ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
9 октября 1714 года Петр I издал указ о запрещении ка менного строительства во всем государстве, кроме Петер бурга и его ближайших окрестностей. Тем самым он на деялся ускорить возведение каменных зданий в новой сто лице. Из разных городов России стали прибывать в поисках заработка каменщики, кирпичники и другие мастера. Юный Земцов не мог конкурировать с опытными архитекторами. Однако он не был сторонним созерцателем строительства.
Земцов участвовал летом 1712 года в закладке одного из самых грандиозных сооружений того времени — каменного Петропавловского собора. Кто знает, может быть, он по могал Трезини если не в составлении его проекта, то в ис полнении отдельных чертежей? Что касается вознагражде ния Земцова в эти годы, то достоверно известно, что в тече ние первых трех лет пребывания у Трезини он не получал никакого жалованья от Канцелярии городовых дел, и только с 1713 года ему было определено «по 5 рублей на месяц».
Тем не менее он делал большие успехи, заставившие Трезини обратиться к князю А. М. Черкасскому, сменив шему Синявина на посту директора Канцелярии городовых дел, с просьбой прибавить ученику жалованье, и оно было увеличено вдвое. Так, с 28 марта 1716 года ему стали пла тить уже по 10 рублей в месяц.
Вначале 1716 года Канцелярия городовых дел получила
всвое распоряжение «двор» умершей царевны Натальи Алексеевны и разместила там всех учеников и мастеров, которые ранее жили на Городском острове. Видимо, тогда
же перебрался туда и Земцов, который часто занимался с учениками Трезини, подменяя занятого на стройках учи
теля.
Аристократическая Первая Литейная набережная улица с этих пор постепенно начала превращаться в место распо ложения производственных заведений. Вскоре здесь разме стились Монетный двор Берг-коллегии, Шпалерная ману-
20
Д. Трезини. Проект планировки Васильевского острова, утвержденный 1 января 1716 года.
фактура, давшая новое название улице, мастеровой двор и другие учреждения дворцового ведомства.
Эти изменения не были случайны. 1 января 1716 года Петр I утвердил проект планировки Васильевского острова, представленный Доменико Трезини. Остров теперь рас сматривался как основной район жилой застройки города. Большинству лиц, живших до этого на левом берегу Невы,
21
предписывалось построить дома на новом месте. На Мо сковской стороне богатым людям участков больше не от
водили.
Часть перешедших в казну участков и построек отвели под жилье для принятых на русскую службу иностранцев. В конце второго десятилетия XVIII века на бывшем «дворе» Марфы Матвеевны разместили известного скульптора Б.-К. Растрелли с сыном и архитектора Н. Микетти. Первые занимали большие хоромы, а в распоряжении Микетти был предоставлен маленький дом, стоявший ближе к хоромам царевича Алексея.
Здесь в соседстве с русскими и иностранными мастерами Земцову суждено было прожить большую часть жизни.
Незаурядные способности и большое трудолюбие спо собствовали тому, что Земцов очень рано сформировался как мастер. Поэтому не случайно, когда в конце 1718 года было приказано снова строить в Московском Кремле и Китай-городе только каменные здания, и притом «по ули цам, а не во дворах, как в старину», для руководства за стройкой, основанной на новых принципах, в начале 1719 года направили Земцова.
Задача, стоявшая перед «архитектурии учеником», оказа лась нелегкой. В Москве не было ни зодчих, ни каменщи ков. Прекратили производство кирпича. Это были послед ствия указа, запрещавшего каменное строительство гделибо, кроме Петербурга и его ближайших окрестностей. Предстояло все начинать сызнова.
Земцов пробыл в Москве недолго — год. В начале 1720 го да его уже отозвали в Петербург. Однако большой практи ческий опыт, приобретенный на строительстве города в устье Невы, позволил ему за это короткое время кое-что сделать в старой столице. Здесь уже могли проявиться его незаурядные организаторские способности, которые в пол ную силу раскрылись в зрелые годы.
22
Посылая вместо Земцова в Москву Никиту Дедина, Трезини предупреждал, что Дедин «против Михайло Земцова наукою не будет, а при мне здесь лутче ево нету». Это было первое официальное признание заслуг молодого зодчего, стоявшего значительно выше своих товарищей по профес сии, находившихся в одном с ним ранге «учеников».
