ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
«АРХИТЕКТОРОМ ПОЛНЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ БЫТЬ ДОСТОИН»
осле возвращения Земцова на родину в судьбе его
Ппроизошли существенные изменения. Микетти уехал в Италию, решив не продлевать срока пребывания в Росси
Он покинул Петербург, оставив незавершенными многие работы. Исполнение его многочисленных обязанностей по ручили Земцову. Однако ни его оклад, ни звание, ни чин не изменились к лучшему. Он по-прежнему оставался «архитектурии гезелем» с окладом 180 рублей в год, в то время как Микетти за ту же работу получал 1500 рублей. Не смотря на эту несправедливость, сам факт передачи работ
«генерального архитектура» Земцову, который |
не имел |
еще и звания архитектора, свидетельствует |
о фактиче |
ском признании его и царем и руководством |
Канцелярии |
от строений (так с 1723 года стала именоваться Канце лярия городовых дел) равным лучшим иностранным ма стерам.
С этого времени Земцов возглавляет все работы, произ водившиеся в столичных и загородных царских резиден циях. Одной из таких работ в 1723 году было благоустрой ство летних садов Петра I, которые занимали территорию нынешних Летнего и Михайловского садов, Марсова поля, Инженерного замка и далее до Невского проспекта. В на чале 1720-х годов более или менее законченный вид имел Первый Летний сад, охватывавший северную половину ны нешнего Летнего сада. Несмотря на сохранившуюся и по
30
сей день планировку и скульптуру, облик сада тех лет сильно отличался от современного. В этом легко убедиться, если взглянуть на гравюру А. Зубова, выполненную в 1717 году. Она хорошо передает общий регулярный харак тер сада с четкой планировкой прямых дорожек, затейли вым ковром цветочных клумб, подстриженными невысокими насаждениями. Порой они создавали сплошные зеленые стены, в которых выстригались ниши для скульптуры, фон танов или беседок. Значительность вклада Земцова в созда ние этого замечательного памятника садово-паркового ис кусства XVIII века впервые определила Т. Б. Дубяго.
На долю русского зодчего, кроме завершения начатых до него работ, выпала сложная задача претворить в жизнь грандиозные замыслы Петра I, зафиксированные на чер теже, выполненном царем после того, как он отверг проект Леблона. Этот план хранится в Государственном Эрмитаже и имеет любопытную надпись: «Питербурскова государева огороду чертил сам царское величество». Им и должен был руководствоваться Земцов.
Помимо разбивки цветников у Лебяжьего канала в се веро-западной части сада зодчий много потрудился над уст ройством затейливого лабиринта с фонтанами, под который был отведен большой участок, расположенный в юго-запад ной части сада. Планировка лабиринта хорошо видна на плане, исполненном около 1723 года Земцовым. Оформле ние фонтанов лабиринта должно было отображать сюжеты знаменитых басен Эзопа. Как свидетельствуют первые био графы Петра I, он часто читал эти басни, неизменно вос торгаясь их глубоким смыслом.
Что |
собой представлял лабиринт? Ответ на этот вопрос |
|
можно |
найти в книге Я. |
Штейлина, вышедшей в конце |
XVIII |
века, в которой |
дано его подробное описание. |
В ней говорится, что боскет (так назывались рощи регуляр ных садов) состоял из четырех куртин со шпалерами. На
31
А. Зубов. Летний дворец с садом. 1717 г. Гравюра.
каждом его углу в небольших бассейнах, обложенных мхом и окаймленных раковинами, привезенными с озера Ильмень, стояли фонтаны со скульптурными группами. Фигуры из позолоченного свинца были исполнены иностранными ма стерами. Земцов не только детально разработал планировку этой части сада, но и создал эскизы для всех скульптурных групп фонтанов.
32
М. Земцов. План Летнего сада с проектом лаби
ринта (верхняя часть снимка). 1723—1724 гг.
Фонтан для Летнего сада. Рисунок неизвестного художника. Начало
XVIII в.
Много сделал он и для завершения отделки грота — обя зательной принадлежности увеселительных садов XVIII века. Интерьеры подобных павильонов должны были имитировать естественную пещеру, и потому в его отделке применялось много раковин и пестрых мелких камней. В залах грота Ает-
34
него сада были устроены фонтаны и находился водяной орган. Во время пуска фонтанов он начинал играть, напол няя грот мелодичной музыкой. Эта интересная постройка не сохранилась. В начале XIX века ее коренным образом перестроил К. И. Росой в Кофейный домик, который и по сей день стоит на берегу Фонтанки. Однако благо даря выполненным в 1727 году Земцовым обмерам о гроте, как, впрочем, и о многих других со временем исчезнувших постройках сада, можно получить достаточно полное пред ставление.
