Файл: Меерович, В. Г. Оборот средств и эффективность производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

допустить, что эффективность оборотных средств из-за прогресса в использовании материалов возросла, не повлияв при этом на степень эффективности использова­ ния основных фондов, рост их эффективности не может быть одинаковым. Встав на эту точку .зрения, пришлось бы учитывать реально существующие различия в эффек­ тивности использования оборотных средств по отраслям, предприятиям, их элементам. Это потребовало бы вве­ дения множественности уровней их платности. Задача же состоит в унификации платности, что позволит сти­ мулировать рациональную структуру основных произ­ водственных фондов. Если это верно для основных фон­ дов, то еще более верно для оборотных средств, так как существует прямая зависимость между эффектив­ ностью использования оборотных средств и основных фондов.

По этой же причине при введении раздельных ставок платы за основные производственные фонды и за обо­ ротные средства ставки платы за последние надо было бы установить на среднем уровне. При этом не учиты­ вается влияние роста производительности оборудования и применения более эффективных сырья и материалов на ускорение оборота средств.

Таким образом, по многим причинам нецелесооб­ разно вводить раздельную плату за основные фонды и за оборотные средства.

Неправильно учитываются в соотношении между за­

тратами

и результатами производства сезонные запасы

в легкой

и пищевой промышленности, формируемые в

настоящее время за счет кредитов, выдаваемых по спе­

циальному

ссудному счету по

ставке 2—3% годовых.

В этих отраслях собственные

средства не.

являются

основным

источником формирования всех

оборотных

средств. По данным за 1971 г., среднегодовые нормируе­

мые оборотные

средства по отношению к

нормативу

были

выше в

легкой

промышленности

примерно

в 2,5

раза, в том

числе

текстильной — в 3 раза, пище­

вой — в 4 раза. Высокий удельный вес сезонных запасов и их низкая платность (2—3% годовых) не соответствуют высокой рентабельности производства в легкой и пище­ вой промышленности. Поскольку за сезонные запасы не взимается плата за фонды, то ставка процента за кре­ дит по сезонным запасам должна устанавливаться не-

96


сколько выше ее уровня с учетом экономического эффекта от сочетания собственных и заемных средств.

Общую и расчетную рентабельность также следует определять с учетом сезонных запасов товарно-матери­ альных ценностей, так как только тогда в этих показа­ телях будут отражены затраты на их авансирование. Чтобы избежать влияния колебаний фондообразующих показателей, возникающих из-за неравномерного накоп­ ления сезонных запасов, на формирование фондов эко­ номического стимулирования, целесообразно использо­ вать поправочные коэффициенты. Такие коэффициенты можно определять на основе соотношения между рас­ четной прибылью и рентабельностью по плану за соот­ ветствующие кварталы, с одной стороны, и среднегодо­ вой расчетной прибылью и рентабельностью — с другой.

Допустим, что соотношение между расчетной при­ былью и расчетной рентабельностью по кварталам и среднегодовой расчетной прибылью и рентабельностью и вытекающие из него коэффициенты складываются следующим образом (см. табл. 21 на стр. 98, цифры условные).

Коэффициент изменения расчетной прибыли по ус­ ловиям производства определяется отношением расчет­ ной прибыли за соответствующий квартал, которая мог­ ла бы быть получена при среднегодовой величине производственных фондов, к расчетной прибыли за тот же квартал при среднеквартальных производственных фондах. Коэффициент изменения рентабельности по ус­ ловиям производства определяется как отношение рен­ табельности за соответствующий квартал при средне­ годовых производственных фондах к рентабельности за тот же квартал при среднеквартальных производствен­ ных фондах. Рассмотренные коэффициенты рентабель­ ности и расчетной прибыли следовало бы определять по плану, а использовать их при пересчете соответствующих показателей для определения фондов экономического стимулирования по отчетным данным за соответствую­ щий период. Помножив коэффициенты изменения фондо­ образующих показателей по плану на фактические пока­ затели, получим исправленные фондообразующие пока­ затели, которые можно использовать для начисления фондов экономического стимулирования, как это делает­ ся в обычных условиях. В нашем примере за III квартал

4 В. Г. Меерович

97

 

 

Таблица 21

 

 

 

 

(в тыс. руб.)

 

 

 

 

 

 

Кварталы

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

I

II

III

IV

за год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Основные фонды и оборот-

1600

1300

2800

2300

2000

2.

 

ные средства ...............

. .

Прибыль

нарастающим

100

200

300

400

400

 

 

итогом .................................

 

 

3. Плата за фонды, проценты

 

 

 

 

 

,

 

за кредит,

фиксированные

 

 

 

 

 

 

платежи

(нарастающим

32

54

106

148

148

4.

 

итогом) ..............................

 

%

Общая рентабельность,

6,3

15,4

10,7

17,4

20

5.

 

(2 : 1 X 100) .....................

