Файл: Марочкин, В. Н. Прочность фрикционного контакта учеб. пособие по расчету узлов трения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
6.Роль покрытий и наплавок в вопросах повышения из носостойкости поверхностей трения.
7.Типы материалов и правила их подбора в узлах трения.
8.Общая характеристика смазочных материалов.
9.Выбор смазки в узлах деталей машин.
10.Общие требования к конструкциям системы смазки.
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. Предмет и задачи трибоники. Какие проблемы выдви нуты в трибонике в связи с техническим прогрессом?
2.Какие вы знаете теории трения и в чем их сущность?
3.Каким требованиям должна отвечать современная тео рия трения?
4.Какова роль геометрии и структуры поверхности твер дого тела в формировании и разрушении фрикционного кон такта?
5.Как зарождаются дефекты в поверхностном слое и ка кую роль они играют в проблеме трения и изнашивания твер
дых тел9
6.В чем сущность контактной задачи трения?
7.В чем заключаются основные принципы расчета фрик ционного контакта?
8.Что называется функцией связи и от каких параметров она зависит?
9.Сформулируйте тепловую задачу трения и какую функ цию выполняют теплофизические параметры?
10. Какова роль дислокаций, в процессе преобразования контакта при трении?
11.Приведите характеристику видов износа поверхностей t трения.
12.Какие существуют основные принципы выбора мате
риалов для узлов трения?
13.Какое влияние оказывают температура, скорость, дав ление, вакуум, среда, облучение и другие факторы на процесс трения и изнашивания твердых тел?
14.Какие существуют основные факторы, повышающие работоспособность узлов трения?
15.Какое значение оказывают обработка поверхностей, облицовка, покрытия, наплавки на процесс трения? Приведи те примеры.
16.Какую роль играет смазка поверхностей при трении?
Виды смазок?
127
17.Роль теории надежности в связи с принципом долго вечности работы узла трения.
18.Как современная энергетическая модель исследования
процесса трения решает проблему об управлении работой со пряженных узлов деталей машин?
19.Какие достоинства и недостатки вы можете назвать в современной энергетической теории трения и изнашивания твердых тел?
20.Какие проблемы вы знаете в трибонике?
П Р И Л О Ж Е Н И Е I
РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ СМАЗКИ ПРИ ТРЕНИИ
Тонкий слой смазки обладает двумя характерными особен ностями: 1 ) малой податливостью, что вызывает большое со противление действию нормальной нагрузки и 2 ) легкой под вижностью, обеспечивающей низкое сопротивление при отно сительном скольжении. Эти качества смазки смягчают харак тер взаимодействия между сопряженными телами и способ ствуют тому, что процесс трения протекает на границе раз дела поверхностей и не захватывает глубинных слоев мате риалов.
Рис. 26
Рассмотрим механизм смазочного действия при трении на осесимметричной относительно оси («стержневой») модели
(рис. 26).
Предположим, что на внешней поверхности контакта, иг рающей роль «наковальни А», нанесен слой смазки толща-
9. З а к . 8041. |
129 |
ной Іг и вязкости 11 . Этот слой при трешш подвергается пери одическим механическим воздействиям со стороны «молота В» размером 2г.
На основании сделанных замечаний смазку можно рас сматривать, как вязкую несжимаемую жидкость. Движение такой жидкости описывается уравнением Стокса.
|
|
~ |
= |
F |
- |
-j -g r a d р - И |
Л31Л |
|
(П1) |
|
где |
V — вектор |
скорости |
частицы; |
|
|
|
||||
|
F — вектор |
массовой |
силы; |
|
|
|
||||
|
Р — плотность среды (смазки) в данной точке объема |
|||||||||
|
в дан/'м3; |
|
кинематической |
вязкости |
в м-)сек\ |
|||||
= Yj/p — коэффициент |
||||||||||
|
у] — коэффициент динамической |
вязкости |
в и.сек/м |
|||||||
|
dp J |
, др у |
, |
др |
к |
â* |
д ч- |
Ö2 |
|
|
grad |
Да= д х 2 |
|
|
|
||||||
Р = д х ‘ |
+ Р |
|
+ |
dz |
д у 2 ^ |
d z 3 ‘ |
В первом приближении можно предположить, что движе ние жидкости при «ударе» происходит в изотермических ус ловиях. Тогда плотность р и вязкость г) могут быть принятыми постоянными. В действительности в условиях термомеханиче ских воздействий на контакте вязкость смазки является пере менной и зависит от приложенного давления *.
