Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«АРХИТЕКТОРОМ ПОЛНЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ БЫТЬ ДОСТОИН»

осле возвращения Земцова на родину в судьбе его

Ппроизошли существенные изменения. Микетти уехал в Италию, решив не продлевать срока пребывания в Росси

Он покинул Петербург, оставив незавершенными многие работы. Исполнение его многочисленных обязанностей по­ ручили Земцову. Однако ни его оклад, ни звание, ни чин не изменились к лучшему. Он по-прежнему оставался «архитектурии гезелем» с окладом 180 рублей в год, в то время как Микетти за ту же работу получал 1500 рублей. Не­ смотря на эту несправедливость, сам факт передачи работ

«генерального архитектура» Земцову, который

не имел

еще и звания архитектора, свидетельствует

о фактиче­

ском признании его и царем и руководством

Канцелярии

от строений (так с 1723 года стала именоваться Канце­ лярия городовых дел) равным лучшим иностранным ма­ стерам.

С этого времени Земцов возглавляет все работы, произ­ водившиеся в столичных и загородных царских резиден­ циях. Одной из таких работ в 1723 году было благоустрой­ ство летних садов Петра I, которые занимали территорию нынешних Летнего и Михайловского садов, Марсова поля, Инженерного замка и далее до Невского проспекта. В на­ чале 1720-х годов более или менее законченный вид имел Первый Летний сад, охватывавший северную половину ны­ нешнего Летнего сада. Несмотря на сохранившуюся и по

30

сей день планировку и скульптуру, облик сада тех лет сильно отличался от современного. В этом легко убедиться, если взглянуть на гравюру А. Зубова, выполненную в 1717 году. Она хорошо передает общий регулярный харак­ тер сада с четкой планировкой прямых дорожек, затейли­ вым ковром цветочных клумб, подстриженными невысокими насаждениями. Порой они создавали сплошные зеленые стены, в которых выстригались ниши для скульптуры, фон­ танов или беседок. Значительность вклада Земцова в созда­ ние этого замечательного памятника садово-паркового ис­ кусства XVIII века впервые определила Т. Б. Дубяго.

На долю русского зодчего, кроме завершения начатых до него работ, выпала сложная задача претворить в жизнь грандиозные замыслы Петра I, зафиксированные на чер­ теже, выполненном царем после того, как он отверг проект Леблона. Этот план хранится в Государственном Эрмитаже и имеет любопытную надпись: «Питербурскова государева огороду чертил сам царское величество». Им и должен был руководствоваться Земцов.

Помимо разбивки цветников у Лебяжьего канала в се­ веро-западной части сада зодчий много потрудился над уст­ ройством затейливого лабиринта с фонтанами, под который был отведен большой участок, расположенный в юго-запад­ ной части сада. Планировка лабиринта хорошо видна на плане, исполненном около 1723 года Земцовым. Оформле­ ние фонтанов лабиринта должно было отображать сюжеты знаменитых басен Эзопа. Как свидетельствуют первые био­ графы Петра I, он часто читал эти басни, неизменно вос­ торгаясь их глубоким смыслом.

Что

собой представлял лабиринт? Ответ на этот вопрос

можно

найти в книге Я.

Штейлина, вышедшей в конце

XVIII

века, в которой

дано его подробное описание.

В ней говорится, что боскет (так назывались рощи регуляр­ ных садов) состоял из четырех куртин со шпалерами. На

31


А. Зубов. Летний дворец с садом. 1717 г. Гравюра.

каждом его углу в небольших бассейнах, обложенных мхом и окаймленных раковинами, привезенными с озера Ильмень, стояли фонтаны со скульптурными группами. Фигуры из позолоченного свинца были исполнены иностранными ма­ стерами. Земцов не только детально разработал планировку этой части сада, но и создал эскизы для всех скульптурных групп фонтанов.

32

М. Земцов. План Летнего сада с проектом лаби­

ринта (верхняя часть снимка). 1723—1724 гг.

Фонтан для Летнего сада. Рисунок неизвестного художника. Начало

XVIII в.

Много сделал он и для завершения отделки грота — обя­ зательной принадлежности увеселительных садов XVIII века. Интерьеры подобных павильонов должны были имитировать естественную пещеру, и потому в его отделке применялось много раковин и пестрых мелких камней. В залах грота Ает-

34

него сада были устроены фонтаны и находился водяной орган. Во время пуска фонтанов он начинал играть, напол­ няя грот мелодичной музыкой. Эта интересная постройка не сохранилась. В начале XIX века ее коренным образом перестроил К. И. Росой в Кофейный домик, который и по сей день стоит на берегу Фонтанки. Однако благо­ даря выполненным в 1727 году Земцовым обмерам о гроте, как, впрочем, и о многих других со временем исчезнувших постройках сада, можно получить достаточно полное пред­ ставление.

