Файл: Марочкин, В. Н. Прочность фрикционного контакта учеб. пособие по расчету узлов трения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО в ы с ш е г о И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УССР
ОДЕССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
В.Н. МАРОЧКИН
ПРОЧНОСТЬ ФРИКЦИОННОГО КОНТАКТА
Учебное пособие по расчету узлов трения
ОДЕССА — 1973
\J
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УССР
ОДЕССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО 'КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧБОКИй ИНСТИТУТ
В.Я. М А Р о ч к и н
ПР О Ч Н О С Т Ь
Ф Р И К Ц И О Н Н О Г О К О Н Т А К Т А
Учебное пособие по расчету узлов трения
/
ОДЕССА — 1973
Гос. публкчиая
ндучно-техкл-:P C кая
библиотека о-.л^г
J Н.ЗГ.МПЛПР
ЦуіТА/о- ого злм.
УДК.621
М а р о ч к н н В Н Прочность фрикционного контакта. Учебное пособие ло спец, куірсу «Трибо ника». Мин. ВССО УССР. 1973, 140 стр. Данное пособие рассчитано для студентов технических специальностей и может быть использовано спе циалистами при анализе и оценке работоспособ ности узлов трения.
Работа выполнена п Одесском инженерностроительном институте.
Илл. 26, табл. 25, бнбл. 22 иазв.
( 3 Одесский ордена Трудового Красного Знаменй политехнический институт, 1973 г.
АННОТАЦИЯ
Наука о прочности фрикционного контакта яв ляется составной частью науки о прочности мате риалов. Задачей этой науки является исследование
ипрогнозирование характера сопротивления и разрушения (износа) поверхностей трения твердых тел. Основные ее результаты находят применение при оценке надежности и долговечности работы ма шин. Данное пособие может быть использовано специалистами ВУЗов, НИИ и заводов при анализе
иоценке работоспособности узлов 'трения сопря женных деталей машин, а также при конструиро вании и эксплуатации машин.
Глава первая
ВВЕДЕНИЕ Исторический обзор
Наука о прочности фрикционного контакта является со ставной частью науки о прочности материалов. Особенности этой науки заключаются в следующем: 1) нагружение поверх ностного слоя происходит в отдельных пятнах касания и явля ется динамическим, кратковременным и концентрированным; 2) величина объема контактной зоны, втянутой во взаимодей ствие, является переменной и зависящей от условия нагруже ния контакта; 3) физико-механические свойства поверхност ного слоя при трении претерпевают изменения и не являются постоянными. Эти особенности предопределили позднее раз витие науки о прочности фрикционного контакта.
Первые исследования по оценке износа поверхностей твер дых тел относятся к 20-м годам XX столетия и связаны с ра ботами шведского ученого И. Бринеля (1849—1925). Согласно этим исследованиям, толщина изношенного слоя обратно про порциональна твердости материала. В 1930 г. в США С. Ро зенберг установил, что потеря веса тела при трении пропор циональна нагрузке. В 1940 г. Р. Хольм предпринял первую попытку построить теорию износа. Согласно этой теории по верхностный слой при трении распадается на отдельные ато мы и износ является атомарным. В 1952 г. Д. Барвелл и С. Стронг, исследуя взаимодействия отдельных неровностей шероховатых поверхностей, получили, что линейный износ h пропорционален нагрузке Q и обратно пропорционален твер дости Н-.
h = K ^j |
(1,1) |
4
При этом частицы износа соизмеримы с размерами от дельных неровностей. В следующем году Арчард, исходя из зависимости Д. Барвелла и С. Стронга, экспериментальным путем нашел значения коэффициента /г = 10—2—ІО1-7 для ши рокого класса материалов и для различных узлов трения. В 1956 г. Б. М. Ровинским и в 1957 г. Р. Спур и Т. Ньюком бом было показано, что износостойкость (характеристика об ратная величине износа) зависит от свойств материалов и соответственно пропорциональна модулю упругости в квадра те и в первой степени. В 1957 г. И. В. Крагельский ввел поня тие удельного износа с единичного пятна контакта при одно кратном нарушении фрикционной связи. В 1958 г. в Японии Г. Иошимото ввел понятие коэффициента износа (величины износа на единичном пути скольжения) поверхностей. Это дало возможность сравнивать между собой величины износа при различных режимах трения. В 1962 г. в Америке в одной из фирм авиационной компании появились исследования, со гласно которым величина износа определяется ролью напря жений на контакте и числом нарушений фрикционных связей. Из этих исследований следовало, что долговечность узла трения определяется пройденным путем и обратно пропорцио нальна кубу из контактного давления. Роль условий нагруже ния (скорость, давление) на износ поверхностей широко отра жена в экспериментальных работах Б. И. Костецкого. В послед ние годы М. М. Хрущовым (1969) было получено, что. износо стойкость широкого класса материалов пропорциональна мо дулю упругости в степени 4/з.
