ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
«столярного дела мастера Ягана Геринга» от 26 сентября 1734 года с ее изображением на чертеже, выполненном Гу севым в конце 1750-х годов. В договоре указывалось, что мастер брался (кроме «статуй резных») «чистою работою по чертежу» сделать «карнизу сокреповкою и с фронто нами дорического ордена 74 сажени, триглифов 39 штук, архитраву сокреповкою дорического ордена 68 саженей, ка пители дорического ж ордена 39 штук, базов дорического ж ордена 39 штук, циману дорического ордена сокреповкою 34 сажени, базаменту сокреповкою 34 сажени», да еще вы точить «болясы». Перечисление архитектурных деталей не позволяет сомневаться в том, что колокольня (а скорее, и весь наружный объем церкви) была выдержана в наиболее простом дорическом ордере. На более позднем чертеже Гу сева она декорирована пилястрами коринфского ордера.
Конечно, эти данные не опровергают того, что постройка была решена не в традиционных формах русского храмо вого зодчества (как церковь Симеона и Анны), а представ ляла собой сооружение базиличного (зального) типа. Это был своеобразный вариант композиционного приема, ис пользованного при создании Петропавловского собора.
Какое же значение имело это здание для прилегающей
кнему территории?
Вте далекие от нас времена, когда строилась церковь,
Большая перспективная дорога не была главной улицей го рода. а являлась только основной транспортной магистралью. Проложенная в 1713 году как кратчайший путь от Адмирал тейства к Новгородскому тракту (совпавшему с трассой со временного Лиговского проспекта), она постепенно превра тилась в гигантскую въездную аллею. Обсаженная по сто ронам в два ряда подстриженными березами, вымощенная булыжником и освещаемая с 1723 года в ночное время фона рями с конопляным маслом, Большая перспективная дорога неизменно производила сильное впечатление на каждого
97
Южный фасад Петропавловского собора. 1799 г.
впервые въезжавшего в го род. Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц после проезда по ней еще в 1721 году сделал следу ющую запись в своем дневни ке: «Она необычайно красива по своему протяжению и чи стоте, в которой ее содержат...
и делает чудесный вид, кото рого я нигде не встречал». А ведь писавшему эти строки довелось много видеть во вре мя поездок по Европе.
И действительно, дорога не могла не поражать. Стоит только воскресить в своем воображении неповторимую по силе картину, которая воз никала перед взглядом пут ника, сворачивавшего на до рогу с Новгородского тракта.
Прямая как стрела магистраль протяженностью около трех верст, фланкируемая бесчисленным множеством березовых стволов, словно бесконечные пропилеи, подводила к одному из важнейших сооружений столицы — Адмиралтейству. Его башня была первым сооружением, которое видел въезжав ший в Петербург. Ориентацией дороги на центральную часть Адмиралтейства подчеркивалось значение нового города как главнейшего порта России, колыбели русского флота.
98
Земцов за свое многолетнее житье в Петербурге не раз имел случай испытать гипнотизирующую силу художест венного воздействия своеобразного зеленого коридора — въезда в столицу.
До середины 1730-х годов участки вдоль Большой перс пективной дороги на всем ее протяжении от Мойки до Ли товского канала не были застроены. По северной ее сто роне, от Лиговского канала до будущего Екатерининского {ныне канала Грибоедова), проходила южная граница Итальянского и Третьего Летнего садов.
Противоположная сторона была освоена еще меньше. Только на месте, позднее занятом Аничковым дворцом, на ходилась бывшая усадьба А. М. Девиера, где с 1727 года размещался штаб Преображенского полка.
Ближе к Мойке можно было кое-где уже встретить от дельные деревянные постройки, которые зачастую стояли
не |
по красной линии дороги, |
а |
в глубине |
участков. |
|||
В |
1732 году на берегу Мойки отвели |
место |
для |
француз |
|||
ской церкви, в следующем, 1733 |
году — для шведской |
(на |
|||||
месте ныне существующей финской), |
а для |
голландской |
|||||
реформатской — «дом Лефорта |
за |
Зеленым |
мостом». |
На |
противоположной стороне Большой перспективной дороги в том же году заложили православную церковь Рождества Богородицы.
За Мойкой, на месте ныне стоящего дома с кинотеатром «Баррикада», находился большой Мытный двор. Далее в сто рону Адмиралтейства располагались морские слободы со скромными одноэтажными строениями.
Какой величественной постройкой на этом небогатом фоне должен был казаться новый каменный храм с много ярусной колокольней, завершенной шпилем... Выбор места для постройки величественного здания обнаруживает талант и проницательность зодчего, как бы угадавшего будущее значение Большой перспективной дороги.
99
План Петербурга с частью почти не застроенной Невской перспективы. 1738 г. Фрагмент.
Застройка левобережной части Невы медленно, но неук лонно росла. Основное ядро города постепенно складыва лось в Адмиралтейской части, хорошо связанной дорогами со всей страной, а не на Васильевском острове, отделенном от материка широкой Невой, движение по которой весной и осенью вообще прекращалось.
100
Одновременно с возведением церкви на Большой перс пективной дороге велось сооружение новой башни Адми ралтейства, игравшей, как указывалось, большую роль в оформлении главной магистрали. Едва ли Земцов мог быть равнодушным созерцателем воплощения столь величествен ного замысла. Ведь Адмиралтейская башня была детищем Ивана Коробова, которого всего лишь пять лет тому назад, он экзаменовал «в архитектурной науке» и признал достой ным иметь звание архитектора. Опытный педагог не ошибся. Строгая, с хорошо найденным силуэтом 72-метровая башня Адмиралтейства, увенчанная позолоченным шпилем с «ябло ком» и корабликом, эффектно замыкала перспективу дороги
ибыла хорошо видна с далекого расстояния.