 

Расчетная

прибыль (2—3)

68

146

194

252

252

6.

Расчетная

рентабельность,

4,3

11,2

6,9

11

12,6

%

(5:1ХЮ0) .....................

 

7.Общая рентабельность при

среднегодовой величине

производственных фондов,

% (стр. 2 : 2000 X 100) . .

5

10

15

20

20

8. Коэффициент изменения об-

0,79

0,65

1,40

1,15

1,00

щей рентабельности (7 : 4)

9.Расчетная прибыль при средней величине произ­ водственных фондов (на-

растающим итогом) ....

63

126

189

252

252

10. Коэффициент

изменения

0,92

0,86

0,97

1

1

расчетной прибыли (9 : 5)

11.Расчетная рентабельность при среднегодовой величи­ не производственных фон-

дов (стр. 9:2000ХЮ0), %

3,15

6,3

9,45

12,6 .

12,6

12. Коэффициент

изменения

 

 

 

 

 

расчетной

рентабельности

0,73

0,56

1,37

1,15

1

(П:6)

..............................

коэффициент

изменения

общей

рентабельности равен

1,4. Если фактическая общая рентабельность составила 10,7%, что соответствует уровню плана, то общая рен­ табельность для определения фондов экономического стимулирования равняется 15% (10,7,Х 1,4), т. е. также на уровне плана. Если фактическая общая рентабель­ ность выше плановой и составляет 12%, то рентабель­ ность, взятая для определения фондов экономического стимулирования, составит 16,8% (12X1,40). По рассчи­ танным коэффициентам могут быть уточнены и другие

98


фондообразующие показатели, так или иначе связанные с величиной производственных фондов. Краткосрочные сезонные кредиты выдаются в пределах не более годовой потребности, в противном случае они (перестанут быть сезонными и краткосрочными. Такие кредиты не могут быть источником формирования долговременных запа­ сов, не подлежат планированию в обычном порядке и нами не рассматриваются.

Предлагаемый порядок планирования позволит из­ бежать колебаний фондообразующих показателей по кварталам из-за сезонных условий снабжения и произ­ водства с учетом требований, предъявляемых к обосно­ ванной платности производственных фондов и экономи­ ческому расчету ставок процентов за сезонные кредиты. В таком случае различия в плате за сверхнормативные запасы по кварталам не дают основания для ее сокра­ щения. С этой точки зрения величина платы за сверх­ нормативные запасы сезонного характера должна пред­ определяться установленным нормативом платы за фон­ ды и обоснованной ставкой процента за кредит.

Таким образом, ссылки на невозможность повышения платности сезонных запасов из-за нестабильности сумм платы по кварталам лишены оснований. Но это не озна­ чает, что в настоящее время имеются все условия для обоснованного повышения платности сезонных запасов. В ряде случаев нужно провести дополнительные органи­ зационные мероприятия, связанные с особыми условия­ ми первичной переработки сельскохозяйственного сырья. Тем не менее в интересах осуществления полного хозяй­ ственного расчета целесообразно начать постепенное (поэтапное, локальное) введение обоснованной плат­ ности сезонных запасов товарно-материальных ценно­ стей.

Специфичны условия введения платы за фонды по ненормируемым оборотным средствам и обоснования ее соотношения с процентом за кредит под расчетные до­ кументы в пути. Этот кредит служит источником денеж­ ных средств для формирования отгруженных товаров. По нашим расчетам, в промышленности за счет кредита под расчетные документы в пути формируется около половины ненормируемых средств. Остальные ненорми­ руемые оборотные средства состоят из разного рода дебиторов, в том числе превышения товаров отгружен­

4*

99


ных, срок оплаты которых не наступил, над кредитами под расчетные документы в пути.

Плату за фонды целесообразно установить на все ненормируемые оборотные средства за вычетом кредита под расчетные документы в пути (либо взимать ее со всех ненормируемых оборотных средств, а в проценте за (кредит учесть лишь экономический эффект от соче­ тания собственных и заемных источников формирования оборотных средств). В порядке исключения целесооб­ разно не взимать плату за фонды по отгруженным това­ рам, если они не оплачены в пределах нормального сро­

ка документооборота

(товары, не оплаченные в срок),

а также за денежные

средства, хранящиеся на расчет­

ном счете. Средний уровень платности ненормируемых оборотных средств должен отражать плату за фонды (кроме средств, с которых плата за фонды в порядке исключения не взимается), а также процент за кредит, в котором учтена эффективность авансирования ненор­ мируемых оборотных средств (в форме ¡расчетных и пла­ тежных кредитов.

■ В настоящее ¡время ставка за кредит под расчетные документы в пути установлена в 2%, Тогда как плата за фонды с ненормируемых оборотных средств не взи­ мается, а уровень процентной ставки за кредит под рас­ четные документы ниже уровня платы за фонды. Про­ центная ставка за платежные кредиты в 1974 г. повы­ шена до 4%. Однако и эта ставка не достигает установ­ ленного норматива платы за фонды.