Наличие различных экспериментальных работ и расчет ных данных по оценке износа дало возможность классифици ровать виды износа узлов трения в деталях машин. Первая классификация видов износа по кинематическому признаку была даіна И. Бринелем в 1921 г. В 1937 г. В. Ф. Лоренц при вел развернутую классификацию износа в узлах сельскохо зяйственных машин. В 1947 г. А. К- Зайцев разработал-де тальную классификацию видов износа в зависимости от усло вий нагружения контакта. В классификации Б. И. Костец кого (1951) отражена роль структуры материалов на износ. Д. Барвелл в 1952 г., исходя из видов взаимодействия на кон такте, привел новую классификацию видов износа. По И. В. Крагельскому отличительным видом износа является внешнее повреждение контакта. В основу классификации из носа М. М. Хрущова (1955) положены служебные характе ристики узлов трения. В работах Е. Рабиновича виды износа
5
сопоставляются со значением поверхностной энергии твердых
тел. Качественные отличительные признаки лежат в |
основе |
классификации видов износа и в работах Е. А. Чудакова, |
|
Д. В. Конвисаро'ва, В. А. Кисли-ка, П. И. Заморуева, |
М. М. |
Тененнбаума, П. Эйлингера и других авторов [11], [12]. |
|
Анализ работы узлов трения показал, что основным фак |
тором, определяющим эксплуатационные характеристики уз ла трения, является качество поверхности.
При приработке узлов трения качество поверхностей улуч шается; при установившемся процессе трения служебные ха рактеристики поверхностного слоя сохраняются; при наруше нии нормальных условий работы деталей машин поверхности разрабатываются и качество поверхностного слоя ухудшается. В связи с этим можно различать два основных вида механи ческого взаимодействия па контакте: смятие неровностей и выглаживание поверхностей, н вдавливание выступов в по верхностный слой и его разрыхление.
Экспериментальные исследования и анализ условий эк сплуатации машин показал, что величина износа на одном и том же пути скольжения и-за одинаковое время работы мо жет изменяться в широких пределах (таблица).
Таблица
Вид взаимодействия
Упругое взаимодействие однород-
ного контакта ...............................
Установившийся процесс трения .
Приработка поверхностей . . . .
Пластическое взаимодействие на контакте ...........................................
Абразивный износ поверхностей . Разработка поверхностей, предшествующая разруш ению ................
Коэффициент износа
КГ'10 — ІО "11 и менее
ІО-8 — 10-э
ІО“ 6 — ІО"7
ІО-5 — 10_6
0 |
1 о сл |
1 |
1 |
10 2 ~ ІО"3 и более
Резкое различие в значениях коэффициента износа опре деляется прежде всего в том, что нагружение контакта про исходит на пятнах фактического касания поверхностей, а раз рушению (преобразованию) .подвергаются рабочие поверх ности, которые в одних случаях соизмеримы с фактической
6
площадью касания, а в других — с номинальной поверхностью взаимодействия твердых тел.
С другой стороны, макроскопические закономерности про цесса трения и изнашивания твердых тел сложным образом зависят от микроскопических свойств материалов, предопре деляющих характер разрушения контакта.
Поэтому отправным при исследовании процесса сопротив ления и разрушения фрикционного слоя является выбор мо делей структурного и геометрического строения контакта и отдельных выступов на поверхности.
Многочисленные экспериментальные исследования пока зывают, что процессы, происходящие в контактных зонах и * предшествующие разрушению материалов, вызваны жизнеде ятельностью дислокаций и других дефектов, которые дробят структуру поверхностного слоя на отдельные блоки — микро объекты (консуматоры), размеры которых значительно пре восходят атомно-молекулярные масштабы.
Первым дал оценку размеру некогерентного выделения Брукс в 1952 г. По Бруксу критический размер некогерентно го выделения пропорционален размеру элементарной ячейки и обратно пропорционален размеру дефекта в строении ре шетки и составляет порядка 0,1 мкм. Полученная оценка яв ляется приближенной, так как не учитывает прочностные ха рактеристики материалов.
