Файл: Меерович, В. Г. Оборот средств и эффективность производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
допустить, что эффективность оборотных средств из-за прогресса в использовании материалов возросла, не повлияв при этом на степень эффективности использова ния основных фондов, рост их эффективности не может быть одинаковым. Встав на эту точку .зрения, пришлось бы учитывать реально существующие различия в эффек тивности использования оборотных средств по отраслям, предприятиям, их элементам. Это потребовало бы вве дения множественности уровней их платности. Задача же состоит в унификации платности, что позволит сти мулировать рациональную структуру основных произ водственных фондов. Если это верно для основных фон дов, то еще более верно для оборотных средств, так как существует прямая зависимость между эффектив ностью использования оборотных средств и основных фондов.
По этой же причине при введении раздельных ставок платы за основные производственные фонды и за обо ротные средства ставки платы за последние надо было бы установить на среднем уровне. При этом не учиты вается влияние роста производительности оборудования и применения более эффективных сырья и материалов на ускорение оборота средств.
Таким образом, по многим причинам нецелесооб разно вводить раздельную плату за основные фонды и за оборотные средства.
Неправильно учитываются в соотношении между за
тратами |
и результатами производства сезонные запасы |
в легкой |
и пищевой промышленности, формируемые в |
настоящее время за счет кредитов, выдаваемых по спе
циальному |
ссудному счету по |
ставке 2—3% годовых. |
|
В этих отраслях собственные |
средства не. |
являются |
|
основным |
источником формирования всех |
оборотных |
средств. По данным за 1971 г., среднегодовые нормируе
мые оборотные |
средства по отношению к |
нормативу |
||
были |
выше в |
легкой |
промышленности |
примерно |
в 2,5 |
раза, в том |
числе |
текстильной — в 3 раза, пище |
вой — в 4 раза. Высокий удельный вес сезонных запасов и их низкая платность (2—3% годовых) не соответствуют высокой рентабельности производства в легкой и пище вой промышленности. Поскольку за сезонные запасы не взимается плата за фонды, то ставка процента за кре дит по сезонным запасам должна устанавливаться не-
96
сколько выше ее уровня с учетом экономического эффекта от сочетания собственных и заемных средств.
Общую и расчетную рентабельность также следует определять с учетом сезонных запасов товарно-матери альных ценностей, так как только тогда в этих показа телях будут отражены затраты на их авансирование. Чтобы избежать влияния колебаний фондообразующих показателей, возникающих из-за неравномерного накоп ления сезонных запасов, на формирование фондов эко номического стимулирования, целесообразно использо вать поправочные коэффициенты. Такие коэффициенты можно определять на основе соотношения между рас четной прибылью и рентабельностью по плану за соот ветствующие кварталы, с одной стороны, и среднегодо вой расчетной прибылью и рентабельностью — с другой.
Допустим, что соотношение между расчетной при былью и расчетной рентабельностью по кварталам и среднегодовой расчетной прибылью и рентабельностью и вытекающие из него коэффициенты складываются следующим образом (см. табл. 21 на стр. 98, цифры условные).
Коэффициент изменения расчетной прибыли по ус ловиям производства определяется отношением расчет ной прибыли за соответствующий квартал, которая мог ла бы быть получена при среднегодовой величине производственных фондов, к расчетной прибыли за тот же квартал при среднеквартальных производственных фондах. Коэффициент изменения рентабельности по ус ловиям производства определяется как отношение рен табельности за соответствующий квартал при средне годовых производственных фондах к рентабельности за тот же квартал при среднеквартальных производствен ных фондах. Рассмотренные коэффициенты рентабель ности и расчетной прибыли следовало бы определять по плану, а использовать их при пересчете соответствующих показателей для определения фондов экономического стимулирования по отчетным данным за соответствую щий период. Помножив коэффициенты изменения фондо образующих показателей по плану на фактические пока затели, получим исправленные фондообразующие пока затели, которые можно использовать для начисления фондов экономического стимулирования, как это делает ся в обычных условиях. В нашем примере за III квартал
4 В. Г. Меерович |
97 |
|
|
Таблица 21 |
|
|
|
|
(в тыс. руб.) |
||
|
|
|
|
|
|
Кварталы |
|
|
|
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
за год |
||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
1. |
Основные фонды и оборот- |
1600 |
1300 |
2800 |
2300 |
2000 |
|||
2. |
|
ные средства ............... |
. . |
||||||
Прибыль |
нарастающим |
100 |
200 |
300 |
400 |
400 |
|||
|
|
итогом ................................. |
|
|
|||||