Внезапный вызов Земцова в Петербург, очевидно, был связан со смертью в 1719 году трех видных архитекторов: Ж.-Б.-А. Леблона, Г. Маттарнови и Г. И. Устинова-отца. Наиболее ответственные постройки, и в частности дворцо вые комплексы Петергофа и Стрельны, теперь были пере даны Н. Микетти. Вел он и строительство дворца для Ека терины I в Ревеле (ныне Кадриорг в Таллине) и некоторых других зданий. Микетти оказался в весьма сложном поло жении. Он всего год прожил в России и плохо еще понимал русскую речь. Естественно, что ему хотелось иметь не только надежного помощника, но и переводчика. Так нача лась совместная работа Земцова с другим опытным архи тектором, которая продолжалась около трех лет.
Микетти обладал тонким художественным вкусом, был человеком одаренным. Хранящиеся в Государственном Эрмитаже чертежи, искусно выполненные им, свидетельст вуют, что Микетти — прекрасный график.
Строительный сезон 1720 года показал, что теперь Ми кетти не мог надолго отлучаться из Петербурга. Вместо него для наблюдения за строительством Екатеринентальского дворца надо было послать в Ревель другого архитек тора. В Петербурге находилось много «архитектурии уче ников», тем не менее выбор пал на Земцова. Вероятно, за тод совместной работы Микетти не мог не заметить пре имуществ способного и исполнительного Земцова.
Сохранилась любопытная характеристика, данная Микет ти молодому зодчему. «Я, нижеподписавшийся,— сообщал Микетти,— имел ексаменовать как в чертежах, так и в прак-
23
Екатеринентальский дворец. Фотография 1900-х гг.
тике надлежаще именем Михайла Земцова, и я обрел его по убукновенна и достойна в практике архитектурской, и того ради позволяется ему ехать управлять работою... дому...
которой строится в Ревели». Этот документ свидетельствует в равной мере о хорошей подготовке Земцова в области ар хитектуры и о том, что Микетти за три года пребывания в Петербурге весьма слабо усвоил русскую речь.
Только после такого лестного отзыва Земцова перевели из учеников в подмастерья, или, как тогда чаще их назы вали, в «архитектурии гезели». Теперь он был уравнен в жалованье с Иваном Устиновым и так же, как тот, стал по лучать по 180 рублей в год. Конечно, после 120 рублей го дового жалованья «архитектурии ученика» этот оклад был больше, но каким ничтожно малым он был в сравнении
24
Белый зал Екатеринентальского дворца. Фотография
1950-х гг.
с окладами мастеров-иностранцев! Даже самые посредствен ные из них получали значительно большее вознаграждение.
Слабо знавший строительное дело |
С. фан |
Звитен |
имел |
282 рубля 75 копеек в год, Браунштейну с |
1715 года |
пла |
|
тили 540 рублей, Н. Гербелю — 850 |
рублей. |
Трезини выда |
валось 1000 рублей, а жалованье наиболее искусных архи текторов доходило до 5000 рублей. Такой оклад был преду смотрен в договоре с Леблоном.
Изучение челобитных архитектора позволяет прийти к выводу, что Земцов не был богат и знатен. Поместий и дру гого недвижимого имущества он не имел и всю жизнь кор мился своим трудом. Безразличное отношение со стороны администрации учреждений, в которых он в дальнейшем служил, к вознаграждению его трудов, к повышению в чи нах и званиях также свидетельствует о незнатном его про исхождении.