Одновременно с работами в столичной летней резиден ции Земцов руководил благоустройством парка в Петер гофе. Микетти не окончил обширной программы, связанной с его созданием. В частности, он не завершил строитель ство двух колоннад, возводимых симметрично с двух сторон Большого канала, там, где сейчас помещаются колоннады со львами, созданные в начале XIX века замечательным рус ским зодчим А. Н. Воронихиным.
Колоннады Микетти — деревянные, раскрашенные под мрамор, эффектно выделялись среди зелени, подчеркивая красоту панорамы, которая раскрывалась с Верхней тер расы. Согласно проекту Микетти стены против колонн были прорезаны полуциркульными арками, сквозь которые
впросветах зелени виднелось море. Еще весной 1723 года, осматривая новые постройки, Петр I распорядился устроить
варках галерей ниши для фонтанов. Однако к устройству их в названном году так и не приступили.
Исполнение этого легло на плечи Земцова, который вскоре представил проект размещения фонтанов и, лучше Микетти учитывая климатические условия, предложил пре вратить арки в глухие полуциркульные ниши. Это значи тельно утепляло галереи и защищало посетителей от холод ных северных ветров. Петр I признал целесообразными предложенные нововведения, но велел в средней нише
35
М. Земцов. Продольный разрез грота в Летнем саду. 1727 г.
сделать двустворчатую широкую дверь, сохранив тем самым возможность, находясь в галерее, любоваться водами Бал тики. Колоннады эти с одной стороны имели павильоны, перекрытые куполами. В одном из них царь, любивший раз ные затеи, решил поместить «клокшпиль» — музыкальный ин струмент с хрустальными колокольчиками, приводившийся в действие водой. Распоряжение о его создании он написал
36
на чертеже Земцова. Этот чрезвычайно любопытный доку мент показывает Земцова мастером, способным творчески переработать проект своего предшественника, даже если им был известный архитектор, и создать новую интересную и цельную композицию. Подтверждает он и активную роль Петра I в строительных делах.
Не менее примечательны в этом же плане работы Зем цова, связанные с оформлением Большого каскада. В мае 1724 года, не удовлетворенный выполненными в 1721 году в Англии масками по рисункам Леблона и Браунштейна,. Петр I поручил Земцову создать проект нового скульптур ного оформления пристенных фонтанов на фасадах Верх него грота. «Маскароны с орнаментом», изображающие Нептуна и Вакха, исполненные Б.-К. Растрелли по рисун кам Земцова, были значительно крупнее и более соответ ствовали масштабам грандиозного сооружения, чем первые-
Земцов работал также над Марлинским каскадом, «нишельными» фонтанами вдоль Большого канала, скульптур ные группы которых были созданы на сюжеты «эзоповских
фабул», и многим другим.
Все работы 1723 — 1724 годов убедительно говорят о том,, что Земцов фактически являлся главным архитектором цар ских резиденций. Естественно, что, занимая такое положе ние, он находился в постоянном тесном общении с их вла дельцем, то осуществляя его замыслы, то предлагая свои решения, большинство которых находило одобрение. Дея тельность Земцова этих лет показывает, что он выступал как уже вполне зрелый мастер. Заметно изменилось и от ношение к нему. Теперь он был не исполнителем чужих проектов, вынужденным согласовывать с автором и заказ чиком каждое нововведение, а уверенным в своих силах распорядителем строительства, осуществлявшим собствен ные замыслы и руководившим работой многих иноземных мастеров. Как уже говорилось, сам Б.-К. Растрелли выпол-
37
М. Земцов. Проект фонтанных колоннад. 1723 г.
мял по его рисункам, признанным наиболее удачными, маскароны для грота в Петергофе, а при изготовлении скульптурных групп для фонтанов лабиринта Летнего сада к нему прикомандировывали целую группу иностранцев. Им предписывалось быть «безотлучно и делать со всяким поспешением, как покажет он, Земцов».