3. Плата за фонды, проценты |
|
|
|
|
|
||||
, |
|
за кредит, |
фиксированные |
|
|
|
|
|
|
|
платежи |
(нарастающим |
32 |
54 |
106 |
148 |
148 |
||
4. |
|
итогом) .............................. |
|
% |
|||||
Общая рентабельность, |
6,3 |
15,4 |
10,7 |
17,4 |
20 |
||||
5. |
|
(2 : 1 X 100) ..................... |
|
||||||
Расчетная |
прибыль (2—3) |
68 |
146 |
194 |
252 |
252 |
|||
6. |
Расчетная |
рентабельность, |
4,3 |
11,2 |
6,9 |
11 |
12,6 |
||
% |
(5:1ХЮ0) ..................... |
|
7.Общая рентабельность при
среднегодовой величине
производственных фондов,
% (стр. 2 : 2000 X 100) . . |
5 |
10 |
15 |
20 |
20 |
8. Коэффициент изменения об- |
0,79 |
0,65 |
1,40 |
1,15 |
1,00 |
щей рентабельности (7 : 4) |
9.Расчетная прибыль при средней величине произ водственных фондов (на-
растающим итогом) .... |
63 |
126 |
189 |
252 |
252 |
|
10. Коэффициент |
изменения |
0,92 |
0,86 |
0,97 |
1 |
1 |
расчетной прибыли (9 : 5) |
11.Расчетная рентабельность при среднегодовой величи не производственных фон-
дов (стр. 9:2000ХЮ0), % |
3,15 |
6,3 |
9,45 |
12,6 . |
12,6 |
||
12. Коэффициент |
изменения |
|
|
|
|
|
|
расчетной |
рентабельности |
0,73 |
0,56 |
1,37 |
1,15 |
1 |
|
(П:6) |
.............................. |
||||||
коэффициент |
изменения |
общей |
рентабельности равен |
1,4. Если фактическая общая рентабельность составила 10,7%, что соответствует уровню плана, то общая рен табельность для определения фондов экономического стимулирования равняется 15% (10,7,Х 1,4), т. е. также на уровне плана. Если фактическая общая рентабель ность выше плановой и составляет 12%, то рентабель ность, взятая для определения фондов экономического стимулирования, составит 16,8% (12X1,40). По рассчи танным коэффициентам могут быть уточнены и другие
98
фондообразующие показатели, так или иначе связанные с величиной производственных фондов. Краткосрочные сезонные кредиты выдаются в пределах не более годовой потребности, в противном случае они (перестанут быть сезонными и краткосрочными. Такие кредиты не могут быть источником формирования долговременных запа сов, не подлежат планированию в обычном порядке и нами не рассматриваются.
Предлагаемый порядок планирования позволит из бежать колебаний фондообразующих показателей по кварталам из-за сезонных условий снабжения и произ водства с учетом требований, предъявляемых к обосно ванной платности производственных фондов и экономи ческому расчету ставок процентов за сезонные кредиты. В таком случае различия в плате за сверхнормативные запасы по кварталам не дают основания для ее сокра щения. С этой точки зрения величина платы за сверх нормативные запасы сезонного характера должна пред определяться установленным нормативом платы за фон ды и обоснованной ставкой процента за кредит.
Таким образом, ссылки на невозможность повышения платности сезонных запасов из-за нестабильности сумм платы по кварталам лишены оснований. Но это не озна чает, что в настоящее время имеются все условия для обоснованного повышения платности сезонных запасов. В ряде случаев нужно провести дополнительные органи зационные мероприятия, связанные с особыми условия ми первичной переработки сельскохозяйственного сырья. Тем не менее в интересах осуществления полного хозяй ственного расчета целесообразно начать постепенное (поэтапное, локальное) введение обоснованной плат ности сезонных запасов товарно-материальных ценно стей.
Специфичны условия введения платы за фонды по ненормируемым оборотным средствам и обоснования ее соотношения с процентом за кредит под расчетные до кументы в пути. Этот кредит служит источником денеж ных средств для формирования отгруженных товаров. По нашим расчетам, в промышленности за счет кредита под расчетные документы в пути формируется около половины ненормируемых средств. Остальные ненорми руемые оборотные средства состоят из разного рода дебиторов, в том числе превышения товаров отгружен
4* |
99 |
ных, срок оплаты которых не наступил, над кредитами под расчетные документы в пути.
Плату за фонды целесообразно установить на все ненормируемые оборотные средства за вычетом кредита под расчетные документы в пути (либо взимать ее со всех ненормируемых оборотных средств, а в проценте за (кредит учесть лишь экономический эффект от соче тания собственных и заемных источников формирования оборотных средств). В порядке исключения целесооб разно не взимать плату за фонды по отгруженным това рам, если они не оплачены в пределах нормального сро
ка документооборота |
(товары, не оплаченные в срок), |
а также за денежные |
средства, хранящиеся на расчет |
ном счете. Средний уровень платности ненормируемых оборотных средств должен отражать плату за фонды (кроме средств, с которых плата за фонды в порядке исключения не взимается), а также процент за кредит, в котором учтена эффективность авансирования ненор мируемых оборотных средств (в форме ¡расчетных и пла тежных кредитов.
