Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 октября 1714 года Петр I издал указ о запрещении ка­ менного строительства во всем государстве, кроме Петер­ бурга и его ближайших окрестностей. Тем самым он на­ деялся ускорить возведение каменных зданий в новой сто­ лице. Из разных городов России стали прибывать в поисках заработка каменщики, кирпичники и другие мастера. Юный Земцов не мог конкурировать с опытными архитекторами. Однако он не был сторонним созерцателем строительства.

Земцов участвовал летом 1712 года в закладке одного из самых грандиозных сооружений того времени — каменного Петропавловского собора. Кто знает, может быть, он по­ могал Трезини если не в составлении его проекта, то в ис­ полнении отдельных чертежей? Что касается вознагражде­ ния Земцова в эти годы, то достоверно известно, что в тече­ ние первых трех лет пребывания у Трезини он не получал никакого жалованья от Канцелярии городовых дел, и только с 1713 года ему было определено «по 5 рублей на месяц».

Тем не менее он делал большие успехи, заставившие Трезини обратиться к князю А. М. Черкасскому, сменив­ шему Синявина на посту директора Канцелярии городовых дел, с просьбой прибавить ученику жалованье, и оно было увеличено вдвое. Так, с 28 марта 1716 года ему стали пла­ тить уже по 10 рублей в месяц.

Вначале 1716 года Канцелярия городовых дел получила

всвое распоряжение «двор» умершей царевны Натальи Алексеевны и разместила там всех учеников и мастеров, которые ранее жили на Городском острове. Видимо, тогда

же перебрался туда и Земцов, который часто занимался с учениками Трезини, подменяя занятого на стройках учи­

теля.

Аристократическая Первая Литейная набережная улица с этих пор постепенно начала превращаться в место распо­ ложения производственных заведений. Вскоре здесь разме­ стились Монетный двор Берг-коллегии, Шпалерная ману-

20

Д. Трезини. Проект планировки Васильевского острова, утвержденный 1 января 1716 года.

фактура, давшая новое название улице, мастеровой двор и другие учреждения дворцового ведомства.

Эти изменения не были случайны. 1 января 1716 года Петр I утвердил проект планировки Васильевского острова, представленный Доменико Трезини. Остров теперь рас­ сматривался как основной район жилой застройки города. Большинству лиц, живших до этого на левом берегу Невы,

21


предписывалось построить дома на новом месте. На Мо­ сковской стороне богатым людям участков больше не от­

водили.

Часть перешедших в казну участков и построек отвели под жилье для принятых на русскую службу иностранцев. В конце второго десятилетия XVIII века на бывшем «дворе» Марфы Матвеевны разместили известного скульптора Б.-К. Растрелли с сыном и архитектора Н. Микетти. Первые занимали большие хоромы, а в распоряжении Микетти был предоставлен маленький дом, стоявший ближе к хоромам царевича Алексея.

Здесь в соседстве с русскими и иностранными мастерами Земцову суждено было прожить большую часть жизни.

Незаурядные способности и большое трудолюбие спо­ собствовали тому, что Земцов очень рано сформировался как мастер. Поэтому не случайно, когда в конце 1718 года было приказано снова строить в Московском Кремле и Китай-городе только каменные здания, и притом «по ули­ цам, а не во дворах, как в старину», для руководства за­ стройкой, основанной на новых принципах, в начале 1719 года направили Земцова.

Задача, стоявшая перед «архитектурии учеником», оказа­ лась нелегкой. В Москве не было ни зодчих, ни каменщи­ ков. Прекратили производство кирпича. Это были послед­ ствия указа, запрещавшего каменное строительство гделибо, кроме Петербурга и его ближайших окрестностей. Предстояло все начинать сызнова.

Земцов пробыл в Москве недолго — год. В начале 1720 го­ да его уже отозвали в Петербург. Однако большой практи­ ческий опыт, приобретенный на строительстве города в устье Невы, позволил ему за это короткое время кое-что сделать в старой столице. Здесь уже могли проявиться его незаурядные организаторские способности, которые в пол­ ную силу раскрылись в зрелые годы.