Строительный сезон 1721 года Земцов провел в Ревеле. Нф в январе 1722 года он уже прибыл в Петербург для
получения инструкций у «генерального |
архитектура» — так |
в документах этого времени именовался |
Микетти — по во |
просам «устройства фонтанов и беседок в саду, которые надлежит там в Ревеле сочинять». Возможно, Микетти ин структировал молодого помощника в своем доме на Первой Литейной набережной улице. Участок Микетти имел 15 са женей по этой улице, в глубину простирался на 33 сажени и выходил другой стороной на Вторую Литейную набереж ную улицу (ныне северная сторона улицы Каляева). Вдоль его западной границы находились конюшни, погреба, сараи. Сам дом был 9 саженей в длину и представлял собой одно этажную постройку на погребах, состоявшую из двух палат, соединенных сенями. Симметрично ему на противополож ной стороне участка, обращенной ко Второй Литейной на бережной улице, стояла небольшая «людская изба». Участок этот был отдан архитектору по указу Петра I от 21 августа
26
М. Земцов. Проект планировки сада перед Екатеринентальским двор цом. 1720-е гг. Фрагмент.
1721 года за «многую ево прилежную работу в домах его царского величества как в Санкт-Питер-Бурхе, так и в Стре линой мызе и в Питергофе».
Земцов добивался получения себе в помощники одного из «архитекгурии учеников». Просил он отпустить также с ним в Ревель еще и печника, который бы мог «собрать
27
в свой порядок» присланные из Петербурга печи, а также увеличить число каменщиков и кирпичников. Уверенно чув ствовал себя «архитектурии гезель» в роли руководителя строительства, проявляя при этом большое понимание дела и усердие к своей первой самостоятельной, хотя и не автор
ской работе.
Возвращался Земцов в Ревель в апреле 1722 года не один, а с Михаилом Огибаловым. Спутник его был учеником Микетти. Земцову предстояло не только использовать его как помощника, но и обучить «практике архитектурной на уки». Так у Земцова появился свой первый ученик.
Руководя на месте строительством, Земцов должен был дорабатывать проект Микетти и, естественно, вносил в него что-то свое. Этим можно объяснить известную разнохарак терность в архитектурной обработке фасадов Екатеринентальского дворца и его интерьеров.
Много вложил сил архитектор в устройство регулярного парка перед дворцом. Хранящиеся в Центральном архиве древних актов чертежи, выполненные Земцовым, яркое тому свидетельство. В создании нарядного парка с клумбами сложного рисунка, беседками и фонтанами ему помогал Илья Сурмин — талантливый русский мастер садово-парко вого искусства, с которым в дальнейшем Земцов не раз встретится на работах в Петергофе, Летнем саду и других объектах.
Строительство ревельского дворца было пробой сил мо лодого зодчего, который своим примером убедительно до казал, что можно стать «добрым архитектором» и без обучения за границей. Вероятно, в этом имел возможность убедиться и сам взыскательный заказчик — Петр I, ибо указ о посылке Земцова в Стокгольм был подписан им в Ревеле. Петр I хорошо знал строительное дело, разбирался в архи тектуре. Он утверждал проекты, часто давал подробные ука зания, как и что строить, а в некоторых случаях даже со-
28
ставлял эскизы проектов или давал продуманные во всех деталях задания. Петр посылал Земцова в Стокгольм с важ ными для строительства столицы заданиями. Сходство кли матических условий на всем побережье Балтийского моря позволяло надеяться, что рецепт обмазки зданий, приме нявшейся шведами, будет пригоден и для петербургских по строек. Указом Петра I Земцову предписывалось не только выяснить, «как у них держится подмаска у палат», но и «приговорить в нашу службу человек двух, также и иных мастеров, ежели есть искусные мастера, каких у нас нет, или есть да дороги, или не потребны, и протчих, в чем у нас есть нужда, нанять».
Земцов успешно справился с поручением. Он нанял во семь человек. Среди них были умевшие «всякие мельницы делать», садовник, каменотес, мастера по сооружению «шпицов», мостов, плотин, столяр и другие. Нашел он и опытных каменщиков, которые знали, «какой кирпич употреблять» и как «наружу подмазать крепко, что ни от морозу, ни от мокроты вредиться не будет».
Поездка в Стокгольм, так же как и длительное пребыва ние в Ревеле, позволили Земцову познакомиться с образ цами готической архитектуры и работами мастеров север ного барокко, значительно более сдержанного, чем немец кое, итальянское и даже французское, на которых были вос питаны мастера-иностранцы, трудившиеся в Петербурге. Вое это расширяло профессиональный кругозор Земцова и обогащало его новыми знаниями.
gfe