■ В настоящее ¡время ставка за кредит под расчетные документы в пути установлена в 2%, Тогда как плата за фонды с ненормируемых оборотных средств не взи мается, а уровень процентной ставки за кредит под рас четные документы ниже уровня платы за фонды. Про центная ставка за платежные кредиты в 1974 г. повы шена до 4%. Однако и эта ставка не достигает установ ленного норматива платы за фонды.
Ряд экономистов предлагает ввести ставки процента за кредит под расчетные документы в пути в размере ’/2 базисной ставки, мотивируя это тем, что у Госбанка образуется дополнительный источник за счет обрат ного пробега документов за оплаченную продукцию, т. е. средств в расчетах, оседающих в банке. Бели 'согла ситься с этим, то ставка процента за кредит под расчет ные документы в пути могла бы быть уменьшена даже больше, поскольку рассматриваемый кредит выдается по себестоимости продукции, а в составе средств поку пателей в расчетах находится прибыль. Следует также отметить, что базисную ставку в этом случае пришлось бы исчислять не от ставки процента, соответствующей плате за фонды, а только в части процента, определен ной исходя из эффективности кредита.
100
При решении вопроса о платности ненормируемых оборотных средств большое значение имеет соблюдение принципов плановости и хозрасчета в организации финан сов предприятий и объединений. Ставку процента за кре дит под расчетные документы в пути можно снизить (или повысить) только тогда, когда снижение (повышение) вытекает из более низкой (высокой) эффективности этого вида кредита, поскольку только так можно стимулиро вать рациональное использование кредитных ресурсов. Отсюда следует, что плата за фонды и ставка процента за кредит с учетом эффективности применения послед него должны взиматься в полном объеме, как правило, со всех ненормируемых оборотных средств.
При введении платы за фонды по іненормируемым оборотным средствам, как уже отмечалось выше, сле довало бы учесть указания Министерства финансов
СССР и ЦСУ СССР об исключении средств на расчет ном счете из ^состава ненормируемых оборотных средств. Соблюдение этого условия повышает заинтересованность предприятий в ускорении оборачиваемости оборотных средств за счет их «высвобождения» из оборота путем преобразования товарной формы в денежную. В этом есть определенная условность. Но такая условность вы годна народному хозяйству и кредитной системе, так как временно свободные средства на расчетном счете исполь зуются банком для кредитования других ¡предприятий, а предприятия освобождаются от излишних товарно-ма териальных ценностей. Экономической заинтересован ности в высвобождении излишних ценностей и ускорении их оборачиваемости способствуют плата за фонды, про цент за кредит, порядок определения расчетной прибыли и расчетной рентабельности, оборачиваемости оборотных средств. В этой связи начисление процентов государственйым предприятиям с денежных средств, хранящих ся в банке, как предлагают ряд экономистов, может быть лишь дополнительным стимулом повышения такой заин тересованности. При освобождении средств на расчетном счете от платы за фонды и определении расчетной рен табельности и оборачиваемости оборотных средств без учета этих средств более существенную роль должен играть уровень платы за фонды и процента за кредит.
Предлагаемые меры по установлению обоснованной платности ненормируемых оборотных средств направ
101
лены на стимулирование равномерной отгрузки и реали зации продукции, уменьшение иммобилизации средств в ненормируемые активы из-за нарушения хозяйственно финансовой дисциплины, правильную оценку затрат, связанных с обеспечением непрерывности оборота средств с целью осуществления полного хозяйственного расчета.
Ряд экономистов утверждают, что воздействие про центов за кредит на формирование фондов экономиче ского стимулирования незначительно. Это верно, по скольку в ряде случаев занижена платность оборотных средств, формируемых за счет кредита (по ссудам под сезонные запасы сельскохозяйственного сырья, под рас четные документы в пути и др.). Занижен и норматив платы за фонды (ниже минимальной эффективности использования производственных фондов), исходя из которого в современных условиях определяется базисная ставка процента за краткосрочный кредит. Следователь но, решение этого вопроса зависит от введения обос нованного размера процента за кредит с учетом его специфической части и обоснованного уровня платы за фонды.
Некоторые экономисты считают, что для усиления воздействия процента за кредит на производство надо уплаченные проценты полностью или частично (сверх плановых сумм, с учетом коэффициента и т. д.) относить на уменьшение фондов экономического стимулирования. Обычно это нецелесообразно. Введение обоснованных ставок процентов за ¡кредит по всем видам ссуд должно повысить их влияние на формирование фондов экономи ческого стимулирования.
Следует отметить, что незначительное влияние про центов за кредит связано с тем, что во многих отраслях промышленности удельный вес кредита в источниках формирования производственных фондов невелик. При ведем данные, характеризующие долю краткосрочного
кредита в общих источниках |
формирования |
основных |
|
фондов и |
оборотных средств |
по промышленности и не |
|
которым |
ее отраслям на 1 |
января 1972 г. |
(см. табл. |
22).
Из приведенных данных видно, что в ряде отраслей промышленности удельный вес производственных фон дов, формируемых за счет краткосрочного кредита, зна-
102