К этому времени в полную силу раскрылось мастерство Земцова-графика. После отъезда Микетти он считался луч шим исполнителем перспективных видов и чертежей. Петр I выбрал именно его для «срисовывания» Петергофа и Стрельны. Их виды Петр I хотел отгравировать по образцу хорошо ему известных альбомов с перспективами знаменитых фран цузских и итальянских дворцов и парков.
Тогда же Земцову поручили еще копирование таблиц «Трактата об архитектуре» Себастьяна Леклерка, изданного в Париже в 1714 году. Копировал он и какие-то чертежи, присланные из Франции и переданные ему Петром I для использования их при строительстве Петергофа и Летнего сада.
38
Маскарон «Нептун». По рисунку М. Земцова ис
полнил Б.-К. Растрелли. Фотография 1930-х гг.
Из донесения Земцова от 19 октября 1724 года видно, что, хотя он работал «в холодных каморах» и испытывал большой недостаток в бумаге и красках, тем не менее боль шую часть этого задания он выполнил.
Зодчего не раз использовали на подобных работах. Ис ключительные работоспособность и деловитость позволяли ему справляться с ними и одновременно осуществлять стро ительство в Екатеринентале, Дубках, Петергофе, Стрельне, Летнем саду и других местах, не вызывая неудовольствия взыскательного, нетерпеливого и вспыльчивого царя.
Кроме работ, возложенных на талантливого «архитектурии гезеля» как на зодчего, эпизодически он исполнял и
.другие обязанности.
В феврале 1724 года его взял с собой Петр I для посе щения мастерской Б.-К. Растрелли. Как указывалось, она находилась на Московской стороне, на Первой Литейной набережной улице. Это было внушительных размеров со оружение, построенное в 1717 году по проекту скульптора.
•Состояло оно из двух огромных залов и трех относительно небольших «камор», предназначенных для работы резчиков, рисования и «для постановления моделев и других малень ких вещей, статуй и протчего».
Посещение скульптора царем было вызвано не только желанием посмотреть приготовленную к отливке модель своего первого скульптурного «поясного портрета». Он же лал убедиться в справедливости жалобы Растрелли на главу Канцелярии от строений У. А. Синявина. Как доносил вая тель, Синявин чинил ему всякие помехи в работе и посто янно задерживал жалованье, чем нарушал распоряжения Петра I об оказании помощи и предоставлении всего необ ходимого для выполнения царского заказа.
Чтобы быстрее разобраться в этом деле и лучше понять объяснения обиженного Синявиным скульптора, Петр I и взял с собой Земцова, знавшего сложные взаимоотношения
40
заносчивого графа с администрацией Канцелярии от стро ений. Земцов участвовал в разборе претензий Б.-К. Раст релли уже второй раз. В конце 1723 года ему пришлось об следовать работу скульптора и его сына, талантливого юноши Франческо-Бартоломео, по отделке дома барона П. П. Шафирова, стоявшего на берегу Городского острова (ныне Петровская набережная). Представленные тогда Земцовым сведения доказали обоснованность требований обоих Раст релли, и деньги, причитавшиеся им за работу, были выданы.
Чем разрешился конфликт на этот раз, выяснить не уда лось. Земцову приходилось и в дальнейшем не раз засту паться за скульптора, когда отношения его с Канцелярией от строений накалялись до предела. Так было при отливке второго бюста Петра I. Тогда у Растрелли в самый разгар работы отняли мастеров П. Луковникова и Г. Андреева, производивших формовку скульптуры. Только энергичное вмешательство Земцова заставило администрацию Канцеля рии отменить свое распоряжение и вернуть их в мастерскую ваятеля.
Все это характеризует Земцова как человека справедли вого, прямого, готового прийти на помощь и заступиться за товарища по профессии. Такие черты характера зодчеготруженика, знавшего истинную цену творческого труда, бес спорно вызывали симпатию и расположение многих, кто с ним близко сталкивался. Кроме того, на этом примере вид но, что он чувствовал себя уверенно, высказывал свои суж дения смело, держался независимо и не боялся осложне ний во взаимоотношениях с администрацией Канцелярии от строений, в штате которой состоял.
В эти годы, несмотря на невероятную загруженность, Земцов много времени и сил отдавал подготовке отечест венных специалистов. Он был не только кровно заинтере сован в хорошо обученных помощниках, но и любил педа гогическую деятельность. Из собственного горького опыта
41