Одновременно с работами в столичной летней резиден­ ции Земцов руководил благоустройством парка в Петер­ гофе. Микетти не окончил обширной программы, связанной с его созданием. В частности, он не завершил строитель­ ство двух колоннад, возводимых симметрично с двух сторон Большого канала, там, где сейчас помещаются колоннады со львами, созданные в начале XIX века замечательным рус­ ским зодчим А. Н. Воронихиным.

Колоннады Микетти — деревянные, раскрашенные под мрамор, эффектно выделялись среди зелени, подчеркивая красоту панорамы, которая раскрывалась с Верхней тер­ расы. Согласно проекту Микетти стены против колонн были прорезаны полуциркульными арками, сквозь которые

впросветах зелени виднелось море. Еще весной 1723 года, осматривая новые постройки, Петр I распорядился устроить

варках галерей ниши для фонтанов. Однако к устройству их в названном году так и не приступили.

Исполнение этого легло на плечи Земцова, который вскоре представил проект размещения фонтанов и, лучше Микетти учитывая климатические условия, предложил пре­ вратить арки в глухие полуциркульные ниши. Это значи­ тельно утепляло галереи и защищало посетителей от холод­ ных северных ветров. Петр I признал целесообразными предложенные нововведения, но велел в средней нише

35


М. Земцов. Продольный разрез грота в Летнем саду. 1727 г.

сделать двустворчатую широкую дверь, сохранив тем самым возможность, находясь в галерее, любоваться водами Бал­ тики. Колоннады эти с одной стороны имели павильоны, перекрытые куполами. В одном из них царь, любивший раз­ ные затеи, решил поместить «клокшпиль» — музыкальный ин­ струмент с хрустальными колокольчиками, приводившийся в действие водой. Распоряжение о его создании он написал

36

на чертеже Земцова. Этот чрезвычайно любопытный доку­ мент показывает Земцова мастером, способным творчески переработать проект своего предшественника, даже если им был известный архитектор, и создать новую интересную и цельную композицию. Подтверждает он и активную роль Петра I в строительных делах.

Не менее примечательны в этом же плане работы Зем­ цова, связанные с оформлением Большого каскада. В мае 1724 года, не удовлетворенный выполненными в 1721 году в Англии масками по рисункам Леблона и Браунштейна,. Петр I поручил Земцову создать проект нового скульптур­ ного оформления пристенных фонтанов на фасадах Верх­ него грота. «Маскароны с орнаментом», изображающие Нептуна и Вакха, исполненные Б.-К. Растрелли по рисун­ кам Земцова, были значительно крупнее и более соответ­ ствовали масштабам грандиозного сооружения, чем первые-

Земцов работал также над Марлинским каскадом, «нишельными» фонтанами вдоль Большого канала, скульптур­ ные группы которых были созданы на сюжеты «эзоповских

фабул», и многим другим.

Все работы 1723 — 1724 годов убедительно говорят о том,, что Земцов фактически являлся главным архитектором цар­ ских резиденций. Естественно, что, занимая такое положе­ ние, он находился в постоянном тесном общении с их вла­ дельцем, то осуществляя его замыслы, то предлагая свои решения, большинство которых находило одобрение. Дея­ тельность Земцова этих лет показывает, что он выступал как уже вполне зрелый мастер. Заметно изменилось и от­ ношение к нему. Теперь он был не исполнителем чужих проектов, вынужденным согласовывать с автором и заказ­ чиком каждое нововведение, а уверенным в своих силах распорядителем строительства, осуществлявшим собствен­ ные замыслы и руководившим работой многих иноземных мастеров. Как уже говорилось, сам Б.-К. Растрелли выпол-

37

М. Земцов. Проект фонтанных колоннад. 1723 г.

мял по его рисункам, признанным наиболее удачными, маскароны для грота в Петергофе, а при изготовлении скульптурных групп для фонтанов лабиринта Летнего сада к нему прикомандировывали целую группу иностранцев. Им предписывалось быть «безотлучно и делать со всяким поспешением, как покажет он, Земцов».