22

Посылая вместо Земцова в Москву Никиту Дедина, Трезини предупреждал, что Дедин «против Михайло Земцова наукою не будет, а при мне здесь лутче ево нету». Это было первое официальное признание заслуг молодого зодчего, стоявшего значительно выше своих товарищей по профес­ сии, находившихся в одном с ним ранге «учеников».

Внезапный вызов Земцова в Петербург, очевидно, был связан со смертью в 1719 году трех видных архитекторов: Ж.-Б.-А. Леблона, Г. Маттарнови и Г. И. Устинова-отца. Наиболее ответственные постройки, и в частности дворцо­ вые комплексы Петергофа и Стрельны, теперь были пере­ даны Н. Микетти. Вел он и строительство дворца для Ека­ терины I в Ревеле (ныне Кадриорг в Таллине) и некоторых других зданий. Микетти оказался в весьма сложном поло­ жении. Он всего год прожил в России и плохо еще понимал русскую речь. Естественно, что ему хотелось иметь не только надежного помощника, но и переводчика. Так нача­ лась совместная работа Земцова с другим опытным архи­ тектором, которая продолжалась около трех лет.

Микетти обладал тонким художественным вкусом, был человеком одаренным. Хранящиеся в Государственном Эрмитаже чертежи, искусно выполненные им, свидетельст­ вуют, что Микетти — прекрасный график.

Строительный сезон 1720 года показал, что теперь Ми­ кетти не мог надолго отлучаться из Петербурга. Вместо него для наблюдения за строительством Екатеринентальского дворца надо было послать в Ревель другого архитек­ тора. В Петербурге находилось много «архитектурии уче­ ников», тем не менее выбор пал на Земцова. Вероятно, за тод совместной работы Микетти не мог не заметить пре­ имуществ способного и исполнительного Земцова.

Сохранилась любопытная характеристика, данная Микет­ ти молодому зодчему. «Я, нижеподписавшийся,— сообщал Микетти,— имел ексаменовать как в чертежах, так и в прак-

23


Екатеринентальский дворец. Фотография 1900-х гг.

тике надлежаще именем Михайла Земцова, и я обрел его по убукновенна и достойна в практике архитектурской, и того ради позволяется ему ехать управлять работою... дому...

которой строится в Ревели». Этот документ свидетельствует в равной мере о хорошей подготовке Земцова в области ар­ хитектуры и о том, что Микетти за три года пребывания в Петербурге весьма слабо усвоил русскую речь.

Только после такого лестного отзыва Земцова перевели из учеников в подмастерья, или, как тогда чаще их назы­ вали, в «архитектурии гезели». Теперь он был уравнен в жалованье с Иваном Устиновым и так же, как тот, стал по­ лучать по 180 рублей в год. Конечно, после 120 рублей го­ дового жалованья «архитектурии ученика» этот оклад был больше, но каким ничтожно малым он был в сравнении

24

Белый зал Екатеринентальского дворца. Фотография

1950-х гг.

с окладами мастеров-иностранцев! Даже самые посредствен­ ные из них получали значительно большее вознаграждение.

Слабо знавший строительное дело

С. фан

Звитен

имел

282 рубля 75 копеек в год, Браунштейну с

1715 года

пла­

тили 540 рублей, Н. Гербелю — 850

рублей.

Трезини выда­

валось 1000 рублей, а жалованье наиболее искусных архи­ текторов доходило до 5000 рублей. Такой оклад был преду­ смотрен в договоре с Леблоном.

Изучение челобитных архитектора позволяет прийти к выводу, что Земцов не был богат и знатен. Поместий и дру­ гого недвижимого имущества он не имел и всю жизнь кор­ мился своим трудом. Безразличное отношение со стороны администрации учреждений, в которых он в дальнейшем служил, к вознаграждению его трудов, к повышению в чи­ нах и званиях также свидетельствует о незнатном его про­ исхождении.