Пусть проекция скорости потока на ось х является функ цией координаты у, т. е. Ѵх=и(у). Предположим, что движе ние потока смазки непрерывно, т. е. не зависит от координа
ты X и^-ро (условие стабилизированного движения). Пред
положим также, что давление может изменяться только вдоль оси X и в каждом сечении, перпендикулярном оси х, постоян но.
Тогда, пренебрегая массовыми силами и инерционнььм слагаемым, из уравнения п. 1 получим преобразованное урав нение Стокса для исследования
d 2u |
1 |
dp |
(П2) |
|
Луг |
т\ |
d x ' |
||
|
* Можно считать, что коэффициент вязкости определяется зависимо стью т|= тДО) ехр (p/а) где р — давление на контакте, а — параметр, зави сящий от сорта смазмі;а0 для минеральных масел 500, для растительных
н животных — 1000, По — коэффициент вязкости при атмосферных давле ниях. При р — ІО3 âaH/cM!, а = ІО3 — -, коэффициент -q изменяется
до трех раз.
130
|
dp _ |
dP _ n |
(ПЗ) |
|
rfy |
rf2 |
|
Проинтегрируем уравнение (6.44). Получим. |
|
||
d u |
1 dp |
|
(П4) |
dy |
T) rf.v |
|
|
|
|
Для определем.ия постоянных интегрирования примем следу ющие граничные условия. При у = ± и = 0, что соответ ствует условию прилипания смазки на границе и отсутствию
ее проскальзывания. При у = 0, |
- 0 =0, что соответствует по |
||||
стоянству скорости вблизи оси симметрии потока.. |
|||||
Тогда, |
полагая _у = |
0, |
из |
первого уравнения следует, |
|
что |
С, = 0 , а, полагая |
у = |
-ту, |
из второго уравнения нахо- |
|
дим |
п |
1 dp № |
|
|
|
C2= |
- ^ £ J . |
|
|
|
Учитывая значения постоянных интегрирования, можно . скорость смещения в смазочном слое выразить функциональ ной зависимостью
dp |
|
(П5) |
2г| dx |
|
|
|
|
|
Из этого уравнения следует, что на оси симметрии потока |
||
при у = 0 его скорость максимальна, т. к. |
< 0 . |
|
Найдем среднее значение скорости |
смещения потока по |
|
формуле |
|
|
ft./2 |
|
|
і “«У |
|
|
О тсю д а |
|
|
h2 |
dp |
(*) |
12г) |
dx' |
С другой стороны, из закона сохранения массы также можно получить значение средней скорости потока. Пусть до взаимодействия расстояние между поверхностями определя лось толщиной смазочного слоя h0, а после взаимодействия— толщиной h. Соответственно примем, что в результате взаи модействия смазочный слой получил приращение в направ лении скольжения 2а.
9* |
131 |
Тогда элементы одного и того же объема смазки на по верхности до и после взаимодействуя соответственно можно определить из соотношений
ш 0 = - Л ' 2 /70 и м = к ( л - -\ - cif h.
Предполагая, что за время взаимодействия плотность сма зочного слоя не изменяется, получаем
x-h0 = (х -f я ) 2 //
Отсюда
л-(//0 — A ) = 2 f l ( l f ^ j h .
Вполученном соотношении приращение «а» по сравнению
сразмером элемента контакта 2х составляет ничтожно ма лую величину. Учитывая это, можно записать, что
x(h0— h) — 2ah.
Разделим обе части в последнем соотношении на время взаимодействия t. Тогда можно принять, что о= ^ —^пред ставляет некоторую среднюю скорость «-удара» при взаимо действии, а ис—у — среднюю скорость смещения в смазоч
ном слое. Имеем
Приравняем значения средних скоростей смещений соглас но выражениям (*) и (**) в смазочном слое. Получим:
|
|
dp_ |
6 .VPr, |
|
|
|
|
|
dx |
h3 |
|
|
|
Проинтегрируем это выражение. Получим |
|
|||||
|
Р |
= |
зѵ ѵ 5 |
+ |
С . |
|
|
h3 |
|
||||
Примем, что |
при х — г, |
р — 0. |
Тогда |
|
||
п |
ЗѴ Ѵ |
2 |
р — |
З Ѵ г,(гг — х 2) |
(П6 ) |
|
С = — |
II |
--- !-Ѵі------ |
||||
|
к3 |
|
^ |
|
аJ |
|
Максимальное значение давления в смазочном слое имеет место на оси симметрии контакта. Принимая ,ѵ = 0, получим
ЪѴг,г°- |
1П7) |
Р т = к3 |
132