По Фриделю энергия упругих искажений пропорциональ
на размеру искажения в кубе и составляет |
|
£/, = 3Gr03B2 |
( 1.2 ) |
где о — различие в параметрах строения решетки. Так как энергия поверхности раздела, возникающая от нарушения ко герентности, составляет
U2= \т:г\и\ |
(1 ,3 ) |
где U20 — удельная поверхностная энергия, то отсюда можно найти критический размер г некогерентного выделения час тиц. Имеем при
u t > u 3 |
(1 .4 ) |
7
Пусть t/o0 = 500 эрг/см2 и различие в размерах параметров решётки не превосходит 1%, тогда при G = 4- 1011 дин/см2 критический размер частицы составляет 0, 5 мкм.
Такого же порядка составляет расстояние между зонами разрушения в различных сталях в исследованиях Путтика (1957). Из работ Кода и Такеяма (1956), линии скольжения огибали выделения в сплавах па расстоянии 2 мкм. По дан ным Никлсопа (1960), в частицах размера порядка 1 мкм от сутствуют признаки дислокаций.
Однако можно привести исследования, указывающие, что размеры отдельных блоков могут быть и меньшими. Так, зо-
О
пы Гииье-Престона (1961) составляют порядка 200 А, по Са то и Келли (1961) средний диаметр выделений не превосхо-
О
дит 200 А, размеры отдельных частиц в сплавах меди, подан ным Лингвннгстона (1958) и Глена (1960), тоже не превосхо-
О
■дят 200 А. Из исследований Эшблн (1961) размеры окиспых
О
частиц могут достигать чуть больших значений — 1000 А. Из исследований Мотта-Набарро следует, что расстояния
О
между частицами составляют порядка 100 А. По этой теории движущиеся дислокации не нарушают состояние отдельной частицы и, следовательно, не упрочняют материал, если раз мер ее не превосходит значения
d<29* п.51
T .U n
Отсюда, для меди и алюминия размер частицы соответствен-
О
но составляет 500—400 А.
Из приведенных работ следует, что средний размер от дельных блоков включений составляет 0,1—0,01 мкы. Такого же порядка размеров частиц наблюдали П. А. Ребиндер, Е. Д. Щукин и В. Лихтман при самопроизвольном дисперги ровании среды под действием поверхностно-активных веществ, снижавших межфазную поверхностную энергию материала
[21].
Совершенно иные значения имеют частицы при развитых пластических деформациях на контакте и при абразивном изнашивании поверхностных слоев. Так, по исследованиям Рабиновича (1961), размеры частиц при безабразивиом изна шивании определяются из зависимости
6-104С° |
|
(і = н |
(1 ,6 ) |
8
где Н ■— твердость поверхностного слоя. Из этой формулы следует, что размеры частиц составляют порядка 10 мкм. Фи зико-статистический анализ абразивного диспергирования по верхностей позволил Л. С. Цеснеку (1968) получить расчет ную зависимость для оценки размеров частиц износа
5тс (Г — >/з) а |
•ІО13 СМ, |
(1 ,7 ) |
12Г2(1-к)У2 |
где Г — постоянная Грюн'айзепа. Расчеты, выполненные по этой формуле, показали, что размеры диспергированных час тицсоставляют десятки и даже сотни микрон.
Механизмы разрушения твердых тел
Наибольшее распространение получил механизм разруше ния твердых тел, связанный с ролью поверхностной энергии. По Гриффитсу разрушение твердых тел наблюдается тогда, когда упругая энергия нагружения превосходит поверхност ную энергию. Тогда происходит нарушение равновесия име ющихся в твердом теле микротрещин, которые, распространя ясь, выходят на поверхность и вызывают отделение частиц материала. Дополнением к этой теории явились исследования Орована, который учитывал роль энергии местных пласти ческих деформаций в зонах, прилегающих к поверхностям отдельных микротрещин. По этой теории величину межфаз ной удельной поверхностной энергии можно принять равной удельной энергии пластической деформации, которая в сред нем на несколько порядков выше удельной свободной поверх ностной энергии. Тогда линейный размер отделившихся час тиц из формулы
( 1.8)
при U°(p) = 106 зрг/см2 и приложенном напряжении а до
100 дан/мм2 составляет порядка 0,1 мм. Если же не учитывать роль пластических деформаций на межфазных границах н принять значение удельной поверхностной энергии равной 102-f3 эрг/см2, то из предыдущего соотношения размеры частиц получаются равными порядка 0,1 мкм. Из этого анализа сле дует, что пластические деформации в реальном твердом теле способствуют значительным сдвигам, которые, по исследова ниям М. Я. Леонова, способны «вырезать» отдельные зоны, деформирующиеся впоследствии по законам теории упругости.
9