К этому времени в полную силу раскрылось мастерство Земцова-графика. После отъезда Микетти он считался луч­ шим исполнителем перспективных видов и чертежей. Петр I выбрал именно его для «срисовывания» Петергофа и Стрельны. Их виды Петр I хотел отгравировать по образцу хорошо ему известных альбомов с перспективами знаменитых фран­ цузских и итальянских дворцов и парков.

Тогда же Земцову поручили еще копирование таблиц «Трактата об архитектуре» Себастьяна Леклерка, изданного в Париже в 1714 году. Копировал он и какие-то чертежи, присланные из Франции и переданные ему Петром I для использования их при строительстве Петергофа и Летнего сада.

38


Маскарон «Нептун». По рисунку М. Земцова ис­

полнил Б.-К. Растрелли. Фотография 1930-х гг.


Из донесения Земцова от 19 октября 1724 года видно, что, хотя он работал «в холодных каморах» и испытывал большой недостаток в бумаге и красках, тем не менее боль­ шую часть этого задания он выполнил.

Зодчего не раз использовали на подобных работах. Ис­ ключительные работоспособность и деловитость позволяли ему справляться с ними и одновременно осуществлять стро­ ительство в Екатеринентале, Дубках, Петергофе, Стрельне, Летнем саду и других местах, не вызывая неудовольствия взыскательного, нетерпеливого и вспыльчивого царя.

Кроме работ, возложенных на талантливого «архитектурии гезеля» как на зодчего, эпизодически он исполнял и

.другие обязанности.

В феврале 1724 года его взял с собой Петр I для посе­ щения мастерской Б.-К. Растрелли. Как указывалось, она находилась на Московской стороне, на Первой Литейной набережной улице. Это было внушительных размеров со­ оружение, построенное в 1717 году по проекту скульптора.

•Состояло оно из двух огромных залов и трех относительно небольших «камор», предназначенных для работы резчиков, рисования и «для постановления моделев и других малень­ ких вещей, статуй и протчего».

Посещение скульптора царем было вызвано не только желанием посмотреть приготовленную к отливке модель своего первого скульптурного «поясного портрета». Он же­ лал убедиться в справедливости жалобы Растрелли на главу Канцелярии от строений У. А. Синявина. Как доносил вая­ тель, Синявин чинил ему всякие помехи в работе и посто­ янно задерживал жалованье, чем нарушал распоряжения Петра I об оказании помощи и предоставлении всего необ­ ходимого для выполнения царского заказа.

Чтобы быстрее разобраться в этом деле и лучше понять объяснения обиженного Синявиным скульптора, Петр I и взял с собой Земцова, знавшего сложные взаимоотношения

40

заносчивого графа с администрацией Канцелярии от стро­ ений. Земцов участвовал в разборе претензий Б.-К. Раст­ релли уже второй раз. В конце 1723 года ему пришлось об­ следовать работу скульптора и его сына, талантливого юноши Франческо-Бартоломео, по отделке дома барона П. П. Шафирова, стоявшего на берегу Городского острова (ныне Петровская набережная). Представленные тогда Земцовым сведения доказали обоснованность требований обоих Раст­ релли, и деньги, причитавшиеся им за работу, были выданы.

Чем разрешился конфликт на этот раз, выяснить не уда­ лось. Земцову приходилось и в дальнейшем не раз засту­ паться за скульптора, когда отношения его с Канцелярией от строений накалялись до предела. Так было при отливке второго бюста Петра I. Тогда у Растрелли в самый разгар работы отняли мастеров П. Луковникова и Г. Андреева, производивших формовку скульптуры. Только энергичное вмешательство Земцова заставило администрацию Канцеля­ рии отменить свое распоряжение и вернуть их в мастерскую ваятеля.

Все это характеризует Земцова как человека справедли­ вого, прямого, готового прийти на помощь и заступиться за товарища по профессии. Такие черты характера зодчеготруженика, знавшего истинную цену творческого труда, бес­ спорно вызывали симпатию и расположение многих, кто с ним близко сталкивался. Кроме того, на этом примере вид­ но, что он чувствовал себя уверенно, высказывал свои суж­ дения смело, держался независимо и не боялся осложне­ ний во взаимоотношениях с администрацией Канцелярии от строений, в штате которой состоял.

В эти годы, несмотря на невероятную загруженность, Земцов много времени и сил отдавал подготовке отечест­ венных специалистов. Он был не только кровно заинтере­ сован в хорошо обученных помощниках, но и любил педа­ гогическую деятельность. Из собственного горького опыта

41