Кчислу первых работ, выполненных Земцовым на но вой должности, следует отнести перестройку здания Глав ной полицеймейстерской канцелярии. С 1720 года это учреж дение занимало дом В. В. Долгорукова, находившийся на левом берегу Мойки, недалеко от Зеленого моста (сейчас дом № 42). Изображение части дома можно видеть на одном из широко известных гравированных рисунков М. И. Махаева. По внешнему виду он мало отличался от других бога тых домов Петербурга того времени. Рядом с ним, ближе к Большой перспективной дороге, находился полутораэтаж ный дом, некогда принадлежавший архитектору Леблону.
Часто бывая по долгу службы в этом районе, Земцов, должно быть, с тяжелым чувством смотрел на опустевшее жилое здание, стоявшее на противоположном берегу Мойки.
Его владельцы — художники Иван и Роман Никитины,— с которыми он был хорошо знаком, уже несколько лет то мились в мрачных казематах Петропавловской крепости, и исход следствия все еще был неясен.
Арестовали их осенью 1732 года по так называемому «делу Маркела Родышевского», которому Анна Иоанновна, боявшаяся дворцового переворота в пользу Елизаветы Пет-
101
ровны, придала политическую окраску. Был ли Земцов их единомышленником, читал ли он найденный у братьев «па сквильный» памфлет на Феофана Прокоповича, пользовав шегося исключительным доверием императрицы? Ответить
«Проспект Адмиралтейства и около лежа щих строений с частью Невской перспек тивы». Гравюра Г. А. Качалова по ри сунку М. Махаева. 1753 г.
Дорога, обсаженная деревьями, пере секает Адмиралтейский луг. Видны ров с водой и земляные бастионы вокруг вер фи. Слева от Адмиралтейства — Исаакиев-
ская церковь
на эти вопросы трудно. В докумен тах Тайной канцелярии имя Зем цова не называется.
Однако совершенно очевидно, что он был человеком близким для осужденных братьев. Не случайно после вынесения 1 ноября 1737 го да сурового приговора (наказание кнутом Ивана и ссылка обоих братьев в Тобольск) Иван обра тился именно к Земцову с прось бой продать дом «по вольной цене», а деньги переслать им в Сибирь. Если же сделать это ему не удаст ся, то художник просил Земцова поселиться там. Исполнить эту просьбу архитектор не смог. Дере вянный дом либо погиб во время одного из пожаров 1736 — 1737 го дов, либо был разобран, как и дру гие деревянные постройки этой
части города,— ведь указ о ликвидации деревянных соору жений был издан еще в 1733 году.
Хотя правительством и Полицеймейстерской канцеля рией принимались меры для предотвращения пожаров в.
102 |
103 |
«Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триум фальных ворот к востоку». Гравюра Г. А. Качалова по рисунку
М. Махаева. 1753 г.
В центре — Зеленый |
(позднее Полицейский) мост через Мойку. Слева |
от него дом, ранее |
принадлежавший архитектору Леблону, рядом зда |
ние Полицеймейстерской канцелярии. За ними виден купол кирхи
.Петра и Павла. Над линией застройки, справа от дороги, возвышается колокольня церкви Рождества Богородицы.
столице, и особенно вблизи царских резиденций, они то и
.дело возникали в разных местах. Большой ущерб причинил городу пожар в ночь с 11 на 12 августа 1736 года, когда разбушевавшееся пламя уничтожило все, что могло гореть, на огромной территории между Большой перспективной до рогой и безымянным проездом на территории нынешнего
104
переулка Подбельского. За одну ночь выгорела почти вся Морская слобода. Подозревали, что пожар был не следст вием несчастного случая, а результатом поджога, совершен ного лицами, недовольными правлением Анны. Тайная кан целярия энергично взялась за расследование причин его возникновения и розыск виновных. Начались массовые аресты. Полицеймейстерская канцелярия направила свою деятельность на обеспечение порядка и спокойствия в сто лице, на поиски разворованного имущества и оказание по мощи жителям, оставшимся в осеннее время без крова.
Для уяснения размеров ущерба, причиненного пожаром,,
ирешения вопроса о характере застройки пепелища Каби нет министров 15 августа опубликовал указ «о поручении одному полицеймейстерскому офицеру обще с Земцовым произвести в Санкт-Петербурге опись обывательским домам
иживущим в оных лицам». Земцов принимал непосредст венное участие и в разработке новых принципов застройки, которые были изложены в ряде законодательных докумен тов, появившихся в 1736 году.
Нововведения были важными. Увеличивалась ширина улиц, укрупнялись участки, между домами со стороны улиц предписывалось ставить ворота. Это имело положительное
значение: уменьшалась опасность быстрого распространения пожаров, создавались проезды со стороны улиц, в бывших глухих торцовых стенах можно было прорезать окна и тем самым увеличить освещенность помещений и т. д. Следует отметить, что эти новшества разрушали принцип застройки улиц «единою фасадою», введенный Петром I.
Земцову вместе с другими архитекторами, находивши мися в столице, вменялось также в обязанность осмотреть «погорелые здания» и составить проекты новых построек. Во исполнение этого предписания Земцов осенью выполнил чертежи каменного Мытного двора, который намеревались не только построить вблизи Мойки на том же месте, где
105