Строительный сезон 1721 года Земцов провел в Ревеле. Нф в январе 1722 года он уже прибыл в Петербург для

получения инструкций у «генерального

архитектура» — так

в документах этого времени именовался

Микетти — по во­

просам «устройства фонтанов и беседок в саду, которые надлежит там в Ревеле сочинять». Возможно, Микетти ин­ структировал молодого помощника в своем доме на Первой Литейной набережной улице. Участок Микетти имел 15 са­ женей по этой улице, в глубину простирался на 33 сажени и выходил другой стороной на Вторую Литейную набереж­ ную улицу (ныне северная сторона улицы Каляева). Вдоль его западной границы находились конюшни, погреба, сараи. Сам дом был 9 саженей в длину и представлял собой одно­ этажную постройку на погребах, состоявшую из двух палат, соединенных сенями. Симметрично ему на противополож­ ной стороне участка, обращенной ко Второй Литейной на­ бережной улице, стояла небольшая «людская изба». Участок этот был отдан архитектору по указу Петра I от 21 августа

26


М. Земцов. Проект планировки сада перед Екатеринентальским двор­ цом. 1720-е гг. Фрагмент.

1721 года за «многую ево прилежную работу в домах его царского величества как в Санкт-Питер-Бурхе, так и в Стре­ линой мызе и в Питергофе».

Земцов добивался получения себе в помощники одного из «архитекгурии учеников». Просил он отпустить также с ним в Ревель еще и печника, который бы мог «собрать

27

в свой порядок» присланные из Петербурга печи, а также увеличить число каменщиков и кирпичников. Уверенно чув­ ствовал себя «архитектурии гезель» в роли руководителя строительства, проявляя при этом большое понимание дела и усердие к своей первой самостоятельной, хотя и не автор­

ской работе.

Возвращался Земцов в Ревель в апреле 1722 года не один, а с Михаилом Огибаловым. Спутник его был учеником Микетти. Земцову предстояло не только использовать его как помощника, но и обучить «практике архитектурной на­ уки». Так у Земцова появился свой первый ученик.

Руководя на месте строительством, Земцов должен был дорабатывать проект Микетти и, естественно, вносил в него что-то свое. Этим можно объяснить известную разнохарак­ терность в архитектурной обработке фасадов Екатеринентальского дворца и его интерьеров.

Много вложил сил архитектор в устройство регулярного парка перед дворцом. Хранящиеся в Центральном архиве древних актов чертежи, выполненные Земцовым, яркое тому свидетельство. В создании нарядного парка с клумбами сложного рисунка, беседками и фонтанами ему помогал Илья Сурмин — талантливый русский мастер садово-парко­ вого искусства, с которым в дальнейшем Земцов не раз встретится на работах в Петергофе, Летнем саду и других объектах.

Строительство ревельского дворца было пробой сил мо­ лодого зодчего, который своим примером убедительно до­ казал, что можно стать «добрым архитектором» и без обучения за границей. Вероятно, в этом имел возможность убедиться и сам взыскательный заказчик — Петр I, ибо указ о посылке Земцова в Стокгольм был подписан им в Ревеле. Петр I хорошо знал строительное дело, разбирался в архи­ тектуре. Он утверждал проекты, часто давал подробные ука­ зания, как и что строить, а в некоторых случаях даже со-

28

ставлял эскизы проектов или давал продуманные во всех деталях задания. Петр посылал Земцова в Стокгольм с важ­ ными для строительства столицы заданиями. Сходство кли­ матических условий на всем побережье Балтийского моря позволяло надеяться, что рецепт обмазки зданий, приме­ нявшейся шведами, будет пригоден и для петербургских по­ строек. Указом Петра I Земцову предписывалось не только выяснить, «как у них держится подмаска у палат», но и «приговорить в нашу службу человек двух, также и иных мастеров, ежели есть искусные мастера, каких у нас нет, или есть да дороги, или не потребны, и протчих, в чем у нас есть нужда, нанять».

Земцов успешно справился с поручением. Он нанял во­ семь человек. Среди них были умевшие «всякие мельницы делать», садовник, каменотес, мастера по сооружению «шпицов», мостов, плотин, столяр и другие. Нашел он и опытных каменщиков, которые знали, «какой кирпич употреблять» и как «наружу подмазать крепко, что ни от морозу, ни от мокроты вредиться не будет».

Поездка в Стокгольм, так же как и длительное пребыва­ ние в Ревеле, позволили Земцову познакомиться с образ­ цами готической архитектуры и работами мастеров север­ ного барокко, значительно более сдержанного, чем немец­ кое, итальянское и даже французское, на которых были вос­ питаны мастера-иностранцы, трудившиеся в Петербурге. Вое это расширяло профессиональный кругозор Земцова и обогащало его новыми знаниями.

gfe