Ряд экономистов предлагает ввести ставки процента за кредит под расчетные документы в пути в размере ’/2 базисной ставки, мотивируя это тем, что у Госбанка образуется дополнительный источник за счет обрат­ ного пробега документов за оплаченную продукцию, т. е. средств в расчетах, оседающих в банке. Бели 'согла­ ситься с этим, то ставка процента за кредит под расчет­ ные документы в пути могла бы быть уменьшена даже больше, поскольку рассматриваемый кредит выдается по себестоимости продукции, а в составе средств поку­ пателей в расчетах находится прибыль. Следует также отметить, что базисную ставку в этом случае пришлось бы исчислять не от ставки процента, соответствующей плате за фонды, а только в части процента, определен­ ной исходя из эффективности кредита.

100


При решении вопроса о платности ненормируемых оборотных средств большое значение имеет соблюдение принципов плановости и хозрасчета в организации финан­ сов предприятий и объединений. Ставку процента за кре­ дит под расчетные документы в пути можно снизить (или повысить) только тогда, когда снижение (повышение) вытекает из более низкой (высокой) эффективности этого вида кредита, поскольку только так можно стимулиро­ вать рациональное использование кредитных ресурсов. Отсюда следует, что плата за фонды и ставка процента за кредит с учетом эффективности применения послед­ него должны взиматься в полном объеме, как правило, со всех ненормируемых оборотных средств.

При введении платы за фонды по іненормируемым оборотным средствам, как уже отмечалось выше, сле­ довало бы учесть указания Министерства финансов

СССР и ЦСУ СССР об исключении средств на расчет­ ном счете из ^состава ненормируемых оборотных средств. Соблюдение этого условия повышает заинтересованность предприятий в ускорении оборачиваемости оборотных средств за счет их «высвобождения» из оборота путем преобразования товарной формы в денежную. В этом есть определенная условность. Но такая условность вы­ годна народному хозяйству и кредитной системе, так как временно свободные средства на расчетном счете исполь­ зуются банком для кредитования других ¡предприятий, а предприятия освобождаются от излишних товарно-ма­ териальных ценностей. Экономической заинтересован­ ности в высвобождении излишних ценностей и ускорении их оборачиваемости способствуют плата за фонды, про­ цент за кредит, порядок определения расчетной прибыли и расчетной рентабельности, оборачиваемости оборотных средств. В этой связи начисление процентов государственйым предприятиям с денежных средств, хранящих­ ся в банке, как предлагают ряд экономистов, может быть лишь дополнительным стимулом повышения такой заин­ тересованности. При освобождении средств на расчетном счете от платы за фонды и определении расчетной рен­ табельности и оборачиваемости оборотных средств без учета этих средств более существенную роль должен играть уровень платы за фонды и процента за кредит.

Предлагаемые меры по установлению обоснованной платности ненормируемых оборотных средств направ­

101

лены на стимулирование равномерной отгрузки и реали­ зации продукции, уменьшение иммобилизации средств в ненормируемые активы из-за нарушения хозяйственно­ финансовой дисциплины, правильную оценку затрат, связанных с обеспечением непрерывности оборота средств с целью осуществления полного хозяйственного расчета.

Ряд экономистов утверждают, что воздействие про­ центов за кредит на формирование фондов экономиче­ ского стимулирования незначительно. Это верно, по­ скольку в ряде случаев занижена платность оборотных средств, формируемых за счет кредита (по ссудам под сезонные запасы сельскохозяйственного сырья, под рас­ четные документы в пути и др.). Занижен и норматив платы за фонды (ниже минимальной эффективности использования производственных фондов), исходя из которого в современных условиях определяется базисная ставка процента за краткосрочный кредит. Следователь­ но, решение этого вопроса зависит от введения обос­ нованного размера процента за кредит с учетом его специфической части и обоснованного уровня платы за фонды.

Некоторые экономисты считают, что для усиления воздействия процента за кредит на производство надо уплаченные проценты полностью или частично (сверх плановых сумм, с учетом коэффициента и т. д.) относить на уменьшение фондов экономического стимулирования. Обычно это нецелесообразно. Введение обоснованных ставок процентов за ¡кредит по всем видам ссуд должно повысить их влияние на формирование фондов экономи­ ческого стимулирования.

Следует отметить, что незначительное влияние про­ центов за кредит связано с тем, что во многих отраслях промышленности удельный вес кредита в источниках формирования производственных фондов невелик. При­ ведем данные, характеризующие долю краткосрочного

кредита в общих источниках

формирования

основных

фондов и

оборотных средств

по промышленности и не­

которым

ее отраслям на 1

января 1972 г.

(см. табл.

22).

Из приведенных данных видно, что в ряде отраслей промышленности удельный вес производственных фон­ дов, формируемых за счет краткосрочного кредита, зна-

102