случай формирова ния промышленных узлов, который является наиболее характерным для новых энергопромышленных комплек сов. Большое внимание уделяется здесь вопросам выбо ра строительной площадки, возможностям кооперации как подсобных, так и основных производств, обеспече-
132